г. Томск |
|
10 октября 2014 г. |
Дело N А45-1504/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 октября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 октября 2014 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ходыревой Л.Е.,
судей: Кривошеиной С.В., Павлюк Т.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Казариным И.М.
при участии в заседании: без участия (извещены)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Нэкстэнерго" на решение Арбитражного суда Новосибирской области
от 24 июня 2014 года по делу N А45-1504/2014 (судья Свиридова Г.В.)
по исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Нэкстэнерго", г. Санкт-Петербург, к Администрации Горбуновского сельсовета Куйбышевского района Новосибирской области, с. Горбуново, о признании действующим муниципального контракта N 5 от 26.12.2013 года,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Нэкстэнерго" (далее - истец, ООО "Нэкстэнерго") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с иском к Администрации Горбуновского сельсовета Куйбышевского района Новосибирской области (далее - ответчик, Администрация) о признании действующим муниципального контракта N 5 от 26.12.2013 года.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 24 июня 2014 года иск оставлен без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда, ООО "Нэкстэнерго" обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Новосибирской области и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска по следующим основаниям:
- задержка в выполнении работ произошла по вине заказчика, который не предоставил подрядчику необходимую информацию;
- условия муниципального контракта, послужившие основанием для его расторжения, несправедливы и противоречат ст. 169 Гражданского кодекса РФ;
- решение заказчика о расторжении контракта от 14.01.2014 г. противоречит п. 13 ст. 95 Федерального Закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", так как нарушает правило о дате его расторжения.
Подробно доводы подателя изложены в апелляционной жалобе.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (ч. 1 ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ)), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились.
До дня судебного заседания от истца поступило ходатайство об отложении судебного заседания в связи с тем, что стороны ведут переговоры о заключении мирового соглашения, которое удовлетворено судом.
После отложения в порядке статьи 158 АПК РФ судебное разбирательство продолжено в том же составе суда. Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания после отложения, явку своих представителей не обеспечили, что в силу части 1 статьи 266, части 9 статьи 158, части 3 статьи 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие. От ООО "Нэкстэнерго" поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Проверив материалы дела в порядке ст. 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между ООО "Нэкстэнерго" (подрядчик) и Администрацией (муниципальный заказчик) по результатам проведения открытого аукциона в электронной форме (N извещения 0151300038013000006) заключен муниципальный контракт N 5 от 26.12.2013 г., по которому подрядчик обязуется по заданию муниципального заказчика выполнить работы по разработке схем водоснабжения и теплоснабжения Горбуновского сельсовета Куйбышевского района Новосибирской области, и сдать их результат - проекты схем водоснабжения и теплоснабжения Горбуновского сельсовета Куйбышевского района Новосибирской области муниципальному заказчику, а муниципальный заказчик обязуется принять результат работ и оплатить его.
Объем, порядок выполнения работ и требования к результату работ определяется Федеральным законом от 07.12.2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Федеральным законом от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2013 г. N 782 "О схемах водоснабжения и водоотведения", Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2013 г. N 154 "О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку из разработки и утверждения", условиями настоящего контракта (пункт 1.1. контракта).
Место выполнения работ: территория Горбуновского сельсовета Куйбышевского района Новосибирской области (пункт 1.3. контракта).
Срок выполнения работ: со дня заключения настоящего контракта и до 20 декабря 2013 года. Сроки завершения отдельных этапов работ указаны в разделе 4 настоящего контракта (пункт 1.4 контракта).
Цена выполняемых работ по настоящему контракту составляет 1 116 817 рублей 97 копеек без НДС, и включает в себя стоимость работ, материалов, в том числе расходы на перевозку, уплату налогов, сборов и других обязательных платежей, а также иные расходы, связанные с исполнением настоящего контракта (пункт 3.1. контракта).
Согласно разделу 4 контракта в день заключения настоящего контракта подрядчик предоставляет муниципальному заказчику сведения о своем представителе, ответственном за исполнение настоящего контракта, указав его контактные данные, включая телефон (рабочий и сотовый), адрес электронной почты.
Подрядчик начинает осуществлять сбор исходных данных, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2013 г. N 782 "О схемах водоснабжения и водоотведения" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 г. N 154 "О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку из разработки и утверждения" (далее - исходные данные), со дня заключения настоящего контракта.
Сбор исходных данных осуществляется подрядчиком самостоятельно, в том числе проведение необходимых инженерно-геологических и инженерно-геодезических изысканий, топографо-геодезических работ, осуществление запросов о технических обследований централизованных систем водоснабжения или проведение таких обследований в случае необходимости и т.п. Для осуществления сбора исходных данных подрядчик вправе привлекать третьих лиц.
Подрядчик должен закончить сбор исходных данных в течение пяти календарных дней со дня заключения настоящего контракта.
После окончания срока сбора исходных данных, подрядчик представляет муниципальному заказчику отчеты о сборе исходных данных: один об исходных данных для разработки схемы водоснабжения, второй - схемы теплоснабжения, и приступает к непосредственной разработке соответствующих проектов схемы водоснабжения и схемы теплоснабжения. В этих отчетах должны быть указаны собранные исходные данные и приложены копии документов, содержащие эти данные, а также сведения о текущей стадии и о планируемых сроках окончания выполнения работ, оформленные в форме графика выполнения работ, утвержденного подрядчиком.
Муниципальный заказчик в срок, не превышающий пяти рабочих дней со дня поступления от подрядчика отчетов о сборе исходных данных, проверяет полученные отчеты и согласовывает график выполнения работ, а в случае обнаружения в полученных отчетах или одном из них недостоверных данных, неполноты исходных данных или несоответствия данных одного отчета другому или превышения срока выполнения работ, указанного в графике выполнения работ, сроку, указанному в пункте 1.4 настоящего контракта, по своему выбору либо извещает Подрядчика о необходимости внесения исправлений в исходные данные с указанием сроков внесения соответствующих изменений или отказывается от исполнения настоящего контракта в одностороннем порядке и требует уплаты неустойки и возмещения убытков в соответствии с разделом 5 настоящего контракта.
Срок разработки каждого из разделов схемы водоснабжения, каждого из разделов схемы теплоснабжения и соответствующих им глав обосновывающих материалов определяется подрядчиком самостоятельно в графике выполнения работ, но не может превышать одного дня, при этом подрядчик разрабатывает: разделы схемы водоснабжения в соответствии с очередностью их указания в пункте 5 Требований к содержанию схем водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2013 г. N 782 "О схемах водоснабжения и водоотведения"; разделы проекта схемы теплоснабжения в соответствии с очередностью их указания в пункте 4, а главы обосновывающих материалов к проекту схемы теплоснабжения - в пункте 18 Требований к схемам теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 г. N 154 "О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку из разработки и утверждения".
После завершения каждого из разделов схемы водоснабжения, каждого из разделов проекта схемы теплоснабжения и соответствующих глав обосновывающих материалов к проекту схемы теплоснабжения подрядчик представляет их для проверки муниципальному заказчику.
Полученные от подрядчика для проверки разделы проекта схемы водоснабжения и (или) разделы проекта схемы теплоснабжения и обосновывающие материалы к проекту схемы теплоснабжения проверяются муниципальным заказчиком в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня их представления.
В случае наличия в них недостоверных и (или) неполных данных муниципальный заказчик по своему выбору либо извещает подрядчика о необходимости внесения исправлений в соответствующий раздел проекта схемы водоснабжения, раздел проекта схемы теплоснабжения или главу обосновывающих материалов к проекту схемы теплоснабжения с указанием сроков внесения соответствующих исправлений или отказывается от исполнения настоящего контракта в одностороннем порядке и требует уплаты неустойки и возмещения убытков в соответствии с разделом 5 настоящего контракта.
15.01.2014 г. на официальном сайте Российской Федерации для размещения заказов www.zakupki.aov.ru муниципальный заказчик опубликовал "Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта от 14.01.2014 года". В тексте данного решения от 14.01.2014 года заказчик указал следующее: Администрация Горбуновского сельсовета Куйбышевского района Новосибирской области в соответствии с частями 8 и 9 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решила расторгнуть муниципальный контракт N 5 от 26.12.2013 г. на выполнение работ по разработке схем водоснабжения и теплоснабжения Горбуновского сельсовета Куйбышевского района Новосибирской области с 14 января 2014 года на основании пункта 3 статьи 708, пункта 2 статьи 405 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) из-за нарушения подрядчиком сроков выполнения работ, установленных пунктом 4 контракта.
Истец полагая, что решение муниципального заказчика от 14.01.2014 г. о расторжении муниципального контракта является недействительным (незаконным), а муниципальный контракт N 5 от 26.12.2013 г. сохраняет свою силу, обратился в арбитражный суд с соответствующим иском.
Принимая судебный акт об отказе в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из нарушения истцом сроков выполнения работ по контракту и установил отсутствие нарушения процедуры принятия решения ответчиком об отказе от исполнения контракта.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм права.
На основании статей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями договора, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Оценив условия контракта в соответствии со статьей 431 ГК РФ, суд пришел к выводу, что данный договор по своей сути является договором подряда.
Согласно части 1 статьи 702 ГК РФ, по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В силу пункта 1 статьи 779 ГК РФ, по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Из буквального толкования данных норм следует, что по договору подряда для заказчика прежде всего имеет значение достижение подрядчиком определенного вещественного результата.
В соответствии с нормами пункта 2 статьи 702 и статьи 708 ГК РФ начальный и конечный срок выполнения работ является существенным условием договора подряда.
Согласно условиям контракта, подрядчик обязан приступить к сбору исходных данных со дня заключения настоящего контракта и должен закончить сбор исходных данных в течение пяти календарных дней со дня заключения настоящего контракта, то есть с учетом положений статьи 193 ГК РФ - 09 января 2014 года.
После окончания срока сбора исходных данных, подрядчик представляет муниципальному заказчику отчеты о сборе исходных данных: один об исходных данных для разработки схемы водоснабжения, второй - схемы теплоснабжения, и приступает к непосредственной разработке соответствующих проектов схемы водоснабжения и схемы теплоснабжения.
Общий срок выполнения работ в соответствии с пунктом 4.3 контракта составляет 26 календарных дней: 5 дней на сбор исходных данных и 21 день (по количеству разделов и глав обосновывающих материалов схемы теплоснабжения, так как на разработку одного раздела или одной главы отводится один день) на непосредственную разработку схем водоснабжения и теплоснабжения.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ни отчеты о сборе исходных данных, ни иная отчетность, предусмотренная контрактом, в том числе пунктом 4.6. не представлена. Следовательно, истцом нарушены сроки выполнения работ по контракту.
Довод апелляционной жалобы о том, что задержка в выполнении работ произошла по вине заказчика, который не предоставил подрядчику необходимую информацию, не принимается во внимание судом, поскольку апеллянт документально не подтвердил обращение к заказчику с просьбой о ее предоставлении, тогда как эта обязанность в силу п. 4.3 муниципального контракта лежала на подрядчике.
Доводы истца о злоупотреблении ответчиком правом при составлении контракта и установлении несправедливых условий его исполнения, являлись предметом оценки суда первой инстанции и обоснованно признаны несостоятельными.
Суд апелляционной инстанции учитывает, что истцом вопрос о недействительности условий договора не ставился, действия ответчика по расторжению муниципального контракта не являются самостоятельным предметом заявленных требований.
Согласно положениям ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным решения собрания; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.
Эффективная судебная защита возможна, когда избранный истцом способ защиты нарушенного права направлен на реальное восстановление нарушенного материального права или защиту законного интереса.
Истец должен обосновать, каким образом обращение в суд с заявленным требованием будет способствовать восстановлению его прав. В противном случае право на заявленный иск (требование) в рамках конкретного дела у истца отсутствует.
Вместе с тем, с учетом того, что в рассматриваемом случае не признаны незаконными действия ответчика по расторжению договора, с таким иском Общество не обращалось, принимая во внимание, что Общество просит признать договор действующим, тогда как в данном случае истец не обосновал, каким образом восстановятся его права, поскольку в договоре, о признании действующим которого поставлен вопрос, по-прежнему будут сохранены условия о сраках выполнения работ, о порядке предоставления информации Обществом, которые на момент обращения в суд истекли и которые не исполнены стороной, более того, о положениях которых апеллянт заявляет как о недействительных, полагая их несправедливыми и неразумными. По сути Общество просит признать действующим договор, в котором содержатся незаконные, несправедливые, по его мнению, положения, что признается судом апелляционной инстанции несостоятельным, противоречащим положениям ст. 12 ГК РФ и целям эффективной защиты нарушенных прав.
В связи с чем суд апелляционной инстанции также полагает несостоятельной ссылку апеллянта ООО "Нэкстэнерго" на п. 9 постановления Пленума ВАС РФ от 14.03.2014 г. N 16 "О свободе договора и ее пределах", поскольку истец не ссылается на недействительность контракта, а наоборот просит признать его действующим.
Истец в апелляционной жалобе указывает на то, что п. 1.4 муниципального контракта предусмотрен срок выполнения работ со дня его заключения и до 20.12.2013 г., при этом дата его заключения - 26.12.2013 г. Вместе с тем, суд первой инстанции считает этот срок с 26.12.2013 г., а не с 20.12.2013 г., как указывает апеллянт.
В спорной ситуации истец самостоятельно на свой страх и риск определил возможность принять участие в открытом аукционе в электронной форме, заключить контракт с ответчиком и соответственно принять на себя права и обязанности, вытекающие из контракта. Контракт заключен 26.12.2013 г, а истец признан победителем аукциона 13.12.2013 г. (журнал событий, распечатанный с официального сайта) и самостоятельно рассчитывал свои возможности исполнения условий контракта, для подготовки к выполнению работ по контракту у него было 10 дней, замечаний к контракту истец не имел.
В силу части 19 статьи 95 Закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ (далее - Закон о контрактной системе), заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В спорной ситуации условиями контракта предусмотрен односторонний отказ от исполнения контракта.
Положениями частей 8-15 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрен порядок одностороннего отказа от исполнения контракта, который был соблюден ответчиком.
Так, 14.01.2014 г. муниципальным заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнении контракта, которое 15.01.2014 г. в соответствии с частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок и в тот же день вручено под роспись представителю истца (письмо от 15.01.2014 г. б/н).
При вручении представителю истца - Шульге А. В. уведомления о принятии решения, с ним была достигнута договоренность об устранении нарушений истцом сроков выполнения работ по контракту, послуживших основанием к принятию ответчиком решения, в срок до 17.01.2014 г.
В письме от 21.01.2014 г. N 30 истец направил ответчику информацию о текущем состоянии сбора исходных данных. Данное письмо в качестве приложений содержит 2 документа, которые называются "Отчет о сборе информации, необходимой для разработки схемы теплоснабжения" и "Отчет о сборе информации, необходимой для разработки схемы водоснабжения".
Согласно содержанию отчетов от 21.01.2014 г., единственная информация, которую собрал истец за период действия контракта это информация, предоставленная ему ответчиком 15.01.2014 г., и никаких дополнительных действий по сбору исходных данных истцом до настоящего момента так и не предпринято.
Информация о сроках выполнения работ и график выполнения работ и не были предоставлены ответчику, а отчеты о сборе исходных данных не приведены в соответствие с требованиями пункта 4.3 контракта.
22.01.2014 г. у истца запрошена информация о текущей стадии выполнения работ по контракту, так как договоренность, достигнутая 15.01.2014 г., истцом не исполнена (письмо ответчика от 22.01.2014 г. N 02-01-27-20).
В ответ на указанное письмо истец выслал в адрес ответчика по электронной почте письмо от 24.01.2014 г. N 35, приложив к нему электронные версии рабочих вариантов схем водоснабжения и теплоснабжения. При изучении данных схем ответчиком установлено, что они составлены только на основании информации, переданной им истцу 15.01.2014 г.
Таким образом, данные обстоятельства подтверждают, что истец фактически к выполнению работ по контракту не приступал.
Так как по истечении десятидневного срока, предусмотренного частью 6 статьи 19.2 Закона о контрактной системе, для устранения нарушений сроков выполнения работ, являющихся предметом контракта, истец не приступил к выполнению работ (отчеты о сборе исходных данных, а также сами исходные данные, без которых невозможно выполнение работ, отсутствуют), ответчик принял решение в соответствии с частями 5 и 6 не отменять ранее принятое решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и контракт признан расторгнутым с 27.01.2014 г., а соответствующая информация размещена на официальном сайте.
Доводы истца о том, что им были предприняты действия по сбору исходных данных, предусмотренных пунктом 4.3 контракта, не нашли свое документальное подтверждение.
Нарушения процедуры принятия решения ответчиком об отказе от исполнения контракта, судом правомерно не установлено.
Довод апелляционной жалобы о нарушении ответчиком п. 13 ст. 95 Федерального Закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в части не соблюдения срока расторжения муниципального контракта не обоснован.
Согласно п. 13 ст. 95 Закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Вместе с тем, из письма Администрации от 22.01.2014 г. N 02-01-27-20 следует, что на тот момент контракт еще не был расторгнут, поскольку заказчик в целях оставления его в силе запрашивал у подрядчика информацию о текущей стадии выполнения работ по контракту.
При таких обстоятельствах у суда отсутствовали основания для удовлетворения иска.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 24 июня 2014 года по делу N А45-1504/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Е. Ходырева |
Судьи |
С.В. Кривошеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-1504/2014
Истец: ООО "НЭКСТЭНЕРГО"
Ответчик: Администрация Горбуновского сельсовета Куйбышевского района Новосибирской области
Хронология рассмотрения дела:
10.10.2014 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-6801/14