г. Москва |
|
07 октября 2014 г. |
Дело N А41-23155/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 октября 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Виткаловой Е.Н., Мищенко Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шакуровым И.И.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 3 по г. Москве и Московской области - извещено, представитель не явился,
от Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Центральному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта - извещено, представитель не явился,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации N 3 по г. Москве и Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 24.07.2014 по делу N А41-23155/14, принятое судьей Кудрявцевой Е.И.,
УСТАНОВИЛ:
Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N 3 по г. Москве и Московской области (далее - пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о взыскании с Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Центральному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - управление) 164 018 рублей штрафа за представление недостоверных сведений в пенсионный фонд.
Решением Арбитражного суда Московской области от 24.07.2014 в удовлетворении требования отказано.
В апелляционной жалобе пенсионный фонд просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств по делу, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
По результатам рассмотрения представленной управлением в пенсионный фонд отчетности за 2012 год пенсионный фонд 05.07.2013 составил акт N 320 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, 21.08.2013 принял решение N 404 о привлечении управления к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в виде 164 018 рублей штрафа, а также вынес требование от 24.09.2013 N 144 об уплате финансовой санкции
Основанием для привлечения управления к ответственности послужило представление управлением 15.02.2013 отчета за 2012 года с ошибками (протокол проверки РСВ-1 от 20.02.2013).
В связи с неисполнением названного требования пенсионный фонд обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании с управления 164 018 рублей штрафа за представление недостоверных сведений в пенсионный фонд.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции признал его необоснованным.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Согласно пункту 1 части 9 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон о страховых взносах) плательщики страховых взносов ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом представляют в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования.
Вместе с расчетом по начисленным и уплаченным страховым взносам плательщик представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице, установленные в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон об учете).
Согласно пункту 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Закона об учете страхователи обязаны представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице (включая заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы) сведения, предусмотренные данным Федеральным законом ежеквартально не позднее 15 числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом.
В соответствии со статьей 17 Закона об учете за представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Согласно заявлению пенсионного фонда штраф в размере 164 018 рублей рассчитан исходя из 10 % от общей суммы страховых взносов, подлежащих перечислению на основании формы АДВ-6-2 (10 % от 1 640 176 рублей).
Между тем согласно статье 3 Закона об учете целями индивидуального (персонифицированного) учета являются создание условий для назначения пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица, обеспечение достоверных сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер пенсии при ее назначении, развитии, заинтересованности застрахованных лиц в уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу Закона об учете органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона об учете юридические лица и их обособленные подразделения сами представляют о себе сведения в органы ПФР по месту своей регистрации в качестве страхователей.
Согласно статье 16 Закона об учете органы ПФР имеют право требовать от юридического лица, самостоятельно уплачивающего страховые взносы, своевременного и правильного представления сведений.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Закона об учете страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы).
В данном случае такие сведения представлены управлением пенсионному фонду своевременно - 15.02.2013, но содержали ошибки.
Штрафная санкция применена в отношении управления за представление недостоверных сведений, поскольку первоначально представленные управлением сведения персонифицированного учета, содержали недочеты, впоследствии исправленные, которые не могли быть расценены как недостоверные сведения, поскольку они подлежали корректировке в порядке, установленном действующим законодательством.
Пунктом 2 статьи 17 Закона об учете определено, что при обнаружении плательщиком страховых взносов в поданном им в орган контроля за уплатой страховых взносов расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы страховых взносов, подлежащей уплате, плательщик страховых взносов вправе внести необходимые изменения в расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам и представить в орган контроля за уплатой страховых взносов уточненный расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам в порядке, установленном настоящей статьей.
В соответствии со статьей 15 Закона об учете страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации, индивидуальные сведения представляются страхователями в письменной или электронной форме в соответствии с Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и социального развития от 14.12.2009 N 987н (далее - Инструкция N 987н), и Инструкцией по заполнению форм документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31.07.2006 N 192п.
Пунктом 41 Инструкции N 987н предусмотрена обязанность территориального орган пенсионного фонда направить страхователю уведомление об устранении имеющихся расхождений при обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальный орган фонда; страхователь в двухнедельный срок после получения уведомления территориального органа фонда об устранении имеющихся расхождений представляет в территориальный орган фонда уточненные данные.
Положительный протокол о принятии отчета без ошибок получен управлением 05.07.2013.
При этом в материалах настоящего дела отсутствуют документы, которые могли бы подтверждать направление пенсионным фондом управлению протоколов об ошибках, равно как и дату получения управлением таких протоколов.
Тем самым, не исключено, что управление исправило ошибки, содержащиеся в предоставленных ранее сведениях, в установленный срок.
Кроме того, в соответствии с частью 9 статьи 39 Закона о страховых взносах в решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение конкретных правонарушений с указанием статей федерального закона, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности.
Тем самым, в силу прямого указания закона решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности должно содержать конкретные обстоятельства вменяемого в вину этому лицу правонарушения, а также указание в чем выразились противоправные деяния этого лица (то есть какие конкретно недостоверные сведения указал страхователь в представленных документах, как в отношении конкретных застрахованных лиц, так и в отношении конкретных сумм страховых взносов именно у этих лиц).
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации изложенной в пункте 16 информационного письма Президиума от 11.08.2004 N 79 сумма штрафа исчисляется не от причитающихся за отчетный год платежей в ПФР за всех застрахованных лиц, а от платежей за тех застрахованных лиц, в отношении которых сведения, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, были представлены неполные и недостоверные. Указанный подход, как указывается в письме, отражает позицию законодателя, обеспечивающую индивидуализацию мер ответственности. В ином случае, когда производится расчет штрафа исходя из общей суммы страховых взносов, уплачиваемых страхователем, размер ответственности фактически зависит не от тяжести совершаемого правонарушения, а от численности работников.
В данном случае в акте от 05.07.2013 N 320 и в решении от 21.08.2013 N 404 отсутствуют данные о конкретных обстоятельствах совершенного управлением правонарушения, исходя из данных документов не представляется возможным установить, в чем именно заключается недостоверность представленных сведений и в результате каких виновных действий представлены недостоверные сведения, в отношении каких застрахованных лиц были представлены неполные и недостоверные сведения, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также установить и проверить размер причитающихся от этих лиц платежей в ПФР за отчетный год.
Из доводов пенсионного фонда, материалов дела оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 24.07.2014 по делу N А41-23155/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-23155/2014
Истец: ГУ Главное управление пенсионного фонда россии N 3, ГУ Главное управление ПФР N3 3 по г. Москве и Московской области
Ответчик: Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Центральному Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
Третье лицо: Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Центральному Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта