г. Воронеж |
|
1 октября 2014 г. |
Дело N А14-12419/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 1 октября 2014 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Афониной Н.П.,
судей Колянчиковой Л.А.,
Яковлева А.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ливенцевой Н.В.,
при участии:
от муниципального казённого предприятия городского округа город Воронеж "Воронежтеплосеть": Кокин К.А. - представитель по доверенности N 102 от 7.07.2014;
от товарищества собственников жилья "Беговая": Сывороткин В.В. - представитель по доверенности б/н от 5.06.2014;
от общества с ограниченной ответственностью "АСТУР": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального казённого предприятия городского округа город Воронеж "Воронежтеплосеть" (ОГРН 1023602243037, ИНН 3650003290) на решение Арбитражного суда Воронежской области от 30.05.2014 по делу N А14-12419/2013 (судья Росляков Е.И.) по исковому заявлению муниципального казённого предприятия городского округа город Воронеж "Воронежтеплосеть" (ОГРН 1023602243037, ИНН 3650003290) к товариществу собственников жилья "Беговая" (ОГРН 1033600033895, ИНН 3662052849) о взыскании 215 328 руб. 50 коп., при участии третьего лица: общества с ограниченной ответственностью "АСТУР",
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное казённое предприятие городского округа город Воронеж "Воронежтеплосеть" (далее - истец, МКП "Воронежтеплосеть") обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с иском к Товариществу собственников жилья "Беговая" (далее - ответчик, ТСЖ "Беговая") о взыскании 215 328 руб. 50 коп. расходов на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов (с учетом уточнения исковых требований, принятых к рассмотрению в судебном заседании 23.05.2014).
Определением суда от 27.02.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "АСТУР" (далее - ООО "АСТУР", третье лицо).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 30.05.2014 в иске отказано.
Не согласившись с указанным решением, МКП "Воронежтеплосеть" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
По мнению заявителя жалобы, действия истца по установке спорного прибора учета соответствуют нормам действующего законодательства, обязанность по оплате расходов по установке общедомового прибора учета, лежит на ТСЖ с последующим возмещением расходов собственниками помещений.
ТСЖ "Беговая" представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором ответчик просит отказать в её удовлетворении.
В заседании суда представитель истца доводы жалобы поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения жалобы, просил оставить решение суда без изменения.
Третье лицо явку представителей в судебное заседание не обеспечило, о слушании дела извещено надлежащим образом.
В соответствии с ч. 3 ст. 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие не явившихся представителей стороны, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного разбирательства.
В силу части 1 статьи 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, выслушав пояснения представителей сторон, исследовав в совокупности материалы дела, суд апелляционной инстанции полагает, что имеются основания для отмены обжалуемого судебного акта в силу нижеследующего.
Как следует из материалов дела, МКП "Воронежтеплосеть" (заказчик) и ООО "Астур" (подрядчик) 25.07.2011 подписали договор N 158/13-11, в соответствии с пунктом 1.1. которого подрядчик обязуется произвести, а заказчик обязуется оплатить на условиях договора следующие виды работ:
- работы по устройству 151 узла учета тепловой энергии с выводом данных на единый диспетчерский пульт заказчика по адресам, указанным в Приложении 1.
Стоимость договора определяется в соответствии со списком объектов (Приложение 1) - пункт 2.1. договора.
Срок завершения работ: монтаж и наладка - до 01.11.2011, отладка диспетчеризации - до 01.01.2012 - п. 3.1. договора.
В соответствии с приложением к договору от 25.07.2011 N 158/13-11 в список жилых домов, подключенным к тепловым сетям МКП "Воронежтеплосеть", на которых необходимо установить узлы учета тепловой энергии и теплоносителя, был включен и дом N 2/1 по ул. Беговая в г. Воронеже.
Спорный узел учета тепловой энергии был допущен в эксплуатацию с 28.09.2011, о чем составлен акт N 349/36 повторного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у абонента.
МКП "Воронежтеплосеть" и ООО "Астур" 30.12.2011 подписали акт N 1 о приемке выполненных работ - установка приборов учета тепловой энергии и горячего водоснабжения в жилом доме по ул. Беговая, 2/1.
Согласно справке от 30.12.2011 N 1 стоимость работы по устройству узла учета тепловой энергии с выводом данных на единый диспетчерский пункт в жилом доме N 2/1 по ул. Беговая составила 215 328 руб. 50 коп.
МКП "Воронежтеплосеть" обратилось в ТСЖ "Беговая" с претензией (исх. N 4119), в которой указало на необходимость оплатить расходы, включающие в себя стоимость ОДПУ и стоимость по их установке в размере 215 328 руб. 50 коп.
Ссылаясь на то, что обязанность по оплате расходов по установке общедомового прибора учета, установленного РСО в жилом доме, собственниками которого избран способ управления - управляющей организацией, лежит на управляющей организации с последующим возмещением расходов собственниками помещений, истец обратился в суд с настоящим иском.
Отказывая в иске, суд области сослался на то, что МКП "Воронежтеплосеть" приступило к оснащению дома N 2/1 по ул. Беговая в г. Воронеже узлом учета тепловой энергии до 01.07.2012, нарушив положения п. 5 ст. 13 Федерального закона N 261-ФЗ, согласно которым собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, до 01.07.2012 обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
Суд также указал, что истец, установив спорный прибор учета до 01.07.2012, вместе с тем, не согласовал с ответчиком условия его установки, замены и (или) эксплуатации, а также цену, чем нарушил п. 9 ст. 13 Федерального закона N 261-ФЗ.
Однако судебная коллегия находит данные выводы необоснованными, исходя из следующих норм.
Согласно ч. 3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения.
Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно статье 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, в том числе управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
Согласно подпунктам "и", "к" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 491 от 13.08.2006, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий; обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, проверка приборов учета и т.д.).
Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности регулируются Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 261-ФЗ).
В силу ч. 1, ч. 2 ст. 13 Федерального закона N 261-ФЗ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В соответствии с ч. 4 ст. 12 Федерального закона N 261-ФЗ в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома.
Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий.
В ч. 5 ст. 13 Федерального закона N 261-ФЗ предусмотрено, что до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Согласно ч. 9 ст. 13 Федерального закона N 261-ФЗ с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
В соответствии с ч. 12 ст. 13 указанного Федерального закона до 1 января 2012 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи), до 1 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) и до 1 января 2016 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5.1 и 6.1 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемого природного газа) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета.
Судом установлено, что истец заключил договор N 158/13-11 по производству работ по устройству узлов учета тепловой энергии с выводом данных на единый диспетчерский пункт 25.07.2011.
Акт о приемке выполненных работ по установке приборов учета тепловой энергии и горячего водоснабжения в жилом доме по ул. Беговая, 2/1, был подписан МКП "Воронежтеплосеть" и ООО "Астур" 30.12.2011.
Спорный узел учета тепловой энергии в доме N 2/1 по ул. Беговая был допущен в эксплуатацию с 28.09.2011, что подтверждается актом повторного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у абонента.
Таким образом, фактическая эксплуатация прибора учета, осуществление расчетов за энергетические ресурсы на основании данных этого прибора учета, подтверждают правомерность его установки и соответствие закону действий истца (указанная позиция подтверждена Постановлением Арбитражного суда Центрального округа по делу N А14-14746/2013 от 09.09.2014).
При этом, в силу п. 2.2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. Указанные товарищество или кооператив могут оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности. При заключении договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией указанные товарищество или кооператив осуществляют контроль за выполнением управляющей организацией обязательств по такому договору, в том числе за оказанием всех услуг и (или) выполнением работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме, за предоставлением коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Доказательств того, что ТСЖ или собственники самостоятельно выполняли требования закона по обеспечению многоквартирного дома общедомовым прибором учета в материалы дела не представлено. ТСЖ "Беговая" как исполнитель коммунальных услуг обязано оплатить работы по установке узла учета тепловой энергии.
Нарушение истцом сроков установки прибора учета не является правовым основанием для отказа в удовлетворении иска.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции находит требования истца о взыскании с ответчика 215 328 руб. 50 коп. расходов на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов правомерными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.21. Налогового кодекса Российской Федерации заявленные исковые требования подлежат оплате государственной пошлиной в сумме 7 306 руб. 57 коп.
Истец при обращении в суд платежным поручением от 05.07.2013 N 2138 уплатил государственную пошлину в сумме 2 000 руб.
В связи с удовлетворением апелляционной жалобы, на основании статьи 110 АПК РФ, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины за подачу иска в сумме 2000 руб., за рассмотрение апелляционной жалобы - 2000 руб.
Кроме того, с ответчика в доход федерального бюджета необходимо взыскать государственную пошлину за иск в сумме 5 306 руб. 57 коп.
Руководствуясь статьями 110, 268, частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу муниципального казённого предприятия городского округа город Воронеж "Воронежтеплосеть" удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 30.05.2014 по делу N А14-12419/2013 отменить.
Взыскать с Товарищества собственников жилья "Беговая" (ОГРН 1033600033895, ИНН 3662052849) в пользу муниципального казённого предприятия городского округа город Воронеж "Воронежтеплосеть" (ОГРН 1023602243037, ИНН 3650003290) расходы на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов в размере 215 328 руб. 50 коп.
Взыскать с Товарищества собственников жилья "Беговая" (ОГРН 1033600033895, ИНН 3662052849) в пользу муниципального казённого предприятия городского округа город Воронеж "Воронежтеплосеть" (ОГРН 1023602243037, ИНН 3650003290) расходы по уплате государственной пошлины за подачу иска в сумме 2000 руб., за рассмотрение апелляционной жалобы - 2000 руб.
Взыскать с Товарищества собственников жилья "Беговая" (ОГРН 1033600033895, ИНН 3662052849) в доход федерального бюджета государственную пошлину за иск в сумме 5 306 руб. 57 коп.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.П. Афонина |
Судьи |
Л.А. Колянчикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-12419/2013
Истец: МКП "Воронежтеплосеть"
Ответчик: ТСЖ "Беговая"
Третье лицо: ООО "АСТУР"