г. Тула |
|
29 сентября 2014 г. |
Дело N А54-5219/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22.09.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 29.09.2014.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Федина К.А., судей Еремичевой Н.В. и Мордасова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Батуровой И.В., при участии представителя заявителя - открытого акционерного общества "Центральная пригородная пассажирская компания" (г. Москва, ОГРН 1057749440781) - Чевычалова Д.В. (доверенность от 18.09.2014 N 1327-д), ответчика - Министерства финансов Российской Федерации (г. Москва) в лице управления Федерального казначейства по Рязанской области - Кондратьева И.А. (доверенность от 03.01.2013), ответчика - субъекта Российской Федерации - Рязанской области в лице Министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области (г. Рязань, ОГРН 1096234001698) - Ляха Г.Г. (доверенность от 20.01.2014 N ЕИ/6-214), третьего лица - Министерства финансов Рязанской области (г. Рязань) - Бугаева А.Е. (доверенность от 09.01.2014 N 09-24/2), в отсутствие третьих лиц - Федерального агентства железнодорожного транспорта (г. Москва), открытого акционерного общества "Волго-Вятская пригородная пассажирская компания" (г. Нижний Новгород, ОГРН 1095257004457), Правительства Рязанской области (г. Рязань), рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Рязанской области, апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Рязанской области от 15.07.2014 по делу N А54-5219/2013, установил следующее.
Открытое акционерное общество "Центральная пригородная пассажирская компания" обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с исковым заявлением к Министерству транспорта и автомобильных дорог Рязанской области о взыскании убытков 3 071 837 рублей 04 копеек.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Рязанская область в лице Министерства финансов Рязанской области, Министерство финансов Российской Федерации, Федеральное агентство железнодорожного транспорта, открытое акционерное общество "Волго-Вятская пригородная пассажирская компания".
Определением Арбитражного суда Рязанской области в порядке статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве ответчика по делу привлечено Министерство финансов Российской Федерации.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлекается Правительство Рязанской области.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представитель истца заявил ходатайство об уточнении размера исковых требований, просит суд:
1. Взыскать с Рязанской области в лице Министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области за счёт казны Рязанской области в пользу истца убытки в размере 153 591 рублей 85 копеек, возникшие в результате предоставления пятидесятипроцентной скидки на проезд железнодорожным транспортом в пригородном сообщении обучающимся и воспитанникам общеобразовательных учреждений старше 7 лет, учащимся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования в 2012 году;
2. Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации в пользу истца убытки в размере 2 918 245 рублей 19 копеек, возникшие в результате предоставления пятидесятипроцентной скидки на проезд железнодорожным транспортом в пригородном сообщении обучающимся и воспитанникам общеобразовательных учреждений старше 7 лет, учащимся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования в 2012 году.
Уточнение исковых требований приняты судом.
В судебном заседании 04.06.2014 представитель истца заявил ходатайство об уточнении наименования ответчиков: с Рязанской области в лице Министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области на субъект Российской Федерации - Рязанскую область в лице Министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области, с Министерства финансов Российской Федерации на Российскую Федерацию в лице Министерства финансов Российской Федерации. Данное уточнение принято судом.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 15.07.2014 заявленные требования удовлетворены.
Судебный акт мотивирован доказанностью истцом наличия совокупности оснований, необходимых для удовлетворения требования о взыскании убытков.
Не согласившись с принятым решением министерство в лице управления Федерального казначейства по Рязанской области, обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
В обоснование жалобы заявитель указывает, что льготы гражданам по проезду на общественном транспорте предоставлялись истцом в спорном периоде времени на основании нормативно-правового регулирования субъекта Российской Федерации в соответствии с определенным данным субъектом порядком финансирования этих льгот за счет средств областного бюджета.
Министерство финансов Рязанской области в отзыве на апелляционную жалобу просило оставить решение суда первой инстанции без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
Министерство транспорта и автомобильных дорог Рязанской области в отзыве на апелляционную жалобу, указывает, что не является надлежащим ответчиком по данному иску, так как все свои финансовые обязательства перед обществом полностью выполнило в пределах ассигнований федерального и областного бюджетов.
В судебное заседание Федеральное агентство железнодорожного транспорта, открытое акционерное общество "Волго-Вятская пригородная пассажирская компания", Правительство Рязанской области, надлежащим образом уведомленные о месте и времени его проведения, не явились, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и изложенные в отзывах возражения, выслушав представителей лиц, участвующих в деле и явившихся в судебное заседание, Двадцатый арбитражный апелляционный суд полагает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 N 1163 утверждены Правила предоставления в 2012 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на компенсацию части потерь в доходах организаций железнодорожного транспорта в связи с принятием субъектами Российской Федерации решений об установлении льгот по тарифам на проезд обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений, обучающихся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального и высшего профессионального образования железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении
Правилами было установлено, что уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской федерации за счет субсидий устанавливается в размере 95 процентов расходного обязательства.
Субсидия предоставляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в Федеральном законе на соответствующий финансовый год, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке Федеральному агентству железнодорожного транспорта на цели, указанные в пункте 1 Правил, на основании соглашения о предоставлении субсидий, заключенного высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и Федеральным агентством железнодорожного транспорта.
Между Правительством Рязанской области и Федеральным агентством железнодорожного транспорта было заключено соглашение N 8/12 от 12.07.2012 о предоставлении в 20_году субсидии из федерального бюджета бюджету Рязанской области на компенсацию потерь в доходах организаций железнодорожного транспорта, осуществляющим перевозку по льготным тарифам на проезд обучающихся воспитанников общеобразовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении.
В соответствии с пунктом 3.3.4 данного соглашения получатель субсидии (Правительство Рязанской области) обязано обеспечить соблюдение уровня софинансирования расходного обязательства Субъекта за счет средств бюджета на уровне 5%, исходя из уровня софинансирования указанного расходного обязательства за счет субсидий, установленного п. 7 Правил.
В связи с этим 26.12.2011 между ОАО "ЦППК" и Министерством транспорта и автомобильных дорог Рязанской области был заключен договор N 281/02 на 2012 год об оказании льготных услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Рязанской области.
Пунктом 1.3 договора предусмотрено, что Заказчик обеспечивает предоставление субсидий на компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на услуги по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригодном сообщении на территории Рязанской области, в пределах средств, предусмотренных статьей 13 Закона Рязанской области от 21.12.2011 N 119-ОЗ "Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов", в том числе 140 970 000 рублей на 2012 год.
В период действия настоящего договора стороны заключают договор о предоставлении субсидий из областного бюджета на компенсацию части потерь в доходах в связи с предоставлением льгот по тарифам на проезд обучающимся и воспитанникам общеобразовательных учреждений старше 7 лет, учащимся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования железнодорожным транспортом общего пользования в поездах пригородного сообщения (пункт 1.4 договора).
14.06.2012 стороны заключили договор N 8/02 о предоставлении в 2012 году из областного бюджета субсидий в целях компенсации части потерь в доходах, возникающих в связи с предоставлением дополнительной меры социальной поддержки отдельным категориям обучающихся, и воспитанников и учащихся образовательных учреждений.
Предметом договора является предоставление в 2012 году Заказчиком Перевозчику субсидий в целях компенсации части потерь в доходах истца в связи с предоставлением дополнительной меры социальной поддержки обучающимся и воспитанникам общеобразовательных учреждений старше 7 лет, учащимся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования при оплате проезда на территории Рязанской области железнодорожным транспортом общего пользования в поездах пригородного сообщения в форме 50 % скидки от действующего тарифа в период с 1 января 2012 года по 15 июня 2012 года и с 1 сентября 2012 года по 31 декабря 2012 года включительно (п.1.1. договора).
Согласно пункту 2.2 договора Перевозчик организует учет количества обучающихся, перевезенных по разовым проездным документам и ежемесячно, не позднее 15 числа месяца, следующего за месяцем, в котором предоставлена дополнительная мера, предоставляет Заказчику отчет по форме согласно приложению N 1 к договору и формам, утвержденным распоряжениями ОАО "РЖД" от 27.04.2004 N 1964р "Об утверждении внутренней формы статистической отчетности о работе пригородного пассажирского комплекса "Отчет о перевозке пассажиров предприятиями пригородного комплекса" (ЦО-22) и от 22.06.2004 N 2636р "Об утверждении внутренней формы финансовой отчетности о работе пригородного пассажирского комплекса" (ЦО-22-ф) согласно приложениям N 2 и N 3 к настоящему договору, являющихся его неотъемлемой частью, акт выполненных работ, счет-фактуру и счет на сумму потерь в доходах.
Оплата счетов Перевозчика осуществляется Заказчиком в течение 15 банковских дней с даты получения документов, указанных в п. 2.2 договора, путем безналичных расчетов платежными поручениями на расчетный счет Перевозчика.
Следовательно, Министерство транспорта и автомобильных дорог Рязанской области, являясь заказчиком, обязалось возместить в 2012 году потери в доходах, возникающих в результате применения регулируемых тарифов на перевозку пассажиров в пригородном железнодорожном сообщении.
Общество исполнило принятые по договору обязательства, оказав в спорный период услуги по перевозке льготной категории граждан.
Убытки ОАО "ЦППК" составили 13 307 742 рублей 60 копеек, что подтверждается отчетами, счетами, счетами-фактурами, а так же иными доказательствами, представленными в материалы дела и не оспаривается лицами, участвующими в деле.
Министерство транспорта и автомобильных дорог Рязанской области перечислило истцу сумму в размере 10 235 905 рублей 56 копеек в счет компенсации понесенных истцом потерь, из которой: 9 719 142 рублей 40 копеек - средства федерального бюджета, 516 763 рубля 16 копеек - средства бюджета Рязанской области.
Недофинансирование в полном объеме потерь в доходах истца составило сумме 3 071 837 рублей 04 копеек.
Ссылаясь на то, что обязательства, установленные договором исполнены ненадлежащим образом, в то время денежные средства, перечисленные из бюджетов, не компенсировали истцу всей суммы причиненных ему убытков в связи с оказанием услуг по перевозке льготным категориям граждан, истец обратился в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Рассматривая исковые требования по существу и удовлетворяя заявленные требования в полном объеме, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Российская Федерация, согласно статье 7 Конституции Российской Федерации, определена как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Такие публично-правовые обязательства обеспечиваются предоставлением мер социальной поддержки.
Федеральным законом N 122-ФЗ от 22.08.2004 "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 01.01.2005 спорная льгота по проезду на общественном транспорте из предусмотренного вышеперечисленными законодательными актами перечня льгот была исключена, в связи с чем, право граждан на указанные истцом льготы в спорный период времени федеральным законодательством предусмотрено не было.
Вышеуказанным законом предписано субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающее сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Право пятидесятипроцентной скидки на проезд железнодорожным транспортом в пригородном сообщении для льготной категории граждан являлось гарантией, носящей компенсаторный характер. Предоставив это право, государство взяло на себя соответствующие публично-правовые обязанности в отношении социально незащищенных граждан. Конституционный Суд Российской Федерации в Определении N 353-О от 11.07.2006 указал, что положения преамбулы и части 2 статьи 153 Федерального закона N 122-ФЗ от 22.08.2004 по своему конституционно-правовому смыслу предполагают обязанность Российской Федерации участвовать в финансовом обеспечении реализации полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по определению мер социальной поддержки на уровне, не ниже сложившегося в соответствии с федеральным законодательством, действовавшим до 01.01.2005.
В силу пункта 2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 02.02.2006 N 56-О в случае недостаточности собственных средств для покрытия соответствующих расходов субъекты Российской Федерации вправе рассчитывать на оказание им Российской Федерацией финансовой помощи целевого характера, в частности, в форме предоставления дотаций на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, субвенций и субсидий на финансирование отдельных целевых расходов.
Бюджет субъекта Российской Федерации или местный бюджет не существуют изолированно - они являются составной частью финансовой системы Российской Федерации; недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований влечет необходимость осуществлять бюджетное регулирование в целях сбалансированности соответствующих бюджетов, что, в частности, обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в форме предоставления дотаций на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, субвенций и субсидий на финансирование отдельных целевых расходов, бюджетных кредитов и т.д.
Применительно к сфере оказания транспортных услуг населению данный подход нашел подтверждение, в частности, в Федеральном законе "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", согласно пункту 1 и подпункту 12 пункта 2 статьи 26.3 которого в установленных федеральным законом случаях отнесенные к ведению субъектов Российской Федерации полномочия по организации транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, внутренним водным, воздушным транспортом (пригородного и межмуниципального сообщения) могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и федеральных государственных внебюджетных фондов. Распоряжением Правительства
Российской Федерации от 06.04.2005 N 360-р субъектам Российской Федерации в целях обеспечения равной доступности транспортных услуг на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, в отношении которых оказание мер социальной поддержки относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, предоставлены дотации.
При этом субъекты Российской Федерации, действуя в рамках своей компетенции и вытекающего из Конституции Российской Федерации разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, при определении конкретных механизмов обеспечения льгот категориям граждан возможности пользоваться услугами городского транспорта общего пользования (которые могут быть выражены в различных формах - бесплатный проезд, предоставление компенсационных выплат в целях приобретения проездных билетов, снижение стоимости проездных билетов и др.) должны исходить из совокупного объема предоставленных указанным лицам в натуральной и денежной формах мер социальной поддержки, как на уровне Российской Федерации, так и на уровне конкретного субъекта Российской Федерации.
Федеральным законом N 122-ФЗ от 22.08.2004 на субъект Российской Федерации возложена обязанность по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта льготным категориям граждан, а не по финансированию названных услуг, поэтому недостаточное выделение на эти цели денежных средств субъекту Российской Федерации в виде субвенций не исключает доплаты разницы за счет средств Российской Федерации.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 19 Постановления N 23 от 22.06.2006 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" (в ред. Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.02.2009 N 17) разъяснил, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий.
Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Положения Бюджетного кодекса Российской Федерации о совместном финансировании расходов на указанные цели также не могут быть расценены как допускающие установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего.
В силу статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период) расходные обязательства Российской Федерации возникают в результате принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, предусматривающих предоставление из федерального бюджета межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, в том числе субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на исполнение расходных обязательств субъектов Российской Федерации в связи с осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий, подлежащих в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" финансовому обеспечению за счет субвенций из федерального бюджета.
В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона N 17-ФЗ от 10.01.2003 "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" потери в доходах владельца инфраструктуры, перевозчика, возникающие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации. Порядок возмещения указанных потерь за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Во исполнение возложенной на субъект Российской Федерации обязанности по возмещению потерь в доходах владельца инфраструктуры, перевозчика, возникших в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1208 органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано принять нормативные акты, устанавливающие льготы по тарифам на проезд обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений старше семи лет, учащихся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении.
В целях реализации положений Федерального закона N 122-ФЗ от 22.08.2004 Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования (цен, тарифов)" определено право субъектов РФ вводить регулирование тарифа при условии возмещения убытков, возникающих вследствие регулирования тарифов за счет соответствующих субъектов РФ". Правительство Рязанской области своим правом воспользовалось и истец осуществлял перевозки пассажиров в поездах пригородного железнодорожного сообщения по территории Рязанской области по согласованному тарифу.
Во исполнение указанных положений на территории Рязанской области принят Закон Рязанской области от 07.05.2009 N 47-03 "Об образовании в Рязанской области" (далее - Закон N 47-03).
В силу части 1 статьи 21.1. Закона N 47-03 мера социальной поддержки предоставляется обучающимся и воспитанникам общеобразовательных учреждений старше 7 лет, учащимся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования в форме 50-процентной скидки от действующего тарифа при оплате на территории Рязанской области проезда железнодорожным транспортом общего пользования в поездах пригородного сообщения с 1 сентября по 15 июня.
Частью 2 Закона N 47-03 предусмотрено, что на указанные цели предоставляются субсидии из областного бюджета соответствующим получателям на возмещение недополученных доходов в случаях и порядке, установленных законом Рязанской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Рязанской области.
В силу пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" потери в доходах перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации. Порядок возмещения указанных потерь за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, компенсация части потерь в доходах организаций железнодорожного транспорта в связи с принятием Рязанской областью решения об установлении льгот по тарифам на проезд железнодорожным транспортом вышеуказанной льготной категории граждан должна осуществляться в соотношении 95% за счет средств федерального бюджета и 5% за счет средств бюджета Рязанской области.
Возмещение расходов по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта на территории Рязанской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации осуществлялось Министерством транспорта и автомобильных дорог Рязанской области за счет средств федерального бюджета и областного бюджета, согласно пункта 14 части 2 статьи 13 и приложения 7 к Закону Рязанской области "Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" от 23.12.2011 N 119-03.
Нормативными правовыми актами в сфере обеспечения права федеральных льготников на проезд на основании 50 % скидки орган государственной власти субъекта Российской Федерации (Рязанской области) в пределах своих полномочий лишь установил порядок реализации на своей территории социальных гарантий гражданам, финансирование которых является расходным обязательством Российской Федерации.
Введенные нормативными актами субъекта Российской Федерации - Рязанской области тарифы предоставляли гражданам льготных категорий право проезда железнодорожным транспортом общего пользования в поездах пригородного сообщения в форме 50% скидки от действующего тарифа в период с 1 января 2012 года по 15 июня 2012 года и с 1 сентября 2012 года по 31 декабря 2012 года включительно.
Согласно пункту 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16 Постановления от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснил, что организации, непосредственно предоставившие потребителям услуги бесплатно или по льготной цене, имеют право получить с надлежащего публичного образования компенсации в виде не полученной с потребителя платы.
С целью компенсации расходов организаций, осуществляющих пассажирские перевозки льготников, Правительство Рязанской области от 16.03.2011 N 40 (в редакции постановления Правительства Рязанской области от 04.04.2012 N 78) утвердило порядок компенсации в 2012 году части потерь в доходах организациям железнодорожного транспорта в связи с предоставлением дополнительной меры социальной поддержки отдельным категориям обучающихся, воспитанников и учащихся образовательных учреждений при проезде железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что ОАО "ЦППК" оказало в спорный период услуги по перевозке льготной категории граждан, потери истца составили 13 307 742 рублей 60 копеек, что подтверждается отчетами, счетами, счетами-фактурами, а так же иными доказательствами, представленными в материалы дела.
Министерство транспорта и автомобильных дорог Рязанской области перечислило истцу 10 235 905 рублей 56 копеек в счет компенсации понесенных истцом потерь, убытки истца составили 3 071 837 рублей 04 копеек.
Из представленных в материалы доказательств усматривается, что истцу перечислена сумма в размере 10 235 905 рублей 56 копеек в счет компенсации понесенных истцом потерь в 2012 году, из которой: 9 719 142 рубля 40 копеек - средства федерального бюджета, 5 167 63 рубля 16 копеек - средства бюджета Рязанской области, что не оспаривается лицами, участвующими в деле.
Документов, свидетельствующих о компенсации указанных льгот в заявленной сумме из федерального и областного бюджетов в соответствии с установленным уровнем расходных обязательств - 95% и 5% соответственно, ответчиками не представлено.
Учитывая данное обстоятельство, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что истец вправе рассчитывать на компенсацию расходов, понесенных в связи с предоставлением бесплатного проезда отдельным категориям граждан.
На основании статьи 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В соответствии со статьей 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно статье 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность
не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В рассматриваемом случае факт и размер понесенных истцом затрат, связанных с предоставлением льгот соответствующим категориям граждан, установлен на основании имеющихся в материалах дела доказательств и не оспаривается сторонами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2006 N 802 утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что переданные из федерального бюджета средства в виде субвенций доведены до бюджета Рязанской области, однако данных денежных средств оказалось недостаточно для покрытия убытков истца от перевозки федеральных льготников.
Таким образом, Российская Федерация, субъект Российской Федерации, установившие нормативным правовым актом льготы по провозной плате за перевозку определенной категории пассажиров, в силу прямого указания закона обязаны в полном объеме возместить понесенные в связи с этим перевозчиком расходы за счет средств соответствующего бюджета.
Факт нецелевого использования выделенных субъекту Российской Федерации - Рязанской области денежных средств из федерального бюджета не установлен. Также, действие закона, предоставляющего льготы, не было приостановлено полностью или частично законом о бюджете на очередной год (пункт 4 статьи 83 Бюджетного кодекса РФ) и требования истца являются обоснованными по существу.
Федеральным законом от 02.12.2009 N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" предоставление межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории субъекта Российской Федерации для категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, не предусматривается.
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные сторонами доказательства в совокупности, установив порядок определения расходных обязательств в соответствии со статьями 84 и 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, арбитражный суд первой инстанции обоснованно пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации убытков в размере 2 918 245 рублей 19 копеек.
Довод Министерства финансов России о том, что оно выполнило свои обязательства в полном объеме, подлежит отклонению. Право требования возмещения с Российской Федерации понесенных юридическим лицом расходов по предоставлению льгот определенным категориям граждан не может быть связано с фактом включения (невключения) в бюджет средств на компенсацию расходов в необходимом размере. Обязанность Российской Федерации по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления льгот гражданам, имеющим право на их получение, и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения. По настоящему делу судами установлено недофинансирование со стороны Минфина России, с которого правомерно взысканы расходы на основании статей 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Также несостоятелен довод министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области о том, что они не являются надлежащими ответчиками по делу, поскольку как следует из подпункта 10 пункта 2 положения о Министерстве транспорта и автомобильных дорог Рязанской области, утвержденного Постановлением Правительства Рязанской области от 21.01.2009 N 7, на министерство транспорта и автомобильных дорог Рязанской области возложены полномочия по осуществлению функций по расходованию денежных средств, выделенных на обеспечение равной доступности транспортных услуг из федерального и областного бюджетов, и организации проезда в транспорте общего пользования городского и пригородного сообщения гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации и Рязанской области, а также организации предоставления льготного проезда отдельным категориям граждан в соответствии с действующим законодательством (п.п. 39, п.2). Министерство транспорта и автомобильных дорог Рязанской области с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право, являясь в соответствии с законодательством Рязанской области главным распорядителем средств областного бюджета, выступать в суде, арбитражном суде от имени Рязанской области в качестве представителя ответчика по искам к Рязанской области.
Факт принятия Российской Федерацией обязательства по возмещению расходов установлен Правилами в размере 95% расходного обязательства.
На лицо, занимающееся коммерческой деятельностью по осуществлению перевозок пассажиров, не может быть возложено бремя несения расходов, возникших в результате реализации нормативных актов, устанавливающих льготы для отдельных категорий граждан.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для их переоценки у судебной коллегии не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.
При вышеуказанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены в обжалуемой части принятого законного и обоснованного решения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 15.07.2014 по делу N А54-5219/2013 в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме посредством направления кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в порядке, установленном частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
К.А. Федин |
Судьи |
Н.В. Еремичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А54-5219/2013
Истец: ОАО "Центральная ППК"
Ответчик: Министерство транспорта и автомобильных дорог Рязанской области
Третье лицо: Министерство финансов Российской Федерации, Министерство финансов Рязанской области, ОАО "Волго-Вятская пригородная пассажирская компания", Правительство Рязанской области, Федеральное агенство железнодорожного транспорта