г. Хабаровск |
|
10 октября 2014 г. |
Дело N А73-8622/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 октября 2014.
Полный текст постановления изготовлен 10 октября 2014 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Т.Д. Песковой
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалдуга И. В.
при участии в заседании:
от Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края: представитель не явился;
от Отдела судебных приставов по Центральному району города Хабаровска: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края
на решение от 27.08.2014
по делу N А73-8622/2014
рассмотренному в порядке упрощенного производства
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Руденко Р.А.
по заявлению Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края
к Отделу судебных приставов по Центральному району города Хабаровска
о признании незаконным и отмене постановления ОСП по Центральному району г. Хабаровска от 26.06.2014 г. о наложении административного штрафа в рамках исполнительного производства 24258/13/01/27
УСТАНОВИЛ:
Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (далее - Министерство ЖКХ Хабаровского края, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным постановления Отдела судебных приставов по Центральному району г. Хабаровска (далее - ОСП по Центральному району г. Хабаровска от 26.06.2014 г. в рамках исполнительного производства N 24258/13/01/27 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 статьи 17.15 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Решением суда первой инстанции от 27.08.2014 в удовлетворении требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с судебным актом, Министерство ЖКХ Хабаровского края обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, в связи с неправильным применением норм материального права, а также незаконностью и необоснованностью судебного акта и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Министерство ЖКХ Хабаровского края, ОСП по Центральному району г. Хабаровска, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не принимали участия в заседании суда апелляционной инстанции.
ОСП по Центральному району г. Хабаровска отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Суд апелляционной инстанции на основании положений части 1 статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Из материалов дела следует, что 31.05.2013 г. в ОСП по Центральному району г. Хабаровска на основании исполнительного листа серии ВС N 046875598, выданного Центральным районным судом г. Хабаровска 17.04.2013 г. по делу N 2-1813/13 на основании решения от 26.02.2013 г., возбуждено исполнительное производство N 24258/13/01/27.
Согласно требованиям указанного исполнительного документа на должника - Министерство ЖКХ Хабаровского края возложена обязанность, предоставить Медведевой Надежде Юрьевне благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в пределах г. Амурска, размером не менее 28 квадратных метров общей площади за счет жилищного фонда Хабаровского края.
Копия постановления о возбуждении исполнительного производства N 24258/13/01/27 вручена 10.06.2013 г. должнику - Министерству.
Указанным постановлением Министерству установлен пятидневный срок для исполнения требований исполнительного документа.
В ходе исполнения исполнительного документа, должнику - Министерству ЖКХ Хабаровского края неоднократно направлялись требования об исполнении решения суда.
В адрес ОСП от Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края в ответ на требования поступала информация о том, что решение суда исполнить нет возможности, так как отсутствует свободное жилое помещение государственного жилищного фонда.
29.08.2013 г. судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с должника - Министерства ЖКХ Хабаровского края исполнительского сбора в размере 5000 руб.
Министерство обжаловало данное постановление в судебном порядке.
Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 05.11.2013 г. по делу N 2-6557/13 постановление о взыскании исполнительского сбора оставлено без изменения.
По состоянию на 06.06.2014 года решение суда должником не исполнено, в связи с чем, судебным приставом-исполнителем 06.06.2014 г. Министерству ЖКХ Хабаровского края под штамп входящей корреспонденции вручено требование от 06.06.2014 г. N 27001/14/24258 об исполнении решения суда в срок до 18.06.2014 г.
В требовании должник предупреждался об ответственности по ст. 113 Закона РФ от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", об административной ответственности по ст. ст. 17.14, 17.15 КоАП РФ, об уголовной ответственности за неисполнения решения суда по ст. 315 УК РФ.
В указанном требовании должнику указано о необходимости явки в ОСП по Центральному району города Хабаровска для составления протокола об административном правонарушении по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ - 19.06.2014 г. в 15 часов 50 минут.
Однако, в установленный срок требование N 27001/14/24258 от 06.06.2014 г. должником не исполнено.
В назначенное время представитель должника в ОСП по Центральному району города Хабаровска не явился, доказательств исполнения требований исполнительного документа не представил.
В связи с чем, 19.06.2014 г. судебным приставом-исполнителем в отношении должника - Министерства ЖКХ Хабаровского края составлен протокол N 012243/01 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.
19.06.2014 года начальником ОСП по Центральному району г. Хабаровска Прохватиловым И.А. вынесено определение о назначении рассмотрения дела об административном правонарушении на 15 час. 50 мин. 26.06.2014 года по адресу: г. Хабаровск, ул. Кубяка, д. N 20.
Копия протокола и определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении вручены должнику под входящий N от 20.06.2014 г.
По состоянию на 26.06.2014 г. должником - Министерством решение суда не исполнено, документов, подтверждающих уважительность причин, судебному приставу-исполнителю не предоставлено.
Представитель должника в назначенное время для рассмотрения дела об административном правонарушении не явился.
Ходатайств об отложении указанных в протоколе N 012243/01 от 19.06.2014 г. исполнительных действий в виде рассмотрения вопроса о привлечении должника - Министерства ЖКХ Хабаровского края к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, в адрес ОСП по Центральному району города Хабаровска не поступало, документов, подтверждающих уважительность причин неявки представителя должника также судебному приставу-исполнителю не представлено.
26.06.2014 г. начальником ОСП по Центральному району г. Хабаровска Прохватиловым И.А. в отношении Министерства ЖКХ Хабаровского края вынесено постановление о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Несогласие Министерства с названным постановлением судебного пристава-исполнителя послужило основанием для обращения в суд с заявлением о его обжаловании.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии со статьей 2 Закона РФ от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Согласно статье 5 Закона РФ от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
В соответствии со статьей 12 Закона РФ от 21.07.1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах", в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Статьей 13 Закона РФ от 21.07.1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах" судебный пристав-исполнитель обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
Согласно ст. 36 Закона РФ от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 - 6 настоящей статьи.
Статьей 12 Закона РФ от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" предусмотрено, что к исполнительным документам кроме прочего относятся: исполнительные листы, выдаваемые судами общей юрисдикции и арбитражными судами на основании принимаемых ими судебных актов; постановления судебного пристава-исполнителя.
Порядок исполнения судебных актов неимущественного характера определен Главой 13 Закона РФ от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
В соответствии с положениями ст. 105 Закона РФ от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Часть 1 статьи 17.15 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Судом установлено, что 31.05.2013 г. в ОСП по Центральному району г. Хабаровска на основании исполнительного листа серии ВС N 046875598, выданного Центральным районным судом г. Хабаровска 17.04.2013 г. по делу N 2-1813/13 на основании решения от 26.02.2013 г., возбуждено исполнительное производство N 24258/13/01/27.
Согласно требованиям указанного исполнительного документа на должника - Министерство ЖКХ Хабаровского края возложена обязанность, предоставить Медведевой Надежде Юрьевне благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в пределах г. Амурска, размером не менее 28 квадратных метров общей площади за счет жилищного фонда Хабаровского края.
Копия постановления о возбуждении исполнительного производства N 24258/13/01/27 вручена 10.06.2013 г. должнику - Министерству ЖКХ Хабаровского края.
Указанным постановлением должнику установлен пятидневный срок для исполнения требований исполнительного документа.
В ходе исполнения исполнительного документа, должнику - Министерству ЖКХ Хабаровского края неоднократно направлялись требования об исполнении решения суда.
В адрес ОСП по Центральному району г. Хабаровска от Министерства ЖКХ Хабаровского края в ответ на требования поступала информация о том, что решение суда исполнить нет возможности, так как отсутствует свободное жилое помещение государственного жилищного фонда.
29.08.2013 г. судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с должника - Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края исполнительского сбора в размере 5000 руб.
Министерство обжаловало данное постановление в судебном порядке.
Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 05.11.2013 г. по делу N 2-6557/13 постановление о взыскании исполнительского сбора оставлено без изменения.
По состоянию на 06.06.2014 года решение суда должником не исполнено, в связи с чем, судебным приставом-исполнителем 06.06.2014 г. Министерству под штамп входящей корреспонденции вручено требование от 06.06.2014 г. N 27001/14/24258 об исполнении решения суда в срок до 18.06.2014 г.
В требовании должник предупреждался об ответственности по ст. 113 Закона РФ от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", об административной ответственности по ст. ст. 17.14, 17.15 КоАП РФ, об уголовной ответственности за неисполнения решения суда по ст. 315 УК РФ.
Однако, в установленный срок требование N 27001/14/24258 от 06.06.2014 г. должником не исполнено.
Доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебному приставу-исполнителю не предоставлено.
В материалах дела не содержится доказательств тому, что неисполнение заявителем требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, тогда как о необходимости исполнения решения суда должнику было известно со дня вынесения решения суда.
Обращение должника с заявкой в Министерство имущественных отношений Хабаровского края на приобретение квартиры для Медведевой Н.Ю. не свидетельствует о принятии всех необходимых мер для исполнения судебного решения.
Общий срок неисполнения должником решения суда составил более года, при этом в течение данного времени каких-либо вариантов жилых помещений взыскателю не предлагалось.
Таким образом, как правильно признал суд первой инстанции, установленные по делу обстоятельства, подтверждают доказанность в бездействии Министерства ЖКХ Хабаровского края события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, что подтверждается имеющимися доказательствами.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В данном случае вина Министерства ЖКХ Хабаровского края установлена, поскольку юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по предоставлению Медведевой Н.Ю. жилого помещения.
Согласно части 1 статьи 36 Закона РФ "Об исполнительном производстве" содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.
В материалах дела не содержится доказательств о принятии должником всех возможных мер для исполнения решения суда о предоставлении жилого помещения, а именно кредит в банке для покупки квартиры в целях исполнения решения суда, неоднократные письменные обращения в Министерство имущественных отношений Хабаровского края для выделения средств для покупки квартиры и иных мер, направленных на исполнение решений суда.
Доводы должника об отсутствии свободных жилых помещений, не свидетельствует об уважительности причин неисполнения судебного акта, поскольку право гражданина на получение жилого помещения не должно ставиться в зависимость от наличия или отсутствия у должника соответствующей жилой площади.
Таким образом, в бездействиях Министерства ЖКХ имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, поскольку должником, установленный судебным приставом-исполнителем срок исполнения судебного акта не исполнен.
Административное наказание назначено правонарушителю с учетом правил, установленных главой 4 "Назначение административного наказания" КоАП РФ по низшему пределу санкции.
Фактические обстоятельства дела не свидетельствуют об исключительности ситуации, позволяющей признать правонарушение малозначительным и применить стать. 2.9 КоАП РФ, как это сформулировано в пункте 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях".
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административных производств судом не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции, правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные отношения, оценив на основании положений статьи 71 АПК РФ представленные в материалах дела доказательства, правомерно признал оспариваемое постановление законным и обоснованным, отказав Министерству ЖКХ Хабаровского края в удовлетворении заявленных требований.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 211, 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 27.08.2014 по делу N А73-8622/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Т.Д. Пескова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-8622/2014
Истец: Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края
Ответчик: ОСП по Центральному райну г. Хабаровска, Отдел судебных приставов по Центральному райну города Хабаровска