г. Ессентуки |
|
01 октября 2014 г. |
Дело N А22-1601/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 октября 2014.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Параскевовой С.А. (судья-докладчик),
судей: Афанасьевой Л.В., Цигельникова И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Эдиевой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Элисте на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 02.07.2014 по делу N А22-1601/2014 (судья Шевченко В.И.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Арс" (ИНН 0816016245 ОГРН 1110816001999),
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Элисте (г. Элиста, ул. Губаревича 4, ИНН 0816000005 ОГРН 1070814010497),
о признании незаконным решения,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Арс" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Калмыкия с заявлением о признании незаконным решения от 08.05.2014 об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ необходимых для государственной регистрации документов Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Элисте (далее - апеллянт, инспекция).
Решением Арбитражного Республики Калмыкия от 02.07.2014 заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что у инспекции отсутствовали основания для принятия решения об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы общества.
Не согласившись с решением суда, инспекция подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя. В обоснование жалобы апеллянт ссылается на то, что отказ в государственной регистрации допускается в случае наличия у регистрирующего органа подтвержденной информации о недостоверности содержащихся в представленных в регистрирующий орган документах сведений об адресе (места нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания не явились, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
От инспекции поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в пределах доводов апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, учитывая доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, изучив и оценив в совокупности материалы дела, приходит к выводу, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, заявитель 29.04.2014 обратился в адрес апеллянта с заявлением (по форме Р13001) об изменении сведений, вносимых в учредительные документы. К заявлению приложены: документ об уплате госпошлины; решение; изменения; гарантийное письмо; договор.
08.05.2014 инспекция, рассмотрев заявление, вынесла решение об отказе в государственной регистрации юридического лица на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) в связи с отсутствием заявления о государственной регистрации юридического лица, содержащего достоверные сведения об адресе (месте нахождения) юридического лица.
Не согласившись с данным решением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о его оспаривании.
Разрешая заявленный спор при изложенных выше обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к неправильному выводу об отсутствии оснований для отказа в государственной регистрации.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Как следует из пункта 2 статьи 52 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в учредительных документах юридических лиц содержатся сведения о наименовании юридического лица, месте его нахождения, порядке управления деятельностью, а также другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида.
В силу п. 2 ст.54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Изменения учредительных документов приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных законом, - с момента уведомления регистрирующего органа о таких изменениях (п. 3 ст.52 ГК РФ, п.4ст.12 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" и п.2 ст. 14 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах").
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона N 129-ФЗ в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иные сведения о юридических лицах и соответствующие документы.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 17 Закона N 129-ФЗ для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям; сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица.
Пунктом 2 статьи 18 Закона N 129-ФЗ установлено, что представление документов для регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 названного Закона.
В соответствии с положениями статьи 9 Закона N 129-ФЗ заявление, уведомление или сообщение представляется в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.10.2011 N 7075/11, необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию.
Следовательно, представление заявителем документов, содержащих недостоверные сведения, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документов, содержащих необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ.
Инспекция при осуществлении функций обязана проверять наличие у заявителя полномочий при приеме документов на государственную регистрацию.
В силу подпункта "а" пункта 1.3 статьи 9 Закона N 129-ФЗ заявителем при регистрации изменений может быть руководитель постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (директор, генеральный директор, президент) или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого юридического лица, например, управляющий.
При этом заявление, содержащее недостоверные сведения, должно расцениваться как отсутствие непосредственно самого документа - заявления о государственной регистрации юридического лица.
Аналогичная позиция сформулирована Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в постановлениях Президиума от 08.02.2011 N 12101/10, от 13.10.2011 N 7075/11.
В соответствии с п.4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 61 от 30.07.13 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица", регистрация по адресу жилого объекта недвижимости допустима только в тех случаях, когда собственник объекта дал на это согласие; согласие предполагается, если названный адрес является адресом места жительства учредителя (участника) или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Согласно материалам дела, общество представило в инспекцию следующие документы на государственную регистрацию юридического лица при изменении места нахождения: заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (форма N Р13001); решение единственного участника общества от 28.04.14; изменения N 1 в устав общества; гарантийное письмо, договор аренды помещения от 25.04.14; документ об уплате государственной пошлины от 29.04.14.
Среди представленных для регистрации документов имелось заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (Р13001), однако, налоговый орган правильно посчитал данный документ непредставленным, так как у него имелась информация о недостоверности адреса местонахождения общества, указанного в заявлении.
Так, общество зарегистрировано по адресу: Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. Клыкова д. 87.
Исполнительным органом юридического лица - генеральным директором общества согласно материалам дела (л.д. 15) является Саргинова Е.Н., она же является единственным учредителем общества.
Адресом ее места жительства является: Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. им. М.Т. Бимбаева д. 7. кв. 2 (постоянная регистрация).
29.04.2014 ею принято решение об изменении адреса местонахождения общества на: Волгоградская область, г. Волгоград, ул. Батальонная д. 11, корп. 1, кв. 17.
По данному адресу находится квартира, собственником которой является Саргинова Е.Н., с которой она же, как генеральный директор общества, заключила договор аренды на часть жилой площади квартиры.
Однако, из представленных на регистрацию документов не следовало, что указанный адрес является местом нахождения постоянно действующего исполнительного органа или иного органа или лиц, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, в то время как в силу положений пункта 2 статьи 54 ГК РФ государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа.
Поскольку исполнительным органом общества является его генеральный директор Саргинова Е.Н. (л.д. 11), которая имеет постоянную регистрацию и место жительство в г. Элисте, т.е. ее местом нахождения является г. Элиста, а не г. Волгоград, то представленные сведения в заявлении о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, свидетельствуют об их фиктивности и недостоверности об адресе места нахождения.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что в данном случае указание адреса юридического лица, не соответствующего положениям пункта 1 статьи 13 Закона N 129-ФЗ, подлежит квалификации как непредставление необходимых для государственной регистрации документов, что является основанием для отказа в государственной регистрации такого юридического лица в силу подпункта "а" пункта 1 статьи 23 данного Закона.
Данная позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22.08.2014 по делу N А63-11894/2013.
Таким образом, у суда не было оснований для признания отказа инспекции в государственной регистрации юридического лица незаконным.
С учетом изложенных выше обстоятельств решение суда первой инстанции подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Вопрос о распределении судебных расходов, понесенных при подаче апелляционной жалобы инспекцией, не был предметом рассмотрения, поскольку апеллянт в соответствии со статьей 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Республики Калмыкия от 02.07.2014 по делу N А22-1601/2014 отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Арс" отказать.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Параскевова |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А22-1601/2014
Истец: ООО "АРС"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. ЭЛИСТЕ
Третье лицо: Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Элиста