г. Вологда |
|
09 октября 2014 г. |
Дело N А52-3679/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2014 года.
В полном объёме постановление изготовлено 09 октября 2014 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Пестеревой О.Ю. и Холминова А.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Куликовой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Псковской области на решение Арбитражного суда Псковской области от 05 июня 2014 года по делу N А52-3679/2013 (судья Героева Н.В.),
установил:
индивидуальный предприниматель Соколов Александр Владимирович (ОГРНИП 307602732400038; далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Псковской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Псковской области (ОГРН 1036000302964; далее - управление, УМВД) о признании незаконными действий по аннулированию регистрации транспортного средства - тягача седельного VOLVO FH12, государственный регистрационный знак А608КЕ60, и о возложении на управление обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя Соколова А.В.: восстановить регистрационный учет транспортного средства тягача седельного VOLVO FH12, государственный регистрационный знак А608КЕ60, с производством всех необходимых регистрационных действий.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Сигов Анатолий Николаевич.
Решением Арбитражного суда Псковской области от 05 июня 2014 года по делу N А52-3679/2013 признаны незаконными действия управления по аннулированию регистрационных действий транспортного средства - тягача седельного VOLVO FH12, государственный регистрационный знак А608КЕ60, связанных с заменой номерных агрегатов. На управление возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя Соколова А.В.: восстановить регистрационный учет транспортного средства VOLVO FH12, государственный регистрационный знак А608КЕ60. в течение десяти дней с даты вступления в законную силу судебного акта с производством всех необходимых регистрационных действий.
Управление с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права. Полагает, что в результате замены рамы и кабины фактически собрано другое транспортное средство, отличное от исходного (базового) транспортного средства и не соответствующее транспортному средству, на которое был оформлен паспорт. При осуществлении регистрационных действий в связи с заменой рамы и кабины транспортному средству был присвоен идентификационный номер иного транспортного средства, которое не эксплуатировалось на территории Российской Федерации. На основании этого считает, что управлением правомерно проведены действия по аннулированию регистрации транспортного средства VOLVO FH12.
Индивидуальный предприниматель Соколов А.В. в отзыве на жалобу с изложенными в ней доводами не согласился, просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Сигов А.Н. отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права.
Как следует из материалов дела, предприниматель Соколов А.В. по договору купли-продажи от 22.05.2013 (том 1, лист 21) приобрел транспортное средство - тягач седельный VOLVO F12 с VIN YV2H3A1A6NB489125 (паспорт транспортного средства 60НМ 036389, выданный МОГТО АСИРЭР г. Пскова 11.01.2013, свидетельство о регистрации транспортного средства 60 04 N 257829).
Прежним собственником Сиговым Анатолием Николаевичем 29.10.2012 подано заявление в Государственную инспекцию безопасности дорожного движения по городу Пскову о внесении изменений в конструкцию транспортного средства - замене рамы автомобиля VOLVO F12 с VIN YV2H3A1A6NB489125 на раму VOLVO FH 12 с VIN YV2A4CEF83B327417 (том 1, лист 92).
Рама VOLVO FH 12 с VIN YV2A4CEF83B327417 ввезена на территорию Российской Федерации общества с ограниченной ответвенностью "Питомник" 27.09.2012 по грузовой таможенной декларации N 10225032/270912/0001278 (запасные части для ремонта грузового автомобиля - рама седельного тягача "VOLVO" (том 1, листы 100-101). Выпуск и обращение на территории Российской Федерации разрешены.
Сигов А.Н. приобрел раму VOLVO FH 12 с VIN YV2A4CEF83B327417 по договору купли-продажи от 28.09.2012 N 058 у ООО "Питомник" (том 1, лист 101).
На основании заявления о внесении изменений в конструкцию транспортного средства от 29.10.2012 (том 1, лист 92) представительством института безопасности дорожного движения по Псковской области ООО "Престиж-М" для определения возможности внесения изменений в конструкцию транспортного средства проведена техническая экспертиза, по результатам которой составлено экспертное заключение от 29.10.2012 N 1694/12 (том 1, листы 93-94).
С учетом положительного заключения экспертизы ООО "Престиж-М" произведены работы по внесению изменений в конструкцию транспортного средства - замена рамы автомобиля VOLVO F12 с VIN YV2H3A1A6NB489125 на раму VOLVO FH 12 с VIN YV2A4CEF83B327417, о чем составлено заявление-декларация об объеме и качестве работ по внесению изменений в конструкцию транспортного средства (том 1, лист 95).
Сиговым А.Н. 02.11.2012 получена диагностическая карта (том 1, лист 97).
Кроме того, 27.11.2012 выдано свидетельство 60АА488966 о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности дорожного движения (том 1, лист 71) и паспорт транспортного средства 60НМ036389, где в графу "Особые отметки" внесена соответствующая запись о замене рамы с указанием номера свидетельства о соответствии транспортного средства требованиям безопасности (том 1, лист 73).
Далее, 12.12.2012, Сиговым А.Н. подано заявление в Государственную инспекцию безопасности дорожного движения по городу Пскову о внесении изменений в конструкцию транспортного средства, замене кабины автомобиля VOLVO F12 на кабину VOLVO FН12 (том 1, лист 77).
В материалах дела усматривается, что кабина VOLVO FН12 ввезена на территорию Российской Федерации ООО "Питомник" 04.09.2012 по грузовой таможенной декларации N 10225032/040912/0001078 (кабина для ремонта грузового автомобиля VOLVO FН12) (том 1, лист 86). Выпуск и обращение на территории Российской Федерации разрешены. Сигов А.Н. приобрел указанную кабину у ООО "Питомник" по договору купли-продажи от 28.09.2012 N 057 (том 1, лист 87).
На основании заявления от 12.12.2012 представительством института безопасности дорожного движения по Псковской области ООО "Престиж-М" для определения возможности внесения изменений в конструкцию транспортного средства проведена техническая экспертиза, по результатам которой составлено экспертное заключение от 13.12.2012 N 1903/12 (том 1, листы 78-80).
На основании положительного заключения экспертизы ООО "Престиж-М" произведены работы по внесению изменений в конструкцию транспортного средства, - замена кабины автомобиля VOLVO F12 на кабину VOLVO FН12, о чем составлено заявление-декларация об объеме и качестве работ по внесению изменений в конструкцию транспортного средства (том 1, лист 88).
Сиговым А.Н. 19.12.2012 получена диагностическая карта (том 1, лист 89).
Кроме того, собственником 28.12.2012 получено свидетельство 60АА489250 о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности дорожного движения (том 1, лист 73 оборот) и в паспорт транспортного средства 60НМ036389, в графу "Особые отметки" внесена соответствующая запись о замене кабины с указанием номера свидетельства о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности (том 1, лист 73).
В соответствии с указаниями Министерства внутренних дел Российской Федерации от 06.03.2013 N 13/5-57 ответчиком проведена проверка по факту совершения регистрационных действий с тягачом седельным VOLVO FH12. Основанием для проведения проверки послужил рапорт начальника ГИБДД УМВД России по Псковской области.
По результатам указанной проверки составлено заключение от 27.08.2013, утвержденное заместителем начальника УГИБДД УМВД России по Псковской области, о необходимости аннулировать регистрационные действия, связанные с заменой рамы и кабины тягача седельного VOLVO FH12 (том 1, листы 52-55).
В связи с аннулированием регистрационных действий 03.09.2013 в карточку учета транспортного средства внесена запись о снятии его с учета в виду признания недействительной регистрации.
Письмом от 04.09.2013 N 26/1-2160 УГИБДД УМВД России по Псковской области уведомило Соколова А.В. об аннулировании регистрационных действий.
Не согласившись с произведенными действиями по аннулированию регистрационных действий, предприниматель обратился в арбитражный суд с указанным выше заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, посчитав, что управление не представило доказательств несоответствия тягача седельного VOLVO FH12 с внесенными изменениями в конструкцию требованиям в области обеспечения безопасности дорожного движения и обоснованности аннулирования свидетельства и регистрационных действий.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции в связи со следующим.
В силу пункта 3 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ) допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
Согласно пунктам 2 и 4 постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" (далее - постановление N 938) и пунктам 1 и 2 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 N 711, регистрацию автотранспортных средств и проверку указанных документов осуществляет Государственная инспекция безопасности дорожного движения.
Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24.11.2008 N 1001 "О порядке регистрации транспортных средств" (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 30.12.2008 за N 13051) утверждены Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила регистрации).
Пунктом 3 Правил регистрации определено, что не подлежат регистрации и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства по следующим основаниям: представлены документы и (или) сведения, не соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации, а также содержащие недостоверную информацию; представлены транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации, в том числе из составных частей конструкций, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, или ввезенные на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, без представления документов, подтверждающих проведение их сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации либо подтверждающих их выпуск на территории Таможенного союза без ограничений по их пользованию и распоряжению или с таможенными ограничениями, установленными таможенными органами; представлены транспортные средства, конструкция которых или внесенные в конструкцию изменения не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения или сведениям, указанным в представленных документах; обнаружены признаки скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационной маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных); наличие запретов и ограничений на совершение регистрационных действий, наложенных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При установлении органом внутренних дел, проводящим проверку, обстоятельств, указанных в пункте 3 названных Правил, регистрация транспортного средства прекращается (аннулируется) регистрационным подразделением по месту регистрации транспортного средства (пункт 51 Правил регистрации). При прекращении (аннулировании) регистрации признаются недействительными конкретное регистрационное действие (несколько регистрационных действий) и все последующие регистрационные действия.
В соответствии с пунктом 1 Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, утвержденного постановление Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 N 720 (далее - Технический регламент), настоящий Технический регламент устанавливает требования к безопасности колесных транспортных средств при их выпуске в обращение на территории Российской Федерации и их эксплуатации независимо от места их изготовления в целях защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, защиты имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества и предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей колесных транспортных средств.
Согласно пункту 5 Технического регламента свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства - документ, удостоверяющий соответствие единичного транспортного средства, выпускаемого в обращение, требованиям настоящего Технического регламента.
Согласно пункту 79 Технического регламента оценка соответствия транспортных средств, находящихся в эксплуатации, в случае внесения изменений в их конструкцию осуществляется в форме технической экспертизы конструкции и последующей проверки их технического состояния после идентификации каждого транспортного средства.
Внесение изменений в конструкцию транспортного средства и последующая оценка его соответствия осуществляются по разрешению и под контролем подразделения Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту регистрационного учета транспортного средства в порядке, определенном законодательством Российской Федерации (пункт 81 Технического регламента).
По результатам рассмотрения представленных документов подразделение Министерства внутренних дел Российской Федерации оформляет, регистрирует и выдает заявителю свидетельство о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности по форме, предусмотренной приложением 16 к настоящему Техническому регламенту, или отказывает в его выдаче с указанием причин.
Номер свидетельства о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности вносится подразделением Министерства внутренних дел Российской Федерации в паспорт транспортного средства. В паспорт транспортного средства вносятся также все особые отметки об ограничении применения транспортного средства, содержащиеся в свидетельстве о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности.
Наличие в паспорте транспортного средства номера свидетельства о соответствии транспортного средства с внесенными в конструкцию изменениями требованиям безопасности является необходимым условием для разрешения его эксплуатации (пункт 83 Технического регламента).
Регистрация изменений конструкции транспортного средства предусмотрена приказом МВД РФ от 07.12.2000 N 1240 "Об утверждении нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по техническому надзору" (далее - Приказ N 1240).
В пунктах 4 - 7 Порядка контроля за внесением изменений в конструкцию транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (приложение 2 к Приказу N 1240, далее - Порядок), установлено, что рассмотрение заявлений на внесение изменений в конструкцию транспортного средства осуществляется подразделением ГИБДД по месту учета транспортного средства. В заявлении подробно описываются вносимые изменения в конструкцию транспортного средства. При приеме заявления необходимо удостовериться в том, что в отношении транспортного средства, в конструкцию которого вносятся изменения, отсутствуют запреты или ограничения, наложенные судом, следствием, таможенными органами, органами налоговой полиции, органами социальной защиты населения. По результатам рассмотрения заявления подразделением ГИБДД принимается соответствующее решение. В решении по заявлению указываются порядок и условия оформления и выдачи свидетельства, а также необходимость получения заключения о возможности и порядке внесения изменений в конструкцию. Кроме того, в решении приводятся организации, в которых оно может быть получено. Если решение предусматривает получение заключения, то собственник транспортного средства обращается в организацию, уполномоченную его выдавать.
В силу пункта 13 Порядка техническое состояние и конструкция транспортного средства после внесенных изменений проверяются на соответствие требованиям нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения на СГТО ГИБДД или ПТО.
Пунктом 14.1 Порядка определен перечень документов, которые должен представить собственник транспортного средства в подразделение ГИБДД для получения свидетельства о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности. В данный перечень входит заключение о возможности и порядке внесения изменений в конструкцию (в случаях, предусмотренных пунктом 7).
По результатам рассмотрения представленных документов подразделение ГИБДД оформляет, регистрирует и выдает заявителю свидетельство (приложение 4) или отказывает в его выдаче (пункт 14.3 Порядка).
Согласно пункту 2 Наставления по техническому надзору Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (приложение 1 к Приказу N 1240) изменением конструкции транспортного средства считается исключение предусмотренных или установка не предусмотренных конструкцией конкретного транспортного средства составных частей и предметов оборудования, влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения.
Из пункта 3 Порядка следует, что базовое транспортное средство - это сертифицированное в установленном порядке транспортное средство, в конструкцию которого вносятся изменения; составные части и предметы оборудования - агрегаты, узлы и детали, установленные и (или) используемые в конструкции полнокомплектного транспортного средства, к которым предъявляются отдельные требования нормативных документов.
В пункте 5 Технического регламента определено, что базовое транспортное средство - это транспортное средство, которое в целом, или его кузов, или шасси были использованы для создания другого транспортного средства.
Таким образом, при изменении конструкции транспортного средства базовое транспортное средство в целом сохраняется, следовательно, сохраняется возможность его идентификации по представленным на него документам.
В соответствии с пунктом 37 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного приказом МВД России от 24.11.2008 N 1001, действовавшего в период проведения замены основных агрегатов спорного транспортного средства, допускалась замена кузова легкового автомобиля и автобуса, кабины грузового автомобиля в том числе на другую модель (модификацию). При этом в графе "МАРКА, МОДЕЛЬ" свидетельства о регистрации транспортного средства и карточки учета транспортных средств указываются марка, модель установленного кузова (кабины), а в графе "ОСОБЫЕ ОТМЕТКИ" делается отметка "Замена кузова (кабины)" с указанием даты соответствующего изменения. В паспорте транспортного средства все сведения об измененных номерах агрегатов и модели (модификации) транспортного средства, а также дата изменения указываются в графе "ОСОБЫЕ ОТМЕТКИ".
В рассматриваемом случае последовательная замена рамы и кабины не может рассматриваться как изменение только конструкции транспортного средства, поскольку затрагиваются конструктивные особенности автомобиля, в результате которых базовое транспортное средство прекращает свое существование.
Замена рамы и кабины фактически повлекли невозможность идентифицировать спорное транспортное средство, поскольку его идентификационные номера были утрачены в результате указанных операций.
В свидетельстве о регистрации транспортного средства, выданном Госавтоинспекцией после внесения описанных выше изменений, указывается на возможность его идентификации только по кузову.
Фактически в результате замены агрегатов рассматриваемое транспортное средство не будет являться VOLVO F12 с VIN YV2H3A1A6NB489125, которое приобретено Соколовым А.В. по договору купли-продажи от 14.02.2013.
Кроме того, из грузовой таможенной декларации N 10225032/040912/0001078 (том 1, лист 86) следует, что кабина для ремонта грузового автомобиля VOLVO FН12 находится в заводской комплектации, в кабине установлены приборная панель с приборами, тахограф, руль с рулевой колонкой, рычаг переключения передач, педальный узел, имеются сиденья - 2 штуки, автономная печь, стекла лобовые, боковые, а также внутренняя обивка, зеркала - 6 штук, двери - 2 штуки, кожух защиты двигателя, спойлеры, капот, воздуховод, фильтр, гофры и другие узлы и детали.
Следовательно, подразделением Госавтоинспекции при осуществлении регистрационных действий в связи с заменой рамы и кабины тягача фактически присвоен идентификационный номер иного транспортного средства, которое не эксплуатировалось на территории Российской Федерации.
Свидетельство о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности получено на основании процедуры, предусмотренной Порядком, который применяется только при внесении изменений в конструкцию транспортных средств.
Таким образом, следует признать, что по спорному транспортному средству не было установлено его соответствие требованиям безопасности в рамках надлежащей предусмотренной законодательством процедуры.
С учетом изложенного у управления отсутствовали основания для выдачи свидетельства о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности в связи с заменой кузова транспортного средства на основании представленных заявителем документов.
В силу пункта 51 Правил регистрации при прекращении (аннулировании) регистрации признаются недействительными конкретное регистрационное действие (несколько регистрационных действий) и все последующие регистрационные действия.
Поскольку в связи с заменой рамы и кабины фактически создано новое транспортное средство, то его выпуск в обращение без документов, подтверждающих его соответствие требованиям безопасности, является нарушением требований вышеприведенных положений норм действующего законодательства.
Следовательно, оснований для вывода о неправомерности аннулирования регистрации транспортного средства у суда первой инстанции не имелось.
Также аннулирование регистрации в данном случае не может выступать непреодолимым препятствием для восстановления регистрационного учета транспортного средства при условии установления его соответствия требованиям безопасности дорожного движения (процедуры удостоверения такого соответствия предусмотрены, в частности, Техническим регламентом).
Суд апелляционной инстанции не может принять во внимание представленное предпринимателем письмо Центра консультаций в сфере технического регулирования и стандартизации "Консалтмаш" от 26.08.2014 N 201-14/256, поскольку оно не является экспертным заключением, в нем выражено мнение одного специалиста.
В связи с этим суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции следует отменить, а в удовлетворении заявленных предпринимателем требований - отказать.
Руководствуясь статьями 104, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 05 июня 2014 года по делу N А52-3679/2013 отменить.
Отказать индивидуальному предпринимателю Соколову Александру Владимировичу в признании незаконными действий Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Псковской области по аннулированию регистрации транспортного средства - тягача седельного VOLVO FH12, государственный регистрационный знак А608КЕ60, и в возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем восстановления регистрационного учета транспортного средства - тягача седельного VOLVO FH12, государственный регистрационный знак А608КЕ60, с производством всех необходимых регистрационных действий.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Соколову Александру Владимировичу (ОГРНИП 307602732400038) из федерального бюджета излишне уплаченную по квитанции Сбербанка России от 03.12.2013 государственную пошлину за рассмотрение дела судом первой инстанции в размере 1800 рублей.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
О.Ю. Пестерева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А52-3679/2013
Истец: ИП Соколов Александр Владимирович
Ответчик: УМВД Российской Федерации по Псковской области, Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Псковской области
Третье лицо: Сигов Анатолий Николаевич