г. Томск |
|
26 сентября 2014 г. |
Дело N А27-9904/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2014 года.
Постановления в полном объеме изготовлено 26 сентября 2014 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Е. И. Захарчук
судей: О.Б. Нагишевой
О.Ю. Киреевой
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.Б. Романовой
при участии в судебном заседании:
от истца: не явился (извещен),
от ответчика: не явился (извещен),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом Киселевского городского округа (07АП-8382/2014) на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 23 июля 2014 года по делу N А27-9904/2014
(судья И.В. Мишина)
по иску общества с ограниченной ответственностью "Кузбасская энергосетевая компания" (ОГРН 1064205113136, ИНН 4205109750)
к Комитету по управлению муниципальным имуществом Киселевского городского округа (ОГРН 1024201261028, ИНН 4211003760)
об урегулировании разногласий при заключении договора аренды земельного участка от 147.02.2014 N 10111.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Кузбасская энергосетевая компания", г. Кемерово (далее - ООО "Кузбасская энергосетевая компания") обратилось в арбитражный суд с иском к Комитету по управлению муниципальным имуществом Киселевского городского округа, г. Киселевск (далее - Комитет) об урегулировании разногласий при заключении договора аренды земельного участка от 14.02.2014 N 10111, в соответствии с которым просит:
1. Принять пункты 3.1, 3.2 и 3.3 указанного договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Киселевск, от ЛЭП-10кВ от ПС 110/35/10 "Краснокаменская" до ЦРП-7, площадью 3 195 кв.м, с кадастровым номером 42:25:0104013:885 под строительство сооружения линейного электротехнического: воздушной линии электропередач 10кВ, между Комитетом и ООО "Кузбасская энергосетевая компания" филиалом "Энергосеть г. Киселевска" в редакции арендатора:
- пункт 3.1 - "Размер арендной платы определяется на основании подпункта "д" пункта 3 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, из расчета 2% кадастровой стоимости земельного участка в год.";
- пункт 3.2 - исключить из договора аренды земельного участка от 14.02.2014 N 10111;
- пункт 3.3 - "Размер арендной платы за участок с кадастровым номером 42:25:0104013:885 за период с 31.01.2014 по 31.12.2014 составит - 85 486, 42 руб., из расчета: 4 657 095, 90 руб. (кадастровая стоимость участка) * 2% : 365 дней * 335 дней = 85 486, 42 руб.
В месяц арендная плата составит - 7 771, 49 руб.".
2. Пункты 3.5, 3.5.1, 3.5.2, 3.5.3, 3.6 договора аренды земельного участка от 14.02.2014 N 10111 и Приложение N 1 "Расчет арендной платы за землю" - исключить.
3. Взыскать с Комитета по управлению муниципальным имуществом Киселевского городского округа в пользу ООО "Кузбасская энергосетевая компания" филиала "Энергосеть г. Киселевска" судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 000 руб.
До начала рассмотрения спора по существу истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявил ходатайство об изменении требований - просит: принять пункт 3.2 договора от 14.02.2014 N 10111 аренды земельного участка, расположенного по адресу: Кемеровская область, г. Киселевск, от ЛЭП-10кВ от ПС 110/35/10 "Краснокаменская" до ЦРП-7, площадью 3 195 кв.м, с кадастровым номером 42:25:0104013:885 под строительство сооружения линейного электротехнического: воздушной линии электропередач 10кВ, в редакции арендатора - после слов: "Кемеровской области" дополнить словами: ", но не выше ставок арендной платы, установленных подпунктом "д" пункта 3 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582"; принять приложение N 1 к договору аренды земельного участка от 14.02.2014 N 10111 "Расчет арендной платы за землю" в следующей редакции общества - слова: "Ежемесячно с февраля по декабрь 2014 года: 16 035 руб. 76 коп. до 10-го числа текущего месяца" заменить словами: "Ставка арендной платы, установленная подпунктом "д" пункта 3 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, составляет 2% кадастровой стоимости земельного участка (93 141 руб. 92 коп. в год). Арендная плата по настоящему договору определяется сторонами в размере 93 141 руб. 92 коп. в год, с 31.01.2014 по 31.12.2014 - 85 486 руб. 42 коп, ежемесячно с февраля по декабрь 2014 года (до 10-го числа текущего месяца) - 7 771 руб. 49 коп."; взыскать с Комитета по управлению муниципальным имуществом Киселевского городского округа, г. Киселевск, Кемеровская область (основной государственный регистрационный номер 1024201261028, идентификационный номер налогоплательщика 4211003760) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Кузбасская энергосетевая компания", г. Кемерово (основной государственный регистрационный номер 1064205113136, идентификационный номер налогоплательщика 4205109750)4000 руб. судебных расходов по оплате государственной пошлины за рассмотрение иска.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 23 июля 2014 года по делу N А27-9904/2014 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением, комитет по управлению муниципальным имуществом Киселевского городского округа в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении иска отказать.
В обоснование апелляционной жалобы ответчик указывает, что спорный договор аренды заключен на земельный участок, относящийся к землям, государственная собственность на который не разграничена. Следовательно, Постановление Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 не может применяться в спорной ситуации. Кроме того, судом незаконно взыскана государственная пошлина в размере 4 000 руб., так как ответчик по настоящему делу освобожден от уплаты государственной пошлины. Более подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Истец в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации)), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились.
В порядке части 1 статьи 266, частей 1, 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статьи 268 АПК РФ, апелляционный суд приходит к выводу, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене.
Как следует из материалов дела и верно установлено судом, что распоряжением администрации Киселевского городского округа от 16.01.2013 N 44-р "О предварительном согласовании земельных участков для проектирования объектов" ООО "Кузбасская энергосетевая компания" предварительно согласованы земельные участки из земель населенных пунктов, в том числе - участок площадью 3 195 кв.м под проектирование сооружения линейного электротехнического: воздушной линии электропередач 10кВ от ЛЭП-10кВ от ПС 110/35/10 "Краснокаменская" до ЦРП-7.
На основании распоряжения Комитета от 12.02.2014 N 102-р "О предоставлении в аренду земельных участков" в адрес общества для подписания направлен договор аренды земельного участка от 14.02.2014 N 10111.
В соответствии с пунктом 1.1. договора аренды арендодатель (Комитет) предоставляет, а арендатор принимает в аренду во временное пользование земельный участок, расположенный по адресу: Кемеровская область, г. Киселевск, от ЛЭП-10кВ от ПС 110/35/10 "Краснокаменская" до ЦРП-7, площадью 3 195 кв.м, с кадастровым номером 42:25:0104013:885 под строительство сооружения линейного электротехнического: воздушной линии электропередач 10кВ от ЛЭП-10кВ от ПС 110/35/10 "Краснокаменская" до ЦРП-7 в границах, указанных в кадастровом паспорте участка, прилагаемом к настоящему договору и являющихся его неотъемлемой частью.
Срок действия аренды установлен пунктом 2.1. договора с момента его заключения по 13.01.2015.
В соответствии с пунктом 3.1. договора размер арендной платы является определяемым и исчисляется на основании коэффициентов, утвержденных Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области на период действия договора и в порядке, предусмотренном п.3.2 договора. Согласно пункту 3.2. договора настоящим договором предусмотрен следующий механизм исчисления арендной платы: сумма арендной платы за рассчитываемый период времени исчисляется ка произведение кадастровой стоимости земельного участка, коэффициента, учитывающего вид использования земельного участка, коэффициента, учитывающего особые условия использования земельного участка, учитывающего уровень инфляции, установленные Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области. В соответствии с пунктом 3.3. договора размер арендной платы за использование земельного участка определяется в Приложении к договору: "Расчет арендной платы за землю".
Общество направило в адрес Комитета протокол разногласий от 14.02.2014 по пунктам 3.1., 3.2., 3.3 договора, приложения к договору "Расчет арендной платы за землю".
Комитет письмом от 25.04.2014 N 02-09/862 направил в адрес общества подписанный протокол разногласий с протоколом согласования разногласий к договору аренды земельного участка от 27.02.2014 N 10155, в котором предложил пункт 3.1 договора изложить в следующей редакции: "Размер арендной платы является определяемым и исчисляется на основании коэффициентов, утвержденных Постановлением от 05.02.2010 N 47 Коллегии Администрации Кемеровской области "Об утверждении порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Кемеровской области".", а пункты 3.2, 3.3 и приложение к договору "Расчет арендной платы" оставить в редакции арендодателя.
В связи с тем, что сторонами договора не урегулированы разногласия по условию договора о размере арендной платы, общество обратилось с настоящим иском в арбитражный суд.
Рассмотрев заявление, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Не согласиться с данными выводами у суда апелляционной инстанции оснований не имеется исходя из следующего.
В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Согласно пункту 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).
Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. В случае, когда договором они не определены, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
На основании части 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации цена по договору аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен. Стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не вправе применять иной размер арендной платы.
Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности могут быть установлены Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации.
Соответствующие условия арендной платы в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена, пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) отнесены к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Во исполнение требований статей 22 и 65 Земельного кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.07.2009 N 582, которым утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее - Принципы) и Правила.
К основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности. Учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, установленные постановлением N 582 принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
Согласно принципу экономической обоснованности арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и вида разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования цен и предоставления субсидий для организаций, осуществляющих деятельность на таком земельном участке. Принцип экономической обоснованности исключает возможность введения для земель, расположенных в одном населенном пункте, имеющих одну категорию, один вид разрешенного использования и предоставленных лицам, занимающимся одним видом деятельности, арендной платы, дифференцированной исходя из статуса уполномоченного на распоряжение землей публичного органа, и выше ставок, установленных для земель федеральной собственности.
Как верно установлено судом, что основываясь на названных принципах, Правительство Российской Федерации определило соответствующие предельные ставки арендной платы для некоторых случаев сдачи в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности, которые являются ориентирами для нормативно устанавливаемых ставок арендной платы при сдаче в аренду земельных участков в аналогичных случаях всеми иными публичными образованиями, за исключением случаев установления иных ставок непосредственно федеральными законами.
Пунктом 2.1. Порядка установлены способы определения размера арендной платы при использовании земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Кемеровской области: на основании кадастровой стоимости земельных участков; по результатам торгов (конкурсов, аукционов); на основании рыночно обоснованного размера арендной платы, определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Нормативные акты публичных образований, устанавливающие ставки арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, включая участки, государственная собственность на которые не разграничена, либо устанавливающие методики и формулы расчета арендной платы за эти участки или отдельные элементы (величины, коэффициенты и т.п.) таких методик и формул, с учетом правовой позиции, сформулированной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.01.2012 N 10034/11, могут быть обжалованы в арбитражный суд в соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса и правилами главы 23 АПК РФ, в том числе и по мотивам несоответствия указанным принципам.
Кроме того, применительно к статье 12 Гражданского кодекса и статье 13 АПК РФ суд вправе давать оценку нормативным актам публичных образований, регламентирующим размеры арендной платы за соответствующие земельные участки, с точки зрения их соответствия этим принципам и ориентирам и при рассмотрении гражданско-правовых споров, вытекающих из договоров аренды таких земельных участков.
Данная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15837/11.
Подпунктом "д" пункта 3 Правил предусмотрено, что арендная плата определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в размере 2 процентов в отношении земельных участков, предоставленных в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.
В соответствии со статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов. Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
Материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается предоставление спорного земельного участка с предварительным согласованием на основании распоряжения администрации Киселевского городского округа от 16.01.2013 N 44-р.
Суд апелляционной инстанции, также как и суд первой инстанции считает, что имеются основания для применения к спорным правоотношениям Правил, определяющих расчет арендной платы земельного участка, исходя из 2% от кадастровой стоимости.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 22.01.2013 N 4200/001/13-17399 кадастровая стоимость земельного участка составляет 4 657 095, 90 руб., в связи с чем аренда подлежит оплате в размере 93 141, 92 руб. в год (2% от кадастровой стоимости земельного участка).
При таких обстоятельствах требования общества правомерно удовлетворены.
Довод апеллянта о нарушении судом первой инстанции норм материального права при решении вопроса о распределении судебных расходов, суд апелляционной инстанции отклоняет как несостоятельный.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В этой связи, то обстоятельство, что в рассматриваемом случае стороной по делу является органом местного самоуправления, освобожденный от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ, не влечет отказ другой стороне в возмещении его судебных расходов.
Законодательством не предусмотрено освобождение государственных и муниципальных органов от возмещения судебных расходов в случае, если судебный акт принят не в их пользу.
Часть 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации гарантирует возмещение понесенных расходов в пользу выигравшей дело стороны независимо от того, является ли проигравшей стороной государственный или муниципальный орган.
Изменения, внесенные статьей 14 Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в пункт 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, не распространяются на распределение судебных расходов.
Таким образом, уплаченная истцом государственная пошлина, правомерно взыскана судом в пользу истца за счет средств ответчика.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность выводов суда, выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
Учитывая изложенное, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 110, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 23 июля 2014 года по делу N А27-9904/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий судья |
Е. И. Захарчук |
судьи |
О.Б. Нагишева О.Ю. Киреева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-9904/2014
Истец: ООО "Кузбасская энергосетевая компания" "Энергосеть г. Киселевска"
Ответчик: Комитет по управлению муниципальным имуществом Киселевского городского округа