Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 24 декабря 2014 г. N Ф10-4261/14 настоящее постановление отменено
город Воронеж |
|
26 сентября 2014 г. |
N А35-9849/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 сентября 2014 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Донцова П.В.,
Семенюта Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Малыгиной Е.Г.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Автотранспортные Экспресс-Линии": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Департамента транспорта, связи и дорожного хозяйства города Курска: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области и общества с ограниченной ответственностью "Автотрнаспортные Экспресс-Линии" на решение Арбитражного суда Курской области от 11.07.2014 по делу N А35-9849/2013 (судья Арцыбашева Т.Ю.) по заявлению Департамента транспорта, связи и дорожного хозяйства города Курска (ОГРН 1024600970569) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Курской области о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
Департамент транспорта, связи и дорожного хозяйства города Курска (далее - Департамент) обратился в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Курской области (далее также - УФАС, Управление, антимонопольный орган) о признании незаконным решения антимонопольного органа от 11.10.2013 по делу N 02/08-144-2013.
Решением суда от 11.07.2014 заявленные требования удовлетворены. При этом суд исходил из наличия оснований, предусмотренных статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Не согласившись с указанным решением, общество с ограниченной ответственностью "Автотранспортные Экспресс-Линии" (далее - ООО "Автотранспортные Экспресс-Линии") и УФАС обратились с апелляционными жалобами, просят решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Общество считает, что Комиссия УФАС правомерно признала жалобу ООО "Автотранспортные Экспресс-Линии" обоснованной, организатора квалификационного отбора - Департамент нарушившим требования пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Считает выводы суда необоснованными.
Считает, что отказ в допуске к участию в торгах ООО "АТЭЛ" и признание ИП Банникова А.В. организацией по оказанию на территории Железнодорожного округа услуг пассажирам и перевозчикам по организации регулярных перевозок и багажа, повлекли незаконное ограничение конкуренции и создание преимуществ одному из участников торгов в форме квалификационного отбора - ИП Банникову А.В.
Указывает на то, что исходя из положений части 1 статьи 8 ГК РФ, торгами в контексте гражданского законодательства могут быть признаны процедуры, по своей правовой природе отвечающие определению и признакам "аукциона" или "конкурса", вне зависимости от того, какое наименование присвоено им организатором таких процедур.
Ссылается на то, что Департамент транспорта, связи и дорожного хозяйства г. Курска обязан был руководствоваться требованиями антимонопольного законодательства, в том числе, статьей 17 ФЕ "О защите конкуренции".
Со ссылкой на официальное письмо от 04.12.2013 и информацию государственного кадастра объектов недвижимости, размещенную на официальном сайте Росреестра, указывает на то, что разрешенные виды использования земельных участков, заявленных ИП Банниковым А.В. для участия в квалификационном отборе, не соответствуют предмету отбора и пункту 2.4 Положения о проведении квалификационного отбора.
Полагает, что соискатель должен иметь финансовое подтверждение возможности создания объекта транспортной инфраструктуры и представить в составе своей заявки документы, подтверждающие финансовую возможность строительства объекта.
Доводы отзыва Департамента на апелляционные жалобы сводятся к тому, что доводы, содержащиеся в апелляционных жалобах, являются необоснованными, а решение суда - законным и обоснованным.
Департамент просит оставить решение суда - без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили. Учитывая наличие у суда доказательств надлежащего извещения данных лиц о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие их представителей в порядке статей 156 и 266 АПК РФ.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
Администрацией города Курска 02.09.2013 принято постановление N 2924 "Об оказании транспортных услуг пассажирам и перевозчикам в районе Привокзальной площади", регулирующее вопросы организации и проведения квалификационного отбора организаций для оказания на территории Железнодорожного округа города Курска услуг пассажирам и перевозчикам при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа.
Извещение о проведении данного квалификационного отбора и постановление Администрации N 2924 опубликованы в приложении к газете "Городские известия" 07.09.2013 N 108.
Условия квалификационного отбора предполагают заключение с его победителем договора сроком на пять лет, в течение исполнения которого победитель отбора должен осуществить строительство объекта транспортной инфраструктуры (автовокзал, автостанция и тому подобное) и впоследствии оказывать услуги по организации пассажирских перевозок автотранспортом пассажирам и перевозчикам.
Сроки приема предложений: с 09.09.2013 по 24.09.2013, с 09 час. 00 мин. до 16 час. 00 мин.
Постановлением Администрации N 2924 функции по проведению указанного квалификационного отбора возложены на Департамент транспорта, связи и дорожного хозяйства города Курска, являющийся структурным подразделением Администрации г. Курска с правами юридического лица.
ИП Банников А.В. и ООО "Автотранспортные Экспресс-Линии" подали заявки на участие в квалификационном отборе.
Комиссией, созданной в соответствии с постановлением Администрации г. Курска N 2924, 26.09.2013 года в 10 час. 00 мин. проведена процедура рассмотрения заявок и подведения итогов указанного квалификационного отбора.
В соответствии с протоколом отбора от 26.09.2013, комиссией принято решение о признании ИП Банникова А.В. победителем квалификационного отбора.
Не согласившись с выводами комиссии для проведения квалификационного отбора, ООО "Автотранспортные Экспресс-Линии" 01.10.2013 обратилось в УФАС с жалобой на действия организатора квалификационного отбора, Департамент транспорта, связи и дорожного хозяйства города Курска.
Решением комиссии УФАС по контролю в сфере размещения заказов от 11.10.2013, резолютивная часть которого объявлена 08.10.2013, жалоба ООО "Автотранспортные Экспресс-Линии" была признана обоснованной (пункт 1 оспариваемого решения), организатор квалификационного отбора - Департамент признан нарушившим требования пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции") (пункт 2 оспариваемого решения), принято решение о не выдавать Департаменту транспорта, связи и дорожного хозяйства города Курска предписания (пункт 3оспариваемого решения), а обратиться в суд с иском о признании недействительными торгов в форме квалификационного отбора и договора на оказание услуг пассажирам и перевозчикам при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа на территории Железнодорожного округа города Курска от 27.09.2013, заключенного между Администрацией города Курска и ИП Банниковым А.В. (пункт 4 оспариваемого решения).
Посчитав вынесенное УФАС решение незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с указанным заявлением.
Изучив материалы дела, доводы апелляционных жалоб, отзыва, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом ненормативные правовые акты могут быть признаны недействительными только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно статьям 23 и 39 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции"), антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания.
В соответствии с частью 1 статьи 15 ФЗ "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Согласно пунктам 1.1-2.8 постановления администрации города Курска от 02.09.2013 N 2924 "Об оказании транспортных услуг пассажирам и перевозчикам в районе Привокзальной площади" данное Положение о проведении квалификационного отбора организаций для оказания на территории Железнодорожного округа города Курска услуг пассажирам и перевозчикам при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа разработано в целях реализации полномочий муниципального образования "Город Курск" по организации транспортного обслуживания населения в границах городского округа, повышения качества предоставляемых транспортных услуг всеми видами пассажирского транспорта независимо от формы, а также определяет порядок проведения квалификационного отбора организации для оказания на территории Железнодорожного округа города Курска услуг пассажирам и перевозчикам при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа.
Таким образом, наличие признаков конкуренции в ходе процедуры отбора усматривается.
Квалификационный отбор проводится комиссией, состав которой утверждается постановлением Администрации города Курска.
Для организации и проведения квалификационного отбора составляется и доводится до юридических лиц и индивидуальных предпринимателей объявление о его проведении через средства массовой информации не менее чем за 14 дней до даты проведения отбора.
Требования к организациям, претендующим на оказание на территории Железнодорожного округа города Курска услуг пассажирам и перевозчикам при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа (далее - соискателям), устанавливаются настоящим Положением.
Соискатель должен отвечать следующим требованиям:
иметь в собственности или на договорной основе земельный участок (смежные земельные участки), на котором в соответствии с градостроительными требованиями может быть расположен объект транспортной инфраструктуры (автовокзал, автостанция, диспетчерский пункт);
иметь опыт работы в сфере оказания транспортных услуг не менее 3 лет;
иметь финансовое подтверждение возможности создания указанного в настоящем пункте объекта.
Предложение соискателя должно отвечать следующим требованиям:
заявленный земельный участок должен быть расположен в радиусе не более 500 метров от Привокзальной площади;
площадь заявленного земельного участка (смежных земельных участков) должна быть не менее 500 кв. м;
к заявленному участку должна быть обеспечена возможность организации движения автобусов большой и малой вместимости без заезда на территорию Привокзальной площади.
Объект транспортной инфраструктуры, создаваемый на указанном участке, в обязательном порядке должен включать помещения:
для организации работы билетных касс;
для оборудования выделенных линий связи и нахождения оборудования хранения персональных данных пассажиров (возможно совмещение с билетными кассами);
для размещения общественных туалетов;
для организации работы диспетчерской службы по регулированию движения автотранспортных средств, следующих по маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа;
для отдыха водителей автотранспортных средств (возможно совмещение с помещением для диспетчерской службы).
Срок строительства предлагаемого объекта не должен превышать 1 год.
Соискатель для проведения квалификационного отбора предоставляет следующую информацию:
заявку на участие в квалификационном отборе;
основные сведения о предприятии;
копию учредительных документов;
копию свидетельства о государственной регистрации;
документы, подтверждающие наличие земельного участка;
документы, подтверждающие опыт работы в сфере оказания транспортных услуг;
копии бухгалтерской отчетности или иные документы, подтверждающие финансовую возможность строительства объекта.
Соискателю может быть отказано в участии в квалификационном отборе в следующих случаях:
заявка на участие в квалификационном отборе подана по истечении установленного срока приема;
соискателем не предоставлены в надлежащей форме все документы, предусмотренные условиями проведения квалификационного отбора.
Основанием для отказа в признании соискателя уполномоченной организацией является несоответствие соискателя требованиям, указанным в пункте 2.4 данного Положения.
В силу частей 3.1, 3.2, 3.8 названного постановления Квалификационная комиссия осуществляет функции по сбору и оценке предложений соискателей, определяет организация для оказания на территории Железнодорожного округа города Курска услуг пассажирам и перевозкам при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа.
Состав комиссии утверждается администрацией города Курска.
Комиссия подводит итоги Квалификационного отбора и определяет организацию для оказания на территории Железнодорожного округа города Курска услуг пассажирам и перевозчикам при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа.
Согласно Приказу Минэкономразвития от 30.09.1997 N 117 "Об утверждении Методических рекомендаций по проведению торгов (конкурса) на закупку товаров (работ), квалификационному отбору поставщиков (подрядчиков) - (конкурсной документации)" предварительный квалификационный отбор проводится для выявления поставщиков, квалификация которых позволит участвовать в торгах (конкурсе) на закупку товаров для государственных нужд.
Оспариваемое решение антимонопольного органа явилось результатом рассмотрения жалобы ООО "Автотранспортные Экспресс-Линии" на действия организатора торгов.
Как усматривается из оспариваемого решения антимонопольного органа от 11.10.2013, последний признавая Департамент нарушившим пункт 2 части 1 статьи 17 Федерального закона "О защите конкуренции", исходил из того, что заявка ООО "Автотранспортные Экспресс-Линии" была необоснованно признана несоответствующей требованиям квалификационного отбора, в то время, как заявка ИП Банникова А.В. признана соответствующей названным требованиям.
Антимонопольный орган исходил не из того, что Департаментом был избран ненадлежащий способ выбора контрагента, а из того, что имелись нарушения процедуры его выбора.
Указанное подтверждается, также решением антимонопольного органа о необходимости обращения в суд с иском о признании недействительными торгов в форме квалификационного отбора.
Как видно из материалов дела, ООО "Автотранспортные Экспресс-Линии" не был представлен документ, подтверждающий наличие земельного участка на праве собственности или на договорной основе (смежные земельные участки), на котором в соответствии с градостроительными требованиями может быть расположен объект транспортной инфраструктуры (автовокзал, автостанция, диспетчерский пункт), а предоставленное гарантийное письмо не является ни правоустанавливающим, ни правоудостоверяющим документом.
Следовательно, заявка ООО "Автотранспортные Экспресс-Линии" комиссией по проведению квалификационного отбора была отклонена обоснованно и мотивированно, поскольку предоставление такого
документа являлось обязательным условием для участия в отборе для всех соискателей, которые обладали равными возможностями по предоставлению соответствующего пакета документов.
Указанные обстоятельства, по мнению суда, служат основанием для отказа в допуске ООО "Автотранспортные Экспресс-Линии" к участию в квалификационном отборе, так как Обществом не представлен весь пакет документов.
Поскольку отказа в допуске к участию в квалификационном отборе ООО "АТЭЛ" обоснован, основан на нормах права, то данный факт не может расцениваться как создание преимущественных условий иному лицу и нарушить права ООО "АТЭЛ".
Суд первой инстанции правомерно указал на то, что вероятность проигрыша в данном квалификационном отборе, не может рассматриваться как нарушение антимонопольного законодательства, так как не влияет на конкуренцию.
Установленные Положением о квалификационном отборе условия для соискателей направлены на упорядочение движения в районе железнодорожного вокзала, организации транспортного обслуживания, усиления антитеррористической защищенности объектов с массовым пребыванием людей, максимального удовлетворения потребностей участников дорожного движения в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".
При таких обстоятельствах, решение УФАС правомерно признано судом незаконным.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В связи с чем, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Учитывая результаты рассмотрения апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции относится на заявителя апелляционной жалобы.
Поскольку органы государственной власти освобождены Налоговым кодексом Российской Федерации от уплаты государственной пошлины, вопрос о взыскании госпошлины с УФАС судом не решается.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269 и статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курской области от 11.07.2014 по делу N А35-9849/2013 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок согласно части 1 статьи 275 АПК РФ.
Председательствующий судья |
Н.Д. Миронцева |
Судьи |
П.В. Донцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-9849/2013
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 24 декабря 2014 г. N Ф10-4261/14 настоящее постановление отменено
Истец: Департамент транспорта, связи и дорожного хозяйства города Курска
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Курской области
Третье лицо: Банников Александр Викторович, ООО "Автотранспортные Экспресс-Линии", Управление Федеральной антимонопольной службы по Курской области
Хронология рассмотрения дела:
24.12.2015 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-998/14
24.12.2014 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-4261/14
26.09.2014 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-998/14
11.07.2014 Решение Арбитражного суда Курской области N А35-9849/13
11.03.2014 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-998/14