г. Санкт-Петербург |
|
10 октября 2014 г. |
Дело N А26-2707/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 октября 2014 года.
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Сомова Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Медведевой В.В.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от ответчика: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-18931/2014) ООО "Луч" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 23.06.2014 по делу N А26-2707/2014 (судья Кришталь Н.А.), рассмотренному в порядке упрощенного производства
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Луч" (далее - заявитель, ООО "Луч", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Министерству экономического развития Республики Карелия (далее - ответчик, Министерство, административный орган) о признании незаконным и отмене постановление N 61 от 17.03.2014 по делу об административном правонарушении N61-2014.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства.
Решением суда от 23.06.2014 оспариваемое постановление отменено в связи с малозначительностью совершенного правонарушения.
Не согласившись с решением суда, Министерство направило апелляционную жалобу, в которой просило решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе обществу в удовлетворении заявленных требований.
Стороны, уведомленные о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направили, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является процессуальным препятствием для рассмотрения жалобы по существу.
Законность и обоснованность обжалуемого решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в ходе проведенной Министерством проверки сводных данных по организациям, сдавшим/не сдавшим декларации об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции за IV квартал 2013 года было установлено, что ООО "Луч", имеющим лицензию на розничную продажу алкогольной продукции, регистрационный номер 10РПА0000491, выданную Администрацией Муезерского муниципального района 27.12.2012 сроком действия до 27.12.2014, по состоянию на 21.01.2014 указанная декларация не представлена.
По данному факту 03.03.2014 должностным лицом Отдела торговой деятельности и лицензирования Министерства экономического развития Республики Карелия в отношении ООО "Луч" составлен протокол N 61-2014 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.13 КоАП РФ. Обществу вменено в вину нарушение требований пункта 15 Правил представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 N 815 (далее - Правила N 815).
Постановлением заместителя министра экономического развития Республики Карелия N 61 по делу об административном правонарушении N61-2014 от 17.03.2014 ООО "Луч" привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.13 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 50 000 рублей за нарушение срока подачи декларации об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме Приложения N 11 к Правилам N 815 за IV квартал 2013 года.
Не согласившись с постановлением о назначении административного наказания, Общество в установленный частью 2 статьи 208 АПК РФ срок (копия постановления получена 03.04.2014) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Суд первой инстанции, установив в действиях заявителя состав, событие и вину в совершении правонарушения, признал содеянное малозначительным, в связи с чем признал незаконным и отменил оспариваемое постановление.
Согласно статье 15.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо несвоевременная подача одной из таких деклараций, либо включение в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации установлены в Законе N 171-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона N 171-ФЗ организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.
Согласно пункту 16 статьи 2 Закона N 171-ФЗ оборот - это закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие настоящего Федерального закона.
Алкогольная продукция - это пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации (пункт 7 статьи 2 Закона N 171-ФЗ).
Правила представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 N 815.
В соответствии с пунктами 1, 2 Правил N 815 организации, осуществляющие, розничную продажу алкогольной продукции, представляют декларации об объеме розничной продажи алкогольной (за исключением пива и пивных напитков) и спиртосодержащей продукции.
В пункте 13 Правил N 815 также предусмотрено, что организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков) и (или) спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, представляют декларации об объеме розничной продажи алкогольной (за исключением пива и пивных напитков) и спиртосодержащей продукции по форме согласно приложению N 11.
Декларации представляются ежеквартально, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, за IV квартал - не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (пункт 15 Правил N 815).
Согласно пункту 16 Правил N 815 декларации представляются в электронной форме или на бумажных носителях. Декларации в случае их представления в электронной форме направляются по телекоммуникационным каналам связи с усиленной квалифицированной электронной подписью.
Как следует из пункта 19 Правил N 815, декларации по формам, предусмотренным приложениями N 11 и 12 к настоящим Правилам, представляются организациями, осуществляющими розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, а также индивидуальными предпринимателями, осуществляющими розничную продажу пива и пивных напитков, в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту регистрации организации (индивидуального предпринимателя).
Копии деклараций, представляемых в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организации и индивидуальные предприниматели направляют в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка в электронной форме в течение суток после представления деклараций в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются, в частности, искажение и (или) непредставление в установленные сроки деклараций об объемах производства или оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
На территории Республики Карелия прием деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции и государственный контроль за их представлением осуществляет Министерство экономического развития Республики Карелия (пункт 9 Положения о Министерстве экономического развития Республики Карелия, утвержденного Постановлением Правительства Республики Карелия от 08.10.2010 N 211-П).
Согласно части 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются, в частности, искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В рассматриваемом случае, в том числе Приложением N 1 к Отчету о представленных/не представленных декларациях об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции за 4 квартал 2013 года от 21.01.2014, протоколом обработки файла от 14.04.2014, квитанцией N 13620 от 24.01.2014 о приеме декларации, подтверждается, что декларация об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции за четвертый квартал 2013 года представлена Обществом в электронной форме 24.01.2014, при сроке ее представления до 20.01.2014 (включительно).
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательства того, что у общества отсутствовала объективная возможность выполнить требования Закона N 171-ФЗ и Правил N 815 и им были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований правовых норм, в деле отсутствуют и суду не представлены.
Учитывая изложенное, событие административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и вина общества в его совершении подтверждены материалами дела.
Нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено.
Вместе с тем, суд первой инстанции счел возможным квалифицировать совершенное обществом правонарушение как малозначительное, применив положения статьи 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Согласно статье 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить вопрос об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18 Постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дела об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Согласно пункту 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 N 10 при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Таким образом, при привлечении общества к административной ответственности, административный орган обязан установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о наличии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и о социальной опасности деяния.
17.01.2014 Общество направляло декларацию об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции за четвертый квартал 2013 года в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, однако из-за сбоя программы (ошибки) отчетность не была доставлена, что подтверждается имеющимися в материалах дела протоколами обработки файла от 17.01.2014, от 20.01.2014, уведомлениями об ошибке от спецоператора связи. После обнаружения ошибки декларация об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции была представлена Обществом в Министерство с незначительным нарушением срока - 24.01.2014.
В свою очередь материалы дела не содержат доказательств совершения обществом административных правонарушений в сфере регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, свидетельствующих о пренебрежительном отношении Общества к формальным требованиям публичного порядка, равно как и доказательств того, что совершенное правонарушение повлекло искажение отчетности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, воспрепятствовало осуществлению полномочий уполномоченного органа либо причинило организационный вред общественным отношениям, связанным с обеспечением эффективного контроля за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, по надзору и оказанию услуг в этой сфере.
Исходя из конкретных обстоятельств дела, принимая во внимание, что допущенное нарушение носит единичный характер, учитывая отсутствие вредных последствий и существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, отсутствие вреда интересам граждан, общества и государства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для признания правонарушения малозначительным.
В соответствии с пунктом 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", установив при рассмотрении дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности малозначительность правонарушения, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ и статьи 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба административного органа без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 269-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 23.06.2014 по делу N А26-2707/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Е.А. Сомова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-2707/2014
Истец: ООО "Луч"
Ответчик: Министерство экономического развития Республики Карелия