город Ростов-на-Дону |
|
24 сентября 2014 г. |
дело N А32-40578/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 сентября 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Сулименко О.А., судей Ефимовой О.Ю., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ковалевой В.Ю.,
при участии:
от заявителя: представитель по доверенности от 16.01.2014 - Куколева Н.Н., паспорт.
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.06.2014 по делу N А32-40578/2013, принятое судьей Левченко О.С.,
по заявлению открытого акционерного общества им. Т.Г. Шевченко
к заинтересованному лицу Департаменту имущественных отношений Краснодарского края
о признании незаконным отказа
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество им. Т.Г. Шевченко (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением ОАО им. Т.Г. Шевченко, Щербиновский район, с. Екатериновка (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконными действий Департамента имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент), выразившихся в отказе от 25.10.2013 N 52-17167/13-32.20; обязании департамента подготовить и направить в адрес общества для подписания проект договора купли-продажи земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами: 23:36:0501003:28, площадью 1029719 кв. м; 23:36:0501003:27, площадью 264277 кв. м; 23:36:0501003:26, площадью 1037727 кв. м; 23:36:0501003:24, площадью 405393 кв. м; 23:36:0501003:25, площадью 1182885 кв. м, расположенных относительно ориентира: Краснодарский край, Щербиновский район, СПК (колхоз) им. Т.Г. Шевченко, участок N 12 находится примерно в 12 км от ориентира хутор Любимов по направлению на юго-восток, по цене в размере 20% от кадастровой стоимости.
Заявленные требования мотивированы тем, что последовательно на законных основаниях владеет земельными участками общей площадью 392 га, сформированных из единого участка с кадастровым номером 23:36:0501003:0001, в связи с чем администрация неправомерно отказала в предоставлении земельных участков за плату.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 09.06.2014 заявленные требования удовлетворены. Решение мотивировано тем, что начиная с 1993 года, то есть свыше 15 лет, стороны связаны правоотношениями по аренде спорного земельного участка, которые в настоящее время не прекращены. С учетом изложенного, у общества имелись все предусмотренные законом основания для получения в собственность за плату испрашиваемых земельных участков по цене 20% от его кадастровой стоимости.
Департамент имущественных отношений Краснодарского края обжаловал - решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просил решение отменить, в удовлетворении заявления отказать. В обоснование апелляционной жалобы указывает на следующее. Заявитель предоставил департаменту ненадлежаще заверенные копии документов. Полагает, что отсутствие государственной регистрации дополнительного соглашения к договору аренды от 13.08.1998 препятствует квалификации арендных отношений как надлежаще оформленных. Полагает, что материалы дела не позволяют установить срок аренды и местонахождение земельного участка.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества дал суду пояснения относительно идентификации земельного участка. Подтвердил, что договорные отношения с администрацией складывались по поводу одного и того же земельного участка, площадь которого уточнялась. Просил оставить решение суда без изменения. Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие департамента, уведомленного о дате и времени судебного заседания.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, требования ОАО им. Т.Г. Шевченкомотивированы незаконностью отказа в предоставлении в собственность за плату спорных земельных участков, поскольку данные участки, образованные из земельного участка с кадастровым номером 23:36:0501003:0001, не выбывали из владения общества, начиная с 1998 года.
Исследуя обстоятельства дела, суд первой инстанции установил, что постановлением главы Щербиновского района Краснодарского края от 02.07.1998 N 242 "О продлении срока аренды земли" продлена АТОО им. Шевченко аренда земельного участка фонда перераспределения сроком на 5 лет на площади 518 га.
13 августа 1998 года на основании указанного постановления администрация Щербиновского района (арендодатель) и АТОО им. Шевченко (арендатор) заключили договор аренды N 179 земельного участка общей площадью 518 га для выращивания сельскохозяйственных культур сроком на 5 лет.
Договор зарегистрирован в администрации Щербиновского района 13.08.1998.
Постановлением главы Щербиновского района Краснодарского края от 31.12.2002 с согласия арендатора - СПК (колхоза) им. Шевченко прекращено право аренды части земельного участка площадью 94 га, находящегося в бригаде N 3 (поле N 4) СПК (колхоза) имени Шевченко, ранее предоставленного ему по договору аренды от 13.08.1998 N 179.
31 декабря 2002 года администрация Щербиновского района и СПК (колхоз) им. Шевченко заключили дополнительное соглашение к договору аренды от 13.08.1998 N 179, в соответствии с которым в аренду СПК (колхоз) им. Шевченко передается земельный участок площадью 392 га, с кадастровым номером 23:36:0501003:0001, расположенный на северо-востоке Екатериновского сельского округа в 10000 м от с. Екатериновка (пункт 1.1 соглашения).
В пункте 1.3 дополнительного соглашения зафиксировано, что указанный в пункте 1.1 соглашения земельный участок фактически передан арендатору с 13.08.1998 без каких-либо иных документов по передаче имущества.
В 2013 году в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 23:36:0501003:0001 образованы и поставлены на кадастровый учет 09.01.2013 земельные участки с кадастровыми номерами 23:36:0501003:23, площадью 94,0 га; 23:36:0501003:28, площадью 1029719 кв. м; 23:36:0501003:27, площадью 264277 кв. м; 23:36:0501003:26, площадью 1037727 кв. м; 23:36:0501003:24, площадью 405393 кв. м; 23:36:0501003:25, площадью 1182885 кв. м. Местоположение участков установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, Щербиновский район, СПК (колхоз) им. Т.Г. Шевченко, участок N 12 находится примерно в 12 км от ориентира хутор Любимов по направлению на юго-восток. Данный факт подтверждается представленными в материалы дела кадастровыми паспортами земельных участков от 17.07.2013.
1 октября 2013 года общество обратилось в департамент с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 23:36:0501003:28, 23:36:0501003:27, 23:36:0501003:26, 23:36:0501003:24, 23:36:0501003:25, расположенных относительно ориентира: Краснодарский край, Щербиновский район, СПК (колхоз) им. Т.Г. Шевченко, участок N 12 находится примерно в 12 км от ориентира хутор Любимов по направлению на юго-восток.
Департамент в письме от 25.10.2013 N 52-17167/13-32.20 отказал обществу в предоставлении спорных земельных участков в собственность. Отказ мотивирован тем, что на рассмотрение представлены незаверенные надлежащим образом документы (устав СПК (колхоза), копия паспорта директора общества, копия постановления главы администрации Щербиновского района от 29.01.1993 N 37/1, протокол общего собрания от 26.02.1992 N 1), а также не представлены документы по правопреемству.
Заявитель, полагая, что отказ департамента противоречит действующему законодательству, нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратился в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из положений статей 198 - 201 АПК РФ для признания незаконным ненормативного акта, действий органа местного самоуправления необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого акта (действий, решений) закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя по делу.
В силу пункта 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
На основании пункта 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ предусмотрено, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах).
Вместе с тем правило настоящего пункта не распространяется на случаи, предусмотренные пунктом 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ.
В соответствии с пунктом 4 статьи 10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" переданный в аренду гражданину или юридическому лицу земельный участок может быть приобретен таким арендатором в собственность по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности, или по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка.
Порядок приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности на территории Краснодарского края, регулируется Законом от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае".
В статье 21 указанного Закона предусмотрена возможность приобретения гражданами и юридическими лицами арендованных ими земельных участков по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего их использования, в том числе земельных участков фонда перераспределения земель.
Общество, как арендатор, имеет право на приобретение в собственность земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения при наличии двух условий: арендатор пользуется участком на основании договора аренды, с момента заключения которого прошло не менее трех лет, и участок используется в соответствии с его целевым назначением.
Согласно части 4 статьи 21 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" земельные участки в случае, указанном в абзаце пятом части второй настоящей статьи, приобретаются в собственность по кадастровой стоимости земельных участков. По истечении 6 лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка граждане или юридические лица приобретают его в собственность по цене, равной 80 процентам кадастровой стоимости земельных участков. По истечении 9 лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка граждане или юридические лица приобретают его в собственность по цене, равной 60 процентам кадастровой стоимости земельных участков. По истечении 12 лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка граждане или юридические лица приобретают его в собственность по цене, равной 40 процентам кадастровой стоимости земельных участков. По истечении 15 лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка граждане или юридические лица приобретают его в собственность по цене, равной 20 процентам кадастровой стоимости земельных участков.
Таким образом, для определения цены выкупа земельного участка необходимо установить период, в течение которого общество (или его правопредшественник) владело земельным участком.
Суд первой инстанции, проанализировав действовавшее в соответствующие периоды времени законодательство, исследовав представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к законному и обоснованному выводу о том, что стороны связаны правоотношениями по аренде испрашиваемого в собственность хозяйством земельного участка свыше 15 лет. Доказательств прекращения таких правоотношений, либо выбытия земельного участка из владения общества в указанный период в материалы дела не представлено.
Из материалов дела следует, что договор аренды земельного участка был заключен с АТОО им. Шевченко.
На основании решения собрания уполномоченных колхозников АТОО им. Т.Г. Шевченко от 28.01.1999 реорганизовано путем преобразования в СПК (колхоз) им. Т.Г. Шевченко.
31 августа 1999 года главой Щербиновского района Краснодарского края принято постановление N 456 "О государственной регистрации сельскохозяйственного производственного кооператива (колхоза) им. Т.Г. Шевченко", в соответствии с пунктом 3 которого права и обязанности реорганизованного АТОО им. Т.Г. Шевченко в порядке универсального правопреемства переходят в СПК (колхоз) им. Т.Г. Шевченко.
На основании указанного постановления 14.09.1999 произведена государственная регистрация СПК (колхоз) им. Т.Г. Шевченко.
По решению общего собрания от 24.06.2004 N 1 СПК (колхоз) им. Т.Г. Шевченко реорганизован путем преобразования в ОАО им. Т.Г. Шевченко.
4 августа 2004 года произведена государственная регистрация реорганизации, что отражено в выписке из ЕГРЮЛ.
В материалы дела общество представило передаточный акт от 04.08.2004, в соответствии с которым ОАО им. Т.Г. Шевченко перешли в порядке правопреемства от СПК (колхоз) им. Т.Г. Шевченко арендные отношения в отношении земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 392 га.
При изложенных обстоятельствах довод о неподтвержденности владения земельным участком обществом надлежит отклонить, как и довод об отсутствии возможности идентифицировать испрашиваемые земельные участки с арендованным. Департамент не указывает, что обществом (или его правопредшественником) заключались иные арендные соглашения. Общество в судебном заседании дало пояснения об отсутствии арендных отношений в отношении каких-либо иных земельных участков.
Решение о предоставлении земельного участка в собственность или об отказе в его предоставлении в собственность должно быть принято в течение тридцати дней со дня подачи таким арендатором заявления в письменной форме в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции. Перечень документов, которые могут подтверждать надлежащее использование земельного участка, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), по государственному мониторингу таких земель.
Из части 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ следует, что обязанность по подтверждению соответствия использования арендуемых земельных участков их назначению, а именно для нужд сельского хозяйства, возлагается на лицо, которое обращается в соответствующий компетентный орган публичной власти с заявлением о приватизации данных участков. Перечень документов, которые могут подтверждать надлежащее использование земельных участков уполномоченным федеральным органом исполнительной власти - Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в соответствии с абзацем 2 части 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ до настоящего времени не утвержден. Однако данное обстоятельство не освобождает лицо, претендующее на приобретение в собственность арендуемых им земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, от исполнения названной обязанности.
Согласно "Перечню признаков неиспользования земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной, связанной с сельскохозяйственным производством деятельности", утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 N 369, использование (неиспользование) земельного участка для ведения сельскохозяйственного производства подтверждается проведением на этом участке соответствующих сельскохозяйственных работ (обработка почвы, сенокошение, выпас скота, уход за почвой, уборка урожая и т.п.).
Таким образом, в силу Закона N 101-ФЗ обязательными условиями, при наличии которых допускается возможность приватизации арендуемого земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения без проведения торгов, является использование арендатором указанного земельного участка в соответствии с его целевым назначением.
Общество подтвердило надлежащее использование земельного участка в соответствии с его целевым назначением.
В материалы дела представлены акты обследования от 19.08.2013 N 82 - 86, из которых следует, что земельные участки находятся в удовлетворительном санитарном состоянии, задолженность по платежам отсутствует; урожайность озимой пшеницы в 2012 году составила 38,9 ц/га (средняя районная урожайность озимой пшеницы в 2012 году - 39,0 ц/га).
Из приложенного к апелляционной жалобе акта сверки взаиморасчетов следует, что на 25.09.2013 у общества имеется переплата по арендной плате в размере 3125 рублей.
Апелляционная коллегия полагает, что общество надлежащими доказательствами подтвердило пользование земельным участком на законных основаниях с 1993 года. С учетом изложенного, у общества имелись все предусмотренные законом основания для обращения с заявлением о приобретении земельных участков сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного использования, площадью 320 га в собственность по цене 20% от его кадастровой стоимости.
Таким образом, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном понимании норм материального права администрацией.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований к отмене либо изменению решения суда первой инстанции. Суд правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела. Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.06.2014 по делу N А32-40578/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
О.А. Сулименко |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-40578/2013
Истец: ОАО им. Т. Г. Шевченко
Ответчик: департамент имущественных отношений Краснодарского края, ДИО КК
Хронология рассмотрения дела:
31.12.2015 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-8510/15
18.09.2015 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-13639/15
05.06.2015 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-40578/13
19.01.2015 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10101/14
24.09.2014 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-15291/14
09.06.2014 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-40578/13