г. Хабаровск |
|
24 сентября 2014 г. |
А73-7228/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 сентября 2014 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Вертопраховой Е.В.,
судей Харьковской Е.Г., Швец Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Джавадовой Т.Г.,
при участии в заседании:
от открытого акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания": Подорожного К.С., представителя по доверенности от 30.01.2014 N 51/77;
от Отдела надзорной деятельности по г. Комсомольску-на-Амуре УНД ГУ МЧС России по Хабаровскому краю: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Хабаровскому краю в лице Отдела надзорной деятельности по городу Комсомольску-на-Амуре
на решение от 29.07.2014
по делу N А73-7228/2014
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Шапошниковой В.А.
по заявлению открытого акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания"
к Отделу надзорной деятельности по г. Комсомольску-на-Амуре УНД ГУ МЧС России по Хабаровскому краю
о признании незаконным и отмене постановления
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Дальневосточная генерирующая компания" (далее - ОАО "ДГК", общество; заявитель) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Отдела надзорной деятельности по г. Комсомольску-на-Амуре УНД ГУ МЧС России по Хабаровскому краю от 28.05.2014 N 335-337, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частями 1, 3, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 175 000 рублей.
Решением суда от 29.07.2014 заявленные требования общества удовлетворены в полном объеме, по мотиву установления ненадлежащего извещения законного представителя ОАО "ДГК" о времени и месте вынесения постановления от 22.04.2014 о возбуждении дела об административном правонарушении в нарушение статей 28.2, 26.2 КоАП РФ.
Не согласившись с принятым судебным актом, Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Хабаровскому краю в лице Отдела надзорной деятельности по городу Комсомольску-на-Амуре (далее - Отдел надзорной деятельности; Отдел; административный орган) обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы ее заявитель указывает на то, что: ОАО "ДГК" осуществляет деятельность на основании учредительных документов, где установлено, что юридические действия филиала создают права и обязанности для юридического лица; руководителю структурного подразделения полномочия представлять законные интересы общества предоставлены доверенностью, выданной генеральным директором ОАО "ДГК", таким образом юридическое лицо - ОАО "ДГК" было надлежащим образом извещено прокурором города о времени и месте вынесения постановлений о возбуждении дел об административных правонарушениях, посредством вручения под роспись руководителю структурного подразделения "Комсомольская ТЭЦ-3" филиала ОАО "ДГК" уведомлений и требований о месте и времени составления постановлений о возбуждении дел об административном правонарушении; сам факт совершения правонарушений не оспаривается.
В своем отзыве ОАО "ДГК" доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отклонило, считает решение суда законным, обоснованным; и просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В заседание суда апелляционной инстанции обеспечена явка представителя общества.
Административный орган, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в заседание суда не направил.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителя административного органа.
Представитель ОАО "ДГК" в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве, дав по ним пояснения.
Заслушав представителя общества, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Прокуратурой г. Комсомольска-на-Амуре совместно с государственным инспектором по пожарному надзору г. Комсомольска-на-Амуре проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности в помещениях и на территории, занимаемых ОАО "ДГК" филиал "Хабаровская генерация", СП "Комсомольская ТЭЦ-3" по адресу г. Комсомольск-на-Амуре, Северное шоссе, 151, в ходе которой были выявлены следующие нарушения требований противопожарного законодательства:
- в техническом этаже располагаются помещения машинного отделения лифта, а так же помещение вентиляционной. При входе в помещения (этаж) установлена дверь, тип заполнения дверного проема в противопожарной преграде не соответствует требованиям пожарной безопасности. (N 123 ФЗ "ТРоТПБ"; п.1 ч.2 ст.1;ч.1 ст.6, ч.1,ч.2 ч.З, ст. 88, п.4 ст.4; СНиП 2.08.02.89* п.1.82);
- дверь, установленная в помещении электрощитовой, не соответствует требованиям, предъявляемым нормативными документами по пожарной безопасности. Не соответствует предел огнестойкости для соответствующих типов заполнения проемов в противопожарных преградах. (N 123 ФЗ "ТРоТПБ" п.1 ч.2 ст.1; ч.1 ст.6; ч.1,ч. 2,ч. 3 ст.88, п.4 ст.4; СНиП 2.08.02.89* п.1.82);
- в кабинете N 60 по окончанию рабочего дня не осуществлено удаление для дальнейшей утилизации отработанной горючей жидкости. (ППР 390 РФ п.100);
- в помещении N 40 допускается хранение материалов на расстояние менее 0.5 м. от светильников. Светильники не заключены в стеклянные плафоны (колпаки). (ППР РФ п.343; ППБ для энергетических предприятий п. 18.9);
- в помещении N 11 (архив) допускается хранение материалов на стеллажах на расстояние менее 0,5 м. от светильников. (ППР РФ п.343; ППБ для энергетических предприятий п. 18.9);
- в помещение архива (N 11), относящееся к классу функциональной пожарной опасности Ф5.2, установлены электронагревательные приборы, штепсельные розетки. (ППР РФ п.348);
- в дверном проёме помещения архива (N 11), относящееся к классу функциональной пожарной опасности Ф 5.2, не установлена противопожарная дверь, с требуемым пределом огнестойкости. (N 123 ФЗ "ТРоТПБ" п.1 ч.2 ст.1: ч.1 ст.6; ч. 1,ч.2,ч.З ст.88, п.4 ст.4; СНиП 2.08.02.89* п.1.82);
- объемно-планировочное решение и конструктивное исполнение лестничной клетки не препятствует распространению пожара. При выходе с лестничной клетки в холл 1-го этажа отсутствуют двери, имеющие устройства самозакрывания и уплотнение в притворах. (.N 123-ФЗ "ТРоТПБ" п.1 ч.2 ст. 1; ч.1 ст.6, ст.88 4.19);
- в помещении вентиляционной, расположенной в бытовых помещениях цеха ЦТАИ осуществляется хранение различного оборудования и других предметов. (ППР 390 РФ п.23);
- в помещение встроенной бани сухого жара (сауны), в парильной, отсутствует перфорированный сухотруб, присоединенный к внутреннему водопроводу. (N 123-ФЗ "ТРоТПБ" п.1 ч.2 ст. 1; ч.1 ст.6, ч.4. ст.4, СНиП 2.08.02-89* п.1.81*);
- при хранении и транспортировке баллонов со сжатыми газами не все баллоны оборудованы предохранительными колпаками для предохранения вентилей от ударов (п.20.12 ППБ для энергетических предприятий РД 153.-34.0-03.301-00);
- помещение, где осуществляется хранение баллонов в вертикальном положении не оборудовано "гнездами" или барьерами, предохраняющими баллоны от падения, (п.20.7 ППБ для энергетических предприятий РД 153.-34.0-03.30 1-00);
- в металлическом шкафу, расположенном у PПП-1, осуществляется хранение баллонов со сжатыми газами без предохранительных колпаков для предохранения вентилей от ударов (п.20.12 ППБ для энергетических предприятий РД 153.-34.0-03.301-00);
- в коридоре первого этажа длиною более 60 метров снята (отсутствует) дверь, препятствующая распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации. (Правила противопожарного режима в РФ п.23(д));
- не предъявлен журнал, "дефектов и неполадок с оборудованием" в который вносятся записи после визуального осмотра состояния теплоизоляции трубопроводов, периодичность осмотров которых должна составлять не менее одного раза в полугодие (п.11.15 ППБ для энергетических предприятий РД 153.-34.0-03.301-00)
- не предъявлен оперативный журнал осмотра за состоянием откосов обсыпных резервуаров и их обвалованиями (п.6.7 ППБ для энергетических предприятий РД 153.-34.0-03.301-00);
- места расположения пожарных гидрантов на территории обозначены указателями. На указателях отсутствует информация о диаметре водопровода, (п.23.9.1 ППБ для энергетических предприятий РД 153.-34.0-03.301-00);
- пожарный кран N 13 не оборудован стволом, рукавом. (Правила противопожарного режима в РФ п.57);
- на объекте предусмотрен дистанционный пуск насосов повышающих давление в противопожарном водопроводе, но не во всех пожарных шкафах установлены кнопки дистанционного пуска. (Правила противопожарного режима в РФ п.61; N 123-ФЗ "ТРоТПБ"; п.1 ч.2 ст.1; ч.1 ст.6; ст.86 4.1, ч.З; СП 10.13130.2009 п.4.2.7. п.4.2.8; СНиП 2.04.01-85* п.12.22);
- электрические светильники не оборудованы защитным колпаком, предусмотренным конструкцией светильника. (Правила противопожарного режима в РФ п.42);
- в кабинете N 62 эксплуатируется удлинитель для питания электроприборов, не предназначенных для проведения аварийных и других временных работ. (ППР 390 РФ п.42);
- в кабинете N 61 эксплуатируются удлинители для питания электроприборов, не предназначенных для проведения аварийных и других временных работ. Удлинители включены последовательно, один в другой. (ППР 390 РФ п.42);
- в кабинете N 60 эксплуатируется самодельный удлинитель для питания электроприборов, не предназначенных для проведения аварийных и других временных работ. (ППP 390 РФ п.42);
- кнопка включения насоса повышающего давление в пожарном кране N 10, находится в неисправном состоянии. (Правила противопожарного режима в РФ п.61; N 123-ФЗ "ТРоТПБ"; п.1 ч.2 ст.1; ч.1 ст.6; ст.86 ч.1, ч.З; СП 10.13130.2009 п.4.2.7, п.4.2.8; СНиП 2.04.01-85* п.12.22);
- кнопка включения насоса повышающего давление в пожарном кране N 9, находится в неисправном состоянии. (Правила противопожарного режима в РФ п. 61; N 123-ФЗ "ТРоТПБ"; п. 1 ч. 2 ст. 1; ч. 1 ст. 6; ст. 86 ч.1, ч.З; СП 10.13130.2009 п.4.2.7, п.4.2.8; СНиП 2.04.01-85* п.12.22);
- в кабинете N 64 эксплуатируются удлинители для питания электроприборов, не предназначенных для проведения аварийных и других временных работ. Удлинители включены последовательно, один в другой. (ППР 390 РФ п.42);
- в кабинете секретаря расположенный на полу огнетушитель ОП 5 (N 21) не зафиксирован от возможного падения при случайном механическом воздействии. (N 123-ФЗ "ТРоТПБ" п.1 ч.2 ст.1; ч.1 ст.6; СП 9.13130.2009 п.4.2.1. 4.2.7.);
- в помещении N 36 эксплуатируются удлинители для питания электроприборов, не предназначенных для проведения аварийных и других временных работ. Удлинители включены последовательно, один в другой. (ППР 390 РФ п.42);
- в помещениях N N 7, 15, 26, 28, 33 расположенные на полу огнетушители не зафиксированы от возможного падения при случайном воздействии. (N123-ФЗ "ТРоТПБ" п. 1 ч.2 ст. 1; ч. 1 ст.6; СП 9.13 1 30.2009 п.4.2.1, 4.2.7.);
- в помещениях N N 17, 19, 26, 27 эксплуатируется удлинитель для питания электроприборов, не предназначенных для проведения аварийных и других временных работ. (ППР 390 РФ п.42);
- в помещении N 4а электрический светильник не оборудован защитным колпаком, предусмотренным конструкцией светильника. (Правила противопожарного режима в РФ и.42):
- пожарные шкафы пожарных кранов N N 1, 3 выполнены из горючего материала (N123-ФЗ "ТРоТПБ" п.1 ч.2 ст.1: ч.1 ст.6. ч.4 ст. 107):
- в помещении центральной химической лаборатории в комнате приема ниши, эксплуатируется удлинитель для питания электроприборов, не предназначенных для проведения аварийных и других временных работ. (ПНР 390 РФ п.42);
- в бытовом помещении уборщиков, расположенном в бытовых помещениях цеха ЦТАИ, электрический светильник не оборудован защитным колпаком, предусмотренным конструкцией светильника. (Правила противопожарного режима в РФ п.42):
- в коридоре, соединяющем бытовые помещения цеха ЦТАИ и бытовые помещения крановщиков, электрический светильник не оборудован защитным колпаком, предусмотренным конструкцией светильника. (Правила противопожарного режима в РФ п.42):
- пожарный шкаф в электролизной выполнен из горючего материала. Шкаф не укомплектован стволом, и рукавом, (N 123 ФЗ "ТРоТПБ" п.1 ч.2 ст. 1, ст. 6, ч. 4 ст. 107; Правила противопожарного режима в РФ п.57);
- в ремонтно-механических мастерских не все электрические светильники оборудованы защитным колпаком, предусмотренным конструкцией светильника. (Правила противопожарного режима в РФ п.42);
- в ремонтно-механических мастерских в помещениях на втором этаже (помещение электрика), используется электрическая розетка с повреждениями. (Правила противопожарною режима в РФ п.42(6));
- для размещения первичных средств пожаротушения, в помещениях ремонтно-механических мастерских не оборудованы пожарные щиты. (Правила противопожарного режима в РФ п.481 );
- в помещении КРУ 0.4 ХВО не все электрические светильники оборудованы защитным колпаком, предусмотренным конструкцией светильника. (Правила противопожарного режима в РФ п.42):
- на втором этаже химической лаборатории в коридоре не все электрические светильники оборудованы защитным колпаком, предусмотренным конструкцией светильника. (Правила противопожарного режима в РФ п.42):
- пожарные краны N N 6, 32, 41 а, 117, 116, 115 внутреннего противопожарного водопровода не укомплектованы пожарным рукавом, ручным пожарным стволом. (Правила противопожарного режима в РФ п.57);
- пожарный кран N 13 внутреннего противопожарного водопровода не укомплектован ручным пожарным стволом. (Правила противопожарного режима в РФ 11.57);
- в кладовой, расположенной в помещениях оформления нарядов допуска электроцеха, электрический светильник не оборудован защитным колпаком, предусмотренным конструкцией светильника. (Правила противопожарного режима в РФ п.42);
- в помещении раздевалки оперативного персонала электрический светильник не оборудован защитным колпаком, предусмотренным конструкцией светильника. (Правила противопожарного режима в РФ п. 42);
- на втором этаже в помещении диспетчерской эксплуатируются удлинители для питания электроприборов, не предназначенных для проведения аварийных и других временных работ. Удлинители включены последовательно, один в другой. (Правила противопожарного режима в РФ п.42);
- в дизельном боксе на момент проверки установлен неисправный (требующий перезарядки) огнетушитель ОП 5 N 17. (Правила противопожарного режима в РФ п.478);
- пожарный шкаф, пожарного крана N 1 и N 2 выполнены из горючего материала. (N 123 ФЗ " ТРоТПБ" п.1 ч.2 ст.1; ч.1 ст.6 ч.4 ст.107);
- в мазутонасосной на первом и втором этажах в лестничной клетке, на электрических светильниках отсутствуют защитные колпаки, предусмотренные конструкцией светильников. (Правила противопожарного режима в РФ п.42);
- кнопка дистанционного пуска насосной установки повышающей давление в противопожарном водопроводе, расположенная в пожарном кране N 13, находится в неисправном состоянии. (Правила противопожарного режима в РФ п.61; N 123-ФЗ "ТРоТПБ"; п.1 ч.2 ст.1; ч.1 ст.6; ст.86 ч.1, ч.З; СП 10.13130.2009 п.4.2.7, п.4.2.8; СНиП 2.04.01-85* п.12.22);
- при выходе на южную и северную лестничные клетки, в дверном проеме установлена дверь, состоящая из двух полотен. На одном из полотен отсутствует устройство самозакрывания двери. (Правила противопожарного режима в РФ п.33; N 123 ФЗ "ТРоТПБ"; п.1 ч.2 ст.1; ч.1 ст.6; СП 1.31130.2009 п.4.2.7, СНиП 21-01-97* п.6.18);
- в помещении электрощитовой отсутствуют (не установлены) извещатели автоматической установки пожарной сигнализации. (N 123-ФЗ "ТРоТПБ" п.1 ч.2 ст.1; ч.1 ст.6, ст.54 ч.2; СП 5.13130.2009 приложение А, пункт А.4, таблица N 1 п.7.2; НПБ 110-03 п.4, таблица 1 п. 9);
- в помещении определенном как "место для курения" отсутствуют (не установлены) извещатели автоматической установки пожарной сигнализации. (N 123-ФЗ "ТРоТПБ" п.1 ч.2 ст.1; ч.1 ст.6, ст.54 ч.2; СП 5.13130.2009 приложение А, пункт А.4, таблица N 1 п.7.2; НПБ 110-03 п.4, таблица 1 п.9);
- в помещении фотолаборатории, на момент проверки используемое как склад, отсутствуют (не установлены) извещатели автоматической установки пожарной сигнализации. (N 123-ФЗ "ТРоТПБ" п.1 ч.2 ст.1; ч.1 ст.6, ст.54 ч.2; СП 5.13130.2009 приложение А, пункт А.4, таблица N 1 п.7.2; НПБ 110-03 п.4, таблица 1 п.9);
- дверь, установленная в помещении электрощитовой, не соответствует требованиям, предъявляемым нормативными документами по пожарной безопасности. Не соответствует предел огнестойкости для соответствующих типов заполнения проемов в противопожарных преградах. (N 123 ФЗ "ТРоТПБ" п.1 ч.2 ст.1; ч.1 ст.6; ч.1.ч.2.ч.З ст.88, п.4 ст.4; СНиП 2.08.02.89* п.1.82);
- в комнате отдыха расположенной в кабинете директора, отсутствуют (не установлены) извещатели автоматической установки пожарной сигнализации. (N 123-ФЗ "ТРоТПБ" п.1 ч.2 ст.1; ч.1 ст.6, ст.54 ч.2; СП 5.13130.2009 приложение А, пункт А.4, таблица N 1 п.7.2; НПБ 110-03 п.4, таблица 1 п. 9);
- в комнате отдыха расположенной в кабинете главного инженера, отсутствуют (не установлены) извещатели автоматической установки пожарной сигнализации. (N 123-ФЗ "ТРоТПБ" п.1 ч.2 ст.1; ч.1 ст.6, ст.54 ч.2; СП 5.13130.2009 приложение А, пункт А.4, таблица N 1 п.7.2; НПБ 110-03 п.4, таблица 1 п.9);
- в гардеробной расположенной в кабинете главного инженера, отсутствуют (не установлены) извещатели автоматической установки пожарной сигнализации. (N 123-ФЗ "ТРоТПБ" п.1 ч.2 ст. 1; ч. ст.6, ст.54 ч.2; СП 5.13130.2009 приложение. А, пункт А.4, таблица N1 п.7.2; НПБ 110-03 п.4, таблица 1 п.9);
- в помещении N 23 (прихожая) отсутствуют (не установлены) извещатели автоматической установки пожарной сигнализации. (N 123-ФЗ "ТРоТПБ" п.1 ч.2 ст.1; ч.1 ст.6, ст.54 ч.2; СП 5.13130.2009 приложение А, пункт А.4, таблица N1 п.7.2; НПБ 1 10-03 п.4, таблица 1 п. 9);
- в помещении N 6 отсутствуют (не установлены) извещатели автоматической установки пожарной сигнализации. (N 123-ФЗ "ТРоТПБ" п.1 ч.2 ст.1; ч.1 ст.6, ст.54 ч.2; СП 5.13130.2009 приложение А, пункт А.4, таблица N 1 п.7.2; НПБ 1 10-03 п.4, таблица 1 п.9);
- в помещении библиотекаря отсутствуют (не установлены) извещатели автоматической установки пожарной сигнализации. (N 123-ФЗ "ТРоТПБ" п.1 ч.2 ст.1; ч.1 ст.6, ст.54 ч.2; СП 5.13130.2009 приложение А, пункт А.4, таблица N1 п.7.2; НПБ 1 10-03 п.4, таблица 1 п.9);
- в помещении N 4а, в раздевалке (физиокабинет), в инвентарной, в коридоре отсутствуют (не установлены) извещатели автоматической установки пожарной сигнализации. (N 123-ФЗ "ТРоТПБ" п.1 ч.2 ст.1; ч.1 ст.6, ст.54 ч.2 СП 5.13130.2009 приложение А, пункт А.4, таблица N1 п.7.2; НПБ 1 10-03 п.4, таблица 1 п.9);
- в помещении N 1 отсутствуют (не установлены) извещатели автоматической установки пожарной сигнализации. (N 123-ФЗ "ТРоТПБ" п.1 ч.2 ст.1; ч.1 ст.6, ст.54 ч.2; СП 5.13130.2009 приложение А, пункт А.4, таблица N1 п.7.2; ППБ 1 10-03 п.4, таблица 1 п.9);
- при выходе на лестничную клетку, в дверном проеме установлена дверь состоящая из двух полотен. На одном из полотен отсутствует устройство самозакрывания двери. (Правила противопожарного режима в РФ п.33; N 123 ФЗ "ТРоТПБ"; п.1 ч.2 ст.1; ч.1 ст.6; СП 1.31130.2009 п.4.2.7. СНиП 21-01-97* П.6.18);
- настенные звуковые оповещатели системы оповещения и управления людьми в случае пожара, на всех этажах ИБК, установлены на расстоянии от потолка менее чем 150 мм. Фактически в непосредственной близости к потолку. (N 123 ФЗ "ТРоТПБ"; п.1 ч.2 ст.1; ч.1 ст.6; ч.4 ст.4, ст. 83, НПБ 104-03 и.3.17);
- на двери при выходе на лестничную клетку отсутствует устройство самозакрывания. (Правила противопожарного режима в РФ п.33; N 123 ФЗ "ТРоТПБ"; п.1 ч.2 ст.1; ч.1 ст.6; СП 1.31130.2009 п.4.2.7, СНиП 21-01-97* п.6.18);
- на площадке лестничной клетки установлен стол (ППР 390 РФ п.36);
- на путях эвакуации в коридоре, из бытовых помещений цеха ЦТАИ осуществляется хранение бытовой электрической плиты. (ППР 390 РФ п.36);
- в коридоре, соединяющем бытовые помещения цеха ЦТАИ и бытовые помещения крановщиков, отсутствуют (не установлены) извещатели автоматической установки пожарной сигнализации. (N 123-ФЗ "ТРоТПБ" п.1 ч.2 ст.1; ч.1 ст.6, ст.54 ч.2; СП 5.13130.2009 приложение А, пункт А.4, таблицаN1 п.7.2; НПБ 1 10-03 п.4, таблица 1 п.9);
- при выходе на лестничную клетку отсутствует ограждение лестничного марша в месте опасного перепада высоты для предупреждения падения эвакуируемых людей с этажа. (N 123-ФЗ "ТРоТПБ" п.1 ч.2 ст.1; ч.1 ст.6, ч.4.ст.4, ст.53 Ф3N123; СНиП 31-05-2003 п.7.3; СНиП 21-01-97* п.6.28*);
- на двери выхода с коридора в лестничную клетку отсутствует устройство самозакрывания двери и уплотнения в притворах двери. В нижней части дверных полотен имеется зазор от полотна до пола. (N 123 ФЗ "ТРоТПБ" п.1 ч.2 ст.1; ч.1 ст.6, ч.4.ст.4, ст.52, ст.53, ч. 19 ст.88; Правила противопожарного режима в РФ п.33; СП 1.31 130.2009 п.4.2.7, СНиП 21-01-97* п.6.18; СНиП 2.01.02-85* п.4.15);
- в помещении кухни, расположенной в бытовом помещении уборщиков КТЦ отсутствуют (не установлены) извещатели автоматической установки пожарной сигнализации. (НПБ 110-03 п.9 таблица 1; ФЗ 123 "ТРоТПБ" ст.54 ч.2 СП 5.13130.2009 приложение А, пункт А.4);
- в помещении раздевалки лаборатории металлов и сварки (N 18), отсутствуют (не установлены) извещатели автоматической установки пожарной сигнализации. (N 123-ФЗ "ТРоТПБ" п.1 ч.2 ст.1; ч.1 ст.6, ст.54 ч.2; СП 5.13130.2009 приложение А, пункт А.4, таблица N 1 п.7.2; НПБ 110-03 п.4, таблица 1 п.9);
- в архивном помещении учебного класса отсутствуют (не установлены) извещатели автоматической установки пожарной сигнализации. (N 123-ФЗ "ТРоТПБ" п. 1 ч. 2 ст. 1; ч. 1 ст. 6, ст. 54 ч.2; СП 5.13130.2009 приложение А, пункт А.4, таблица N 1 п.7.2; НПБ 110-03 п.4, таблица 1 п.9);
- при выходе с северной лестничной клетки, установлена металлическая дверь, направление открывания которой не по направлению выхода из здания. (Правила противопожарного режима п.34);
- помещение мастера, комнаты отдыха расположенные на втором этаже ремонтно-механической мастерской, не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией. (N 123-ФЗ "ТРоТПБ" п.1 ч.2 ст.1; ч.1 ст.6, ст.54 ч.2 СП 5.13130.2009 приложение А, пункт А.4, НПБ 110-03 п.38 таблица 3);
- помещения комнаты приема пищи химической лаборатории не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией. (N 123-ФЗ "ТРоТПБ" п.1 ч.2 ст.1; ч.1 ст.6, ст.54 ч.2 СП 5.13130.2009 приложение А, пункт А.4, НПБ 110-03 п.38 таблица 3);
- на втором этаже химической лаборатории в раздевалке мастерской ГПМ отсутствует автоматическая пожарная сигнализация. (N 123-ФЗ "ТРоТПБ" п.1 ч.2 ст.1; ч.1 ст.6, ст.54 ч.2 СП 5.13130.2009 приложение А, пункт А.4, НПБ 1 10-03 п.38 таблица 3);
- помещения УПК не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией. (N 123-ФЗ "ТРоТПБ" п. 1 ч. 2 ст. 1; ч. 1 ст. 6, ст. 54 ч.2 СП 5.13130.2009 приложение А, пункт А.4, НПБ 1 10-03 п.38 таблица 3);
- помещения административного назначения расположенные в пристройке к главному корпусу, помещения выдачи нарядов допусков, бытовые помещения лаборантов химического цеха, комнаты оперативного персонала, помещения расположенные на отметке "4" не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией. (N 123-ФЗ "ТРоТПБ" п.1 ч.2 ст.1; ч.1 ст.6, ст.54 ч.2 СП 5.13130.2009 приложение А, пункт А.4, НПБ 110-03 п.38 таблица 3);
- помещение уборщиц, а так же помещения раздевалки оперативного персонала не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией. (N 123-ФЗ "ТРоТПБ" п.1 ч.2 ст.1; ч.1 ст.6, ст.54 ч.2 СП 5.13130.2009 приложение А, пункт А.4, НПБ 110-03 п.38 таблица 3);
- помещение распределительного устройства собственных нужд (категории ВЗ по пожарной опасности), не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией (N 123-ФЗ "ТРоТПБ" п.1 ч.2 ст.1; ч.1 ст.6, ст.54 ч.2 СП 5.13 130.2009 приложение А, пункт А.4, НПБ 1 10-03 п.9 таблица 3);
- приемно-контрольный прибор автоматической установки пожарной сигнализации смонтированной в здании СБК, установлен в помещении без круглосуточного пребывания дежурного персонала. Помещение не обеспеченно аварийным освещением. (N 123-ФЗ "ТРоТПБ" п.1 ч.2 ст.1, ч.1 ст.6,.ст.83. ч.4 ст.4; НПБ 88-2001 п.12.48*, п.12.55);
- при проверке работоспособности автоматической установки пожарной сигнализации установлен факт неисправности отдельных точечных пожарных извещателей. При постановке их на контроль на приемно-контрольном приборе происходит срабатывание автоматической пожарной сигнализации (Правила противопожарного режима в РФ п.61);
- помещение маслоаппаратной не оборудовано установкой автоматической пожарной сигнализации. (N 123-ФЗ "ТРоТПБ" п.1 ч.2 ст.1, ч.1 ст.6. ч.4 ст.4, НПБ 110-03 п.10; п.24.2 приложение 9 п.1.7 ППБ для энергетических предприятий РД 153.-34.0-03.301-00);
- в помещении мазутонасосной допускается совместная прокладка шлейфов системы оповещения и управления людьми в случае пожара (ведущие к световому табло "Выход") с линиями напряжением более 110В в одном жгуте (канале) (N 123-ФЗ "ТРоТПБ" п.1 ч.2 ст.1, ч.1 ст.6, ст.83, ч.4ст.4; НПБ 88-2001 и. 12.66);
- помещение архива не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией. (N 123-ФЗ "ТРоТПБ" п.1 ч.2 ст.1; ч.1 ст.6, ст.54 ч.2; СП 5.13130.2009 приложение А, пункт А.4, НПБ 110-03 п.4, таблица 1 п.9).
Требованием от 21.04.2014 N 28/14 директор структурного подразделения "Комсомольская ТЭЦ" Евдокимов А.В. обязан явиться в прокуратуру города Комсомольска-на-Амуре 22.04.2014 в 14-00 для дачи объяснений по факту нарушения законодательства и составления постановлений о возбуждении дел об административном правонарушении по частям 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ. Требование вручено Евдокимову А.В. 21.04.2014 лично, что подтверждается его собственноручной подписью.
Постановлениями прокурора города Комсомольска-на-Амуре от 22.04.2014 N 335, N 336, N 337, вынесенными в присутствии директора структурного подразделения "Комсомольская ТЭЦ-3" Евдокимова А.В., в отношении ОАО "ДГК" возбуждены дела об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена частями 1, 3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ. Материалы направлены для рассмотрения в ОНД по г. Комсомольску-на-Амуре ГУ МЧС России по Хабаровскому краю.
Рассмотрение дел об административных правонарушениях назначено на 28.05.2014 на 15 часов 00 минут, на 15 часов 15 минут и 15 часов 30 минут соответственно, по адресу г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Севастопольская, 27, кабинет 203. Извещение направлено в адрес законного представителя общества- генерального директора Шукайлова М.И, по юридическому адресу общества - г. Хабаровск, ул. Фрунзе, 49, и получено обществом 29.04.2014, что подтверждается почтовым уведомлением.
28.05.2014 главный государственный инспектор г. Комсомольска-на-Амуре по пожарному надзору ОНД по г. Комсомольску-на-Амуре УНД ГУ МЧС России по Хабаровскому краю Зиновьев В.Г. постановлением N 335-337 привлек ОАО "ДГК" к административной ответственности, предусмотренной частями 1, 3 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 175 000 рублей.
Не согласившись с принятым постановлением, общество оспорило его в арбитражном суде, который удовлетворяя заявленные требования обоснованно исходил из следующего.
Обществу вменяется нарушение нормативных правовых актов в сфере пожарной безопасности: Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", СНиП 2.08.02.78, Правил противопожарного режима в Российской Федерации N 390, Правил противопожарного режима для энергетических предприятий РД 153-34.0-03-301-00, СП 10.13130.2009, СНиП 2.04.01-85, СНиП 21-01-97, НПБ 110-03 и др.
Административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности предусмотрена статьей 20.4 КоАП РФ.
Из положений части 2 статьи 2.1 КоАП РФ следует, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как следует из материалов дела, ООО "ДГК" факт нарушений требований пожарной безопасности не оспаривало.
Общество указывает на нарушение административным органом процедуры привлечения его к административной ответственности, а именно: о не извещении его законного представителя о времени и месте вынесения постановлений от 22.04.2014 о возбуждении дела об административном правонарушении.
Действующим законодательством предусмотрена определенная процедура привлечения лица к административной ответственности, несоблюдение которой может являться основанием для признания незаконным постановления о привлечении к административной ответственности.
Согласно части 1 статьи 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол. В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (часть 2 статьи 28.2 КоАП РФ).
Часть 3 данной статьи предусматривает, что при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
Согласно части 4 рассматриваемой статьи физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В соответствии с частью 2 статьи 25.4 КоАП РФ законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.
В соответствии с частью 3 статьи 25.4 КоАП РФ дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Согласно пункту 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола.
Согласно пункту 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", установив при рассмотрении дела несоответствие между датой составления протокола и моментом выявления правонарушения, суд оценивает это обстоятельство с учетом необходимости обеспечения административным органом лицу, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, гарантий, предусмотренных статьей 28.2 КоАП РФ. При выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о дате и времени составления протокола, уведомило ли оно административный орган о невозможности прибытия, являются ли причины неявки уважительными.
Как разъяснено пунктом 24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.
В целях КоАП РФ законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (часть 2 статьи 25.4 КоАП РФ).
Указанный перечень законных представителей юридического лица является закрытым. В связи с этим судам необходимо учитывать, что представитель юридического лица, действующий на основании доверенности, в том числе руководитель его филиала или подразделения, законным представителем не является. Поэтому его извещение не может рассматриваться как извещение законного представителя.
Вместе с тем КоАП РФ допускает возможность участия в рассмотрении дела об административном правонарушении лица, действующего на основании доверенности, выданной надлежаще извещенным законным представителем, в качестве защитника. Такие лица допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении и пользуются всеми процессуальными правами лица, в отношении которого ведется такое производство, включая предусмотренное частью 4 статьи 28.2 КоАП РФ право на представление объяснений и замечаний по содержанию протокола.
Суду при рассмотрении дел об административных правонарушениях следует учитывать, что доказательством надлежащего извещения законного представителя юридического лица о составлении протокола может служить выданная им доверенность на участие в конкретном административном деле. Наличие общей доверенности на представление интересов лица без указания на полномочия по участию в конкретном административном деле само по себе доказательством надлежащего извещения не является.
Как установлено судом апелляционной инстанции, согласно доверенности выданной директором ОАО "ДГК" Шукайловым М.И. 31.12.2013 N 51/903 сроком до 01.02.2017, директор структурного подразделения "Комсомольская ТЭЦ-3" Евдокимов А.В. был наделен правом представлять интересы общества в качестве защитника по делам об административных правонарушениях с правом подписи протоколов и иных документов об административных правонарушениях (л.д. 81 том. 2).
Между тем, согласно выписке из ЕГРЮЛ юридическим адресом общества является: г. Хабаровск, ул. Фрунзе, 49, вместе с тем, материалы дела об административном правонарушении не содержат сведений о направлении по юридическому адресу общества уведомления о явке в прокуратуру г. Комсомольска-на-Амуре для дачи объяснений и присутствии при вынесении постановлений о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц. Если юридическое лицо, участвующее в производстве по делу об административном правонарушении, ведет дело через представителя, извещение также направляется по месту нахождения (месту жительства) представителя.
Таким образом, юридическое лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, извещается по адресу, указанному в ЕГРЮЛ.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что извещение филиала юридического лица (иного структурного подразделения) без извещения самого юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, надлежащим извещением о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, рассмотрения дела считаться не может.
Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что административным органом не приняты все возможные и необходимые меры по извещению общества о времени и месте составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении по юридическому адресу учреждения, учитывая, что ему было известно об указанном адресе.
С учетом вышеуказанных обстоятельств, при отсутствии доказательств надлежащего уведомления общества по его юридическому адресу о времени и месте вынесения постановлений (прокуратуры) от 22.04.2014 о возбуждении дел об административном правонарушении (приравниваются к протоколу об административном правонарушении), суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что административным органом не приняты достаточные меры к надлежащему извещению лица, привлекаемого к административной ответственности.
Довод отдела о том, что юридическое лицо было надлежащим образом извещено о времени и месте вынесения постановлений о возбуждении дел об административных правонарушениях посредством вручения их под роспись руководителю структурного подразделения "Комсомольская ТЭЦ", не принимается судом апелляционной инстанции как подтверждающий надлежащее уведомление ОАО "ДГК" о месте и времени вынесения таких постановлений, поскольку не доказывает направление соответствующего уведомления в адрес юридического лица, а вручение такого уведомления под роспись руководителю "Комсомольская ТЭЦ", являющейся структурным подразделением филиала "Хабаровская генерация" открытого акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания", не является достаточным доказательством надлежащего уведомления заявителя.
Ненадлежащее извещение лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и месте составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении само по себе является существенным нарушением порядка привлечения к административной ответственности, поскольку лицо, привлекаемое к ответственности, в таком случае лишается предоставленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях гарантий защиты.
Указанные нарушения порядка привлечения к административной ответственности в силу статьи 211 АПК РФ являются основанием для признания незаконным и отмене постановления отдела от 28.05.2014, согласно которому общество привлечено к административной ответственности по частям 1, 3 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ, что обоснованно и было сделано судом первой инстанции.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 29 июля 2014 года по делу N А73-7228/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.В. Вертопрахова |
Судьи |
Е.Г. Харьковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-7228/2014
Истец: ОАО "Дальневосточная генерирующая компания", ОАО "ДГК"
Ответчик: Отдел надзорной деятельности по г. Комсомольску-на-Амуре, Отдел надзорной деятельности по г. Комсомольску-на-Амуре УНД ГУ МЧС России по Хабаровскому краю
Третье лицо: Прокуратура г. Комсомольска-на-Амуре