г. Санкт-Петербург |
|
15 октября 2014 г. |
Дело N А56-81124/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 октября 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Несмияна С.И.,
судей Жуковой Т.В., Поповой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания: Ершовой Е.И.,
при участии:
от истца: пом. прокурора Кузнецова Е.В.,
от ответчиков: 1. не явился извещен;
2. Сорокун Ю.В., доверенность от 09.10.2014;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-20272/2014) Заместителя прокурора Санкт-Петербурга в интересах публично-правового образования-субъекта Российской Федерации - города Санкт-Петербург, Правительства Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.07.2014 по делу N А56-81124/2013 (судья Балакир М.В.), принятое
по иску заместителя прокурора Санкт-Петербурга в интересах публично-правового образования-субъекта Российской Федерации - города Санкт-Петербург, Правительство Санкт-Петербурга (адрес: Россия, 190000, Санкт-Петербург, ул. Почтамтская, 2/9; Россия, 191060, СПб, Смольный)
к 1. обществу с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 2 Кировского района"
2. обществу с ограниченной ответственностью "Невское" (адрес: Россия, 198095, Санкт-Петербург, ул. Севастопольская, 19; Россия, 193312, Санкт-Петербург, ул. Коллонтай, д. 41, лит. Д, пом. 4-Н; Россия 196158, Санкт-Петербург, Московское ш., д. 19, к. 4, лит.Е, ОГРН: 1089847141218)
о признании сделки недействительной и применении последствий ее недействительности
установил:
заместитель прокурора Санкт-Петербурга в интересах Правительства Санкт-Петербурга обратился в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о признании недействительным договора от 01.09.2011 N 0503 1393 0019, заключенного между обществом с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N2 Кировского района" и обществом с ограниченной ответственностью "Невское", и применении последствий недействительности сделки в виде обязания демонтировать вывеску "парфюмерия", общей площадью 1,13 мI, вывеску "косметика", общей площадью 1,28 мI, вывеску "Улыбка радуги", общей площадью 2 мI и вывеску "Улыбку радуги", общей площадью 5.44 мI с фасадных стен жилого дома по адресу: Санкт-Петербург, ул. Трефолева, д. 15, литер А (с учетом принятых судом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением от 07.07.2014 Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в иске отказал.
В апелляционной жалобе заместитель прокурора Санкт-Петербурга просит решение суда от 07.07.2014 отменить, требования иска удовлетворить. По утверждению подателя жалобы, вывеска, размещенная на стене жилого дома, не может быть отнесена к информации, которую организация обязана довести до сведения потребителей по смыслу Закона о защите прав потребителей. Кроме того, Прокурор настаивает на том, что распоряжение общим имуществом многоквартирного дома (что имеет место в данном случае) без согласия собственником помещений дома и соблюдения установленной жилищным законодательством процедуры получения такого согласия нарушает права и законные интересы собственников.
Законность и обоснованность решения проверены апелляционным судом.
Как установлено, в управлении ООО "Жилкомсервис N 2 Кировского района Санкт-Петербурга" находится многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: город Санкт-Петербург, ул. Трефолева, д. 15, литера А.
Между ООО "Жилкомсервис N 2 Кировского района Санкт-Петербурга" (компания) и ООО "Невское" (владелец) заключен договор от 01.09.2011 N 0503 1393 0019, в соответствии с которым компания дает разрешение и обязуется согласовать проект на присоединение дополнительного элемента и устройства к фасаду жилого дома, расположенного по адресу: ул. Трефолева, д. 15, литера А по форме, согласно приложению N 1 к Договору. Размещение вывесок "парфюмерия", общей площадью 1,13 мI, "косметика", общей площадью 1,28 мI, "Улыбка радуги", общей площадью 2 мI "Улыбка радуги", общей площадью 5,44 мI на фасадной стене жилого дома по адресу: Санкт-Петербург, ул. Трефолева, д. 15, литера А подтверждается актом о монтаже объекта размещения информации от 01.02.2011 и не оспаривается ответчиком.
Прокурор, полагая, что договор от 01.09.2011 N 0503 1393 0019 заключен с нарушением требований статей 36, 44 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением о признании сделки недействительной на основании статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом вывески оцениваются не как рекламные, а как информационные.
Суд первой инстанции в иске отказал.
Суд апелляционной инстанции полагает, что в данном случае не достаточно оснований для удовлетворения жалобы, поскольку размещение вывески произведено в соответствии с Правилами содержания и ремонта фасадов зданий и сооружений в Санкт-Петербурге, согласовано с КГА.
Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" предусмотрено, что объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Согласно письму Федеральной антимонопольной службы от 23.07.2009 N АЦ/24234 "О разграничении понятий реклама и вывеска" Федеральным законом от 07.05.2009 N 89-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с наделением Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростехнологии" дополнительными полномочиями и формированием ее имущества" в статью 3 Федерального закона "О рекламе" были внесены изменения, касающиеся понятия объекта рекламирования: к объекту рекламирования были добавлены, помимо средств индивидуализации товара, средства индивидуализации юридического лица.
Однако данные изменения носят технический характер и не меняют по существу ранее установленные положения Федерального закона "О рекламе".
В соответствии с подпунктом 2 и 5 пункта 2 статьи 2 Федерального закона "О рекламе" действие этого закона не распространяется на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательной в соответствии с федеральным законом, а также на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера.
В силу статьи 9 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" потенциальный продавец товара или исполнитель работ, услуг для удовлетворения личных, семейных и бытовых потребностей гражданина обязан довести до сведения последнего фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим работы, разместив указанную информацию на вывеске.
Назначение информации такого характера состоит в извещении неопределенного круга лиц о фактическом местонахождении юридического лица и (или) обозначении места входа.
Данная правовая позиция изложена в пункте 18 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 N 37 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе".
Вывески размещены непосредственно у входа помещение магазина, не являются рекламой, так как содержат обязательную информацию об услугах, предлагаемых потребителям, режиме работы предприятия. Размещение названной информации обязательно в соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей".
Размещение уличной вывески (таблички) с наименованием юридического лица как указателя его местонахождения или обозначения места входа в занимаемое помещение, здание или территорию является общераспространенной практикой и соответствует сложившимся на территории России обычаям делового оборота (Письмо ФАС РФ от 23.07.2009 N АЦ/24234).
Нормы действующего законодательства не содержат требования о необходимости получения собственником нежилых помещений у управляющей организации либо у собственников жилых и нежилых помещений разрешения для размещения вывесок, не носящих рекламного характера.
Частью 2 статьи 18 Закона Санкт-Петербурга N 273-70 предусмотрена административная ответственность за самовольную установку или перемещение дополнительных элементов и устройств фасадов зданий и сооружений без разрешения, выданного уполномоченным Правительством Санкт-Петербурга исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга.
В соответствии с п. 4-1.1.1 Правил содержания и ремонта фасадов зданий и сооружений в Санкт-Петербурге, утвержденных постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 14.09.2006 N 1135 (далее - Правила), объекты для размещения информации относятся к дополнительным элементам и устройствам фасадов.
В силу требований п. 4-1.1.4 Правил размещение дополнительных элементов и устройств на фасадах зданий и сооружений может осуществляться только при наличии разрешения на установку объектов для размещения информации в Санкт-Петербурге, выдаваемого в соответствии с Положением о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при выдаче разрешений на установку и перемещение объектов для размещения информации в Санкт-Петербурге, утвержденным Правительством Санкт-Петербурга.
Согласно Положению о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при выдаче разрешений на установку или перемещение объектов для размещения информации в Санкт-Петербурге (утв. постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20.09.2012 N 1002) разрешения выдаются Комитетом по печати и взаимодействию со средствами массовой информации.
Комитетом по печати и взаимодействию со средствами массовой информации выдано разрешение от 21.06.014 N 06270 на установку (перемещение) объекта для размещения информации в Санкт-Петербурге (л.д. 102), которое выражает оценку вывески как информационной.
21.09.2011 ООО "Невское" получило визы КГА в листе согласования на размещение дополнительного элемента устройства фасадов зданий и сооружений, 13.03.2012 в Комитете были согласованы проекты размещения информационной вывески "Улыбка радуги" по адресу: Санкт-Петербург, ул. Трефолева, д. 15, что подтверждается копиями листов согласования и Проектов. В настоящее время ООО "Невское" получены разрешения на установку настенной вывески, общей площадью 9,3 х 0,5 по адресу: Санкт-Петербург, ул. Трефолева, д.15, литера А сроком до 20.06.2017 года, вывески, общей площадью 6,7 х 0,36 по адресу: Санкт-Петербург, Трефолева, д. 15, литера А/пр. Стачек в виде единой концепции Улыбка радуги. Парфюмерия и Косметика.
Из представленных свидетельства N 382904 и договора коммерческой концессии N 7КК от 01.03.2012, заключенного с ООО "Улыбка радуги", следует, что ООО "Невское" предоставлено право на использование в предпринимательской деятельности комплекса исключительных прав, в том числе право на коммерческое обозначение, товарный знак, выполненные в соответствии со свидетельством N 382904 с приоритетом от 27.03.2008 с целью сбыта парфюмерной продукции, продуктов бытовой химии и иной продукции сроком на 5 лет.
В соответствии со статьей 290 Гражданского кодекса Российской Федерации собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры. Согласно пункту 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункту 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, стена жилого дома включена в состав общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.
ООО "Жилкомсервис N 2 Кировского района Санкт-Петербурга" уполномочено собственниками распоряжаться общим имуществом (сдача в аренду, размещение оборудования, предоставление в пользование, проведение работ), с последующим использованием денежных средств от хозяйственного оборота общего имущества на содержание, текущий ремонт и капитальный ремонт, а также на иные цели, устанавливаемые собственниками.
Таким образом, права собственников помещений многоквартирного дома заключением договора аренды не нарушены.
Оценив представленные в деле доказательства в порядке, предусмотренном статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции обоснованно указал на то, что спорные вывески содержат информацию о специализации магазина Общества, размещена непосредственно над входом в него в соответствии со статьей 9 Закона о защите прав потребителей, и не является рекламой.
Судом не допустил нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения, поэтому апелляционный суд не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.07.2014 по делу N А56-81124/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.И. Несмиян |
Судьи |
Т.В. Жукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-81124/2013
Истец: Заместитель прокурора Санкт-Петербурга в интересах публично-правового образования-субъекта Российской Федерации - города Санкт-Петербург, Правительство Санкт-Петербурга
Ответчик: ООО "Жилкомсервис N2 Кировского района", ООО "Невское"