г. Томск |
|
29 сентября 2014 г. |
Дело N А27-6093/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 сентября 2014 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующий Колупаева Л. А.
судьи: Полосин А.Л., О.А. Скачкова
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Левенко А.С.
с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: без участия (извещен);
от заинтересованного лица: Гордт А.В. по доверенности от 11.02.2014;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Кемеровской области
на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 14 июля 2014 года
по делу N А27-6093/2014 (судья Исаенко Е.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Теплоснаб",
Кемеровская область, г.Мыски (ОГРН 1124205004197, ИНН 42052399830)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Кемеровской области Кемеровская область, г. Новокузнецк (ОГРН 111421702833, ИНН 4217424242)
о признании недействительной записи в Едином государственном реестре юридических лиц о прекращении деятельности ООО "Мысковский завод металлических конструкций" от 30.01.2014 за государственным регистрационным номером 2144253005807;
о признании недействительным решения налогового органа от 30.01.2014 N 130 о прекращении деятельности общества с ограниченной ответственностью "Мысковский завод металлических конструкций" (ОГРН 1124253004457, ИНН 4253007974) в связи с его ликвидацией
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Теплоснаб" (далее - заявитель, ООО "Теплоснаб", общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Кемеровской области (далее - Инспекция, налоговый орган, апеллянт) от 30.01.2014 N 130 о прекращении деятельности общества с ограниченной ответственностью "Мысковский завод металлических конструкций" (ОГРН 1124253004457, ИНН 4253007974) (далее - Мысковский завод) в связи с его ликвидацией, а также о признании недействительной соответствующей записи в ЕГРЮЛ.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 14.07.2014 заявленное требование удовлетворено.
Не согласившись с состоявшимся решением суда первой инстанции, налоговый орган обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование заявленных требований апеллянт ссылается на предоставление налогоплательщиком полного комплекта документов, необходимых для регистрации, отсутствие у налогового органа оснований для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
ООО "Теплоснаб" предоставило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. По мнению общества, решение суда законно и обоснованно.
Подробно доводы изложены в отзыве на апелляционную жалобу.
В судебном заседании представитель апеллянта поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, настаивал на её удовлетворении.
ООО "Теплоснаб" явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о надлежащем извещении).
В порядке части 6 статьи 121, части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей общества.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя апеллянта, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, 13.05.2013 общество с ограниченной ответственностью "Мысковский завод металлических конструкций" (далее Мысковский завод) приняло решение о добровольной ликвидации.
22.05.2013 в журнале "Вестник государственной регистрации" было опубликовано соответствующее объявление.
27.05.2013 заявитель, проведя предварительную претензионную работу, обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с иском к Мысковскому заводу о взыскании задолженности за потребленную тепловую энергию за 2012-2013 годы и процентов за пользование чужими денежными средствами. При обращении в суд заявитель предоставил выписку из ЕГРЮЛ на ответчика в соответствии с пунктом 9 статьи 126 АПК РФ, полученную не позднее 30 дней до обращения в суд. В выписке не содержалось сведений о начале процедуры ликвидации ответчика. Ответчик не уведомил о процедуре ликвидации ни суд, ни заявителя, участие своего представителя по делу не обеспечил, корреспонденция, направленная по юридическому адресу, была возвращена в суд по истечении срока хранения. Решением суда от 21.08.2013 по делу N Ф27-7320/2013 требования заявителя удовлетворены, взыскана задолженность за тепловую энергию и проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 443 968,85 руб., а также государственная пошлина 11 679,38 руб. Решение не обжаловалось и вступило в законную силу.
23.07.2013 заявителю было вручено уведомление о ликвидации Мысковского завода, т.е. по истечении двухмесячного срока со дня опубликования объявления о ликвидации, установленного частью 1 статьи 63 ГК РФ.
Дважды 16.09.2013 и 29.11.2013 заявитель направлял в адрес Мысковского завода заявление о включении в реестр требований кредиторов, оба раза корреспонденция возвращена - в связи с истечением срока хранения, а затем в связи с отсутствием адресата.
31.12.2013 Мысковский завод утвердил ликвидационный баланс, в котором не была отражена задолженность перед заявителем, установленная вступившим в законную силу решением суда.
23.01.2014 Мысковский завод подал в налоговый орган заявление о ликвидации, к которому был приложен ликвидационный баланс, решение о ликвидации и документ об уплате государственной пошлины.
30.01.2013 Инспекцией вынесено оспариваемое решение о ликвидации, внесена соответствующая запись в ЕГРЮЛ.
Данный факт стал известен заявителю в феврале 2014 года в ходе производства по делу N А27-1965/2014 о банкротстве Мысковского завода, которое было прекращено в связи с ликвидацией должника.
Посчитав нарушенными свои права и законные интересы, налогоплательщик обратился в суд с заявлением о признании недействительным указанного решения налогового органа и записи в ЕГРЮЛ.
Принимая судебный акт об удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из того, что в нарушение требований статьи 63 ГК РФ ликвидатор письменно не уведомил кредитора (заявителя) о ликвидации компании и не произвел расчета с ним.
Рассмотрев материалы дела повторно в порядке главы 34 АПК РФ, суд апелляционной инстанции соглашается с правильностью выводов суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, исходит из следующих норм права и обстоятельств по делу.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействий) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействий) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействиями) прав и законных интересов заявителя.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, а также при внесении изменений в учредительные документы и при ведении Единого государственного реестра регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ).
В соответствии со статьей 20 Федерального закона N 129-ФЗ, учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регистрирующий орган о составлении промежуточного ликвидационного баланса.
В силу пункта 1 статьи 21 Федерального закона N 129-ФЗ, для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный Федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных Федеральным законом случаях; ликвидационный баланс; документ об уплате государственной пошлины; документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".
Согласно пункту 3 статьи 22 Федерального закона N 129-ФЗ вышеуказанные документы представляются в регистрирующий орган после завершения процесса ликвидации юридического лица.
Отказ в государственной регистрации юридического лица допускается только в случаях, установленных законом. Такие основания закреплены в статье 23 Федерального закона N 129-ФЗ, ими являются: а) непредставление документов, необходимых для государственной регистрации; б) предоставление документов в ненадлежащий регистрирующий орган. При этом пункт 4 статьи 9 Федерального закона N 129-ФЗ прямо запрещает регистрирующему органу требовать от заявителей представления других документов, кроме документов, установленных данным Законом.
Пунктом 1 статьи 25 Федерального закона N 129-ФЗ также установлено, что за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.
Согласно статье 62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.
В силу статьи 63 ГК РФ ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. В соответствии с Приказом ФНС России от 16.06.2006 N САЭ-3-09/355@ сведения, подлежащие опубликованию в соответствии законодательством Российской Федерации о государственной регистрации, публикуются в журнале "Вестник государственной регистрации".
Пунктом 2 статьи 63 ГК РФ предусмотрено, что после окончания срока для предъявления требований кредиторами, ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.
Промежуточный ликвидационный баланс составляется в соответствии с действующими правилами ведения бухгалтерского учета и отчетности и характеризует имущественное и финансовое положение юридического лица (активы и пассивы) по состоянию на дату истечения срока для предъявления требований кредиторов, указанного в сообщении о ликвидации юридического лица.
Исходя из анализа указанных положений ГК РФ и Федерального закона N 129-ФЗ, следует, что достоверность сведений при внесении записи в Единый государственный реестр юридических является требованием, без соблюдения которого осуществление государственной регистрации ликвидации невозможно. Сама по себе подача в регистрирующий орган документов, перечисленных в пункте 1 статьи 21 Федерального закона N 129-ФЗ, не является основанием для государственной регистрации, если сведения, содержащиеся в этих документах недостоверны, а ликвидация проведена с нарушением закона и прав кредиторов.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.10.2011 N 7075/11, необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию. Поэтому представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица в силу подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
При этом прекращение деятельности одного лица не должно преследовать своей целью причинение вреда другому лицу (статьи 1, 10 ГК РФ).
Предусмотренная названными нормами процедура ликвидации юридического лица предполагает действия ликвидационной комиссии (ликвидатора) по выявлению его кредиторов; предоставлению кредиторам возможности заявить свои требования; составлению ликвидационного баланса, отражающего действительное имущественное положение ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами; определению порядка ликвидации (в том числе путем признания юридического лица несостоятельным (банкротом) - пункт 4 статьи 61, статья 65 Гражданского кодекса).
При этом ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана действовать добросовестно и разумно в интересах как ликвидируемого юридического лица, так и его кредиторов.
Из материалов дела следует, что на момент утверждения ликвидационного баланса Мысковскому заводу и его ликвидатору было известно о неисполненных перед обществом обязательствах. Более того, данные обязательства были подтверждены вступившим в законную силу решением суда.
Довод апелляционной жалобы о пропуске срока на предъявление требований о включении задолженности в перечень требований кредиторов, отклоняется апелляционной инстанцией, поскольку судом установлено, что факт ликвидации стал известен заявителю в феврале 2014 года в ходе производства по делу о банкротстве Мысковского завода N А27-1965/2014, которое было прекращено в связи с ликвидацией должника. Доказательств иного в материалы дела не представлено.
Кроме того, судом установлено, что заявитель вел себя добросовестно, соблюдал претензионный порядок урегулирования спора, отправлял корреспонденцию по юридическому адресу должника. Мысковский завод, напротив, от получения корреспонденции, участия в судебном процессе, выполнения требований о надлежащем уведомлении кредиторов и включения сумм задолженности в ликвидационный баланс уклонился. В нарушение требований статьи 63 Гражданского кодекса ликвидатор в установленный срок письменно не уведомил кредитора о ликвидации и не произвел расчета с ним.
На основании изложенного, принимая во внимание, что при ликвидации Общества установленный статьями 61 - 64 ГК РФ порядок нарушен и для государственной регистрации прекращения деятельности этого лица в связи с ликвидацией необходимые документы в регистрирующий орган не представлены, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что у налогового органа отсутствовали правовые основания для внесения сведений о ликвидации общества.
При изложенных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку налоговый орган освобожден от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 НК РФ, вопрос о распределении расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривался.
Руководствуясь статьями 156, 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 14 июля 2014 года по делу N А27-6093/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Л.А. Колупаева |
Судьи |
А.Л. Полосин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-6093/2014
Истец: ООО "Теплоснаб"
Ответчик: межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 4 по Кемеровской области