город Ростов-на-Дону |
|
08 октября 2014 г. |
дело N А53-5067/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 октября 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ереминой О.А.
судей Величко М.Г., Чотчаева Б.Т.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Косеевой М.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Ейский морской порт" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 29.07.2014 по делу N А53-5067/2013
по иску ОАО "Ейский морской порт"
к ответчику - ОАО "Российские железные дороги"
о взыскании платы за пользование вагонами и процентов за пользование чужими денежными средствами
принятое в составе судьи Корха С.Э.
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Ейский морской порт" обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" о взыскании неправомерно удержанной платы за пользование вагонами в размере 1035220 руб. 28 коп. и процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 65245 руб. 84 коп. (с учетом увеличения размера исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации - т. 6 л.д.30-31).
Решением от 13.06.2013, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.01.2014, иск удовлетворен частично, с ответчика в пользу истца взыскано 1035220 руб. 28 коп. неправомерно удержанной платы за пользование вагонами.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа по делу N А53-5067/13 от 28.04.2014 решение от 13.06.2013 и постановление от 13.01.2014 в части удовлетворения исковых требований отменено, дело в названной части направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ростовской области. В остальной части решение Арбитражного суда Ростовской области от 13.06.2013 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда 13.01.2014 оставлены без изменения.
Суд кассационной инстанции указал на необходимость оценки при новом рассмотрении дела пункта 2.1.10 договора N 1079/03-09 в редакции дополнительного соглашения от 14.09.2010 N 5, а также исследовать вопрос о том, по какой причине произошла задержка спорных вагонов и кто за нее отвечает, проверить правильность размера списанной суммы.
Решением от 29.07.2014 в иске отказано.
Решение мотивировано тем, что причиной задержки спорных вагонов является занятость фронта выгрузки, то есть по причинам, зависящим от истца. Исходя из содержания пункта 18.11 договора N 223/7 и пункта 2.1.10 договора N 1079/03-09 в редакции дополнительного соглашения N 5 сторонами согласовано основание и размер платы за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях общего пользования. В связи с наличием оснований для удержания взыскиваемой суммы, исковые требования удовлетворению не подлежат.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения, просил его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что сторонами не согласована плата за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику, за время их нахождения на путях общего пользования. Спорные вагоны не принадлежат перевозчику, что подтверждено актами общей формы. Пути необщего пользования истца в спорный период не были заняты. Истец неоднократно просил ответчику поставить вагоны на пути необщего пользования, данные заявки не выполнялись. Истец имел техническую возможность принять задержанные вагоны на путях общего пользования. По мнению заявителя, оснований для удержания взыскиваемой суммы у ответчика не имелось.
В судебное заседание апелляционной инстанции представитель ОАО "Ейский морской порт" не явился. Общество о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом.
Представитель ОАО "РЖД" в заседание не явился. Общество извещено о рассмотрении дела надлежащим образом.
Как следует из отзыва, ответчик доводы жалобы не признает, просит решение оставить без изменения.
Изучив материалы дела и обсудив доводы жалобы, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 30.04.2008 между сторонами заключен договор N 223/7 на поддачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования, принадлежащий ОАО "Российские железные дороги" (перевозчик), для ОАО "Ейский морской порт" (порт) при станции Ейск Северо-Кавказской железной дороги (т. 1 л.д. 1-11), в соответствии с которым осуществляется подача, расстановка на места погрузки, выгрузки и уборка вагонов с железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего: первый участок (пути N 14, 15, 20, 53) примыкает стрелочным переводом N 42 к пути N 8 станции Ейск; второй участок (пути N 16, 54, 55, 56) примыкает стрелочным переводом N 47 к пути N 10 станции Ейск. Обслуживание пути необщего пользования производится локомотивом перевозчика.
В пункте 5 договора стороны определили, что подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится круглосуточно по уведомлению. Вагоны подаются на железнодорожный путь необщего пользования по сменной заявке порта, составляемой в соответствии с согласованным сменно-суточным планом обработки вагонов. Уведомление поддается не позднее, чем за 2 часа до подачи вагонов: приемосдатчик станции - диспетчеру порта по телефону (пункт 6).
Согласно пункту 7 сдаваемые на железнодорожный подъездной путь вагоны подаются локомотивом перевозчика к местам погрузки и выгрузки. Количество вагонов в каждой группе, одновременно подаваемой порту, устанавливается не более 30 вагонов, 120 осей по длине и 2500 тонн по весу (пункт 8 договора).
В подпункте "б" пункта 16 договора установлено, что владелец уплачивает перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами в соответствии с Тарифным руководством N 2 с учетом коэффициентов, действующих на момент оказания услуги.
В соответствии с пунктом 17 договора, причитающиеся перевозчику платежи вносятся портом на подсобный расчетный счет ОАО "Российские железные дороги" через лицевой счет порта, обслуживающийся в ДЦФТО посредством ежедекадных авансовых платежей на первое число каждой декады отчетного месяца. Размер авансового платежа должен обеспечивать проведение расчетов в течение отчетной декады. Взыскание платежей производится в акцептном порядке, подтверждением акцепта со стороны порта является подписание ведомостей подачи уборки вагонов, накопительных карточек, что является основанием для списания денежных средств с лицевого счета порта ДЦФТО (абзац 3 названного пункта).
В пункте 18.11 договора установлено, что за задержку вагонов на станции назначения в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования, за время задержки вагонов в пути следования, в том числе на промежуточных станциях по причинам, зависящим от порта, он вносит перевозчику плату за пользование вагонами в соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, пунктами 4.6 и 4.7 Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, пунктами 11 и 12 Тарифного руководства N 2.
Между сторонами 16.03.2009 заключен договор на организацию расчетов N 1079/03-09, который регулирует взаимоотношения сторон, связанные с организацией расчетов и оплатой провозных платежей, сборов, а также иных причитающихся ОАО "РЖД" платежей при перевозках грузов железнодорожным транспортом, оплату по которым осуществляет ОАО "Ейский морской порт" (клиент). В рамках договора клиенту присвоен код плательщика - 1000802210 и открывается лицевой счет (пункт 1.2). Настоящий договор применяется также к отношениям сторон, возникающим на основе заключенных сторонами договоров (соглашений, контрактов и пр.), связанных с перевозкой грузов, в части проведения расчетов между сторонами (пункт 1.4).
Обязанности клиента определены в пункте 2.1 названного договора.
Согласно пункту 3.1.1 договора клиент перечисляет на расчетный счет ОАО "РЖД" в качестве предварительной оплаты денежные средства, достаточные для оплаты причитающихся ОАО "РЖД" платежей.
По дополнительному соглашению N 5 от к договору на организацию расчетов от 14.09.2010 раздел 2.1 "Обязанности клиента" дополнен указанием на пункт 2.1..10, согласно которому клиент обязан осуществляет оплату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования вагонов, не принадлежащих ОАО "РЖД", по документально подтвержденным причинам, не зависящим от перевозчика, в размере, установленном в пункте 12 Тарифного руководства N 2 (т. 1 л.д. 24-25).
В период с июля по август 2012 года на путях общего пользования станции Ейск Северо-Кавказской железной дороги задержаны 1675 вагонов, следующих в адрес ОАО "Ейский морской порт".
Факт задержки вагонов отражен в актах общей формы N 2/111, 2/80, 2/89, 2/145, 2/146, 2/113, 2/121, 2/109, 2/107,3 2/105, 2/125, 2/119, 2/120, 2/133, 2/99, 2/127, 2/93, 2/116, 2/95, 2/96, 2/97, 2/104, 2/129, 2/103, 2/131, 2/91, 2/124, 2/172, 1/147, 2/149, 2/148, 2/143, 2/144, 2/160, 2/159, 2/142, 2/158, 2/139, 2/138, 2/178, 2/140, 2/176, 2/157, 2/162, 2/165, 2/164, 2/166, 2/181, 2/183, 2/167, 2/168, 2/174, 2/177, 2/154, в которых причиной задержки указано на ожидание фронта выгрузки, а также ожидание перевозочных документов.
В связи с образовавшимся простоем перевозчик списал с лицевого счета клиента плату за пользование вагонами в размере 1035220 руб. 28 коп. за простой на путях общего пользования Северо-Кавказской железной дороги на основании накопительных ведомостей N 072629, 083647, 083648, 083650, 083651, 083652, 084653, 084654, 084655, 084656, 084820, 084657, 084658, 084659, 846661, 084662, 084663, 084664, 084665, 084666, 084667, 084668, 084669, 085675, 085676, 280801, 085677, 085678, 085679, 085680, 085681, 085683, 086691, 086692, 086693, 086694, 086695, 086696, 086697, 086698, 086699, 086701, 086702, 086704, 091705 и счетов-фактур N 0000010000000640/0700005646 от 10.07.2012, N 0000010000000640/0800009128 от 15.08.2012, N 0000010000000640/0800012267 от 20.08.2012, N 0000010000000640/0800015758 от 25.08.2012, N 0000010000000640/0800020091 от 31.08.2012, N 0000010000000640/0900001406 от 05.09.2012 на общую сумму 1035220 руб. 28 коп.
Полагая, что указанные денежные средства с лицевого счета списаны перевозчиком необоснованно, ОАО "Ейский морской порт" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно статье 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" железнодорожный транспорт в Российской Федерации состоит из железнодорожного транспорта общего пользования, железнодорожного транспорта необщего пользования, а также технологического железнодорожного транспорта организаций, предназначенного для перемещения товаров на территориях указанных организаций и выполнения начально-конечных операций с железнодорожным подвижным составом для собственных нужд указанных организаций. Деятельность организаций железнодорожного транспорта необщего пользования регламентируется нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу статьи 2 Устава железнодорожными путями необщего пользования являются железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.
В статье 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации предусмотрено, что за время ожидания подачи или приема вагонов, контейнеров по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Порядок оформления задержки вагонов, контейнеров в ожидании их подачи или приема на железнодорожной станции назначения устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Исключение из общего правила содержится во втором абзаце названной статьи Устава, которым установлено, что плата за пользование вагонами, контейнерами не взимается за время нахождения вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчикам, в местах необщего пользования.
По смыслу изложенной правовой нормы плата за пользование вагонами, контейнерами может быть взыскана в пользу перевозчика - железной дороги при условии принадлежности ей вагонов на праве собственности или ином праве.
В пункте 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" разъяснено, что в соответствии со статьей 39 Устава за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и статей 4 и 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" железная дорога относится к субъектам естественных монополий на транспорте. Поэтому размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими перевозчику - железной дороге, устанавливается Федеральной службой по тарифам. Размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими другим перевозчикам, устанавливается в договорах с этими перевозчиками.
Как отмечено выше, факт простоя и причины задержки спорных 1675 вагонов в период с июля по август 2012 года на пути общего пользования подтверждены актами общей форм N 2/111, 2/80, 2/89, 2/145, 2/146, 2/113, 2/121, 2/109, 2/107,3 2/105, 2/125, 2/119, 2/120, 2/133, 2/99, 2/127, 2/93, 2/116, 2/95, 2/96, 2/97, 2/104, 2/129, 2/103, 2/131, 2/91, 2/124, 2/172, 1/147, 2/149, 2/148, 2/143, 2/144, 2/160, 2/159, 2/142, 2/158, 2/139, 2/138, 2/178, 2/140, 2/176, 2/157, 2/162, 2/165, 2/164, 2/166, 2/181, 2/183, 2/167, 2/168, 2/174, 2/177, 2/154, подписанными представителями перевозчика и грузополучателя. Причина задержки по актам общей формы - ожидание фронта слива либо занятость фронта выгрузки.
Правила эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденные приказом МПС России N 26 от 18.06.2003, предусматривают, что на основании акта общей формы перевозчик определяет время задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования для начисления платы за пользование вагонами.
В соответствии с пунктом 3.1. Правил составления актов при перевозках грузов акт общей формы составляется на станциях в том числе для удостоверения задержки приема от перевозчика грузополучателем, грузоотправителем, владельцем железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащих им или арендованных у перевозчика вагонов, контейнеров, а также порожних собственных, не принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров.
Согласно пункту 3.4. Правил составления актов при перевозках грузов жлезнодорожным транспортом в акте общей формы должны быть изложены обстоятельства, послужившие основанием для его составления.
В акте общей формы, составленном для удостоверения обстоятельств, служащих основанием для взыскания платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими перевозчику, - указывается причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, времени начала и окончания задержки вагонов, контейнеров, других сведений, предусмотренных правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
В пункте 3.5. Правил составления актов также указано, что акт общей формы должен быть подписан перевозчиком, но не менее двух лиц, участвующих в удостоверении обстоятельств, послуживших основанием для его составления.
Согласно пункту 4 Правил выдачи грузов на железнодорожном транспорте, утвержденных приказом МПС России N 29 от 18.06.2003 выгрузка грузов из вагонов в местах общего и необщего пользования обеспечивается грузополучателем.
Таким образом, причина задержки спорных вагонов на станционных путях в необеспечении портом свободных фронтов слива и фронтов выгрузки. Указанная причина задержки подтверждена портом при подписании названных выше актов общей формы, в связи с чем отклоняется довод заявителя жалобы о том, что перевозчику неоднократно предлагалось переместить спорные вагоны на пути необщего пользования.
Разногласий к названным выше актам общей формы портом не заявлено.
В заявках порта отсутствуют номера вагонов, в связи с чем определить их относимость к предмету настоящего спора, невозможно.
Кроме того, заявителем жалобы не дано пояснений по наличию у перевозчика обязанности подавать вагоны помимо мест выгрузки определенных сторонами в договоре N 223/7 от 30.04.2008.
В пункте 18.11 договора N 223/7 от 30.04.2008 установлено, что за задержку вагонов на станции назначения в ожидании подачи их на железнодорожный путь необщего пользования, за время задержки вагонов в пути следования, в т.ч. на промежуточных ж.д. станциях по причинам, зависящим от порта, он вносит перевозчику плату за пользование вагонами в соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта, пунктами 4.6 и 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания ж.д. путей необщего пользования, пунктами 11 и 12 Тарифного руководства N 2.
В пункте 2.1.10 договора на организацию расчетов N 1079/03-09 от 16.03.2009 (в редакции дополнительного соглашения N 5 от 14.09.2010) клиент обязался осуществлять оплату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования вагонов, не принадлежащих ОАО "РЖД", по документально подтвержденным причинам, не зависящим от перевозчика, в размере, установленном пунктом 12 Тарифного руководства N 2.
Согласно пункту 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
В силу пункта 4 указанной статьи условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
В силу статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Указанные выше условия договоров на подачу и уборку вагонов на путь необщего пользования и на организацию расчетов, заключенных между сторонами, свидетельствуют о наличии между сторонами соглашения о взимании платы за пользование вагонами за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях общего пользования, сторонами согласованы основания взимания платы и ее размер, в связи с чем отклоняется довод заявителя жалобы об отсутствии между сторонами соответствующего соглашения как несостоятельный.
Выводы суда первой инстанции соответствует постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 N 6424/12.
Размер платы определен ссылкой на Тарифное руководство N 2, в котором установлены размеры платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта на основании статьи 39 Устава железнодорожного транспорта.
Согласно пункту 12 Тарифного руководства, в редакции приказа Федеральной службы по тарифам от 10.06.2009 N 119-т/4, за время ожидания подачи или приема вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами в размере 50 процентов от плат, приведенных в таблицах N 9 и N 10 (для суточного контейнерооборота организации до 50 контейнеров) Тарифного руководства.
В том же порядке исчисляется плата за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими перевозчику, за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами, при условии, что данная задержка привела к нарушению сроков доставки грузов.
При этом под вагонами, контейнерами, не принадлежащими перевозчику, понимаются вагоны, контейнеры, принадлежащие на праве собственности иным юридическим или физическим лицам, кроме перевозчика, а также арендованные такими юридическими или физическими лицами у перевозчика, за исключением вагонов (контейнеров), находящихся в аренде у перевозчика, и вагонов, контейнеров, принадлежащих железнодорожным администрациям государств - участников СНГ, Литовской Республики, Латвийской Республики, Эстонской Республики и третьих стран, допущенных к перевозке по российским железным дорогам.
Расчет платы произведен в ведомостях подачи и уборки вагонов N 072629, 083647, 083648, 083650, 083651, 083652, 084654, 084655, 084653, 084656, 084657, 084658, 084659, 084661, 084662, 084663, 084664, 084666, 084665, 084667, 084668, 084669, 084820, 085675, 085676, 085677, 085678, 085679, 085680, 085681, 085683, 086691, 086692, 08693, 086694, 086695, 086696, 086697, 086698, 086699, 086701, 0806702, 086704, 091705 в соответствии с пунктом 2.1.10 договора на организацию расчетов N 1079/03-09 от 16.03.20109 (в редакции дополнительного соглашения N 5 от 14.09.2010), т.е. в размере, установленном пунктом 12 Тарифного руководства N 2 по таблице 9, группа вагонов 3.
Расчет списанной с лицевого счета суммы заявитель жалобы не оспаривает.
При таких условиях, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении иска, оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суд апелляционной инстанции не усматривает.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 29.07.2014 по делу N А53-5067/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Еремина О.А. |
Судьи |
Величко М.Г. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-5067/2013
Истец: ОАО "Ейский морской порт"
Ответчик: ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала Северо-Кавказская железная дорога
Третье лицо: ОАО "РЖД", Северо-Кавказская ж. д.
Хронология рассмотрения дела:
22.01.2015 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10736/14
08.10.2014 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-16891/14
29.07.2014 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-5067/13
09.06.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6836/14
19.05.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6836/14
28.04.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-2439/14
24.01.2014 Определение Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-11420/13
13.01.2014 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-11420/13
13.06.2013 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-5067/13