г. Владивосток |
|
13 октября 2014 г. |
Дело N А24-2698/2014 |
Резолютивная часть постановления оглашена 08 октября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 октября 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Л.А. Бессчасной,
судей А.В. Пятковой, Т.А. Солохиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.С. Гребенюковой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Камчатского края,
апелляционное производство N 05АП-12250/2014
на решение от 11.08.2014
судьи Д.Н. Довгалюка
по делу N А24-2698/2014 Арбитражного суда Камчатского края
по заявлению Министерства финансов Камчатского края (ИНН 4101121129, ОГРН 1074101008376, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 29.12.2007)
к Управлению Федерального казначейства по Камчатскому краю (ИНН 4101120541, ОГРН 1074101007793, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 13.12.2007)
третьи лица: казенное предприятие Камчатского края "Лесоохрана", Каткова Ирина Вячеславовна,
о признании недействительным уведомления от 27.05.2014 N 38-07-14/10-212; о признании незаконными действий по принятию исполнительных документов,
в отсутствие представителей лиц участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
Министерство финансов Камчатского края (далее - заявитель, министерство) обратилось в Арбитражный суд Камчатского края в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) с заявлением о признании недействительным уведомления Управления Федерального казначейства по Камчатскому краю (далее - управление, УФК по Камчатскому краю) о поступлении исполнительного документа от 27.05.2014 N 38-07-14/10-212, а также о признании незаконными действий Управления по принятию исполнительных документов.
Определением суда от 09.06.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены казенное предприятие Камчатского края "Лесоохрана" и Каткова Ирина Вячеславовна.
Решением Арбитражного суда Камчатского края от 11.08.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда от 11.08.2014, министерство просит его отменить как незаконное и принять по делу новый судебный акт. Указывает на неправильное толкование судом норм материального права, что привело к неправильному разрешению возникшего спора.
По мнению заявителя жалобы, УФК по Камчатскому краю неправомерно приняло к исполнению исполнительный лист и направило в адрес Министерства оспариваемое уведомление. По мнению заявителя, в рассматриваемом случае исполнительный лист подлежал направлению для принудительного исполнения в финансовый орган субъекта Российской Федерации, то есть непосредственно в Министерство финансов Камчатского края.
Управление в представленном в материалы дела письменном отзыве, на доводы апелляционной жалобы возразило, считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела, им дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем обжалуемое решение суда отмене или изменению не подлежит.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 159, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) рассмотрела апелляционную жалобу в их отсутствие по имеющимся в материалах дела документам.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.
Арбитражным судом Камчатского края 17.01.2014 вынесено определение по делу N А24-1732/2010, которым суд определил взыскать в порядке субсидиарной ответственности с Камчатского края в лице Министерства финансов Камчатского края за счет казны Камчатского края в пользу Катковой Ирины Вячеславовны 400008,60 рублей судебных расходов.
22.05.2014 Арбитражным судом Камчатского края изготовлен и выдан взыскателю (Катковой И.В.) исполнительный лист серии АС N 006126638 на взыскание вышеуказанной суммы судебных расходов.
26.05.2014 Каткова И.В. обратилась в УФК по Камчатскому краю с заявлением о взыскании денежных средств по исполнительному листу серии АС N 006126638 от 22.05.2014 с Министерства финансов Камчатского края.
27.05.2014 УФК по Камчатскому краю направило в адрес Министерства уведомление N 38-07-14/10-212 о поступлении исполнительного документа.
Считая действия УФК по Камчатскому краю по принятию к исполнению исполнительного листа серии АС N 006126638 от 22.05.2014 незаконными, а уведомление о поступлении исполнительного документа от 27.05.2014 N 38-07-14/10-212 недействительным, министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением в порядке главы 24 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконное возложение на них каких-либо обязанностей, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" и части 1 статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу акты арбитражных судов обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации; неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.
Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" установлено, что порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливается бюджетным законодательством Российской Федерации.
Порядок исполнения судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, определен главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и разъяснениями Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации".
Так, в соответствии с пунктом 9 статьи 242.4 Бюджетного кодекса РФ в случае удовлетворения судом заявления взыскателя о взыскании средств с органа государственной власти, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета субъекта Российской Федерации, в порядке субсидиарной ответственности на основании полностью или частично неисполненного исполнительного документа по денежным обязательствам находящегося в его ведении получателя средств бюджета субъекта Российской Федерации исполнительный документ о взыскании средств с органа государственной власти, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета субъекта Российской Федерации, направляется в орган по месту открытия главному распорядителю средств бюджета субъекта Российской Федерации лицевого счета как получателю средств бюджета субъекта Российской Федерации для исполнения в порядке, установленном настоящим Кодексом
Согласно статьи 166.1 Бюджетного кодекса РФ, органом, осуществляющим открытие и ведение лицевых счетов главных распорядителей, является Федеральное казначейство, в связи с чем суд пришел к правомерному выводу о том, что взыскателем соблюдены правила направления исполнительного листа именно в органы казначейства, а поэтому правовых оснований для направления исполнительного документа для исполнения в финансовый орган муниципального образования не имелось. Более того, статья 242.2 (пункт 3) названного Кодекса содержит исключение, касающееся исполнения судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета.
Таким образом, именно на орган Федерального казначейства возложена обязанность по принятию мер к обеспечению принудительного исполнения судебных актов, предусматривающих взыскание с бюджетных учреждений, по характеру своей деятельности финансируемых исключительно из федерального бюджета, что по правилам бюджетного законодательства не может осуществляться иначе, как через лицевые счета.
Из материалов дела установлено, что вступившим в законную силу определением Арбитражного суда Камчатского края от 17.01.2014 по делу N А24-1732/2010 удовлетворено заявление Катковой И.В. о возложении субсидиарной ответственности по расчетам с кредиторами казенного предприятия Камчатского края "Лесоохрана" на собственника имущества - Камчатский край и взыскании с Камчатского края в лице Министерства финансов Камчатского края за счет казны Камчатского края судебных расходов в сумме 400008,60 рублей.
При вынесении вышеуказанного определения судом установлено, что Министерство финансов Камчатского края является главным распорядителем бюджетных средств в Камчатском крае.
Таким образом, определение арбитражного суда от 17.01.2014 является судебным актом о взыскании денежных средств с бюджета субъекта Российской Федерации и при его исполнении применению подлежит пункт 9 статьи 242.4 БК РФ.
На основании вышеизложенного суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, о том, что управление, являясь органом, в котором министерству, как главному распорядителю бюджетных средств Камчатского края открыт лицевой счет, правомерно приняло к исполнению исполнительный лист Арбитражного суда Камчатского края от 22.05.2014 серии АС N 006126638 и направило в адрес Министерства оспариваемое уведомление N 38-07-14/10-212 от 27.05.2014.
Таким образом, судебная коллегия считает, что нормы материального права применены судом первой инстанции правильно, а судебный акт принят на основании всестороннего, объективного и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для отмены решения суда.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 11.08.2014 по делу N А24-2698/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Л.А. Бессчасная |
Судьи |
А.В. Пяткова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-2698/2014
Истец: Министерство финансов Камчатского края
Ответчик: Управление Федерального казначейства по Камчатскому краю
Третье лицо: Казенное предприятие Камчатского края "Лесоохрана", Каткова Ирина Вячеславовна