город Омск |
|
25 сентября 2014 г. |
Дело N А70-3692/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 сентября 2014 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Киричёк Ю.Н.,
судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Ненашевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7907/2014) общества с ограниченной ответственностью "Комфорт" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 16.06.2014 по делу N А70-3692/2013 (судья Безиков О.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Комфорт" к Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Тюмени N 4 об оспаривании решения N 10965 от 31.01.2013,
при участии в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Тюменской области,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Комфорт" - Акишев Б.М. по доверенности от 04.06.2013 сроком действия 3 года, личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации; генеральный директор Силина Н.В. на основании протокола общего собрания учредителей N 8, личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации;
от Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Тюмени N 4 - Курбанов Р.А. по доверенности N от 25.08.2014 сроком действия до 22.09.2014, личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области - не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Тюменской области - не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Комфорт" (далее по тексту - заявитель, Общество, ООО "Комфорт", налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Тюмени N 4 (далее по тексту - Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения N 10965 от 31.01.2013 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 11.07.2013 по делу N А70-3692/2013 в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
При принятии решения суд первой инстанции исходил из обоснованности доначисления Обществу земельного налога за 2009 год, поскольку налоговый орган при исчислении земельного налога использовал информацию о кадастровой стоимости земельных участков, принадлежащих налогоплательщику, полученную в установленном законом порядке от органа кадастрового учета.
Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2013 решение Арбитражного суда Тюменской области от 11.07.2013 по делу N А70-3692/2013 оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27.03.2014 решение Арбитражного суда Тюменской области от 11.07.2013 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2013 по делу N А70-3692/2013 отменены. Дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тюменской области.
При новом рассмотрении суд кассационной инстанции указал на необходимость дать оценку доводам налогоплательщика о неправомерности увеличения кадастровой стоимости земельных участков с учетом причин, указанных органом кадастрового учета и отраженных в оспариваемом решении налогового органа, и соответствующих норм права; решить вопрос о необходимости привлечения органа кадастрового учета к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора (ходатайство от 02.06.2013), или о привлечении специалиста в порядке статьи 55.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Следуя указаниям суда кассационной инстанции, Арбитражный суд Тюменской области определениями от 03.04.2014 и 24.04.2013 привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области (далее - Управление Росреестра по Тюменской области) и Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Тюменской области (далее ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Тюменской области).
Решением от 16.06.2014 по делу N А70-3692/2013 Арбитражный суд Тюменской области отказал в удовлетворении требований заявителя в полном объеме, указав на правомерность доначисления Инспекцией земельного налога на основании поступившей информации из уполномоченного органа кадастрового учета, исходя из реальной кадастровой стоимости спорной земельных участков.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ООО "Комфорт" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, что при исчислении земельного налога налогоплательщик правомерно использовал кадастровую стоимость земельных участков, указанную в кадастровых паспортах, выданных в январе 2009 года. В кадастровых паспортах, на основании которых Обществом был исчислен земельный налог за 20009 год, правильно был указан удельный показатель стоимости кв.м, равный 0,82 руб./кв.м, при этом налоговый орган неправомерно использует при расчете земельного налога удельный показатель, равный 639 руб. 44 коп./кв.м
По мнению подателя жалобы, обоснованность исчисленного налогоплательщиком земельного налога подтверждается постановлением Правительства Тюменской области N 530-П от 02.12.2013 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов Тюменской области", в соответствии с которым с 01.01.2011 средний удельный показатель кадастровой стоимости земель для земельных участков, предназначенных для сельскохозяйственного использования и расположенных в квартале 72:17:0706003, равен 1,8 руб./кв.м (против 0,82 руб./кв.м, примененных налогоплательщиком, и 639 руб. 44 коп./кв.м, примененных налоговым органом в период 2009 года).
Податель жалобы указал на отсутствие технической ошибки в ранее принятых актах определения кадастровой стоимости, а внесение исправлений в кадастровые сведения в июле 2009 года считает фальсификацией, поскольку такие изменения были внесены намного позже; Общество не было уведомлено о решениях уполномоченного органа, которыми были внесены изменения в кадастр недвижимости, а из содержания текста решения об исправлении технической ошибки не видно, в чем состояла техническая ошибка, на основании чего сделан вывод о неверном использовании удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков.
ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Тюменской области в письменном отзыве ппросил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель ООО "Комфорт" поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель Инспекции возразил на доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
До начала судебного заседания от Управления Росреестра по Тюменской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Тюменской области поступили письменные ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие их представителей, которые судом апелляционной инстанции удовлетворены.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзывы, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
Должностными лицами Инспекции проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2009 год (корректировка N 4), представленной ООО "Комфорт". По итогам проверки составлен акт от 09.11.2012 N 40058.
Налоговым органом в ходе проведения камеральной налоговой проверки, с учетом проведенных дополнительных мероприятий налогового контроля, было установлено занижение Обществом кадастровой стоимости по 23 земельным участкам, что повлекло за собой занижение суммы земельного налога, подлежащей уплате в бюджет за 2009 год.
По итогам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки и письменных возражений налогоплательщика, Инспекцией вынесено решение N 10965 от 31.01.2013 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым Обществу доначислен и предложен к уплате земельный налог за 2009 год в сумме 2 616 661 руб.
В порядке, установленном пунктом 5 статьи 101.2 Налогового кодекса Российской Федерации, Общество обжаловало решение Инспекции от 31.01.2013 N 10965 в вышестоящий налоговый орган.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Тюменской области от 08.04.2013 N 154 решение Инспекции от 31.01.2013 N 10965 оставлено без изменения.
Полагая, что решение Инспекции от 31.01.2013 N 10965 является незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.
16.06.2014 Арбитражный суд Тюменской области с учетом постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27.03.2014 принял решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В силу пункта 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Пунктом 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено - налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
При этом в пункте 3 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Согласно пункту 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии со статьей 52 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
В силу пункта 14 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период), по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, не позднее 1 марта этого года.
Порядок доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков утвержден Постановлением Правительства РФ от 07.02.2008 N 52, согласно которому уполномоченные органы бесплатно предоставляют налогоплательщикам земельного налога сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика, в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" от 24.07.2007 N 221-ФЗ. Сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.
Решением Тюменской городской Думы от 25.11.2005 N 259 (с изменениями) утверждено Положение о местных налогах города Тюмени (далее - Положение).
Согласно пункту 2 статьи 2 раздела II Положения налоговая ставка в размере 0,15 процента устанавливается в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в городе Тюмени и используемых для сельскохозяйственного производства.
Из имеющихся материалов дела установлено, что ООО "Комфорт" в 2009 году на праве собственности принадлежали земельные участки.
В соответствии со статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель является плательщиком земельного налога.
Согласно последней уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2009 год (корректировка N 4) ООО "Комфорт" исчислена сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет в размере 819 741 руб.
В ходе проведения камеральной проверки указанной декларации Инспекцией установлено, что при исчислении суммы налога, заявителем занижена кадастровая стоимость земельных участков со следующими кадастровыми номерами: 72:17:706003:174, 72:17:706003:162, 72:17:706003:163, 72:17:706003:164, 72:17:706003:190, 72:17:706003:182, 72:17:000000:636, 72:17:706003:203, 72:17:706003:201, 72:17:705003:227, 72:17:706003:204, 72:17:706003:227, 72:17:706003:228, 72:17:706003:230, 72:17:706003:229, 72:17:706003:231, 72:17:706003:232, 72:17:706003:166, 72:17:706003:217, 72:17:706003:200, 72:17:706003:210, 72:17:706003:211, 72:17:706003:218, 72:17:706003:225.
В целях уточнения информации о кадастровой стоимости вышеперечисленных земельных участков по состоянию на 01.01.2009 Инспекцией были направлены соответствующие запросы в Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Тюменской области (далее - орган кадастрового учета, уполномоченный орган).
В отношении спорных земельных участков налоговым органом получена следующая информация органа кадастрового учета, представленная суду в качестве доказательств по делу:
земельный участок (кадастровый номер 72:17:0706003:174) - кадастровая стоимость по состоянию на 01.01.2009 составляет 38 366 400 руб. (налогоплательщиком заявлена 7 128 руб.);
земельный участок (кадастровый номер 72:17:0706003:162) - кадастровая стоимость по состоянию на 01.01.2009 составляет 220 620 228 руб. 24 коп., (налогоплательщиком заявлена 40988 руб.). Кроме того, в ответе на запрос Инспекции орган кадастрового учета сообщил что, при определении кадастровой стоимости земельного участка был неверно установлен удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка, в связи с чем, в государственный реестр недвижимости ошибочно внесены сведения о кадастровой стоимости данного участка в размере 87 576 680 руб. 43 коп. На основании Решения органа кадастрового учета от 27.07.2009 N 72/09-417, акта определения кадастровой стоимости земельных участков от 17.01.2009, в государственный кадастр недвижимости внесены изменения в части кадастровой стоимости данного земельного участка, которая по состоянию на 01.01.2009 составила 220 620 228 руб. 24 коп.
земельный участок (кадастровый номер 72:17:0706003:163) - кадастровая стоимость по состоянию на 01.01.2009 составляет 60 766 622 руб. 64 коп., (налогоплательщиком заявлена 11 290 руб.);
земельный участок (кадастровый номер 72:17:0706003:164) - кадастровая стоимость по состоянию на 01.01.2009 составляет 48 598 718 руб. 88 коп., (налогоплательщиком заявлена 33 414 279 руб.);
земельный участок (кадастровый номер 72:17:0706003:190) - кадастровая стоимость по состоянию на 01.01.2009 составляет 639 440 000 руб., (налогоплательщиком заявлена 211200 руб.). Кроме того, в ответе на запрос Инспекции орган кадастрового учета сообщил что сведения о данном земельном участке были внесены в государственный кадастр недвижимости на основании представленных документов. При этом установлено, что спорный земельный участок образован за счет земельного участка с кадастровым номером 72:17:0000000:404, которому Распоряжением Правительства Тюменской области от 30.11.2006 N 1280-рп "О внесении изменений в распоряжение от 01.08.2005 N 446-рп" установлен удельный показатель кадастровой стоимости в размере 0,2112 руб./м2.
В силу пункта 2.1.17 Приказа Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 N 222 (далее - Приказ N222), которым утверждены Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, в случае образования новых земельных участков путем разделения существующего земельного участка (преобразуемый земельный участок) кадастровая стоимость образуемых земельных участков определяется путем умножения площади указанных земельных участков на удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка.
Таким образом, удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 72:17:0706003:190 составлял 0.2112 руб./м, кадастровая стоимость - 211 200 руб.
Из полученного ответа также следует, что 06.06.2008 в сведения государственного кадастра недвижимости о данном земельном участке внесены изменения в части категории земель, а именно, установлена категория - "земли населенных пунктов", а также изменились экономические характеристики земельного участка.
Однако при определении удельного показателя неверно был выбран номер кадастрового квартала, граничащего с кадастровым кварталом, в котором расположен данный земельный участок, то есть удельный показатель кадастровой стоимости в размере 0,82 руб./м выбран ошибочно.
На основании Решения органа кадастрового учета "Об исправлении технических ошибок в кадастровых сведениях" от 27.07.2009 N 72/09-417 и акта определения кадастровой стоимости, утвержденного 27.07.2009, в сведения государственного кадастра недвижимости о земельном участке с кадастровым номером 72:17:0706003:190 внесены изменения в части удельного показателя кадастровой стоимости, который составил 639 руб. 44 коп./м2, и соответственно, кадастровой стоимости данного участка, которая по состоянию на 01.01.2009 составил 639 440 000 руб.;
земельный участок (кадастровый номер 72:17:0706003:182) - кадастровая стоимость по состоянию на 01.01.2009 составляет 523 463 488 руб. 32 коп., (налогоплательщиком заявлена 671 275 руб.);
земельный участок (кадастровый номер 72:17:0000000:636) - кадастровая стоимость по состоянию на 01.01.2009 составляет 639 440 000 руб., (налогоплательщиком заявлена 820 000 руб.);
земельный участок (кадастровый номер 72:17:0706003:203) - кадастровая стоимость по состоянию на 01.01.2009 составляет 415 636 000 руб., (налогоплательщиком заявлена 164 989 500 руб.);
земельный участок (кадастровый номер 72:17:0706003:201) - кадастровая стоимость по состоянию на 01.01.2009 составляет 8 991 165 руб. 84 коп., (налогоплательщиком заявлена 3 569 104 руб.;
земельный участок (кадастровый номер 72:17:0705003:227) - кадастровая стоимость по состоянию на 01.01.2009 составляет 356 881 915 руб., (налогоплательщиком заявлена 36 951 915 руб. Орган кадастрового учета в отношении данного земельного участка также сообщил о том, что удельный показатель кадастровой стоимости участка установлен в размере 0, 2112 руб./кв.м, изменилась категория на "земли населенных пунктов". В соответствии с Распоряжением Правительства Тюменской области от 30.11.2006 N 1280-рп и Приказом N 222 удельный показатель кадастровой стоимости данного земельного участка определен в размере 319 руб. 93 коп./кв.м, кадастровая стоимость составила 356 881 915 руб.;
земельный участок (кадастровый номер 72:17:0706003:204) - кадастровая стоимость по состоянию на 01.01.2009 составляет 415 636 000 руб., (налогоплательщиком заявлена 164 989 500 руб.);
земельные участки (кадастровые номера 72:17:0706003:227, 72:17:0706003:228,72:17:0706003:229, 72:17:0706003:230, 72:17:0706003:231, 72:17:0706003:232) - кадастровая стоимость по состоянию на 01.01.2009 составляет 321 518 105 руб. 28 коп., 73 510 661 руб. 84 коп., 67 223 048 руб. 32 коп., 2 497 013 руб. 20 коп., 18 794 420 руб. 48 коп., 2 431 150 руб. 88 коп. соответственно (налогоплательщиком заявлено 412 306 руб., 94 268 руб., 86 205 руб., 3 202 руб., 24 101 руб., 3 117 руб. 65 коп. соответственно). В отношении данных земельных участков орган кадастрового учета также сообщил о том, что внесены в государственный кадастр недвижимости на основании представленных документов. При составлении акта определения кадастровой стоимости земельных участков удельный показатель кадастровой стоимости в размере 0.82 руб./м2 выбран ошибочно по причине неверного выбора номера кадастрового квартала, граничащего с кадастровым кварталом, в котором расположены данные земельные участки. На основании Решения органа кадастрового учета "Об исправлении технических ошибок в кадастровых сведениях" от 27.07.2009 N 72/09-417 и акта определения кадастровой стоимости, утвержденного 27.07.2009, в сведения государственного кадастра недвижимости о данных земельных участках внесены изменения в части удельного показателя кадастровой стоимости, который составил 639,44 руб./м2, и соответственно, кадастровой стоимости участков.
земельный участок (кадастровый номер 72:17:0706003:166) - кадастровая стоимость по состоянию на 01.01.2009 составляет 250 660 480 руб., (налогоплательщиком заявлена 46 570 руб.);
земельный участок (кадастровый номер 72:17:0706003:166) - кадастровая стоимость по состоянию на 01.01.2009 составляет 250 660 480 руб., (налогоплательщиком заявлена 46 570 руб.);
земельный участок (кадастровый номер 72:17:0706003:217) - кадастровая стоимость по состоянию на 01.01.2009 отсутствовала, по состоянию на 29.01.2009 составляла 127 888 000 руб. (налогоплательщиком заявлена 50 766 000 руб.);
земельный участок (кадастровый номер 72:17:0706003:200) - кадастровая стоимость по состоянию на 01.01.2009 составляла 167 990 444 руб. 05 коп. (налогоплательщиком заявлена 199 494 896 руб.);
земельный участок (кадастровый номер 72:17:0706003:210) - кадастровая стоимость по состоянию на 01.01.2009 составляла 24 700 288 руб. 32 коп. (налогоплательщиком заявлена 31 675 руб.);
земельный участок (кадастровый номер 72:17:0706003:211) - кадастровая стоимость по состоянию на 01.01.2009 составляла 144 094 606 руб. 80 коп. (налогоплательщиком заявлена 1 184 783 руб.;
земельный участок (кадастровый номер 72:17:0706003:218) - кадастровая стоимость по состоянию на 01.01.2009 отсутствовала, по состоянию на 29.01.2009 составляла 31 972 000 руб. (налогоплательщиком заявлена 12 691 500 руб.;
земельный участок (кадастровый номер 72:17:0706003:225) - кадастровая стоимость по состоянию на 01.01.2009 отсутствовала, по состоянию на 05.03.2009 составляла 47 562 186,64 руб. (налогоплательщиком заявлена 60 992 руб.).
Таким образом, изложенное подтверждает наличие расхождений в кадастровой стоимости спорных земельных участков между учитываемой заявителем на основании кадастровых паспортов и сведениями, представленными органом кадастрового учета.
Из положений пунктов 11, 12 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представляют информацию в налоговые органы в соответствии с пунктом 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации.
Учитывая поименованные нормы налогового законодательства, налоговый орган, при доначислении земельного налога, использовал информацию, полученную в установленном порядке от уполномоченного органа.
Кроме того, в ходе проведения камеральной налоговой проверки Инспекцией были направлены запросы по установлению кадастровой стоимости спорных участков, на которые были получена информация о реальной кадастровой стоимости принадлежащих ООО "Комфорт" земельных участков.
Довод заявителя о том, что новая кадастровая стоимость земельных участков не может быть применена в качестве налогооблагаемой базы, так как для расчета земельного налога учитывается кадастровая стоимость земельных участков на 1 января года, за который производится расчет налога, обоснованно был отклонен судом первой инстанции по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
При этом налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации).
Налоговая база, размер которой зависит от стоимостной оценки земельного участка (кадастровой стоимости), определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода, если не произошло изменений результатов государственной кадастровой оценки земли вследствие исправления технических ошибок, судебного решения и т.п., внесенных обратным числом.
Статьей 28 Федерального закона РФ от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" установлена возможность и определен порядок исправления ошибок в государственном кадастре недвижимости.
Исправление технических ошибок либо ошибок в сведениях, содержавшихся в документах, представлявшихся для кадастрового учета, направлено на исправление внесенных в кадастр недостоверных сведений об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в связи с чем, данное исправление не влечет изменения даты регистрации объекта в документах кадастрового учета и вносится обратным числом на текущую дату, в том числе по решению суда, установившего дату внесения неточных сведений в кадастровый учет.
Таким образом, возможность изменения размера налоговой базы по земельному налогу в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления технической ошибки, производимого путем внесения достоверных сведений обратным числом, не противоречит положениям действующего законодательства.
Вышеизложенные выводы согласуются с позицией, изложенной в решении Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.06.2012 N ВАС-4569/12.
Увеличение кадастровой стоимости земельных участков произошло в результате обнаружения технической ошибки, что подтверждается следующими установленными судом обстоятельствами.
Как следует из материалов дела, налоговым органом, в соответствии со статьей 93 Налогового кодекса Российской Федерации были истребованы документы (информация) в отношении спорных земельных участков (копии решений об исправлении технических ошибок, решений суда об изменении кадастровой стоимости, документов, о предоставлении сведений об исправлении технической ошибки (решения суда), направленных в Правительство Тюменской области и др.).
Органом кадастрового учета в налоговый орган была предоставлена информация о том, что в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: 72:17:0706003:174, 72:17:0706003:162, 72:17:0706003:163, 72:17:0706003:164, 72:17:0706003:190, 72:17:0706003:182, 72:17:0706003:203, 72:17:0706003:201, 72:17:0706003:204, 72:17:0706003:227, 72:17:0706003:228, 72:17:0706003:23, 72:17:0706003:229, 72:17:0706003:231, 72:17:0706003:231, 72:17:0706003:166, 72:17:0706003:200, 72:17:0706003:210, 72:17:0706003:211, 72:17:0706003:217, 72:17:0706003:218, 72:17:0706003:225 внесены изменения на основании решения Управления Роснедвижимости по Тюменской области от 27.07.2009 N 72/09-417 и акта определения кадастровой стоимости, утвержденного 27.07.2009 Управлением Федерального агентства кадастра и объектов недвижимости по Тюменской области.
Анализ сведений государственного кадастра недвижимости показал, что кадастровая стоимость вышеуказанных земельных участков (за исключением земельного участка с кадастровым номером 72:17:0706003:217) по состоянию на 01.01.2009, либо по состоянию на дату постановки на кадастровый учет соответствует кадастровой стоимости, представленной в налоговый орган уполномоченным органом, отраженной в запросе Инспекции.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 72:17:0706003:217 по состоянию на дату постановки должна составлять 127 888000 руб., что отражено в кадастровой выписке земельного участка от 21.11.2012 N 7200/201/12-216099, представленной в налоговый орган и имеющейся в материалах дела.
В сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 72:17:0000000:636 внесены изменения на основании Решения Управления Федерального агентства кадастра и объектов недвижимости по Тюменской области "Об исправлении технических ошибок в кадастровых сведениях" от 04.08.2009 N 72/09-19467 и акта определения кадастровой стоимости, утвержденного 31.07.2009, утвержденного Управлением Федерального агентства кадастра и объектов недвижимости по Тюменской области. Кадастровая стоимость данного земельного участка по состоянию на 01.01.2009 фактически составила 639 440 000 руб.
В сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 72:17:0705003:227 и 72:17:0705003:201 изменения были внесены в связи с переводом в категорию земель населенных пунктов на основании Решения Тюменской городской Думы "О генеральном плане городского округа город Тюмень" от 27.03.2008 N 9, Решения Управления Федерального агентства кадастра и объектов недвижимости по Тюменской области "Об учете изменений объектов недвижимости" от 23.05.2008 N 72/08-1-20. Кадастровая стоимость указанных земельных участков по состоянию на 01.01.2009 составила 356 881 915 руб. и 62 389 229 руб. 37 коп. соответственно.
Таким образом, принимая во внимание, что налоговая база, размер которой зависит от стоимостной оценки земельного участка (кадастровой стоимости) определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода (в т.ч. в зависимости от перевода земель из одной категории в другую, изменения вида разрешенного использования земельного участка), если не произошло изменений результатов государственной кадастровой оценки земли, вследствие исправления технических ошибок, судебного решения и т.п., внесенных обратным числом на указанную дату, то кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 72:17:0705003:227, как установлено их материалов дела, учтена заявителем верно и составила по состоянию на 01.01.2009 - 36 951 915 руб..
Довод ООО "Комфорт" о том, что решение об исправлении технической ошибки в связи с неверным использованием удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков не принималось в отношении части земельных участков (кадастровые номера 72:17:0706003:211, 72:17:0706003:217, 72:17:0706003:218, 72:17:0706003:225, 72:17:0706003:227, 72:17:0706003:228, 72:17:0706003:230, 72:17:0706003:229, 72:17:0706003:231, 72:17:0706003:232), является необоснованным, так как имеющимися материалами дела подтверждается обратное.
В решении N 72/09-417 "Об исправлении технической ошибки в кадастровых сведениях" от 27.07.2009, указано, что при составлении акта определения кадастровой стоимости земельных участков от 06.05.08 неверно использован удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами. В указанном решении перечислены кадастровые номера земельных участков, в том числе, земельные участки, на которые ссылается заявитель.
В отношении довода заявителя о том, что ООО "Комфорт" о принятии вышеуказанных решений в установленном законом порядке уведомлено не было, судом первой инстанции установлено, что орган кадастрового учета подтверждает факт не направления в адрес заявителя соответствующего уведомления об изменении сведений о кадастровой стоимости земельных участков. Уполномоченным органом также не подтверждено наличие запросов ООО "Комфорт" о предоставлении информации о сведениях, внесенных в государственный кадастр недвижимости.
Однако, что факт не уведомления заявителя о принятых решениях об исправлении технической ошибки не может являться основанием для исчисления суммы земельного налога за 2009 год по заниженной кадастровой стоимости земельных участков.
Данное обстоятельство может лишь указывать на отсутствие вины в совершении налогового правонарушения, что в силу норм налогового законодательства, является основанием для исключения привлечения к налоговой ответственности и начисления суммы пени за несвоевременную уплату налога, что правомерно и обоснованно учтено Инспекцией при вынесении решения по результатам камеральной налоговой проверки.
Кроме того, на дату представления уточненной налоговой декларации по земельному налогу (корректировка N 4) заявителю была известна новая кадастровая стоимость земельных участков, которая применялась ООО "Комфорт" при исчислении суммы земельного налога за 2010 - 2011 гг. Следовательно, на дату представления указанной уточненной декларации, заявитель имел возможность верно исчислить сумму земельного налога и за 2009 год.
Оспаривая выводы налогового органа о правомерности применения увеличенной кадастровой стоимости земельных участков, заявитель полагает, что исправление кадастровой ошибки затрагивает его права как налогоплательщика, следовательно, решения органа кадастрового учета от 27.07.2009 и от 04.08.2009, которыми устранены технические ошибки, подлежат применению с учетом положений статьей 3 и 5 Налогового кодекса Российской Федерации, с 01.01.2010.
Между тем, поименованные решения органа кадастрового учета, в силу статьи 1 Налогового кодекса Российской Федерации, не являются актами законодательства о налогах и сборах либо нормативно-правовыми актами, следовательно, положения статьей 3 и 5 Налогового кодекса Российской Федерации, в рассматриваемой ситуации, применению не подлежат.
Кроме того, устранение технической ошибки не может нарушать права налогоплательщика, поскольку в результате принятия оспариваемых решений об устранении технической ошибки была определена реальная кадастровая стоимость принадлежащих ООО "Комфорт" земельных участков. Применение объективно верной кадастровой стоимости не может расцениваться в качестве нарушения прав заявителя.
При этом, следует отметить, что оценка правомерности (неправомерности) действий органа кадастрового учета по изменению кадастровой стоимости спорных земельных участков, в результате установления технической ошибки в определении их кадастровой стоимости или в связи с переоценкой земельных участков, не является предметом рассмотрения по настоящему делу. Вышеуказанные действия органа кадастрового учета заявителем ранее в судебном порядке не оспаривались, в материалы дела такие доказательства не представлены.
Нормы главы 31 Налогового кодекса Российской Федерации не содержат специальных положений, касающихся порядка определения организациями налоговой базы по земельному налогу в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления органом кадастрового учета допущенной им технической ошибки.
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации установлена обязанность налоговых органов руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов РФ по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах.
Разъяснения Минфина РФ, в том числе, и позиция Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, допускают возможность изменения размера налоговой базы по земельному налогу в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления технической ошибки, производимого путем внесения достоверных сведений обратным числом. Такая возможность признана не противоречащей действующему законодательству.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о правомерности доначисления Инспекцией земельного налога на основании поступившей информации из уполномоченного органа кадастрового учета, исходя из реальной кадастровой стоимости спорных земельных участков.
Таким образом, отказав в удовлетворении заявленных Обществом требований, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на Общество
Поскольку в соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, с учетом правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 1 Информационного письма от 11.05.2010 N 139, обществом при подаче апелляционной жалобы подлежала к уплате государственная пошлина в сумме 1000 руб., а фактически обществом была уплачена в сумме 2000 руб., то 1000 руб. излишне уплаченной государственной пошлины подлежат возврату ООО "Комфорт" из федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 16.06.2014 по делу N А70-3692/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Комфорт" из федерального бюджета 1 000 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной при подаче апелляционной жалобы по платежному поручению N 53 от 04.08.2014.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Ю.Н. Киричёк |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-3692/2013
Истец: ООО "Комфорт"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Тюмени N4
Хронология рассмотрения дела:
25.09.2014 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-7907/14
16.06.2014 Решение Арбитражного суда Тюменской области N А70-3692/13
27.03.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-356/14
06.11.2013 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-7829/13
11.07.2013 Решение Арбитражного суда Тюменской области N А70-3692/13