г. Санкт-Петербург |
|
09 октября 2014 г. |
Дело N А56-25701/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 октября 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л.В.Зотеевой
судей Л.П.Загараевой, Н.И.Протас
при ведении протокола судебного заседания: В.А.Ганичевой
при участии:
от истца (заявителя): предст. Тульская К.М. - доверенность N 1 от 27.03.2014
от ответчика (должника): предст. Губанова А.В. - доверенность N 04-23/43552 от 27.12.2013
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-17998/2014) Балтийской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.06.2014 по делу N А56-25701/2014 (судья Градусов А.Е.), принятое
по иску (заявлению) общества с ограниченной ответственностью "Хопрус"
к Балтийской таможне
о признании недействительным решения
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Хопрус" (ОГРН 1114712001360; адрес: Санкт-Петербург, Смольный пр., д. 9, лит. А, пом. 3Н; далее - ООО "Хопрус", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением (с учётом уточнения требований, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ) о признании недействительным решения Балтийской таможни, оформленного в виде письма от 13.03.2014 N 15-10/09326 об оставлении без рассмотрения заявлений общества от 03.03.2014 N 7 и N 8 о возврате излишне уплаченных сумм таможенных платежей, и обязать Балтийскую таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем возврата на расчетный счет общества 839764,07 руб. излишне уплаченных таможенных платежей.
Решением суда от 23.06.2014 требования общества удовлетворены.
В апелляционной жалобе Балтийская таможня (далее - таможня), ссылаясь на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, а также неправильное применение норм материального права, просит решение суда от 23.06.2014 отменить и отказать в удовлетворении заявленных обществом требований. Податель жалобы ссылается на то, что обществом к заявлениям о возврате таможенных платежей N 7 и N 8 от 03.03.2014 не были приложены документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов, а также копия свидетельства о государственной регистрации, заверенная нотариально либо таможенным органом при предъявлении оригинала, в связи с чем указанные заявления в соответствии с пунктом 4 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" возвращены заявителю без рассмотрения с указанием на право повторного обращения (письмо от 13.03.2014 N 15-10/09326).
В судебном заседании представитель Балтийской таможни поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель ООО "Хопрус" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, ООО "Хопрус" на основании контракта от 17.05.2011 N 2011/12, заключенного с компанией "ARIX International Inc" (США), ввезло на территорию Российской Федерации и представило к таможенному оформлению по ДТ N10216022/050913/0022886 (товар 2 и 3) и ДТ N10216022/271113/0031372 (товар 3, 4, 5) - экстракт хмеля растительный для использования в пивоваренной промышленности (л.д. 15-17, 54-57). Таможенная стоимость товаров определена обществом по первому методу по стоимости сделки с ввозимыми товарами (ДТС-1, л.д.20-22, 65-67). Декларант представил комплект документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров, предусмотренный статьей 183 ТК ТС и Перечнем документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость товаров (Приложение N 1 к Порядку декларирования таможенной стоимости товаров, утв. Решением Комиссии таможенного союза от 20.09.2010 N 376), в том числе: контракт N 2011/12 от 17.05.2011, дополнительное соглашение N 3 от 04.02.2013 к контракту, паспорт сделки, инвойсы N 030 от 02.09.2013 и N 034 от 19.11.2013, коносаменты, упаковочные листы и др.
В ходе таможенного оформления таможенная стоимость была откорректирована по резервному методу на основании статьи 10 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров" (КТС-1 л.д.23-25; 62-65). По результатам корректировки таможенной стоимости товаров по спорным ДТ N 10216022/050913/0022886 и N 10216022/271113/0031372 обществом были дополнительно уплачены таможенные платежи в размере 839764 руб. 07 коп. (платёжные поручения от 04.09.2013 N 191, от 04.09.2013 N 192, от 27.11.2013 N 246, 27.11.2013 N 247, 02.12.2013 N 250, от 02.12.2013 N 251).
Полагая, что указанная сумма таможенных платежей является излишне уплаченной, общество обратилось в таможню с заявлениями от 03.03.2014 N 7 и N 8 о возврате излишне уплаченных таможенных платежей по ДТ N10216022/050913/0022886 в размере 420257 руб. и по ДТ N10216022/271113/0031372 в размере 419507 руб. 07 коп. (л.д. 37 и 84).
Указанные заявления оставлены таможенным органом без рассмотрения (письмо от 13.03.2014 N 15-10/09326, л.д.48-49), что послужило основанием для обращения общества в суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, выслушав и оценив доводы сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы таможни и отмены решения суда от 23.06.2014 в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 2 статьи 65 ТК ТС декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов.
В силу пункта 1 статьи 2 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров" (далее - Соглашение) основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном статьей 4 Соглашения.
Пунктом 1 статьи 4 Соглашения установлено, что таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями статьи 5 указанного Соглашения. Указанной нормой установлены также ограничения для применения основного метода определения таможенной стоимости по цене сделки (подпункты 1 - 4 пункта 1 статьи 4 Соглашения).
Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или в пользу продавца (пункт 2 данной статьи).
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Соглашения в случае, если таможенная стоимость товаров не может быть определена в соответствии со статьями 4, 6 - 9 Соглашения, таможенная стоимость определяется на основе данных, имеющихся на единой таможенной территории Таможенного союза, путем использования методов, совместимых с принципами и положениями Соглашения.
Согласно пункту 3 статьи 2 Соглашения и пункту 4 статьи 65 ТК ТС таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
Пунктом 1 статьи 68 ТК ТС предусмотрено, что решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости как до, так и после выпуска товаров, если таможенным органом или декларантом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров.
При этом в силу пункта 3 статьи 69 ТК ТС декларант имеет право доказать правомерность использования избранного им метода определения таможенной стоимости товаров и достоверность представленных им документов и сведений.
Как установлено судом, общество при таможенном оформлении товаров по ДТ N 10216022/050913/0022886 и N 10216022/271113/0031372 представило таможенному органу комплект документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров, предусмотренный статьей 183 ТК ТС и Перечнем документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость товаров (Приложение N 1 к Порядку декларирования таможенной стоимости товаров, утв. Решением Комиссии таможенного союза от 20.09.2010 N 376), в том числе: контракт N 2011/12 от 17.05.2011, дополнительное соглашение N 3 от 04.02.2013 к контракту, паспорт сделки, инвойсы N 030 от 02.09.2013 и N 034 от 19.11.2013, коносаменты, упаковочные листы и др.
Апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что представленные обществом в таможенный орган документы подтверждают заявленную в ДТС-1 таможенную стоимость товара по стоимости сделки (по первому методу), поскольку использованные декларантом данные подтверждены документально и являются количественно определенными и достоверными, содержат необходимую информацию о цене товара, его наименовании и характеристиках, об условиях поставки и оплаты.
Невозможность использования документов, представленных обществом в таможню в обоснование правомерности определения таможенной стоимости по стоимости сделки с ввозимыми товарами (в их совокупности и системной оценке), таможенным органом не подтверждена; претензий к конкретным документам, представленным обществом при таможенном оформлении товара по спорным ДТ, у таможни не возникло (обратное таможенным органом не заявлено).
Таким образом, таможенный орган не представил доказательств наличия предусмотренных пунктом 1 статьи 4 Соглашения оснований, препятствующих применению заявленного обществом метода определения таможенной стоимости товаров по ДТ N 10216022/050913/0022886 и N 10216022/271113/0031372 по стоимости сделки. Следовательно, дополнительно уплаченные обществом при корректировке таможенной стоимости товара по резервному методу таможенные платежи в размере 839764 руб. 07 коп. (420257 руб. по ДТ N 10216022/050913/0022886 и 419507,07 руб. по ДТ N 10216022/271113/0031372) являются излишне уплаченными (статья 89 ТК ТС).
Согласно пункту 2 статьи 90 ТК ТС возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов таможенного союза.
В соответствии с частью 1 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Согласно части 2 статьи 147 Закона N 311-ФЗ к заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться следующие документы:
1) платежный документ, подтверждающий уплату или взыскание таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;
2) документы, подтверждающие начисление таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;
3) документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов;
4) документы, указанные в частях 4 - 7 статьи 122 настоящего Федерального закона, в зависимости от статуса заявителя и с учетом статуса возвращаемых денежных средств;
5) документ, подтверждающий согласие лица, уплатившего таможенные пошлины, налоги, на их возврат лицу, на которое возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, при подаче заявления о возврате таможенных пошлин, налогов лицом, на которого возложена обязанность по их уплате;
6) иные документы, которые могут быть представлены лицом, для подтверждения обоснованности возврата.
Если в таможенный орган ранее представлялись документы, указанные в частях 4 - 7 статьи 122 Закона N 311-ФЗ, плательщик вправе не представлять такие документы повторно, сообщив сведения о представлении в таможенный орган таких документов и об отсутствии в них изменений (часть 3 статьи 147 Закона N 311-ФЗ).
В соответствии с частью 4 статьи 147 Закона N 311-ФЗ при отсутствии в заявлении о возврате требуемых сведений и непредставлении необходимых документов указанное заявление подлежит возврату плательщику (его правопреемнику) без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения указанного заявления.
Как следует из материалов дела, общество обратилось в таможню с заявлениями N 7 и N 8 от 03.03.2014 (входящий номер таможни 12713 и 12714 от 06.03.2014). К заявлениям были приложены копии ДТ N10216022/050913/0022886 и N10216022/271113/0031372, копии КТС и ДТС-2 к указанным ДТ, копии платежных поручений N 191 от 04.09.2013, N 192 от 04.09.2013 N 246 от 27.11.2013, N 247 от 27.11.2013, N 250 и N 251 от 02.12.2013, а также указано, что нотариально заверенные копии свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, свидетельства о государственной регистрации, решения о назначении генерального директора общества, приказа о вступлении генерального директора в должность и карточки с образцами подписи генерального директора были представлены таможенному органу в заявлении N 1 от 10.02.2014 и не изменились.
Таким образом, материалами дела подтверждается соблюдение обществом требований статьи 147 Закона N 311-ФЗ.
В письме от 13.03.2014 N 15-10/09326 таможенный орган процитировал положения статьи 147 Закона N 311-ФЗ и в качестве основания для возврата заявлений общества без рассмотрения указал, что обществом представлены не все необходимые документы. Однако, какие конкретно документы или сведения из поименованных в статье 147 Закона N 311-ФЗ обществом не были представлены, таможней в письме от 13.03.2014 N 15-10/09326 не указано.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции и в апелляционной жалобе таможенный орган ссылается на то, что к заявлениям о возврате излишне уплаченных таможенных платежей не были приложены документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин и налогов, а также копия свидетельства о государственной регистрации, заверенная нотариально или таможенным органом при предъявлении оригинала. Вместе с тем, в письме от 13.03.2014 N 15-10/09326 указанные основания таможней приведены не были. Кроме того, как следует из материалов дела, к заявлениям N 7 и N 8 от 03.03.2014 (входящий номер таможни 12713 и 12714 от 06.03.2014) были приложены спорные ДТ N 10216022/050913/0022886 и N 10216022/271113/0031372, копии КТС и ДТС-2 к указанным ДТ, а также в соответствии с частью 3 статьи 147 Закона N 311-ФЗ указано, что нотариально заверенные копия свидетельства о государственной регистрации представлена таможенному органу в заявлении N 1 от 10.02.2014.
Каких-либо доводов относительно правомерности корректировки таможенной стоимости по спорным ДТ по резервному методу либо доводов о наличии оснований, препятствующих применению метода определения таможенной стоимости спорного товара по стоимости сделки, таможенным органом не приведено ни в письме от 13.03.2014 N 15-10/09326, ни в отзыве на заявление общества, представленном в суд первой инстанции, ни в апелляционной жалобе. Факт дополнительной уплаты обществом при декларировании товара по ДТ N10216022/050913/0022886 и N10216022/271113/0031372 по резервному методу таможенных платежей в размере 839764 руб. 07 коп. таможней не оспаривается.
Таким образом, таможенный орган не доказал наличие правовых и фактических оснований для оставления без рассмотрения заявлений общества от 03.03.2014 N 7 и N 8 о возврате излишне уплаченных таможенных платежей в размере 839764 руб. 07 коп., в связи с чем суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные обществом требования в полном объеме.
Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда от 23.06.2014 и удовлетворения апелляционной жалобы Балтийской таможни не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23 июня 2014 года по делу N А56-25701/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Балтийской таможни - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
Л.П. Загараева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-25701/2014
Истец: ООО "Хопрус"
Ответчик: Балтийская таможня