г. Пермь |
|
29 сентября 2014 г. |
Дело N А60-18558/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 сентября 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Осиповой С.П.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Безденежных М.К.
при участии:
от заявителя закрытого акционерного общества "Комбинат пищевой "Хороший вкус" (ОГРН 1026604934641, ИНН 6604011366): не явились;
от заинтересованного лица Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Свердловской области (ОГРН 104604000277, ИНН 6671151707): не явились;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 07 июля 2014 года
по делу N А60-18558/2014,
принятое судьей Хомяковой С.А. при рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
по заявлению закрытого акционерного общества "Комбинат пищевой "Хороший вкус"
к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Свердловской области
о признании незаконным и отмене постановления,
установил:
Закрытое акционерное общество "Комбинат пищевой "Хороший вкус" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, административный орган) от 22.04.2014 N 65-14/279 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде административного штрафа в размере 74 250,00 рублей.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 07 июля 2014 года заявленные требования удовлетворены, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, административный орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на то, что состав административного правонарушения полностью доказан и подтверждается материалами дела. Полагает, что выплата работникам-нерезидентам наличных денежных средств через кассу предприятия является незаконной валютной операцией, ответственность за проведение которой, установлена ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.
Заявитель с доводами, изложенными в апелляционной жалобе не согласен по мотивам, указанным в письменном отзыве на апелляционную жалобу; просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, что в порядке п.3 ст.156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Свердловской области в отношении ЗАО "Комбинат пищевой "Хороший вкус" проверки, при рассмотрении информации и материалов, полученных от предприятия, в том числе расходного кассового ордера N 7932 от 07.11.2013 и платежной ведомости от 30.11.2013 N00000607, установлено, что Общество 07.11.2013 осуществило выплату наличных денежных средств через кассу предприятия работникам-нерезидентам на общую сумму 99 000,00 рублей.
По данному факту должностным лицом административного органа в отношении ЗАО "Комбинат пищевой "Хороший вкус" составлен протокол об административном правонарушении от 15.04.2014 N 65-14/279, по результатам рассмотрения которого вынесено постановление от 22.04.2014 N65-14/279 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 74 250, 00 руб.
Не согласившись с постановлением о привлечении к административной ответственности, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании данного постановления незаконным и его отмене.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что выплата заработной платы иностранным работникам наличными денежными средствами через кассу предприятия не образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч.1 ст.15.25 КоАП РФ.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Частью 1 статьи 15.25 КоАП Российской Федерации установлена административная ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая, в том числе осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон о валютном регулировании) устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля (ст. 2).
К числу основных принципов валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации ст. 3 Закона о валютном регулировании относит следующее: исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов, обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.
Согласно ст. 6 Закона о валютном регулировании валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, предусмотренных статьями 7, 8 и 11 указанного Закона, в отношении которых ограничения устанавливаются в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты Российской Федерации, а также для поддержания устойчивости платежного баланса Российской Федерации. Указанные ограничения носят недискриминационный характер и отменяются органами валютного регулирования по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление.
В соответствии с подп. "б" п. 9 ч. 1 ст. 1 Закона о валютном регулировании к валютным операциям относится приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.
Исключения, при которых юридические лица - резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации, предусмотрены ч. 2 ст. 14 Закона о валютном регулировании к числу которых выплата юридическим лицом - резидентом заработной платы физическим лицам - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации, без использования банковских счетов в уполномоченных банках не отнесена.
Нерезиденты на территории Российской Федерации вправе открывать банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте и валюте Российской Федерации только в уполномоченных банках (ч. 1 ст. 13 Закона о валютном регулировании).
Между тем, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права на территории Российской Федерации правила, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
В соответствии со ст. 131 Трудового кодекса Российской Федерации выплата заработной платы производится в денежной форме в валюте Российской Федерации (в рублях).
Заработная плата выплачивается работнику, как правило, в месте выполнения им работы либо перечисляется на указанный работником счет в банке на условиях, определенных коллективным договором или трудовым договором (статья 136 Трудового кодекса Российской Федерации).
Действующим законодательством не предусмотрена обязанность и возможность работодателя самостоятельно открывать счета в уполномоченном банке для перечисления заработной платы нерезидентам.
Частью 6 ст. 4 Закона о валютном регулировании установлено, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов валютного законодательства Российской Федерации, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля толкуются в пользу резидентов и нерезидентов.
В случае, когда работники - нерезиденты не заявили о своем согласии перечислять заработную плату на счет в уполномоченном банке, то обязательная в силу требований трудового законодательства выплата обществом заработной платы его иностранным работникам - нерезидентам наличными денежными средствами, безусловно не свидетельствует о наличии состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела, трудовыми договорами, заключенными с физическими лицами - нерезидентами, не предусмотрено перечисление заработной платы на счет в банке. Доказательств, подтверждающих волеизъявление работников получать заработную плату через счет в банке, не представлено.
При этом, административный орган, исследуя при производстве по делу об административном правонарушении вину общества, не дал оценку возможности организации-резидента, с учетом требований действующего трудового законодательства, по открытию, в отсутствие соответствующего волеизъявления работника - нерезидента, таких счетов в банке.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные ЗАО "Комбинат пищевой "Хороший вкус" требования о признании незаконным постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Свердловской области от 22.04.2014 N 65-14/279.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, по существу, сводятся к переоценке обстоятельств дела и подтверждающих данные обстоятельства доказательств. При этом фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ.
Данные доводы не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, а, по сути, выражают несогласие с указанными выводами, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 07 июля 2014 г. по делу N А60-18558/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Свердловской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным ч.4 ст.288 АПК РФ, в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Судья |
С.П.Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-18558/2014
Истец: ЗАО "Комбинат пищевой "Хороший вкус"
Ответчик: Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Свердловской области