г. Хабаровск |
|
03 октября 2014 г. |
А73-6599/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 октября 2014 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Швец Е.А.
судей Вертопраховой Е.В., Сапрыкиной Е.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лященко А.Ю.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Амурская лесопромышленная компания": Суворова Е.В., представитель по доверенности от 10.07.2014 N АЛК-66/2014; Сапчугова В.С., представитель по доверенности от 23.05.2014 N АЛК-60/2014;
от Хабаровской таможни: Пузанкова А.В., представитель по доверенности от 14.05.2014 N 04-37/70;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Амурская лесопромышленная компания"
на решение от 16.07.2014
по делу N А73-6599/2014
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Степиной С.Д.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Амурская лесопромышленная компания"
к Хабаровской таможне
о признании незаконным решения, изложенного в письме N 15-21/6855 от 05.05.2014 и обязании возвратить таможенные платежи в сумме 38 465 руб. 09 коп.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Амурская лесопромышленная компания" (далее - ООО "Амурская ЛК", общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Хабаровской таможне (далее - таможня, таможенный орган) о признании незаконными решения Хабаровской таможни, изложенного в письме от 05.05.2014 N 15-21/6855 об отказе в возврате излишне взысканных таможенных платежей, заявленных по 7 декларациям и обязании таможню возвратить излишне взысканные таможенные платежи в сумме 6 797 382 руб. 53 коп.
Определением суда от 28.05.2014 на основании статьи 130 АПК РФ требования заявителя разделены на 7 самостоятельных дел.
По настоящему делу рассмотрены требования общества о признании незаконным решения таможенного органа, изложенные в письме от 05.05.2014 N 15-21/6855 об отказе в возврате излишне взысканных таможенных платежей по ДТ N 10713010/241011/0000085 (далее - ДТ N 0085)и обязании возвратить таможенные платежи в сумме 38 465 руб. 09 коп.
Решением суда от 16.07.2014 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает, что суд первой инстанции необоснованно: разделил требования заявителя на 7 самостоятельным исков, несмотря на возражения общества; отказал в удовлетворении ходатайства заявителя о проведении экспертизы для выяснения правильности классификации товаров (ни у суда, ни у сторон нет специальных технических познаний для определения технической характеристики товара, его составных частей, основной функции товара, подтверждения целостности оборудования, ввезенного в рамках внешнеэкономического контракта N SC57-009 от 18.12.2010, уточнения кода ТН ВЭД, которому соответствует данный товар). Кроме того, по статье 36 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 311-ФЗ) заявитель вправе подвергнуть сомнению какое-либо действие или бездействие таможенного органа, так как вывод суда о том, что заявитель не вправе указывать верно или неверно заявлен код ТН ВЭД, не основан на нормах права.
В своем отзыве Хабаровская таможня отклонила доводы апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
До судебного заседания от общества поступило ходатайство о проведении экспертизы на основании части 3 статьи 82, части 3 статьи 268 АПК РФ.
В судебном заседании представители общества поддержали заявленное ходатайство о назначении экспертизы, пояснили о том, что вопросы, поставленные в этом ходатайстве на разрешение эксперта, в основном совпадают с вопросами, отраженными в ходатайстве о назначении экспертизы, заявленном в суд первой инстанции.
Представителям таможни возражали против удовлетворения заявленного обществом ходатайства.
Заявленное обществом ходатайство о назначении экспертизы для выяснения обоснованности классификации заявленных товаров суд апелляционной инстанции находит не подлежащим удовлетворению в силу частей 2 и 3 статьи 268 АПК РФ, пункта 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.04.2014 N 23 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе", пункта 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", поскольку Шестой арбитражный апелляционный суд не расценивает в качестве уважительной причины заявление обществом такого ходатайства в суд апелляционной инстанции, в связи с отклонением судом первой инстанции ходатайства лица, участвующего в деле о назначении экспертизы, так как считает такое отклонение обоснованным (суду не требуется специальных познаний для рассмотрения данного дела по заявленному предмету спора).
Представители общества в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, дав по ним пояснения, просили решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
Представители таможенного органа отклонили доводы апелляционной жалобы, считают решение суда законным и обоснованным, просят судебный акт, принятый судом первой инстанции, оставить без изменения, как законный и обоснованный апелляционную жалобу без удовлетворения.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, возражения на отзыв, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, 18.10.2010 ООО "Амурская ЛК" заключило с фирмой HASHIMOTO DENKI CO., LTD (Япония) контракт N SC57-009 на поставку линии по производству шпона. Во исполнение указанного Контракта на таможенную территорию Таможенного союза поступили товары, сведения о которых заявлены в ДТ N 0085.
Согласно сведениям, заявленным декларантом в графе 31 ДТ, к таможенному декларированию предъявлен товар - "устройство транспортировки лущильных ножей, код ОКП 38 3000. В графе 33 ДТ в отношении указанного товара декларантом заявлен классификационный код по ТН ВЭД ТС - 8606990000.
Код товара заявлен в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, что подтверждается сведениями, указанными в графе 33 ДТ.
При подаче ДТ N 0085 обществом для подтверждения сведений заявленных в декларации были представлены документы, согласно описи. Выпуск товара таможенным органом был осуществлен 26.10.2011.
25.04.2014 ООО "Амурская ЛК" обратилось в Хабаровскую таможню с заявлением о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств, просило осуществить возврат денежных средств, исчисленных по ДТ N 0085, в связи с неверным указанием кодов ТН ВЭД.
Письмом от 05.05.2014 N 15-21/6855 таможенный орган возвратил заявление с пакетом документов ООО "Амурская ЛК" без рассмотрения. Основанием возврата заявления, явилось непредставление обществом документов, подтверждающих факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов, а также документов, подтверждающих начисление таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату.
Не согласившись с решением таможни, изложенным в письме от 05.05.2014 N 15-21/6855 об отказе в возврате излишне взысканных таможенных платежей, ООО "Амурская ЛК" обратилось в суд с заявлением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 179 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру.
В силу пункта 1 статьи 52 ТК ТС, части 1 статьи 106 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" товары при их таможенном декларировании подлежат классификации по ТН ВЭД ТС.
Если все компоненты товара ввезены на таможенную территорию Таможенного союза в рамках одной товарной партии в пределах срока временного хранения товаров, установленных статьей 170 ТК ТС, то таможенное декларирование товаров может производиться в общеустановленном порядке.
В этом случае специального решения, подтверждающего классификацию многокомпонентного оборудования (технологической линии и т.п.) по единому классификационному коду, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (в настоящее время - ФТС России), не требуется.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 183 ТК ТС для целей контроля правильности заявленного при декларировании кода ТН ВЭД ТС многокомпонентного оборудования (технологической линии и т.п.) в таможенный орган оформления должны быть представлены следующие документы и сведения, заверенные в установленном порядке:
- перечень компонентов оборудования (спецификация к внешнеторговому договору и т.п.), содержащий сведения об их количестве и/или весе в единицах измерения, применяемых в ТН ВЭД ТС;
- общее техническое описание работы оборудования с указанием назначения, всех производимых операций, принципа работы, основных технических характеристик, наличия/отсутствия единой системы управления, взаимосвязи компонентов, способа и места монтажа их в оборудовании со ссылками, соответствующими номерам товаров в перечне (спецификации);
- описание способа перемещения получаемого товара между компонентами оборудования;
- описание отдельных компонентов оборудования с указанием назначения, выполняемых функций, принципа действия, основных технических характеристик, материала, из которого они изготовлены;
- внешний вид отдельных компонентов оборудования (фотографии, рекламные проспекты, чертежи и т.п.);
- сведения об исходной продукции и получаемом товаре (например, материал изготовления, форма);
- сборочный (монтажный) чертеж (схема) оборудования на производственных площадях (в масштабе, позволяющем однозначно распознавать расположение отдельных компонентов) с привязкой к общему описанию работы и ссылками, соответствующими номерам товаров в перечне (спецификации).
В соответствии со статьей 107 Федерального закона N 311-ФЗ, товар в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде, ввоз или вывоз которого предполагается различными товарными партиями в течение периода времени, превышающего сроки, определенные статьей 170 ТК ТС, может декларироваться с указанием одного классификационного кода по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности при наличии решения таможенного органа по классификации товара.
При этом решение по классификации товара в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде, ввоз или вывоз которого предполагается различными товарными партиями в течение определенного периода времени, принимает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, на основании письменного заявления лица, правомочного выступать в качестве декларанта товара.
В силу части 1 статьи 215 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" товар в несобранном или разобранном виде, ввоз или вывоз которого предполагается несколькими товарными партиями в течение периода, установленного в соответствии с настоящей статьей, может декларироваться с указанием одного классификационного кода по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.
При этом часть 2 данной статьи устанавливает, что одним из условий для применения указанного порядка декларирования товара является наличие решения о классификации товара, подтверждающего классификацию товара в несобранном или разобранном виде, выданного ФТС России лицу, правомочному выступать в качестве декларанта товара, до декларирования товара либо его компонентов.
В соответствии с частью 3 статьи.215 Федерального закона N 311-ФЗ до начала декларирования товара, ввоз или вывоз которого будет осуществляться в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде, декларант направляет в таможню, в регионе деятельности которой будет осуществляться декларирование товара, письменное уведомление о планируемых поставках с приложением копии решения о классификации, заверенной декларантом. В уведомлении указываются сведения: о декларанте; о решении о классификации (номер и дата его выдачи); о планируемых сроках ввоза или вывоза товара; о месте нахождения товара на территории Российской Федерации, где будет осуществляться его хранение, монтаж либо сборка (для ввозимого товара).
В соответствии со статьёй 52 ТК ТС товары при их таможенном декларировании подлежат классификации по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности. Проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы, которые в случае выявления неверной классификации товаров самостоятельно осуществляют классификацию товаров и принимают решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств - членов таможенного союза.
Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 N 18 "О едином таможенном тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации" утверждены и применяются в Российской Федерации с 01.01.2010 Единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности таможенного союза и Единый таможенный тариф таможенного союза, содержащие Основные правила интерпретации ТН ВЭД, свод ставок таможенных пошлин, описание и кодирование товаров согласно разделам, группам, товарным позициям, субпозициям.
Для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД ТС осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам. Классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям и примечаниям, имеющими отношение к субпозициям, а также, mutatis mutandis, положениями ОПИ ТН ВЭД ТС при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей настоящего Правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное (Правило 1-6 ОПИ ТН ВЭД).
Следовательно, выбор конкретного кода ТН ВЭД всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности).
Таким образом, описание товара N 7, задекларированного в ДТ N 0085, носит точный и конкретный характер и основано на последовательном применении правил интерпретации ТН ВЭД ТС.
На основании вышеизложенного суд первой инстанции обосновано счел, что, в случае применения особого порядка декларирования товаров в несобранном (разобранном) виде таможенное законодательство позволяет осуществлять декларирование таких товаров только при наличии решения о классификации товаров.
При этом решение о классификации товаров декларант должен получить в Федеральной таможенной службе России до начала отгрузки товаров, чтобы указать его номер в уведомлении, направляемом в таможенный орган до ввоза компонентов.
Контракт на поставку комплексных линий по производству шпона был заключен ООО "АЛК" 18.10.2010, первая декларация во исполнение данного контракта была подана заявителем спустя 8 месяцев. В связи с чем, у общества имелось достаточно времени для получения решения о классификации товаров в ФТС России.
Таким образом, оснований для возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств не установлено. В связи с чем, оспариваемое обществом решение таможенного органа, изложенное в письме от 05.05.2014 N 15-21/6855 об отказе в возврате излишне взысканных таможенных платежей по ДТ N 0085 (далее - ДТ N 0085) и обязании возвратить таможенные платежи в сумме 38 465 руб. 09 коп. принято таможней в соответствии с нормами таможенного законодательства, не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, является законным и обоснованным.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции необоснованно разделил требования заявителя на 7 самостоятельным исков, несмотря на возражения общества, не принимаются судом апелляционной инстанции, так как выделение одного или нескольких требований в отдельное производство является правом суда первой инстанции в соответствии с частью 3 статьи 130 АПК РФ, чем суд и воспользовался, мотивировав свое определение от 28.05.2014 тем основанием, что такое выделение в отдельное производство рассматриваемого в данном деле требования общества, будет соответствовать целям эффективного правосудия; доказательств обжалования обществом такого определения суда в порядке части 7 статьи 130 АПК РФ материалы дела не содержат.
Остальные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, сводящиеся к иной, чем у арбитражного суда, неверной трактовке законодательства, не могут служить основаниями для отмены судебного акта, так как не свидетельствуют о нарушении арбитражным судом первой инстанции норм права. Кроме того, данные доводы не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 16.07.2014 по делу N А73-6599/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.А. Швец |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-6599/2014
Истец: ООО "Амурская лесопромышленная компания"
Ответчик: Хабаровская таможня