г. Москва |
|
16 октября 2014 г. |
Дело N А41-4429/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 октября 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бархатова В.Ю.,
судей Катькиной Н.Н., Коновалова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания Ибрагимовым Э.А.,
при участии в заседании:
от ЗАО "Энергия": Фролов М.Ю. по доверенности от 17.12.2013,
от ФГБУ "ФКП Росреестра": не явился, извещен,
от третьих лиц: не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ЗАО "Энергия" на решение Арбитражного суда Московской области от 11 июня 2014 года по делу N А41-4429/14, принятое судьей Кулматовым Т.Ш., по исковому заявлению ЗАО "Энергия" к ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Московской области, третьи лица: администрация Сергиево-Посадского муниципального района Московской области, Правительство Московской области, Министерство экологии и природопользования Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, межрайонная ИФНС N1 по Московской области, администрация сельского поселения Лозовское, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о внесении изменений в государственный кадастр недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Энергия" (далее - ЗАО "Энергия", общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной государственной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра", кадастровая палата, ответчик) со следующими требованиями (уточненными в порядке, предусмотренном статьи 49 АПК РФ):
- признать с момента внесения ответчиком в сведения государственного кадастра недвижимости - 10.12.2012 несоответствующей рыночной стоимости кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:05:0140117:1, расположенного по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский район, сельское поселение Лозовское, д. Новоселки, д. 33, площадью 123 800 кв.м., категория земель: земли особо охраняемых территорий, разрешенное использование: для размещения оздоровительного комплекса "Экран", рассчитанную с применением удельного показателя, установленного Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 14.11.2012 N 218-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель особо охраняемых территорий и объектов Московской области" и несоответствующим рыночной стоимости 1 (одного) кв.м. удельный показатель кадастровой стоимости 1 (Одного) кв.м. земельного участка с кадастровым номером 50:05:0140117:1, расположенного по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский район, сельское поселение Лозовское, д. Новоселки, д. 33, площадью 123 800 кв.м., категория земель: земли особо охраняемых территорий, разрешенное использование: для размещения оздоровительного комплекса "Экран", равный 1154,45 руб./кв.м.
- обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области исключить из государственного кадастра недвижимости сведения об экономических характеристиках удельного показателя кадастровой стоимости в размере 1154,45 руб./кв.м. и рассчитанную по этому показателю кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:05:0140117:1, расположенного по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский район, сельское поселение Лозовское, д. Новоселки, д. 33, площадью 123 800 кв.м, категория земель: земли особо охраняемых территорий, разрешенное использование: для размещения оздоровительного комплекса "Экран".
- внести изменения в государственный кадастр недвижимости, указав 10 декабря 2012 года по 31 декабря 2013 года в качестве новой кадастровой стоимости - рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:05:0140117:1, расположенного по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский район, сельское поселение Лозовское, д. Новоселки, д. 33, площадью 123 800 кв.м., категория земель: земли особо охраняемых территорий, разрешенное использование: для размещения оздоровительно: комплекса "Экран" в размере 55 321 000 рублей и в качестве нового удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:05:0140117:1, расположенного по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский район, сельское поселение Лозовское, д. Новоселки, д. 33, площадью 123 800 кв.м., категория земель земли особо охраняемых территорий, разрешенное использование: для размещения оздоровительного комплекса "Экран" рыночную стоимость 1 (одного) кв.м. земельного участка в размере 446,85 рублей.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены администрация Сергиево-Посадского муниципального района Московской области, Правительство Московской области, Министерство экологии и природопользования Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, межрайонная ИФНС N 1 по Московской области, администрация сельского поселения Лозовское, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 24 июня 2014 года заявленные требования удовлетворены в части признания несоответствующей рыночной стоимости, внесенные 10.12.2012 Федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области в государственный кадастр недвижимости, сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:05:0140117:1, расположенного по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский район, сельское поселение Лозовское, д. Новоселки, д. 33, площадью 123 800 кв.м., категория земель: земли особо охраняемых территорий, разрешенное использование: для размещения оздоровительного комплекса "Экран", рассчитанную с применением удельного показателя, установленного Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 14.11.2012 N 218-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель особо охраняемых территорий и объектов Московской области" и несоответствующим рыночной стоимости 1 (одного) кв.м. удельный показатель кадастровой стоимости 1 (одного) кв.м. земельного участка с кадастровым номером 50:05:0140117:1, расположенного по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский район, сельское поселение Лозовское, д. Новоселки, д. 33, площадью 123 800 кв.м., категория земель: земли особо охраняемых территорий, разрешенное использование: для размещения оздоровительного комплекса "Экран", равный 1154,45 руб./кв.м.
Установлена рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:05:0140117:1, расположенного по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский район, сельское поселение Лозовское, д. Новоселки, д. 33, площадью 123 800 кв.м., категория земель: земли особо охраняемых территорий, разрешенное использование: для размещения оздоровительно: комплекса "Экран" в размере 99 460 920 рублей, определенная на основе экспертного заключения от 19 мая 2014 года N 012/05/2014-ЗЭ.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, общество обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить в части отказа в удовлетворении требования об обязании ответчика исключить из государственного кадастра недвижимости сведения об экономических характеристиках удельного показателя кадастровой стоимости в размере 1154,45 руб./кв.м. и рассчитанную по этому показателю кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:05:0140117:1.
Просит внести изменения в обжалуемое решение в части внесения изменений в государственный кадастр недвижимости, указав с 10 декабря 2012 года по 31 декабря 2013 года в качестве новой кадастровой стоимости - рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:05:0140117:1 в размере 55 321 000 рублей и в качестве нового удельного показателя кадастровой стоимости рыночную стоимость 1 (одного) кв.м. земельного участка в размере 446,85 рублей.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, ЗАО "Энергия" является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:05:0140117:1, расположенного по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский район, сельское поселение Лозовское, д. Новоселки, д. 33, площадью 123 800 кв.м, категория земель земли особо охраняемых территорий, разрешенное использование: для размещения оздоровительного комплекса "Экран", что подтверждается свидетельством о регистрации права от 04.04.2008 и свидетельством от 15.08.2008 (т.1, л.д. 41-42).
Данный земельный участок приобретен обществом на основании договора купли-продажи от 07.03.2008 N 8-4/524 находящегося в федеральной собственности земельного участка, распоряжения Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 28.12.2007 N 1289.
Распоряжением Минэкологии от 14.11.2012 N 218-РМ утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель особо охраняемых территорий и объектов Московской области, в соответствии с которым кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:05:0140117:1 установлена в размере 142 920 910 руб. 00 коп. (т.1., л.д. 43-46).
Указанная стоимость внесена в сведения государственного кадастрового учета.
По заданию истца оценочной организацией ООО "Городская коллегия оценщиков" была определена рыночная стоимость спорного участка, которая согласно отчету N 5564-11-13 составила 55 321 000 руб. 00 коп. (т.1, л.д.74-137).
Считая, что информация о кадастровой стоимости и удельном показателе кадастровой стоимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:05:0140117:1 содержащаяся в государственном кадастре недвижимости является недостоверной, общество обратилось в Арбитражный суд Московской области.
Частично удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что согласно заключению эксперта от 19.05.2014 N 012/05/2014-ЗЭ изготовленного на основании определения суда от 15.04.2014 о назначении экспертизы, рыночная стоимость спорного земельного участка не соответствует стоимости, указанной в государственном кадастре недвижимости, что является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости. Установленная в заключении эксперта рыночная стоимость спорного земельного участка на дату его оценки - 01.01.2009, составляет 99 460 920 руб. 00 коп. Рыночная стоимость проверена судом и признана обоснованной.
Обжалуя решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований, общество в своей апелляционной жалобе указывает, что в представленном в материалы дела экспертном заключении рыночная стоимость спорного земельного участка значительно завышена и определена на дату оценки - 01.01.2009, тогда как должна быть определена по состоянию на 01.01.2013.
В судебном заседании апелляционного суда представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить в части.
Представители ответчика и третьих лиц своих представителей не направили, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства в порядке статьи 123 АПК РФ.
Выслушав представителя заявителя, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции в части в связи со следующим.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2011 N 12651/11 определена правовая позиция, в соответствии с которой споры, связанные с определением вида разрешенного использования и кадастровой стоимости земельных участков, затрагивают интересы их правообладателей не только в сфере налоговых и земельных отношений, но и гражданского оборота, поэтому такие споры подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства даже в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета.
Требования ЗАО "Энергия" по настоящему спору направлены на установление рыночной стоимости спорного земельного участка, которая после ее установления будет внесена в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой стоимости данного земельного участка. При таких обстоятельствах суд первой инстанции правильно рассмотрел заявленные требования в соответствии с порядком, установленным для рассмотрения дел в исковом производстве, с учетом установленного статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) порядка распределения между лицами, участвующими в деле, бремени доказывания обстоятельств, на которые они ссылаются.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земли утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" (далее - Правила), в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4).
Пунктом 5 указанных Правил предусмотрено, что государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
Согласно пункту 8 Правил в процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории.
Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков.
В зависимости от территориальной величины оценочных зон их границы совмещаются с границами земельных участков с учетом сложившейся застройки и землепользования, размещения линейных объектов (улиц, дорог, рек, водотоков, путепроводов, железных дорог и др.), а также границами кадастровых районов или кадастровых кварталов.
По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон.
Пунктом 10 Правил установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Распоряжением Минэкологии от 14.11.2012 N 218-РМ утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель особо охраняемых территорий и объектов Московской области, в соответствии с которым кадастровая стоимость участка с кадастровым номером 50:05:0140117:1 установлена в размере 142 920 910 руб. 00 коп. (т.1., л.д. 43-46).
Согласно пункту 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности.
При этом в пункте 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 по делу N А27-4849/2010 разъяснено, что законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
В соответствии с частью 1 статьи 82 АПК РФ для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле. В случае, если назначение экспертизы предписано законом или предусмотрено договором либо необходимо для проверки заявления о фальсификации представленного доказательства либо если необходимо проведение дополнительной или повторной экспертизы, арбитражный суд может назначить экспертизу по своей инициативе.
Определением Арбитражного суда Московской области от 15.04.2014 по настоящему делу была назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено эксперту НП "Деловой союз судебных экспертов" Лебедеву Ивану Николаевичу.
От экспертной организации в материалы дела поступило заключение эксперта от 19.05.2014 N 012/05/2014-ЗЭ, из содержания которого усматриваются, что по состоянию на 01.01.2009 рыночная стоимость спорного земельного участка составляет 99 460 920 руб. 00 коп. (т.2, л.д. 115-144).
Суд первой инстанции, исследовав представленное заключение эксперта с позиции статьи 71 АПК РФ установил, что оно соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Арбитражным судом не может быть принят довод апелляционной жалобы о неверном установлении даты определения рыночной стоимости земельного участка в связи со следующим.
Как указал Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в названном постановлении от 25.06.2013 N 10761, установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.
Именно поэтому статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" прямо предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость; основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости необходимо приложить отчет о рыночной стоимости объекта в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
Закон об оценочной деятельности прямо не называет ту дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости. Однако, принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана в вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (Приказ Минэкономразвития РФ от 29.07.2011 N 382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости").
В рассматриваемом случае рыночная стоимость спорного земельного участка определялась экспертом НП "Деловой союз судебных экспертов" по состоянию на дату установления его кадастровой стоимости - 01.01.2009 (т.2, л.д. 3), что соответствует правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлении Президиума от 25.06.2013 N 10761/11.
Оценив представленное экспертное заключение от 19.05.2014 N 012/05/2014-ЗЭ, апелляционный суд приходит к выводу о том, что данный документ составлен в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, оснований для непринятия рыночной стоимости спорного земельного участка, установленной экспертным заключением не имеется.
Изложенное позволяет апелляционному суду прийти к выводу о том, что суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования, направленные на установление рыночной стоимости земельного участка по состоянию на дату, на которую была установлена его кадастровая стоимость.
При этом согласно правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11, рыночная стоимость объекта недвижимости доказывается истцом и устанавливается решением суда на дату, по состоянию на которую была установлена кадастровая стоимость, однако не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости. То есть рыночная стоимость определяется на дату проведения государственной кадастровой оценки, но применяется с момента внесения оспариваемой кадастровой стоимость в ГКН (а не с даты, по состоянию на которую проводилась оценка), соответствующие изменения в ГКН вносятся с момента вступления судебного акта в законную силу).
Установление рыночной стоимости земельного участка на конкретную дату не свидетельствует о том, что такая рыночная стоимость должна применяться именно с указанной даты, а не с даты вступления решения суда в законную силу.
Принимая во внимание, что 01.01.2014 вступило в силу новое Распоряжение Минэкологии от 26.11.2013 N 562-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе особо охраняемых территорий и объектов Московской области", которым определена новая кадастровая стоимость земельного участка, а распоряжение Минэкологии от 14.11.2012 N 218-РМ признано утратившим силу, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что требования о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости участка и на предыдущий период на основании решения суда не подлежат удовлетворению.
Учитывая изложенное, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 11.06.2014 по делу N А41-4429/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.Ю. Бархатов |
Судьи |
Н.Н. Катькина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-4429/2014
Истец: ЗАО "Энергия"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области
Третье лицо: Администрация сельского поселения Лозовское, Администрация Сергиево-Посадского муницип. района МО, Межрайонная ИФНС N1 по Московской области, Министерство имущественных отношений МО, Министерство экологии и природопользования Московской области, Правительство Московской области