г. Вологда |
|
16 октября 2014 г. |
Дело N А52-2784/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 октября 2014 года.
В полном объеме постановление изготовлено 16 октября 2014 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Виноградовой Т.В. и Пестеревой О.Ю. при ведении протокола секретарем судебного заседания Леоновой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Агрант" на решение Арбитражного суда Псковской области от 23 декабря 2013 года по делу N А52-2784/2013 (судья Орлов В.А.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Агрант" (место нахождения: 180000, Псковская область, город Псков, улица Советская, дом 21в; ОГРН 1086027008264; далее - ООО "Агрант", общество) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о признании незаконными действий Управления государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Псковской области по аннулированию регистрации транспортного средства RENAULT PREMIUM 440 и о возложении обязанности на управление восстановить регистрационный учет. Кроме того, общество просило взыскать с управления судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 руб. и расходы на оплату услуг представителя в сумме 20 000 руб.
Определением суда от 15 октября 2013 года по настоящему делу по ходатайству заявителя произведена замена ответчика - Управления государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Псковской области на Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Псковской области (место нахождения: 180004, город Псков, Октябрьский проспект, дом 48; ОГРН 1036000302964; ИНН 6027028292; далее - управление, УМВД).
Решением Арбитражного суда Псковской области от 23 декабря 2013 года по делу N А52-2784/2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. Мотивируя апелляционную жалобу, указывает на то, что суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права. Считает, что изменение конструкции транспортного средства - автомобиля RENAULT R 385 TI MAJOR осуществлялись с одобрения уполномоченного органа в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
В ходе рассмотрения апелляционной жалобы представители общества указали, что на доводе о выходе суда за пределы заявленных требований не настаивают и данный довод не поддерживают.
Управление в отзыве на жалобу с изложенными в ней доводами не согласилось, просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, ООО "Агрант" по договору купли-продажи от 11.10.2012 приобрело транспортное средство - автомобиль грузовой RENAULT R 385 TI MAJOR, 1995 года выпуска, идентификационный номер (VIN) VF6RGO4A1REP57073, паспорт транспортного средства 77 ТВ 552374, выданный Московской западной таможней 14.07.2000.
Обществу 18.10.2012 выдано свидетельство серии 60 01 N 308012 о регистрации транспортного средства - грузового автомобиля RENAULT R385 TI MAJOR, идентификационный номер (VIN) не установлен (в соответствии с особыми отметками - определяется по раме), государственный регистрационный знак Т248КА60.
ООО "Агрант" 18.10.2012 обратилось в управление с заявлением на внесение изменений в конструкцию транспортного средства, в соответствии с которым просило рассмотреть вопрос о замене рамы на автомобиле RENAUL TR385 TI MAJOR на раму грузового автомобиля RENAULT PREMIUM 440, номер рамы VF627GPA000006379.
Управление 03.12.2012 на основании экспертного заключения о возможности и порядке внесения изменений в конструкцию транспортного средства представительства Института безопасности дорожного движения по Псковской области от 23.10.2012 N 1678/12 и заявления-декларации об объеме и качестве работ по внесению изменений в конструкцию транспортного средства выдало свидетельство о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности серии 60 АА N 489044.
По заявлению ООО "Агрант" в регистрационные данные о транспортном средстве 06.12.2013 внесены изменения в связи с заменой номерного агрегата - рамы, выдано свидетельство о регистрации транспортного средства серии 60 01 N 315605. В соответствии с указанным свидетельством управлением зарегистрирован грузовой автомобиль RENAUL TR385 TI MAJOR, идентификационный номер (VIN шасси) VF627GPA000006379.
ООО "Агрант" 10.12.2012 обратилось в управление с заявлением на внесение изменений в конструкцию транспортного средства, в соответствии с которым просило рассмотреть вопрос о замене кабины на автомобиле RENAULT R385 TI MAJOR на кабину грузового автомобиля RENAULT PREMIUM 440.
Управление 27.12.2012 на основании экспертного заключения о возможности и порядке внесения изменений в конструкцию транспортного средства представительства Института безопасности дорожного движения по Псковской области от 13.12.2012 N 1855/12 и заявления-декларации об объеме и качестве работ по внесению изменений в конструкцию транспортного средства выдало свидетельство о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности серии 60 АА N 489118.
В связи со снятием с учета автомобиля RENAULT R385 TI MAJOR и утилизацией паспорта транспортного средства 77 ТВ 552374 МОГТО АСИР ГИБДД УМВД России по городу Пскову 29.12.2012 обществу выдан паспорт транспортного средства серии 60 НМ N 036345, данное транспортное средство снято с регистрационного учета.
Обществом 18.06.2013 получено свидетельство серии 60 11 N 706602 (том 1, лист 49) о регистрации транспортного средства грузового автомобиля RENAULT PREMIUM 440, идентификационный номер (VIN) VF627GPA000006379, государственный регистрационный знак К840КЕ60 в связи с заменой кабины.
На основании заключения, утвержденного начальником управления 18.06.2013, свидетельства о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности серии 60 АА N 489044, серии 60 АА N 489118 аннулированы как выданные в нарушение требований постановления Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 N 720 "Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств" и приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации от 07.12.2000 N 1240 "Об утверждении нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по техническому надзору"; МРЭО ГИБДД УМВД России по Псковской области предписано аннулировать регистрационные действия, связанные с изменением конструкции транспортного средства RENAULT R385 TI MAJOR.
Письмом от 05.09.2013 заявитель извещен об аннулировании регистрационных действий в отношении транспортного средства RENAULT PREMIUM 440.
Не согласившись с указанными действиями управления, ООО "Агрант" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными действий управления по аннулированию регистрации транспортного средства RENAULT PREMIUM 440 и возложении обязанности восстановить регистрационный учет.
Суд первой инстанции, отказывая обществу в удовлетворении заявленных требований, правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ) допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
Согласно пунктам 2 и 4 постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" (далее - постановление N 938) и пунктам 1 и 2 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 N 711, регистрацию автотранспортных средств и проверку указанных документов осуществляет Государственная инспекция безопасности дорожного движения.
Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24.11.2008 N 1001 "О порядке регистрации транспортных средств" (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 30.12.2008 за N 13051) утверждены Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила регистрации).
Пунктом 3 Правил регистрации определено, что не подлежат регистрации и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства по следующим основаниям: представлены документы и (или) сведения, не соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации, а также содержащие недостоверную информацию; представлены транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации, в том числе из составных частей конструкций, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, или ввезенные на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, без представления документов, подтверждающих проведение их сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации либо подтверждающих их выпуск на территории Таможенного союза без ограничений по их пользованию и распоряжению или с таможенными ограничениями, установленными таможенными органами; представлены транспортные средства, конструкция которых или внесенные в конструкцию изменения не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения или сведениям, указанным в представленных документах; обнаружены признаки скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационной маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных); наличие запретов и ограничений на совершение регистрационных действий, наложенных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При установлении органом внутренних дел, проводящим проверку, обстоятельств, указанных в пункте 3 названных Правил, регистрация транспортного средства прекращается (аннулируется) регистрационным подразделением по месту регистрации транспортного средства (пункт 51 Правил регистрации). При прекращении (аннулировании) регистрации признаются недействительными конкретное регистрационное действие (несколько регистрационных действий) и все последующие регистрационные действия.
В соответствии с пунктом 1 Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, утвержденного постановление Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 N 720 (далее - Технический регламент), настоящий технический регламент устанавливает требования к безопасности колесных транспортных средств при их выпуске в обращение на территории Российской Федерации и их эксплуатации независимо от места их изготовления в целях защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, защиты имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества и предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей колесных транспортных средств.
Согласно пункту 5 Технического регламента свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства - это документ, удостоверяющий соответствие единичного транспортного средства, выпускаемого в обращение, требованиям настоящего технического регламента.
Согласно пункту 79 Технического регламента оценка соответствия транспортных средств, находящихся в эксплуатации, в случае внесения изменений в их конструкцию осуществляется в форме технической экспертизы конструкции и последующей проверки их технического состояния после идентификации каждого транспортного средства.
Внесение изменений в конструкцию транспортного средства и последующая оценка его соответствия осуществляются по разрешению и под контролем подразделения Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту регистрационного учета транспортного средства в порядке, определенном законодательством Российской Федерации (пункт 81 Технического регламента).
По результатам рассмотрения представленных документов подразделение Министерства внутренних дел Российской Федерации оформляет, регистрирует и выдает заявителю свидетельство о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности по форме, предусмотренной приложением 16 к настоящему техническому регламенту, или отказывает в его выдаче с указанием причин.
Номер свидетельства о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности вносится подразделением Министерства внутренних дел Российской Федерации в паспорт транспортного средства. В паспорт транспортного средства вносятся также все особые отметки об ограничении применения транспортного средства, содержащиеся в свидетельстве о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности.
Наличие в паспорте транспортного средства номера свидетельства о соответствии транспортного средства с внесенными в конструкцию изменениями требованиям безопасности является необходимым условием для разрешения его эксплуатации (пункт 83 Технического регламента).
Регистрация изменений конструкции транспортного средства предусмотрена приказом МВД РФ от 07.12.2000 N 1240 "Об утверждении нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по техническому надзору" (далее - Приказ N 1240).
В пунктах 4 - 7 Порядка контроля за внесением изменений в конструкцию транспортных средств, зарегистрированных в государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (приложение 2 к Приказу N 1240, далее - Порядок) установлено, что рассмотрение заявлений на внесение изменений в конструкцию транспортного средства осуществляется подразделением ГИБДД по месту учета транспортного средства. В заявлении подробно описываются вносимые изменения в конструкцию транспортного средства. При приеме заявления необходимо удостовериться в том, что в отношении транспортного средства, в конструкцию которого вносятся изменения, отсутствуют запреты или ограничения, наложенные судом, следствием, таможенными органами, органами налоговой полиции, органами социальной защиты населения. По результатам рассмотрения заявления подразделением ГИБДД принимается соответствующее решение. В решении по заявлению указываются порядок и условия оформления и выдачи свидетельства, а также необходимость получения заключения о возможности и порядке внесения изменений в конструкцию. Кроме того, в решении приводятся организации, в которых оно может быть получено. Если решение предусматривает получение заключения, то собственник транспортного средства обращается в организацию, уполномоченную его выдавать.
В соответствии с пунктом 13 Порядка техническое состояние и конструкция транспортного средства после внесенных изменений проверяются на соответствие требованиям нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения на СГТО ГИБДД или ПТО.
Пунктом 14.1 Порядка определен перечень документов, которые должен представить собственник транспортного средства в подразделение ГИБДД для получения свидетельства о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности. В данный перечень входит заключение о возможности и порядке внесения изменений в конструкцию (в случаях, предусмотренных пунктом 7).
По результатам рассмотрения представленных документов подразделение ГИБДД оформляет, регистрирует и выдает заявителю свидетельство (приложение 4) или отказывает в его выдаче (пункт 14.3 Порядка).
Согласно пункту 2 Наставления по техническому надзору Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (приложение 1 к Приказу N 1240) изменением конструкции транспортного средства считается исключение предусмотренных или установка не предусмотренных конструкцией конкретного транспортного средства составных частей и предметов оборудования, влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения.
Из пункта 3 Порядка следует, что базовое транспортное средство - это сертифицированное в установленном порядке транспортное средство, в конструкцию которого вносятся изменения; составные части и предметы оборудования - агрегаты, узлы и детали, установленные и (или) используемые в конструкции полнокомплектного транспортного средства, к которым предъявляются отдельные требования нормативных документов.
В пункте 5 Технического регламента определено, что базовое транспортное средство - это транспортное средство, которое в целом, или его кузов, или шасси были использованы для создания другого транспортного средства.
Таким образом, при изменении конструкции транспортного средства базовое транспортное средство в целом сохраняется, следовательно сохраняется возможность его идентификации по представленным на него документам.
В соответствии с пунктом 37 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного приказом МВД России от 24.11.2008 N 1001, действовавшего в период проведения замены основных агрегатов спорного транспортного средства, допускалась замена кузова легкового автомобиля и автобуса, кабины грузового автомобиля в том числе на другую модель (модификацию). При этом в графе "МАРКА, МОДЕЛЬ" свидетельства о регистрации транспортного средства и карточки учета транспортных средств указываются марка, модель установленного кузова (кабины), а в графе "ОСОБЫЕ ОТМЕТКИ" делается отметка "Замена кузова (кабины)" с указанием даты соответствующего изменения. В паспорте транспортного средства все сведения об измененных номерах агрегатов и модели (модификации) транспортного средства, а также дата изменения указываются в графе "ОСОБЫЕ ОТМЕТКИ".
В данном случае замена кузова транспортного средства и двигателя не может рассматриваться как изменение только конструкции транспортного средства, поскольку затрагиваются конструктивные особенности автомобиля, в результате которых базовое транспортное средство прекращает свое существование.
Из Правил регистрации следует, что транспортное средство возможно определить по таким двум основным частям как кузов (для грузового автомобиля кабина) и шасси.
В рассматриваемой ситуации замена рамы транспортного средства не может рассматриваться как изменение конструкции транспортного средства, поскольку затрагиваются такие конструктивные особенности автомобиля, в результате которых базовое транспортное средство прекращает свое существование.
Замена рамы транспортного средства фактически повлекла невозможность идентифицировать автомобиль RENAULT R385 TI MAJOR, поскольку его идентификационный номер утрачен в результате указанной операции. Как следует из диагностической карты от 31.10.2013 после переоборудования техническими специалистами указанное транспортное средство идентифицировано как автомобиль RENAULT PREMIUM 440 с указанием соответствующего идентификационного номера VF627GPA000006379.
В свидетельствах о регистрации транспортного средства, выданных Госавтоинспекцией, после внесения указанных выше изменений, указывается на возможность идентификации автомобиля только по раме.
В материалах дела усматривается, что установленная на автомобиль RENAULT R385 TI MAJOR рама от автомобиля грузового RENAULT PREMIUM 440 ввезена на территорию Российской Федерации по грузовой таможенной декларации N 10209095/181012/0006292.
В описательной части декларации указано, что рама поставляется "с разборки". Сведения о причинах, по которым произведена разборка транспортного средства, не представлены.
Следовательно, подразделением Госавтоинспекции при осуществлении регистрационных действий в связи с заменой рамы (шасси) фактически присвоен идентификационный номер иного транспортного средства, которое не эксплуатировалось на территории Российской Федерации.
Свидетельство о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности получено на основании процедуры, предусмотренной Порядком, который применяется только при внесении изменений в конструкцию транспортных средств.
Помимо этого из экспертных заключений от 23.10.2012 N 1678/12 и от 13.12.2012 N 1855/12 о возможности и порядке внесения изменений в конструкцию транспортного средства, выданного представительством института безопасности дорожного движения по Псковской области - ООО "Престиж-М", на основании которого были выданы свидетельства о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности серии 60 АА N 489044, серии 60 АА N 489118, следует, что объектом экспертизы являлось транспортное средство RENAULT R385 TI MAJOR с VIN VF6RGO4A1REP57073. Транспортное средство RENAULT PREMIUM 440 с VIN рамы VF627GPA000006379 объектом экспертизы не являлось.
Таким образом, следует признать, что по спорному транспортному средству RENAULT PREMIUM 440 не было установлено его соответствие требованиям безопасности в рамках надлежащей предусмотренной законодательством процедуры.
С учетом изложенного у управления отсутствовали основания для выдачи свидетельства о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности в связи с заменой рамы транспортного средства на основании представленных заявителем документов.
В силу пункта 51 Правил регистрации при прекращении (аннулировании) регистрации признаются недействительными конкретное регистрационное действие (несколько регистрационных действий) и все последующие регистрационные действия.
Поскольку в связи с заменой рамы и кабины создано новое транспортное средство, то его выпуск в обращение без документов, подтверждающих его соответствие требованиям безопасности, является нарушением требований вышеприведенных положений норм действующего законодательства.
Также аннулирование регистрации в данном случае не может выступать непреодолимым препятствием для восстановления регистрационного учета транспортного средства - при условии установления его соответствия требованиям безопасности дорожного движения (процедуры удостоверения такого соответствия предусмотрены, в частности, Техническим регламентом).
Суд апелляционной инстанции не принимает во внимание приведенный в апелляционной жалобе довод общества о нарушении ответчиком процедуры принятия решения при аннулировании регистрационных действий, поскольку данный довод не был заявлен в суде первой инстанции в качестве основания оспаривания действий управления. Кроме того, действующим законодательством на управление не возложена обязанность знакомить заявителя с документами, послужившими основанием для принятия решения об аннулировании регистрации транспортного средства.
Следовательно, оснований для вывода о неправомерности аннулирования регистрации транспортного средства RENAULT PREMIUM 440 у суда первой инстанции не имелось.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно отказал обществу в удовлетворении заявленных им требований. Таким образом, в силу положений статьи 110 АПК РФ основания для взыскания с ответчика в пользу заявителя судебных расходов на оплату услуг представителя, а также расходов по уплате государственной пошлины отсутствуют.
Обстоятельства дела исследованы судом в полном объеме, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины относятся на ее подателя в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 23 декабря 2013 года по делу N А52-2784/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Агрант" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Ю. Докшина |
Судьи |
Т.В. Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А52-2784/2013
Истец: ООО "Агрант"
Ответчик: УГИБДД УМВД России по Псковской области, Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Псковской области
Третье лицо: Никифорова В. А.