город Омск |
|
30 сентября 2014 г. |
Дело N А46-1371/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 сентября 2014 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Лотова А.Н., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7108/2014) Жилищно-строительного кооператива "Малиновского 112" на решение Арбитражного суда Омской области от 03.06.2014 по делу N А46-1371/2014 (судья Стрелкова Г.В.)
по заявлению Жилищно-строительного кооператива "Малиновского 112" (ОГРН 1095543040647, ИНН 5503217560)
к 1) Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Центральному административному округу г. Омска (ОГРН 1045504039184, ИНН 5503085553); 2) Управлению Федеральной налоговой службы по Омской области, о признании недействительным решения от 09.10.2013 N 39580 в части,
при участии в судебном заседании представителей:
от Жилищно-строительного кооператива "Малиновского 112" - Базиль Владимир Владимирович (паспорт, по доверенности б/н от 01.09.2014 сроком действия три года);
от инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Центральному административному округу г. Омска - Даренская Ольга Михайловна (паспорт, по доверенности N 01-28/004037 от 05.03.2014 сроком действия один год);
от Управления Федеральной налоговой службы по Омской области - Василькова Елена Владимировна (удостоверение, по доверенности N 01-12/00203 от 14.01.2014 сроком действия по 31.12.2014),
установил:
Жилищно-строительный кооператив "Малиновского 112" (далее - ЖСК "Малиновского 112", заявитель) обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Центральному административному округу г. Омска (далее - Инспекция) от 09.10.2013 N 39580 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решения Управления Федеральной налоговой службы России по Омской области (далее - Управление) по апелляционной жалобе Жилищно-строительного кооператива "Малиновского 112" N 16-19/16288 от 23.12.2013.
В предварительном судебном заседании заявитель отказался от заявленных требований к Управлению Федеральной налоговой службы по Омской области.
Суд первой инстанции, в соответствии с частью 5 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) принял отказ от заявленного требования в адрес Управления.
Заявитель в суде первой инстанции уточнил заявленное требование к инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Центральному административному округу г. Омска и просил суд признать недействительным решение инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Центральному административному округу г. Омска от 09.10.2013 N 39580 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления суммы неуплаченного земельного налога за 2012 год в размере 50 470 руб., штрафа в размере 2 474 руб., а также пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате земельного налога на 09.10.2013.
Решением Арбитражного суда Омской области от 03.06.2014 по делу N А46-1371/2014 требования ЖСК "Малиновского 112" удовлетворены частично. Решение Инспекции Федеральной налоговой службы N1 по Центральному административному округу г. Омска от 09.10.2013 N 39580 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения признано недействительным в части доначисления земельного налога в сумме 115 руб., привлечения к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа в сумме 1 948,50 руб. В удовлетворении остальной части заявленного требования отказано. В отношении Управления Федеральной налоговой службы по Омской области производство по делу прекращено. С Инспекции в пользу ЖСК "Малиновского 112" взысканы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 руб.
Судебный акт мотивирован тем, что 10 земельных участков, из 11 имеющихся у ЖСК "Малиновского 112", имеют вид разрешенного использования "для размещения домов многоэтажной жилой застройки". Поскольку земельный участок с кадастровым номером 55:36:070301:19, имеет вид разрешенного использования "под садоводство", то доначисления заявителю земельного налога в сумме 115 руб. является незаконным. В отношении других 10 земельных участков суд считает, что должен применяться повышающий коэффициент 2 при исчислении земельного налога. Также суд пришел к выводу о незаконности привлечения ЖСК "Малиновского 112" к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ и начисления ему штрафа в размере 1 948 руб. 50 коп.
Не согласившись с принятым судебным актом, ЖСК "Малиновского 112" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований ЖСК "Малиновского 112" в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы указано, что применение повышающего коэффициента 2 при исчислении суммы земельного налога возможно только в случае осуществления на земельных участках жилищного строительства. ЖСК "Малиновского 112" в 2012 году не осуществлял жилищного строительства на указанных земельных участках, не имел проектно-сметной документации, не получал разрешение на строительство, не заключал договоры подряда со строительными организациями, следовательно не являлся ни заказчиком, ни застройщиком.
От Инспекции поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен к материалам дела.
Представитель ЖСК "Малиновского 112" поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Инспекции поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на неё, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
ЖСК "Малиновского 112" является налогоплательщиком налогов и сборов, состоит на учете в инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Центральному административному округу г. Омска.
ЖСК "Малиновского 112" имеет в собственности земельные участки.
Так, земельные участки с кадастровыми номерами 55:36:070301:152, 55:36:070301:53, 55:36:070301:50, 55:36:070301:14, 55:36:070301:117 были приобретены налогоплательщиком на основании договоров дарения с физическими лицами.
Земельные участки с кадастровыми номерами 55:36:070301:151, 55:36:070301:6, 55:36:070301:106, 55:36:070301:19, 55:36:070301:44, 55:36:070301:42 были приобретены налогоплательщиком на основании договоров купли-продажи.
Право собственности ЖСК "Малиновского 112" на указанные земельные участки подтверждено: свидетельством о государственной регистрации права собственности от 09.06.2010 N 016053 55 АА; свидетельством о государственной регистрации права собственности от 11.10.2010 N118397 55 АА; свидетельством о государственной регистрации права собственности от 11.10.2010 N118396 55 АА; свидетельством о государственной регистрации права собственности от 11.10.2010 N 118395 55 АА; свидетельством о государственной регистрации права собственности от 10.02.2011 N 206083 55 АА.; свидетельством о государственной регистрации права собственности от 25.04.2012 N 522678 55 АА; свидетельством о государственной регистрации права собственности от 30.08.2012 N 653561 55 АА; свидетельством о государственной регистрации права собственности от 27.08.2012 N 499889 55 АА; свидетельством о государственной регистрации права собственности от 25.04.2012 N 523712 55 АА; свидетельством о государственной регистрации права собственности от 08.09.2012 N 653093 55 АА; свидетельством о государственной регистрации права собственности от 30.08.2012 N 653563 55 АА.
Вид разрешенного использования всех вышеуказанных земельных участков, за исключением земельного участка с кадастровым номером 55:36:070301:19, в свидетельствах о государственной регистрации права собственности и кадастровых паспортах земельных участков указан "для размещения домов многоэтажной жилой застройки".
ЖСК "Малиновского 112" предоставило налоговому органу уточненную налоговую декларацию по земельному налогу за 2012 год.
При этом при исчислении земельного налога за 2012 год по земельным участкам с кадастровыми номерами 55:36:070301:152, 55:36:070301:53, 55:36:070301:50, 55:36:070301:14, 55:36:070301:117, 55:36:070301:151, 55:36:070301:6, 55:36:070301:106, 55:36:070301:19, 55:36:070301:44, 55:36:070301:42 ЖСК "Малиновского 112" повышающий коэффициент 2 не применил, ссылаясь на то, что в 2012 году жилищное строительство на данных участках не велось.
ИФНС России N 1 по Центральному административному округу г. Омска проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации Жилищно-строительного кооператива "Малиновского 112" по земельному налогу за 2012 год, в результате которой были выявлены факты нарушения законодательства о налогах и сборах, отраженные в акте выездной налоговой проверки N 32494 ДСП от 22.07.2013.
Рассмотрев в порядке статей 89, 101 НК РФ материалы выездной налоговой проверки, заместитель начальника ИФНС России N 1 по Центральному административному округу г. Омска 09.10.2013 вынесла решение N 39580 о привлечении Жилищно-строительного кооператива "Малиновского 112" к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым налогоплательщику доначислен земельный налог за 2012 год в сумме 64 744 руб.; кооператив привлечен к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату земельного налога в сумме 2 474 руб.; начислены пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате земельного налога на 09.10.2013 г.
Управление Федеральной налоговой службы по Омской области решением от 23.12.2013 N 16-19/16288 оставило решение нижестоящего налогового органа без изменения, апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
ЖСК "Малиновского 112" считая решение ИФНС России N 1 по Центральному административному округу г. Омска не соответствующим закону и нарушающим его права в сфере предпринимательской деятельности, обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением, в котором оспаривает доначисление земельного налога по земельным участкам с кадастровыми номерами 55:36:070301:152, 55:36:070301:53, 55:36:070301:50, 55:36:070301:14, 55:36:070301:117, 55:36:070301:151, 55:36:070301:6, 55:36:070301:106, 55:36:070301:19, 55:36:070301:44, 55:36:070301:42 в связи с применением налоговым органом повышающего коэффициента 2, предусмотренного пунктом 15 статьи 396 НК РФ.
03.06.2014 Арбитражным судом Омской области принято решение, которое обжаловано ЖСК "Малиновского 112".
Как следует из апелляционной жалобы ЖСК "Малиновского 112" не согласен с решение суда в части доначисления земельного налога по земельным участкам с кадастровыми номерами 55:36:070301:152, 55:36:070301:53, 55:36:070301:50, 55:36:070301:14, 55:36:070301:117, 55:36:070301:151, 55:36:070301:6, 55:36:070301:106, 55:36:070301:44, 55:36:070301:42 в связи с применением налоговым органом повышающего коэффициента 2. В остальной части решение суда не обжаловалось.
В соответствии с пунктом 5 статьи 268 АПК РФ, в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Поскольку возражения относительно проверки решения суда первой инстанции только в обжалуемой части не поступили, суд апелляционной инстанции проверяет его только по доводам апелляционной жалобы, в указанной выше части (пункт 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции").
Проверив законность и обоснованность решения суда в обжалуемой части, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
Как следует из пункта 1 статьи 387 НК РФ, земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В силу пункта 1 статьи 389 НК РФ, объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 396 НК РФ, сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 настоящей статьи. Налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно.
Как указано в пункте 15 статьи 396 НК РФ, в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится налогоплательщиками - организациями или физическими лицами, являющимися индивидуальными предпринимателями, с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока строительства начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости. В случае завершения такого жилищного строительства и государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости до истечения трехлетнего срока строительства сумма налога, уплаченного за этот период сверх суммы налога, исчисленной с учетом коэффициента 1, признается суммой излишне уплаченного налога и подлежит зачету (возврату) налогоплательщику в общеустановленном порядке.
В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится налогоплательщиками - организациями или физическими лицами, являющимися индивидуальными предпринимателями, с учетом коэффициента 4 в течение периода, превышающего трехлетний срок строительства, вплоть до даты государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.
Как следует из пункта 16 статьи 396 НК РФ, в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими лицами для индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 по истечении 10 лет с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.
Таким образом, если земельные участки приобретаются для осуществления на них жилищного строительства, суммы земельного налога исчисляются с учетом коэффициентов: 1 - в случае завершения жилищного строительства до истечения трехлетнего срока, начиная с даты государственной регистрации прав на земельный участок до государственной регистрации прав на построенный объект; 2 - в течение трехлетнего срока строительства; 4 - в течение периода, превышающего трехлетний срок строительства, 2 - по истечении 10 лет.
Исходя из буквального толкования пункта 15 статьи 396 НК РФ следует, что повышенный коэффициент применяется в течение трехлетнего срока возведения зданий, при этом отсчет ведется с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект. Данная норма не содержит каких-либо особенностей исчисления налога в зависимости от того ведется ли строительство фактически или нет. Пункт 15 статьи 396 НК РФ содержит лишь одно условие, при котором повышающий коэффициент не применяется - это исключение в виде индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами.
Таким образом, апелляционный суд приходит к выводу о том, что размер земельного налога, учитывая приведенные нормы НК РФ, связан только с целью предоставления земельного участка и с периодом строительства на земельном участке объекта недвижимого имущества, а не, как ошибочно полагает податель жалобы, с субъектом, который осуществляет строительство этого объекта.
При этом не имеет значения то, обстоятельство, кто получал разрешение на строительство объектов недвижимого имущества.
Также не имеет значения, как указана ранее, для исчисления земельного налога те обстоятельства, что ЖСК "Малиновского 112" в 2012 году не осуществлял жилищного строительства на указанных земельных участках, не имел проектно-сметной документации, не получал разрешение на строительство, не заключал договоры подряда со строительными организациями, следовательно не являлся ни заказчиком, ни застройщиком.
По смыслу указанных выше норм права следует, что для исчисления земельного налога (применение соответствующего коэффициента) имеет значение лишь период осуществления строительства, который начинает исчисляться с момента государственной регистрации за налогоплательщиком права на земельный участок, предоставленный для строительства, до государственной регистрации права на построенный объект недвижимого имущества.
Свидетельства о государственной регистрации права собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 55:36:070301:152, 55:36:070301:53, 55:36:070301:50, 55:36:070301:14, 55:36:070301:117, 55:36:070301:151, 55:36:070301:6, 55:36:070301:106, 55:36:070301:44, 55:36:070301:42 выданы ЖСК "Малиновского 112" в 2010, в 2011, в 2012 годах. Следовательно в 2010-2012 годы ЖСК "Малиновского 112" приобретены права собственности на земельные участки для строительства объектов недвижимого имущества.
Однако в 2012 году (период оплаты земельного налога) объекты недвижимого имущества на данных земельных участках построены не были.
То есть в 2012 году (период оплаты земельного налога) за предоставленные земельные участки под строительство ЖСК "Малиновского 112" обязано было оплачивать земельный налог с учетом повышающего коэффициента 2, как следует из абзаца 1 пункта 15 статьи 396 НК РФ.
Оснований для применения понижающего коэффициента суд апелляционной инстанции не усматривает. Доказательств обратного в материалах дела не содержится.
Таким образом, налоговый орган при исчислении земельного налога по земельным участкам с кадастровыми номерами 55:36:070301:152, 55:36:070301:53, 55:36:070301:50, 55:36:070301:14, 55:36:070301:117, 55:36:070301:151, 55:36:070301:6, 55:36:070301:106, 55:36:070301:44, 55:36:070301:42 правомерно применил повышающий коэффициент 2.
Решение суда первой инстанции в остальной части не обжаловано, в связи с чем проверке апелляционным судом не подлежит.
Доводы заявителя жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При указанных обстоятельствах, Восьмой арбитражный апелляционный суд считает, что, удовлетворив частично заявленные ЖСК "Малиновского 112" требования, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Нормы материального права применены Арбитражным судом Омской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения арбитражного суда в обжалуемой части не имеется, в связи с чем апелляционная жалоба Жилищно-строительного кооператива "Малиновского 112" удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на подателя жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Жилищно-строительного кооператива "Малиновского 112" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 03.06.2014 по делу N А46-1371/2014 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-1371/2014
Истец: Жилищно-строительный кооператив "Малиновского 112"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по ЦАО г Омска, Инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Центральному административному округу г. Омска, Управление Федеральной налоговой службы по Омской области
Хронология рассмотрения дела:
16.11.2015 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-9846/15
19.12.2014 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-13066/14
30.09.2014 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-7108/14
03.06.2014 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-1371/14