г. Самара |
|
29 сентября 2014 г. |
Дело N А65-11600/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 сентября 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Захаровой Е.И., судей Драгоценновой И.С., Филипповой Е.Г,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Лаврской Е.В.,
с участием:
от заявителя - представителя исполнительного комитета муниципального образования г.Казани - Ахмадеевой Н.Н. (доверенность N 7210/ИК от 03.09.2014),
от заинтересованного лица - представитель Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан - не явился, извещено,
от третьего лица - представителя закрытого акционерного общества "ИтильТехноСервис" - Ищенко О.М. (доверенность от 07.08.2014),
рассмотрев в открытом судебном заседании 24.09.2014 в помещении суда апелляционные жалобы исполнительного комитета муниципального образования г.Казани
и закрытого акционерного общества "ИтильТехноСервис"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 08 июля 2014 года по делу N А65-11600/2014 (судья Ситдиков Б.Ш.), принятое по заявлению исполнительного комитета муниципального образования г.Казани, Республика Татарстан, г.Казань,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г.Казань,
третье лицо: закрытое акционерное общество "ИтильТехноСервис", Республика Татарстан, г.Казань,
о признании недействительными решения от 04 марта 2014 года по делу N 06-332/2013, предписания от 04 марта 2014 года по делу N 06-332/2013,
УСТАНОВИЛ:
Исполнительный комитет муниципального образования г.Казани (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - заинтересованное лицо) от 04.03.2014 по делу N 06-332/2013 и предписания от 04.03.2014 по делу N 06-332/2013 (т.1 л.д. 3-6).
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 22.05.2014 в порядке ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено - закрытое акционерное общество "ИтильТехноСервис" (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 08.07.2014 в удовлетворении заявления отказано (т.1, л.д. 209-215).
Не согласившись с выводами суда, исполнительный комитет муниципального образования г.Казани обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 08.07.2014 отменить, заявление удовлетворить (т.2 л.д. 4).
Закрытое акционерное общество "ИтильТехноСервис" также обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 08.07.2014 отменить (т.2, л.д. 23-27), принять новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал свою апелляционную жалобу, по основаниям, изложенным в ней,
Представитель третьего лица в судебном заседании поддержал свою апелляционную жалобу, по основаниям, изложенным в ней.
Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился, извещен.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционных жалобах, отзыве на апелляционную жалобу, заслушав представителей заявителя и третьего лица, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, основанием для возбуждения дела N 06-332/2013 послужило поступившее в адрес Татарстанского УФАС России коллективное обращение жильцов домов N N 3, 3а по ул.Дубравная г.Казани по вопросу правомерности выделения и застройки земельного участка, расположенного рядом с вышеуказанными домами. Жители указанных домов полагали, что на данном участке планируется возведение 2-х 19-ти этажных жилых домов, с нарушением норм земельного и градостроительного законодательства. Кроме того, заявители указали на отсутствие паспорта строительства объекта, сведений о застройщике, что нарушает права жильцов на получение информации.
По результатам рассмотрения указанного обращения выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства в действиях Исполнительного комитета муниципального образования города Казани, в связи с чем заинтересованным лицом возбуждено дело N 06-332/2013.
В рамках дела N 06-332/2013 о нарушении антимонопольного законодательства заинтересованным лицом установлено следующее.
На основании постановления Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 04.10.2007 года N 3221 земельный участок площадью 7147 кв.м по улице Дубравная был предоставлен МУП "Агентство по приватизации жилой площади жилой площади г.Казани" в аренду сроком на 5 лет для жилищного строительства взамен земельного участка, изъятого для муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 3.1 постановления Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 04.10.2007 года N 3221 МУП "Агентство по приватизации жилой площади жилой площади г.Казани" в отношении земельного участка проведен кадастровый учет и присвоен кадастровый номер 16:50:160306:75 указанному земельному участку.
Во исполнение постановления Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 04.10.2007 N 3221 между Комитетом земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани и МУП "Агентство по приватизации жилой площади г.Казани" заключен договор аренды от 26.10.2007 N 12238 земельного участка с кадастровым номером 16:50:160306:75 сроком на 5 лет до 03.10.2012. Пунктом 2.2 договора установлен срок возврата земельного участка 03.10.2012.
Согласно договору передачи прав и обязанностей от 01.10.2008 по договору аренды от 26.10.2007 N 12238 права и обязанности переданы гражданину Г.Ш. Исхакову. Распоряжением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 26.03.2012 N 786р гражданину Исхакову Г.Ш. разрешена передача прав и обязанностей по вышеуказанному договору аренды ЗАО "ИтильТехноСервис".
Договором передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 09.04.2013 права и обязанности по договору аренды переданы ЗАО "ИтильТехноСервис".
Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 16.10.2012 N 7660 земельный участок с кадастровым номером 16:50:160306:75 площадью 7147 кв.м по улице Дубравная предоставлен ЗАО "ИтильТехноСервис" в аренду сроком на 3 года для жилищного строительства, заключен договор аренды от 15.11.2012 N 16757.
Во исполнение постановления Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 16.10.2012 N 7660 между Комитетом земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани и ЗАО "ИтильТехноСервис" заключен договор аренды от 16.11.2012 года N 16757 земельного участка с кадастровым номером 16:50:160306:75 сроком на 3 года до 15.10.2015 года. Пунктом 2.2 договора установлен срок возврата земельного участка 15.10.2015 года.
Соглашением от 30.11.2012 N 12238-рп о расторжении договора аренды земельного участка по обоюдному согласию между Исполнительным комитетом муниципального образования города Казани в лице заместителя председателя МКУ "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани и ЗАО "ИтильТехноСервис" в лице генерального директора договор аренды земельного участка от 26.10.2007 года N 12238 расторгнут.
Земельный участок по ул.Дубравная с кадастровым номером 16:50:160306:4707 площадью 3615 кв.м предоставлен ЗАО "ИтильТехноСервис" на основании постановления Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 05.06.2013 N 5361 для целей, не связанных со строительством, а именно для благоустройства территории, прилегающей к земельному участку, предоставленному для жилищного строительства, заключен договор аренды от 24.06.2013 года N 17151.
На заседании Комиссии по землепользованию и застройке при руководителе Исполнительного комитета муниципального образования города Казани 03.04.2013 рассмотрено заявление ЗАО "ИтильТехноСервис" о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на земельном участке по ул.Дубравная в части изменения минимальных отступов строений от границ земельного участка для жилого комплекса в связи с неблагоприятной для застройки конфигурацией земельного участка. Согласно карте зон градостроительных регламентов Правил землепользования и застройки (часть II Градостроительного устава г.Казани) данный земельный участок расположен в зоне многоэтажной жилой застройки в 6-20 этажей (Ж5). В результате обсуждения Комиссия рекомендовала данный вопрос вынести на публичные слушания.
В соответствии с постановлением Мэра года Казани от 07.05.2013 N 198 по данному вопросу 03.06.2013 проведены публичные слушания. Замечаний не поступило. В ходе публичных слушаний дополнительно рассмотрен вопрос о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства в части увеличения максимального процента застройки участка до 57%. Кроме того, 27.06.2013 на заседании Комиссии рассмотрено заявление о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства в части уменьшения минимального процента озеленения земельного участка до 8% ввиду расположения благоустройства на дополнительном земельном участке на пересечении улиц Р.Зорге и Дубравная. В результате обсуждения Комиссия рекомендовала руководителю Исполнительного комитета муниципального образования города Казани предоставить запрашиваемые разрешения.
Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 19.07.2013 N 6811 ЗАО "ИтильТехноСервис" предоставлены разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства в части уменьшения минимальных отступов строений от границ участка, увеличения максимального процента застройки и уменьшения минимального процента озеленения земельного участка по ул.Дубравная.
МКУ "Управлением архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани было рассмотрено эскизное предложение по строительству жилого комплекса, состоящего из двух 19-ти этажных жилых домов N 07-19-11116 от 15.08.2013.
Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 09.09.2013 N 7932 был утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 16:50:160306:75 по ул.Дубравная.
Также ЗАО "ИтильТехноСервис" было получено разрешение от 07.10.2013 N RU16301000-70-ж на строительство объекта "Жилой комплекс по ул.Р.Зорге-Дубравная г.Казани 1 этап: жилые дома N 1, N 2 со встроенными нежилыми помещениями и детским садом" на земельном участке с кадастровым номером 16:50:160306:75 сроком действия до 31.03.2015.
На основании вышеизложенного, в соответствии приказом Татарстанского УФАС России от 26.12.2013 N 02/612-к было возбуждено дело N 06-332/2013 по признакам нарушения Исполнительным комитетом муниципального образования города Казани в соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в части предоставления ЗАО "ИтильТехноСервис" земельных участков с кадастровыми номерами 16:50:160306:75 и 16:50:160306:45707 на пересечении улиц Р.Зорге и Дубравная без проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
По результатам рассмотрения дела антимонопольным органом 04 марта 2014 года было принято решение N А06-332/2013, которым действия Исполнительного комитета муниципального образования города Казани были признаны нарушающими часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В тот же день заявителю было выдано предписание по делу N 06-332/2013, которым предписано прекратить нарушение ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части предоставления ЗАО "ИтильТехноСервис" земельных участков с кадастровыми номерами 16:50:160306:75 и 16:50:160306:45707 на пересечении улиц Р.Зорге и Дубравная без проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а именно:
- отменить постановление Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 16.10.2012 г. N 7660;
- отменить постановление Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 05.06.2013 г. N 5361;
- принять соответствующие меры по возврату земельных участков с кадастровыми номера 16:50:160306:75 И 16:50:160306:4707,расположенных на пересечении улиц Р. Зорге и Дубравная, в муниципальную собственность.
Не согласившись с принятым решением и предписанием, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании решения и предписания по делу N 06-332/2013 от 04.03.2013 недействительными.
В обоснование заявленных требований, заявитель указал, что в соответствии со ст. 22 Земельного кодекса РФ по истечении срока договора аренды земельного участка его арендатор имеет при прочих равных условиях преимущественное право на заключение нового договора аренды земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 35, пунктом 1 ст. 36 и статьей 46 ЗК РФ. ЗАО "ИтильТехноСервис", являясь прежним арендатором по договору N 12238 от 26.07.2007, обладал преимущественным правом заключения нового договора в соответствии со ст. 22 ЗК РФ.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, правильно применил нормы материального права и при этом обоснованно исходил из следующего.
Статья 15 Федерального закона "О защите конкуренции" устанавливает запрет на акты и действия (бездействие) в том числе органов местного самоуправления, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
В пункте 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" указано, что при рассмотрении дел о признании недействующими или недействительными актов названных органов, о признании незаконными их действий (бездействия) по заявлениям антимонопольного органа, поданным в связи с нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, арбитражные суды должны учитывать следующее: если антимонопольным органом доказано, что акты, действия (бездействие) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а соответствующим органом не указана конкретная норма федерального закона, разрешившая данному органу принять оспариваемый акт, осуществить действия (бездействие), заявленные требования подлежат удовлетворению.
Из содержания изложенных норм права и правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации следует, что в части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции установлен запрет для государственных и муниципальных органов принимать какие-либо акты, а равно и совершать действия, в результате которых могут наступить отрицательные последствия для состояния конкуренции. По смыслу статьи 15 Закона о защите конкуренции нормативно установленный запрет адресован органам, осуществляющим властные функции, в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.
В силу статьи 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей, имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Земельный кодекс Российской федерации предусматривает различные процедуры предоставления земельных участков для строительства (статьи 30-31), для жилищного строительства (статьи 30.1-30.2, 38.1-38.2), для целей не связанных со строительством (статья 34).
Исходя из положений пункта 2 статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, пунктом 2.1 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно:
- предоставление земельных участков в безвозмездное срочное пользование для целей жилищного строительства победителю торгов, проведенных в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов);
- предоставление земельных участков жилищно-строительным кооперативам в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 24.07.2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства";
- предоставление земельного участка в собственность или в аренду лицу, с которым в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке заключен договор о развитии застроенной территории;
- предоставление земельного участка единственному участнику указанного в пункте 2 статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации аукциона, если такой аукцион признан несостоявшимся.
Положения пункта 2 статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации сформулированы как императивные и содержащие исчерпывающий перечень случаев, когда для предоставления земельного участка аукцион не проводится (за исключением индивидуального жилищного строительства - пункт 3 статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" в случаях, предусмотренных законом (например, пунктами 1 и 3 статьи 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции", статей 30 - 30.2 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации), договор аренды в отношении государственного или муниципального имущества может быть заключен только по результатам проведения торгов.
Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 16.10.2012 N 7660 земельный участок с кадастровым номером 16:50:160306:75 площадью 7147 кв.м по улице Дубравная предоставлен ЗАО "ИтильТехноСервис" в аренду сроком на 3 года для жилищного строительства, заключен договор аренды от 15.11.2012 года N 16757.
Основанием для вынесения данного постановления явилось рассмотрение заявления ЗАО "ИтильТехноСервис", с учетом постановления Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 04.10.2007 N 3221, распоряжения от 26.03.2012 N 786р, договора передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 09.04.2012, и в соответствии со статьей 22 Земельного кодекса Российской Федерации.
Во исполнение постановления Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 16.10.2012 N 7660 между Комитетом земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани и ЗАО "ИтильТехноСервис" заключен договор аренды от 16.11.2012 N 16757 земельного участка с кадастровым номером 16:50:160306:75 сроком на 3 года до 15.10.2015. Пунктом 2.2 договора установлен срок возврата земельного участка 15.10.2015.
На момент вынесения постановления Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 16.10.2012 N 7660 и заключения договора аренды от 16.11.2012 N 16757 земельного участка с кадастровым номером 16:50:160306:75, срок действия договора аренды от 26.10.2007 N 12238 истек 03.10.2012. После истечения срока действия договора аренды от 26.10.2007 N 12238 Исполнительным комитетом муниципального образования города Казани аукцион или конкурс на право заключения договора аренды (купли-продажи) на земельный участок с кадастровым номером 16:50:160306:75 не проводился.
Кроме того, в письменных пояснениях Исполнительный комитет муниципального образования города Казани указал на отсутствие публикаций по вопросу предоставления данного земельного участка.
Согласно пункту 3 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации по истечении срока договора аренды земельного участка его арендатор имеет при прочих равных условиях преимущественное право на заключение нового договора аренды земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 35, пунктом 1 статьи 36 и статьей 46 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 31 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 11.02.2002 года N 66 "Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой" договор аренды заключенный на новый срок является новым договором аренды. При заключении договора аренды на новый срок стороны не связаны условиями ранее действующего договора.
Исходя из смысла нормы Земельного кодекса Российской Федерации, Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 11.02.2002 года N 66 речь о преимущественном праве прежнего арендатора может идти лишь при наличии нескольких претендентов на аренду земельного участка и заключении нового договора аренды с одним из них. Прежний арендатор имеет преимущественное, приоритетное перед другими лицами, но не исключительное право на аренду земельного участка. Вместе с тем, наличие преимущественного права на заключение договора аренды земельного участка не исключает необходимость соблюдения порядка предоставления этого участка, установленного законодательством, в данном случае проведение аукциона или конкурса на право заключения договора аренды земельного участка под жилищное строительство.
Иное выводило бы определенный круг хозяйствующих субъектов из сферы действия антимонопольного законодательства, создавая неравные условия хозяйствования, что не отвечало бы целям Закона о защите конкуренции.
Кроме того, на момент предоставления земельного участка с кадастровым номером 16:50:160306:75 сроком на 3 года по договору аренды от 16.11.2012 N 16757 установлено, что какие-либо объекты недвижимости зарегистрированные за ЗАО "ИтильТехноСервис" на праве собственности на данном земельном участке отсутствовали, что подтверждается в том числе, самим договором аренды, иные доказательства опровергающие данные выводы в ходе рассмотрения дела также не представлены.
В результате вышеуказанных действий ЗАО "ИтильТехноСервис" получило земельный участок для строительства многоэтажных домов без проведения конкурса или аукциона, обязательного в таких случаях, в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации, лишило возможности хозяйствующих субъектов возможности хозяйствующих субъектов претендовать на получение земельного участка в аренду, что следует расценивать как ограничение конкуренции, а соответственно нарушение антимонопольного законодательства.
Земельный участок по ул.Дубравная с кадастровым номером 16:50:160306:4707 площадью 3615 кв.м предоставлен ЗАО "ИтильТехноСервис" на основании постановления Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 05.06.2013 N 5361 для целей, не связанных со строительством, а именно для благоустройства территории, прилегающей к земельному участку, предоставленному для жилищного строительства, заключен договор аренды от 24.06.2013 N 17151.
Порядок предоставления земельных участков для благоустройства прилегающих территорий Земельным кодексом Российской Федерации и иными нормативно-правовыми актами на федеральном уровне не урегулирован.
В соответствии с решением Казанской городской Думы от 23.08.2006 N 49-11 действовавшим на момент заключения договора аренды от 16.11.2012 N 16757 был утвержден порядок предоставления земельных участков для благоустройства территории.
Согласно пункту 4.2 земельные участки для благоустройства предоставляются в аренду сроком до пяти лет включительно без проведения торгов.
Лицу, владеющему на праве собственности или аренды земельным участком, занимаемым объектом капитального строительства, в случае, если по заключению уполномоченного органа Исполнительного комитета муниципального образования города Казани площади такого земельного участка недостаточно для эксплуатации объекта капитального строительства, смежный земельный участок для благоустройства предоставляется на том же праве, что и основной земельный участок, занятый объектом капитального строительства. При этом срок аренды смежного земельного участка не может превышать срока аренды основного земельного участка. Кроме того, смежный земельный участок, предоставленный для благоустройства и предназначенный для эксплуатации объекта капитального строительства, следует судьбе основного земельного участка.
Учитывая что, земельный участок по ул.Дубравная с кадастровым номером 16:50:160306:4707 площадью 3615 кв.м является смежным к земельному участку с кадастровым номером 16:50:160306:75, в том числе данный земельный участок предоставлялся для благоустройства прилегающей территории, то соответственно он должен следовать судьбе основного земельного участка, так как использование данного земельного участка под иные цели не представляется возможным.
Антимонопольное законодательство Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит из Закона о защите конкуренции и иных федеральных законов, регулирующих отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 1 Закона "О защите конкуренции", определяются организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями.
В статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" предусмотрено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Согласно постановлению Президиума ВАС Российской Федерации от 05.04.2011 N 14686/10, из положения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" следует, что достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.
Проведение торгов подразумевает состязательность хозяйствующих субъектов, так, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, влияет на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.
Антимонопольным органом также было правомерно отмечено, что рынок жилищного строительства на территории города Казани является достаточно конкурентным. Помимо ЗАО "ИтильТехноСервис" строительством жилых домов занимаются такие хозяйствующие субъекты как ОАО "ЖИК", ЗАО "Баско", строительная компания "Грань", компания "Антика", строительная компания ООО "Бриз", ООО "Казань-Стройиндустрия", ООО "ПСО Казань", ООО "Сувар-Казань", ОАО "Татстрой", компания "Унистрой", строительная организация "ФОН", ООО "Элгра".
В рассматриваемой ситуации предоставление ЗАО "ИтильТехноСервис" земельного участка с кадастровым номером 16:50:160306:75 для жилищного строительства без соблюдения соответствующей процедуры предоставления земельных участков, а именно: проведения торгов, является нарушением основных принципов, предусмотренных статьей 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации, что в свою очередь нарушает права неопределенного круга лиц на равный доступ к приобретению и осуществлению прав на землю.
Кроме того, антимонопольным органом указано, что Исполнительный комитет муниципального образования города Казани, как и Татарстанское УФАС России, должен быть заинтересован в демонополизации области, регулирование которой ему доверено, поэтому у него не может быть самостоятельного интереса, который бы не соответствовал интересам Татарстанского УФАС России и государства в целом.
Таким образом, действия Исполнительного комитета муниципального образования города Казани, выразившиеся в предоставлении земельного участка в аренду ЗАО "ИтильТехноСервис" без проведения публичных процедур, лишило возможности хозяйствующих субъектов претендовать на получение земельного участка в аренду, что следует расценивать как ограничение конкуренции, а соответственно, и нарушение антимонопольного законодательства.
Доводы заявителя и третьего лица о том, что третье лицо имеет преимущественное право на заключение нового договора аренды, суд первой инстанции правомерно отклонил в связи со следующим.
Прежний арендатор имеет преимущественное, приоритетное перед другими лицами, но не исключительное право на аренду земельного участка. Вместе с тем, наличие преимущественного права на заключение договора аренды земельного участка не исключает необходимость соблюдения порядка предоставления этого участка, установленного законодательством, в данном случае проведение аукциона или конкурса на право заключения договора аренды земельного участка под жилищное строительство.
Статьей 15 Закона о защите конкуренции установлен запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Таким образом, действия органа местного самоуправления, связанные с предоставлением муниципального имущества без проведения конкурентных процедур после истечения срока действия договора аренды, содержат признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявления.
Доводы, содержащиеся в апелляционных жалобах, были предметом исследования арбитражным судом первой инстанции при рассмотрении спора по существу, судом первой инстанции проверены и правомерно, с учетом установленных по делу обстоятельств, признаны несостоятельными. Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционных жалобах не содержится.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены решения в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Расходы по госпошлине распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 08 июля 2014 года по делу N А65-11600/2014 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.И. Захарова |
Судьи |
И.С. Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-11600/2014
Истец: Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань
Третье лицо: ЗАО "ИтильТехноСервис", г. Казань, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Самара