г. Москва |
|
03 октября 2014 г. |
Дело N А40-8110/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 октября 2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смирнова О.В.,
судей: Гарипова В.С., Мартыновой Е.Е.
при ведении протокола судебного заседания секретарём Григорьевой Ю.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Центрального Банка Российской Федерации на решение Арбитражного суда г. Москвы от 14 июля 2014 года по делу N А40-8110/2014, принятое судьей Агеевой Л.Н. по иску Открытого акционерного общества "18-й таксомоторный парк" к Центральному Банку Российской Федерации о признании недействительным приказа ЦБ РФ от 11.10.2013 N 50-1-13-270/пз-и; об обязании произвести государственную регистрацию дополнительного выпуска ценных бумаг,
при участии в судебном заседании:
от истца - Багрянцев П.Б. по доверенности N 23 от 11.08.2013;
от ответчика - Лаврентьева О.Ю, по доверенности N 3-2090 от 25.09.2014; Салихова Н. Б. по доверенности N 1д-623 от 11.03.2014.
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "18-й таксомоторный парк" обратилось в арбитражный суд с иском к Центральному Банку Российской Федерации о признании недействительным приказа ЦБ РФ (МУ СБР РФ в ЦФО) от 11.10.2013 N 50-1-13-270/пз-и "Об отказе в государственной регистрации дополнительного выпуска ценных бумаг Открытого акционерного общества "18-й таксомоторный парк" и об обязании ЦБ РФ произвести государственную регистрацию дополнительного выпуска ценных бумаг ОАО "18-й таксомоторный парк" на основании заявлений ОАО "18-й таксомоторный парк" от 20.08.2013 N 74 и от 17.09.2013 N 87.
Мотивируя свои требования, истец указал, что оспариваемым приказом были существенно нарушены права общества на увеличение уставного капитала общества.
Решением от 14.07.2014 Арбитражный суд г. Москвы удовлетворил иск в полном объёме, признав требования истца документально подтверждёнными.
Не согласившись с данным решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и в удовлетворении иска отказать, ссылаясь на необоснованность соответствующих выводов суда первой инстанции.
При этом, заявитель жалобы указал, что оспариваемый приказ был вынесен в соответствии с действующим законодательством в области ценных бумаг, поскольку, оценив представленный на регистрацию спорного выпуска дополнительных акций пакет документов, ответчик пришёл к выводу, что размещение ценных бумаг будет осуществляться не на одинаковых условиях, установленных решением о дополнительном выпуске ценных бумаг, что не соответствует требованиям статьи 2 Федерального закона "О рынке ценных бумаг", а также пункта 2.5.2. Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных Приказом ФСФР России от 25.01.2007 N 07-4/пз-н.
В судебном заседании апелляционной инстанции, представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объёме, а представитель истца возражал против её удовлетворения, ссылаясь на необоснованность изложенных в жалобе доводов.
Рассмотрев материалы апелляционной жалобы, исследовав и оценив совокупность имеющихся в материалах дела доказательств, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не находит бесспорных, предусмотренных законом оснований для отмены или изменения оспариваемого решения суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 2 статьи 20 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" государственная регистрация дополнительного выпуска ценных бумаг осуществляется на основании заявления эмитента, к которому прилагаются документы решение о дополнительном выпуске ценных бумаг, документы, подтверждающие соблюдение эмитентом требований законодательства Российской Федерации, определяющих порядок и условия принятия решения о размещении ценных бумаг, утверждения решения о дополнительном выпуске ценных бумаг, и других требований, соблюдение которых необходимо при осуществлении эмиссии ценных бумаг. При этом исчерпывающий перечень таких документов определяется нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг. На момент представления Эмитентом документов в регистрирующий орган таким актом являлись "Стандарты эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг", утвержденные Приказом ФСФР России от 25.01.2007 N 07-4/пз-н.
Согласно пункту 3 статьи 20 "О рынке ценных бумаг" регистрирующий орган вправе провести проверку достоверности сведений, содержащихся в документах, представленных для государственной регистрации дополнительного выпуска ценных бумаг.
В соответствии с пунктом 2.4.9 Стандартов, регистрирующий орган обязан осуществить государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг или принять мотивированное решение об отказе в его государственной регистрации в течение 30 дней с даты получения им документов и электронных носителей в соответствии со Стандартами. Согласно пункту 2.4.10 стандартов в случае представления в регистрирующий орган не всех документов, предусмотренных настоящими Стандартами, несоответствия формы указанных документов и/или состава содержащихся в них сведений требованиям Стандартов или иных нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, а также в случае выявления иных нарушений, которые не требуют для их устранения проведения общего собрания участников (акционеров) эмитента (далее именуются - устранимые нарушения), или признаков нарушений регистрирующим органом осуществляется проверка достоверности сведений, содержащихся в проспекте ценных бумаг и иных документах, представленных для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг. В этом случае течение срока, предусмотренного пунктом 2.4.9 Стандартов приостанавливается на время проведения проверки, но не более чем на 30 дней.
В силу статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Заинтересованным лицом при обращении в арбитражный суд является лицо, имеющее юридически значимый интерес в споре, переданном на разрешение суда.
Пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Пунктом 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
В соответствии с материалами дела, 27.07.2013 в 15 час. 00 мин. в ОАО "18-й таксомоторный парк" состоялось внеочередное общее собрание акционеров, решение которого оформлено протоколом N 4 внеочередного общего собрания акционеров от 31.07.2013.
Согласно данному протоколу во внеочередном общем собрании акционеров приняли участие 11 акционеров и их полномочных представителей, владеющие в совокупности 2883 голосующими акциями, что составило 68,68% от общего числа голосов, размещенных голосующих акций общества (4198 голосов по состоянию на дату составления списка лиц, имеющих право на участие во внеочередном общем собрании акционеров - 04.07.2013).
Из содержания протокола N 4 внеочередного общего собрания акционеров от 27.07.2013 следует, что данное собрание было проведено по следующей повестке дня: об объявленных акциях общества; о внесении изменений в устав общества; об увеличении уставного капитала общества, путем размещения дополнительных акций по закрытой подписке; об одобрении сделок по размещению посредством закрытой подписки обыкновенных именных бездокументарных акций общества, в совершении которых имеется заинтересованность.
По результатам проведения данного собрания акционеров были приняты решения: об утверждении предельного количества объявленных акций 209900 обыкновенных именных бездокументарных акций номинальной стоимостью 24 руб. каждая; об утверждении изменений в пункте 5.3. статьи 5 устава общества, связанных с указанием количества объявленных акций и их стоимости, которые могут быть дополнительно размещены к размещенным акциям общества; об увеличении уставного капитала общества путём размещения дополнительных обыкновенных именных бездокументарных акций в количестве 104950 штук номинальной стоимостью 24 руб. каждая из числа объявленных именных акций по закрытой подлиске, общий объем размещаемого дополнительного выпуска по номинальной стоимости 2518800 руб., способ размещения - закрытая подписка, круг потенциальных приобретателей ценных бумаг - все акционеры эмитента по состоянию реестра на дату составления списка лиц, имеющих право на участие во внеочередном общем собрании общества (04.07.2013) с предоставлением указанным акционерам возможности приобретения целого числа размещаемых ценных бумаг пропорционально количеству, принадлежащих им акций соответствующей категории (типа); одобрить сделки, в совершении которых имеется заинтересованность, по размещению посредством закрытой подписки не более 104950 обыкновенных именных бездокументарных акций общества по цене размещения 50 руб. за одну акцию, Аршавскому С.В. на сумму не более 697500 руб., Кирилловой А.С. - на сумму не более 783750 руб. и не одобрить сделку, в совершении которой имеется заинтересованность, по размещению посредством закрытой подписки не более 104950 обыкновенных именных бездокументарных акций общества по цене размещения 50 руб. за одну акцию на сумму не более 1 050 00 руб. в отношении ОАО "Фонд предприятий транспортного комплекса".
Впоследствии, 23.08.2013 в Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Центральном федеральном округе (далее - РО ФСФР в ЦФО) поступило заявление ОАО "18-й таксомоторный парк" на государственную регистрацию ценных бумаг согласно которому, общество просило осуществить государственную регистрацию дополнительного выпуска обыкновенных именных бездокументарных акций на основании решения об увеличении уставного капитала ОАО "18-й таксомоторный парк", принятого внеочередным общим собранием акционеров общества от 27.07.2013, протокол N 4 от 31.07.2013.
При этом, указом Президента Российской Федерации от 25.07.2013 N 645 "Об упразднении Федеральной службы по финансовым рынкам, изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации" Федеральная служба по финансовым рынкам была упразднена в соответствии с пунктом 6 статьи 49 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков".
По итогам рассмотрения комплекта документов, представленного истцом на государственную регистрацию дополнительного выпуска ценных бумаг, Межрегиональным управлением Службы Банка России по финансовым рынкам в Центральном федеральном округе направлено в адрес ОАО "18-й таксомоторный парк" уведомление от 11.09.2013 N 73-13-ВК-08/1019 о проведении проверки достоверности сведений, содержащихся в документах, представленных для государственной регистрации дополнительного выпуска ценных бумаг в котором эмитенту предложено для рассмотрения вопроса о государственной регистрации дополнительного выпуска ценных бумаг, представить исправленные и дополненные документы, согласно замечаниям, указанным в уведомлении.
С учётом изложенного, 18.09.2013 в МУ СБР в ЦФО поступил комплект документов ОАО "18-й таксомоторный парк" исправленный и дополненный в соответствии с уведомлением от 11.09.2013 N 73-13-ВК-08/1019.
Одновременно с рассмотрением вопроса о регистрации дополнительного выпуска акций, регистрирующим органом проводилась проверка сведений, в отношении истца по настоящему спору, изложенных в обращении ОАО "Фонд предприятий транспортного комплекса" (предписание о предоставлении документов от 22.08.2013 N 73-13-ЭМ-07/35463).
По результатам рассмотрения заявления ОАО "18-й таксомоторный парк" о государственной регистрации дополнительного выпуска акций 11.10.2013 МУ СБР в ЦФО был издан приказ N 50-1-13-270/пз-и, которым было отказано в государственной регистрации дополнительного выпуска обыкновенных именных бездокументарных акций в связи с нарушением статьи 2 Федерального закона "О рынке ценных бумаг", пункта 4 статьи 56, пункта 1 статьи 57 Федерального закона "Об акционерных обществах", пунктов 4.7.,4.9. Положения о дополнительных требованиях к порядку подготовки созыва и проведения общего собрания акционеров, утвержденного Приказом ФСФР от 02.02.2012 N 12-6/пз-н.
В соответствии с уведомлением об отказе в государственной регистрации дополнительного выпуска ценных бумаг ОАО "18-й таксомоторный парк" от 11.10.2013 N 50-1-13-ВК-05/5754 основанием для отказа в государственной регистрации дополнительного выпуска обыкновенных именных бездокументарных акций эмитента явилось то, что представителю акционера ОАО "Фонд предприятий транспортного комплекса" по доверенности было неправомерно отказано счётной комиссией общества в его регистрации для участия во внеочередном общем собрании акционеров, назначенном на 15 час. 00 мин. 27.07.2013 по причине несоответствия адресов (мест нахождения) ОАО "Фонд предприятий транспортного комплекса", указанных в доверенности представителя и в списке лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров ОАО "18-й таксомоторный парк". Вторым основанием для отказа в государственной регистрации дополнительного выпуска ценных бумаг послужило то, что согласно протоколу N 4 внеочередного общего собрания акционеров от 27.07.2013 по четвёртому вопросу повестки дня сделка в отношении ОАО "Фонд предприятий транспортного комплекса" по размещению посредством закрытой подписки не более 104950 обыкновенных именных бездокументарных акций ОАО "18-й таксомоторный парк" на сумму не более 1050000 руб. 00 коп. не одобрена, что означает лишение права ОАО "Фонд предприятий транспортного комплекса" на приобретение акций дополнительного выпуска, что, по мнению регистрирующего органа, свидетельствует о нарушении эмитентом статьи 2 Федерального закона "О рынке ценных бумаг", а также требований пункта 2.5.2. Стандартов, поскольку не соблюдён принцип размещения акций на одинаковых условиях.
Рассмотрев основания, указанные в уведомлении об отказе в государственной регистрации дополнительного выпуска ценных бумаг ОАО "18-й таксомоторный парк" и оценив представленные в материалы дела документы, на основании которых регистрирующий орган издал оспариваемый приказ, суд первой инстанции правомерно удовлетворении иск в связи со следующим.
Согласно письменным пояснениям членов счетной комиссии ОАО "18-й таксомоторный парк" Кружилина М.М., Лебедевой З.В. и Шевцова Р.К. на имя генерального директора ОАО "18-й таксомоторный парк", представитель ОАО "Фонд предприятий транспортного комплекса" Терехова О.В, явившаяся 27.07.2013 на внеочередное общее собрание акционеров ОАО "18-й таксомоторный парк", назначенное на 15 час. 00 мин., не была допущена к участию в собрании по причине расхождения адреса, указанного в качестве адреса места нахождения общества, в доверенности на представителя N 57/07-ТФ и адреса общества, указанного в списке лиц, имеющих право на участие в данном собрании и, кроме того, срок полномочий представителя Тереховой О.В. по доверенности N 57/07-ТФ на момент проведения собрания в 15 час. 00 мин. истек, поскольку данная доверенность выдана на одно собрание акционеров и в ней был указан срок действия доверенности до окончания собрания. Данная доверенность была предъявлена представителем Тереховой О.В. для участия в общем собрании акционеров, назначенном на ту же дату 27.07.2013, но на 11 час. 00 мин. и Терехова О.В. была допущена к участию в общем собрании акционеров общества, состоявшемся в 11 час. 00 мин. 27.07.2013 на основании доверенности N 57/07-ТФ.
В суде первой инстанции, представитель истца также пояснил, что основной причиной недопуска представителя Тереховой О.В. к участию в собрании послужило истечение срока действия доверенности.
Также, суд первой инстанции правомерно отметил, что ОАО "Фонд предприятий транспортного комплекса" является в силу статьи 81 Федерального закона "Об акционерных обществах" лицом, заинтересованным в заключении сделки по размещению посредством закрытой подписки не более 104950 обыкновенных именных бездокументарных акций общества по цене размещения 50 руб. за одну акцию на сумму не более 105000 руб. 00 коп., в связи с чем данный акционер, в силу положений статьи 83 Федерального закона "Об акционерных обществах", не имел права участвовать в голосовании по вопросу одобрения сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, в отношении ОАО "Фонд предприятий транспортного комплекса" и не мог повлиять на результаты решения вопроса об одобрении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность ОАО "Фонд предприятий транспортного комплекса".
В данном случае, необходимо отметить отсутствие в материалах дела доказательств признания недействительным указанного решения собрания акционеров общества, к участию в котором не был допущен представитель ОАО "Фонд предприятий транспортного комплекса", а также отказано в одобрении сделки по размещению в адрес последнего акций дополнительного выпуска.
Рассмотрение соответствующего иска ОАО "Фонд предприятий транспортного комплекса" о признании указанного решения собрания акционеров общества производится судом в рамках самостоятельного дела N А40-107760/2013, окончательный судебный акт по которому не принят.
Также, следует принять во внимание, что вступившим в законную силу определением от 27.03.2014 отказано в удовлетворении ходатайства ОАО "Фонд предприятий транспортного комплекса" о вступлении в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора.
Не смотря на соответствующее предложение апелляционного суда, стороны не заявили ходатайство о приостановлении производства по настоящему делу до вступления в законную силу окончательного судебного акта по делу N А40-107760/2013.
С учётом изложенного, апелляционным судом не установлено бесспорных, предусмотренных законом оснований, позволяющих прийти к выводу об отсутствии у указанного собрания акционеров общества от 27.03.2014 юридической силы, при наличии самостоятельного спора по данному вопросу в рамках дела N А40-107760/2013. В случае удовлетворения иска по делу N А40-107760/2013, данные обстоятельства могут служить предусмотренным статьёй 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для пересмотра окончательного судебного акта по настоящему делу по новым обстоятельствам.
При таких обстоятельствах, указанные в оспариваемом приказе выводы ответчика о не соблюдении истцом принципа размещения акций на одинаковых условиях, противоречат буквальному содержанию пункта 8.1. решения о дополнительном выпуске ценных бумаг от 17.09.2013, согласно которому все акционеры эмитента по состоянию реестра на дату составления списка лиц, имеющих право на участие во внеочередном общем собрании акционеров ОАО "18-й таксомоторный парк" (04 июля 2013 года) с предоставлением указанным акционерам возможности приобретения целого числа размещаемых ценных бумаг, пропорционально количеству принадлежащих им акций соответствующей категории (типа).
Каких-либо ограничений на приобретение ОАО "Фонд предприятий транспортного комплекса" акций ОАО "18-й таксомоторный парк" в указанном решении о дополнительном выпуске ценных бумаг от 17.09.2013 не содержится, иных мотивированных оснований для отказа в регистрации дополнительного выпуска ценных бумаг ответчиком не указано.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно указал на отсутствие предусмотренных законодательством о рынке ценных бумаг оснований для отказа ответчика в государственной регистрации дополнительного выпуска эмиссионных ценных бумаг.
Поскольку иных оснований, помимо сомнений в правомерности решений от 27.07.2013 указанного собраний акционеров, для отказа в государственной регистрации спорного выпуска ценных бумаг ответчиком не указано, суд первой инстанции правомерно удовлетворил иск в полном объёме.
В соответствии с частью 3 статьи 26 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" выпуск (дополнительный выпуск) эмиссионных ценных бумаг может быть признан недействительным на основании решения суда по иску регистрирующего органа и органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, а также по иску участника (акционера) эмитента или владельца эмиссионных ценных бумаг эмитента того же вида, категории (типа), что и эмиссионные ценные бумаги выпуска (дополнительного выпуска).
Основаниями для признания выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг недействительным являются: нарушение эмитентом в ходе эмиссии ценных бумаг требований законодательства Российской Федерации, которое не может быть устранено иначе, чем посредством изъятия из обращения эмиссионных ценных бумаг выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг; обнаружение в документах, на основании которых была осуществлена государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, либо в уведомлении об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг недостоверной или вводящей в заблуждение и повлекшей за собой существенное нарушение прав и (или) законных интересов инвесторов или владельцев эмиссионных ценных бумаг эмитента информации. Отказ в удовлетворении требования о признании выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг недействительным не лишает лицо права предъявить требование о взыскании с эмитента или иных лиц убытков, причиненных в результате совершения указанных в настоящем пункте нарушений, в том числе предоставления недостоверной или вводящей в заблуждение информации.
Таким образом, после регистрации спорного выпуска ценных бумаг и лишь при наличии доказательств фактического нарушения именно предусмотренного законом порядка размещения соответствующих акций, ответчик, или иные заинтересованные лица не лишены возможности воспользоваться предусмотренным частью 3 статьи 26 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" способом восстановления в судебном порядке соответствующих нарушенных прав или законных интересов.
Бесспорных доказательств обратного, способных служить безусловным основанием для переоценки указанных выводов суда первой инстанции, при рассмотрении данного спора в суде апелляционной инстанции заявитель жалобы не представил.
С учётом изложенного, суд апелляционной инстанции не находит бесспорных, предусмотренных законом оснований для удовлетворения требований апелляционной жалобы, доводы которой не нашли своего безусловного подтверждения в материалах дела.
Руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 14 июля 2014 года по делу N А40-8110/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.В. Смирнов |
Судьи |
В.С. Гарипов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-8110/2014
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 21 января 2015 г. N Ф05-13849/14 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ОАО "18-й таксомоторный парк", ОАО "Фонд придприятий транспортного комплекса"
Ответчик: Центральный Банк, Центральный банк РФ
Третье лицо: Nandalione ventures limited, ОАО "Фонд предприятий транспортного комплекса"
Хронология рассмотрения дела:
03.03.2016 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-1010/16
23.11.2015 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-48057/15
09.02.2015 Определение Арбитражного суда Московского округа N Ф05-13849/14
21.01.2015 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-13849/14
19.01.2015 Определение Арбитражного суда Московского округа N Ф05-13849/14
03.10.2014 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-38668/14
14.07.2014 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-8110/14
07.05.2014 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-15841/14