г. Челябинск |
|
08 октября 2014 г. |
Дело N А76-10997/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 октября 2014 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.А.,
судей Малышевой И.А., Тимохина О.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Н.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Клявлина Валерия Гавриловича и Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Уйском районе Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 27.05.2014 по делу N А76-10997/2013 (судья Позднякова Е.А.).
В заседании приняли участие представители:
Клявлина Валерия Гавриловича - Габитов А.Ф. (доверенность от 25.12.2013);
Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Уйском районе Челябинской области - Логачева А.С. (доверенность от 23.06.2014 N 4028), Баранова В.О. (доверенность от 01.08.2014 N 7446).
Клявлин Валерий Гаврилович (далее - заявитель, Клявлин В.Г.) обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Уйском районе Челябинской области (далее - заинтересованное лицо, Управление, УПФР в Уйском районе, Пенсионный фонд) о признании незаконными требований об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 01.03.2013 N N 08408740065439, 08408740065448, 08408740065453; признании незаконными постановлений о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации (индивидуального предпринимателя) от 26.03.2013 NN 08408790006534, 08408790006536, 08408790006540 (с учетом уточнения заявленных требований, принятого судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 27.05.2014 заявленные требования удовлетворены частично: признаны недействительными требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 01.03.2013 N 08408740065439 и постановление о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации (индивидуального предпринимателя) от 26.03.2013 N 08408790006534. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, Клявлин В.Г. и УПФР в Уйском районе обратились в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Клявлин В.Г. указывает на нарушение судом норм процессуального права, несоответствие выводов суда материалам дела.
В частности, указывает, что суд не привел мотивы, по которым посчитал представленные доказательства наличия обстоятельств экстраординарного характера (наличие заблуждений) неубедительными. Считает, что суд необоснованно отклонил ходатайства об истребовании материалов страхового дела, о вызове в качестве свидетеля бывшего начальника отдела регистрации ИФНС Малышева В.А. Также указывает, на то, что при ликвидации юридического лица КФК Лада Клявлиным В.Г. были уплачены все взносы.
Заинтересованное лицо в обоснование доводов своей апелляционной жалобы ссылается на то, что Клявлин В.Г. является плательщиком страховых взносов за себя как за индивидуального предпринимателя и плательщиком страховых взносов за себя как за главу крестьянского (фермерского) хозяйства. Полагает, что не возникает двойного обложения страховыми взносами, поскольку уплата страховых взносов в размере, определяемом из стоимости страхового года, лицом, являющимся главой крестьянского (фермерского) хозяйства и тем же лицом, являющимся индивидуальным предпринимателем, осуществляется из различных источников.
До судебного заседания от УПФР в Уйском районе представлен отзыв на апелляционную жалобу Клявлина В.Г., в котором, доводы последней отклонены со ссылкой на неверное истолкование норм законов о страховых взносах.
В судебном заседании представители заявителя и пенсионного фонда поддержали доводы, изложенные в своих апелляционных жалобах.
Также представителем заявителя заявлено ходатайство о вызове в качестве свидетелей Клявлиной Галины Алексанровны и Малышева Вадима Александровича.
Согласно ч. 1 ст. 88 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по ходатайству лица, участвующего в деле, арбитражный суд вызывает свидетеля для участия в арбитражном процессе. Лицо, ходатайствующее о вызове свидетеля, обязано указать, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, может подтвердить свидетель и сообщить суду его фамилию, имя, отчество и место жительства.
В силу ч. 2 ст. 88 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд по своей инициативе может вызвать в качестве свидетеля лицо, участвовавшее в составлении документа, исследуемого судом как письменное доказательство, либо в создании или изменении предмета, исследуемого судом как вещественное доказательство.
Между тем, вызов свидетеля согласно ст. 88 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является правом, а не обязанностью арбитражного суда, которым он может воспользоваться в случае, если с учетом всех обстоятельств дела придет к выводу о необходимости осуществления таких процессуальных действий для правильного разрешения спора.
С учетом положений ч. 3 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции полагает ходатайство заявителя не подлежащим удовлетворению.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, 01.02.1992 Администрацией Уйского района было зарегистрировано крестьянское хозяйство "Лада", главой которого являлся Клявлин Валерий Гаврилович, члены КХ - Клявлин В. и Клявлина Г., 16.05.2007 Межрайонной ИФНС России N 5 по Челябинской области в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о крестьянском хозяйстве "Лада" как о юридическом лице за ОГРН 1027401956097.
При этом КФХ "Лада" как юридическое лицо зарегистрировано в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации как страхователь с присвоением регистрационного номера 084-087-003544.
28.06.2004 ИМНС России по Уйскому району Челябинской области на основании заявления по форме Р27002 о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи о крестьянском (фермерском) хозяйстве, зарегистрированном до вступления в силу части первой Гражданского кодекса РФ, представленного Клявлиным В.Г., внесена запись за ОГРН N 30744118000021 о регистрации Клявлина В.Г. в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства (индивидуального предпринимателя), о чем Клявлину В.Г. выдано свидетельство серия 74 N 003570983.
На основании полученной от Межрайонной ИФНС России N 23 по Челябинской области выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 29.11.2012 в отношении Клявлина В.Г. как главы КФХ - индивидуального предпринимателя (ОГРН N 30744118000021), последний 03.12.2012 был поставлен на учет в качестве страхователя УПФР в Уйском районе Челябинской области, с присвоением ему регистрационного номера 084-087-070279.
После чего, пенсионный фонд, выявив неуплату главой КФХ - индивидуальным предпринимателем Клявлиным В.Г. (регистрационный номер страхователя 084-087-070279) фиксированного платежа за 2010-2012 гг., 28.02.2013 самостоятельно сформировал условный расчет по форме РСВ-2 по начисленным и уплаченным страховым взносам за 2010-2012 гг. в отношении Клявлина В.Г., а также составил справки от 28.02.2013: N 084 087 13 СН 0096293 о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов по сроку уплаты 31.12.2010, N084 087 13 СН 0096294 о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов по сроку уплаты 10.01.2012 и N084 087 13 СН 0096295 о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов по сроку уплаты 09.01.2013.
01.03.2013 пенсионным фондом в адрес Клявлина В.Г. направлены: требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеням и штрафам N 08408740065439, в котором предложено в срок до 22.03.2013 уплатить:
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 10 392 руб., пени в сумме 2 222,16 руб.;
- страховые взносы на обязательное медицинское страхование в сумме 1 610,76 руб., пени - 344,43 руб.
Согласно прилагаемому к требованию расчету пени начислены за неуплату страховых взносов за 2010 год за период с 01.01.2011 по 01.03.2013.
- требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеням и штрафам N 08408740065448, в котором предложено в срок до 22.03.2013 уплатить:
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 13 509,60 руб., пени в сумме 1 517,70 руб.;
- страховые взносы на обязательное медицинское страхование в сумме 2 649,96 руб., пени - 297,71 руб.
Согласно прилагаемому к требованию расчету пени начислены за неуплату страховых взносов за 2011 год за период с 11.01.2012 по 01.03.2013.
- требование N 08408740065453, в котором предложено в срок до 22.03.2013 уплатить:
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 14 386, 32 руб., пени в сумме 201,77 руб.;
- страховые взносы на обязательное медицинское страхование в сумме 2 821,93 руб., пени - 39,58 руб.
Согласно прилагаемому к требованию расчету пени начислены ответчиком за неуплату страховых взносов за 2012 год за период с 10.01.2013 по 01.03.2013.
В связи с неисполнением в добровольном порядке требований от 01.03.2013 об уплате страховых взносов, пеней, в сроки в них установленные (22.03.2013), а также в связи с отсутствием сведений о расчетных счетах Клявлина В.Г., что подтверждается справками от 26.03.2013, 26.03.2013 пенсионным фондом вынесены постановления о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов N 08408790006534, N 08408790006536, N08408790006540, которые совместно с заявлениями о возбуждении исполнительного производства от 27.03.2013 были направлены в Уйский районный отдел судебных приставов Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области.
Не согласившись с указанными требованиями и постановлениями, заявитель обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании их недействительными.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляет Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования.
В соответствии со статьей 18 Закона N 212-ФЗ страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
Согласно статье 14 Закона N 212-ФЗ (в редакции, действовавшей в спорный период) индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года.
Как установлено в пунктах 1 - 3 статьи 16 Закона N 212-ФЗ (в редакции, действовавшей в спорный период), расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период указанными плательщиками, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено частью 8 настоящей статьи. Сумма страховых взносов исчисляется плательщиками страховых взносов отдельно в отношении Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
В соответствии со статьей 25 Закона N 212-ФЗ в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными законом сроки плательщик страховых взносов должен выплатить пени. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов.
Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Частью 1 статьи 18 Закона N 212-ФЗ установлена обязанность плательщиков страховых взносов своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
Из части 2 статьи 18 Закона N 212-ФЗ следует, что в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем страховых взносов в установленный срок взыскание недоимки по страховым взносам производится в порядке, предусмотренном названным Федеральным законом.
Согласно статье 22 Закона N 212-ФЗ требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи. При выявлении недоимки орган контроля за уплатой страховых взносов составляет документ о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов по результатам проверки направляется плательщику страховых взносов в течение 10 дней со дня вступления в силу соответствующего решения.
Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно содержать сведения о сумме задолженности, размере пеней и штрафов, начисленных на день направления указанного требования, сроке уплаты причитающейся суммы, сроке исполнения этого требования, мерах по взысканию недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, которые применяются в случае неисполнения требования плательщиком страховых взносов, подробные данные об основаниях взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также ссылки на положения настоящего Федерального закона, которые устанавливают обязанность плательщика страховых взносов уплатить страховой взнос.
В силу ч.3 ст.18 Закона N 212-ФЗ взыскание недоимки по страховым взносам с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 19 и 20 названного Федерального закона, за исключением случаев, указанных в части 4 статьи 20 Закона.
В соответствии с ч.1 ст.19 Закона N 212-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках.
Согласно ч.2 ст.19 Закона N 212-ФЗ до принятия решения о взыскании орган контроля за уплатой страховых взносов направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона.
В силу ч.14 ст.19 Закона N 212-ФЗ при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет иного имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 20 названного Федерального закона.
Частью 1 статьи 20 Закона N 212-ФЗ установлено, что в случае, предусмотренном частью 14 статьи 19 названного Федерального закона, орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 19 Закона.
Решение о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов в форме соответствующего постановления, которое направляется судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", с учетом особенностей, предусмотренных названной статьей (ч.2 ст.20 Закона N 212-ФЗ).
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что требованием от 01.03.2013 N 08408740065439 предпринимателю предложено в добровольном порядке, в срок до 22.03.2013 уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование за 2010 г., а также задолженность по пени, начисленной на недоимку по страховым взносам;
- требованием от 01.03.2013 N 08408740065448 предпринимателю предложено в добровольном порядке, в срок до 22.03.2013 уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование за 2011 г., а также задолженность по пени, начисленной на недоимку по страховым взносам;
- требованием от 01.03.2013 N 08408740065453 предпринимателю предложено в добровольном порядке, в срок до 22.03.2013 уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование за 2012 г., а также задолженность по пени, начисленной на недоимку по страховым взносам.
Плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся: индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой (далее - плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное (п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона N 212-ФЗ).
Пунктом 1 ст. 14 Закона N 212-ФЗ установлено, что плательщики страховых взносов, указанные в п. 2 ч. 1 ст. 5 данного Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года.
Главы крестьянских (фермерских) хозяйств уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, за себя и за каждого члена крестьянского (фермерского) хозяйства. При этом общий размер страховых взносов по каждому соответствующему виду обязательного социального страхования определяется как произведение стоимости страхового года и количества всех членов крестьянского (фермерского) хозяйства, включая главу крестьянского (фермерского) хозяйства (п. 2 ст. 14 Закона N 212-ФЗ).
Таким образом, нормы законодательства, регулирующие правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, приравнивают глав крестьянских (фермерских) хозяйств для целей уплаты страховых взносов в виде фиксированного платежа к индивидуальным предпринимателям. При этом установленный порядок действует независимо от того, когда и в какой форме создано крестьянское (фермерское) хозяйство, что отвечает принципу равенства субъектов обязательного пенсионного страхования.
Аналогичная правовая позиция, изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.05.2005 N 15749/04.
Следовательно, исходя из указанных норм крестьянское (фермерское) хозяйство, в случае найма работником по трудовым или иным договорам, является страхователем в отношении указанных работников (застрахованных лиц) и уплачивает страховые взносы исходя из выплат и иных вознаграждений, начисляемых в пользу указанных физических лиц в рамках трудовых отношений.
Одновременно, в силу п. 2 ст. 14 Закона N 212-ФЗ, глава крестьянского (фермерского) хозяйства уплачивает страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, за себя и за каждого члена крестьянского (фермерского) хозяйства.
Судом первой инстанции установлено, что крестьянское хозяйство "Лада", главой которого являлся Клявлин Валерий Гаврилович, члены КХ - Клявлин В. и Клявлина Г., зарегистрировано в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации как страхователь с присвоением регистрационного номера 084-087-003544.
На основании выставленного ГУ УПФР в Уйском районе Челябинской области требования N 08408740104132 от 29.04.2011 об уплате страховых взносов, пеней, штрафов за 2010 год, КФХ "Лада" (регистрационный номер в ПФР 084-087-003544) произвело уплату страховых взносов за 2 страхователей (Клявлина В.Г. и Клявлину Г.), в том числе: недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть - 20 784 руб., на обязательное медицинское страхование в ФФОМС - 1 143,12 руб., на обязательное медицинское страхование в ТФОМС - 2 078,40 руб., пени на обязательное пенсионное страхование на страховую часть - 649,50 руб., на обязательное медицинское страхование в ФФОМС - 35,72 руб., на обязательное медицинское страхование в ТФОМС - 64,95 руб. Указанное обстоятельство подтверждается представленными в материалы дела квитанциями от 16.05.2011 и 19.05.2011, и не оспаривается пенсионным фондом.
Однако, как указывает фонд, главой КФХ "Лада" - индивидуальным предпринимателем Клявлиным В.Г. как страхователем с присвоенным регистрационным номером 084-087-070279 в соответствии с п. 2 ст. 14 Закона N 212-ФЗ не уплачен фиксированный платеж за себя за 2010 г. При этом пенсионный фонд указывает на то, что Закон N 212-ФЗ не содержит положений, освобождающих плательщика, зарегистрированного в установленном законом порядке по нескольким основаниям, от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд по какому-либо основанию.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.02.2004 N 28-О, в пенсионном законодательстве четко определено, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование уплачиваются на индивидуально возмездной основе, их целевое назначение - обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.
Таким образом, в отличие от налога, платежи которого не имеют адресной основы, характеризуются индивидуальной безвозмездностью, безвозвратностью и не персонифицируются при поступлении в бюджет, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование отвечают признакам возмездности и возвратности, поскольку при поступлении в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации персонифицируются в разрезе каждого застрахованного лица и учитываются на индивидуальных лицевых счетах, открытых каждому застрахованному лицу в органах Пенсионного фонда Российской Федерации, причем учтенные на индивидуальном лицевом счете страховые взносы формируют страховое обеспечение, которое выплачивается застрахованному лицу при наступлении страхового случая (при достижении пенсионного возраста, наступлении инвалидности, потере кормильца), а величина выплат будущей пенсии напрямую зависит от суммы накопленных на индивидуальном лицевом счете страховых взносов, которые за период его трудовой деятельности уплачивались страхователями.
Таким образом, поскольку глава КФХ "Лада" Клявлин В.Г. произвел уплату страховых взносов за 2010 г., и начисленных за их несвоевременную уплату пени, основания для фактически повторного начисления страховых взносов главе КФХ - индивидуальному предпринимателю по тому же основанию отсутствуют. Обратное привело бы к двойному зачислению страховых взносов на индивидуальный лицевой счет Клявлина В.Г. в ПФР как застрахованного лица, что недопустимо и приводит к двойному взысканию одной и той же суммы с одного лица по одинаковым основаниям.
При этом формальная регистрация, согласно данным Единых государственных реестров, самостоятельного юридического лица - КФХ "ЛАДА", глава которого приравнен в целях уплаты страховых взносов к индивидуальным предпринимателям, и главы крестьянского (фермерского) хозяйства - индивидуального предпринимателя Клявлина В.Г. не влечет обязанности застрахованного лица Клявлина В.Г.. уплачивать страховые взносы в виде фиксированного платежа за себя дважды.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 01.03.2013 N 08408740065439, а также вынесенное на его основании постановление о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации (индивидуального предпринимателя) от 26.03.2013 N 08408790006534, принятые Государственным учреждением - Управление ПФР в Уйском районе Челябинской области, являются незаконными.
Между тем судом первой инстанции не учтено, что КФХ "Лада" за 2011 год начислено 11 984,57 руб. за период с 01.01.2011 по 27.09.2011 на одного главу КФХ "Лада" Клявлина В.Г., из них страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на страховую часть - 10 019,18 руб., на обязательное медицинское страхование в ФФОМС - 1 194,65 руб., на обязательное медицинское страхование в ТФОМС - 770,74 руб. и произведена оплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на страховую часть - 11 257,50 руб., на обязательное медицинское страхование в ФФОМС - 1 342,30 руб., на обязательное медицинское страхование в ТФОМС - 966 руб. Указанное обстоятельство подтверждается представленными в материалы дела квитанциями от 25.05.2011, и не оспаривается пенсионным фондом.
Таким образом, поскольку глава КФХ "Лада" Клявлин В.Г. произвел уплату страховых взносов за 2011 г., основания для фактически повторного начисления страховых взносов главе КФХ - индивидуальному предпринимателю в указанной сумме по тому же основанию отсутствуют.
Кроме того, из материалов дела и пояснений представителей пенсионного фонда следует, что в оспариваемые требования и постановления включены неуплаченные страхователем суммы недоимки по страховым взносам за 2010-2012 гг. В данном случае ИП Клявлин самостоятельно страховые взносы за 2010, 2011, 2012 гг. не исчислял и в установленный срок не уплачивал.
Неисполнение указанной обязанности страхователем дает пенсионному фонду право на реализацию соответствующих мероприятий контроля за уплатой страховых взносов в порядке статьи 33 Закона N 212-ФЗ.
Как следует из материалов дела и подтверждается представителем заинтересованного лица, камеральная проверка была проведена после получения от Межрайонной ИФНС России N 23 по Челябинской области выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 29.11.2012 в отношении Клявлина В.Г. как главы КФХ - индивидуального предпринимателя (ОГРН N 30744118000021), в связи с чем, ИП Клявлин В.Г. 03.12.2012 был поставлен на учет в качестве страхователя УПФР в Уйском районе Челябинской области, с присвоением ему регистрационного номера 084-087-070279.
После чего, Фонд, выявив неуплату главой КФХ - индивидуальным предпринимателем Клявлиным В.Г. (регистрационный номер страхователя 084-087-070279) фиксированного платежа за 2010-2012 гг. самостоятельно сформировал условный расчет по форме РСВ-2 по начисленным и уплаченным страховым взносам за 2010-2012г.г. в отношении Клявлина В.Г., а также составил справки: от 28.02.2013 N 084 087 13 СН 0096293 о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов за 2010 г., от 28.02.2013 N084 087 13 СН 0096294 о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов за 2011 г. и от 28.02.2013 N084 087 13 СН 0096295 о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов за 2012 г.
Между тем, учитывая, что в 2010, 2011, 2012 гг. ИП Клявлин В.Г. не состоял на учете в качестве страхователя в УПФР в Уйском районе Челябинской области (поставлен на учет 03.12.2012, что подтверждается уведомлением о регистрации физического лица в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства), то у пенсионного фонда отсутствовали основания для проведения камеральной проверки за три предшествующих расчетных периода (в данном случае за 2010, 2011, 2012 гг.).
То обстоятельство, что в рассматриваемом случае заинтересованным лицом получены сведения из налогового органа о регистрации Клявлина В.Г. в качестве индивидуального предпринимателя, не освобождает должностных лиц органа Пенсионного фонда от обязанности по выполнению требований, установленных Законом N 212-ФЗ, а также от необходимости исследования доказательств (документов и иных сведений), свидетельствующих о совершении правонарушения, а также указания на то, какие конкретно действия (бездействие) страхователя привели к занижению налоговой базы по страховым взносам, с отражением последних в соответствующем решении.
Неисчисление и неуплата страховых взносов в течении 2010, 2011, 2012 годов индивидуальным предпринимателем Клявлиным В.Г. не лишает пенсионный фонд права провести контроль за уплатой страховых взносов путем проведения выездной проверки в соответствии со статьей 35 Закона N 212-ФЗ.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, о том, что только в случае проведения пенсионным фондом выездной проверки в отношении индивидуального предпринимателя Клявлина В.Г. и принятия соответствующего решения по её окончании, пенсионный фонд имел право доначислить страховые взносы за 2010-2012 годы и соответственно применить в дальнейшем меры бесспорного взыскания в порядке, предусмотренной статьями 22, 19, 20 Закона N 212-ФЗ.
При таких обстоятельствах, у пенсионного фонда отсутствовали основания для выставления спорных требований об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также вынесенных на их основании постановлений о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации (индивидуального предпринимателя).
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции подлежит отмене в части отказа в удовлетворении требований Клявлина Валерия Гавриловича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Уйском районе Челябинской области о признании недействительными требований об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 01.03.2013 N 08408740065448, от 01.03.2013 N 08408740065453, постановлений о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации (индивидуального предпринимателя) от 26.03.2013 N 08408790006536, от 26.03.2013 N 08408790006540.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 27.05.2014 по делу N А76-10997/2013 отменить в части отказа в удовлетворении требований Клявлина Валерия Гавриловича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Уйском районе Челябинской области о признании недействительными требований об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 01.03.2013 N 08408740065448, от 01.03.2013 N 08408740065453, постановлений о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации (индивидуального предпринимателя) от 26.03.2013 N 08408790006536, от 26.03.2013 N 08408790006540.
В указанной части заявленные требования удовлетворить.
Признать недействительным требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 01.03.2013 N 08408740065448, вынесенное Государственным учреждением - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Уйском районе Челябинской области.
Признать недействительным требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 01.03.2013 N 08408740065453, вынесенное Государственным учреждением - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Уйском районе Челябинской области.
Признать недействительным постановление о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации (индивидуального предпринимателя) от 26.03.2013 N 08408790006536, вынесенное Государственным учреждением - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Уйском районе Челябинской области.
Признать недействительным постановление о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации (индивидуального предпринимателя) от 26.03.2013 N 08408790006540, вынесенное Государственным учреждением - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Уйском районе Челябинской области.
В остальной части решение Арбитражного суда Челябинской области от 27.05.2014 по делу N А76-10997/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Уйском районе Челябинской области - без удовлетворения.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Уйском районе Челябинской области в пользу Клявлина Валерия Гавриловича в возмещении судебных расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе 100 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объёме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.А. Иванова |
Судьи |
И.А. Малышева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-10997/2013
Истец: Клявлин Валерий Гаврилович
Ответчик: ГУ - УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УЙСКОМ РАЙОНЕ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ, ГУ УПФР в Уйском районе Челябинской области
Третье лицо: Габитов Александр Фаритович