город Ростов-на-Дону |
|
17 октября 2014 г. |
дело N А53-2455/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 октября 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.,
судей Мисника Н.Н., Тимченко О.Х.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бондаренко Е.Н.,
при участии:
от истца - Горевой Антон Александрович по доверенности от 22.08.2014 N 4/1154,
от третьего лица - Кочегаров Александр Вальянович по доверенности от 12.02.2014 N 08/Ю/14,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тепловодоканал"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 16.05.2014 по делу N А53-2455/2014, принятое в составе судьи Новик В.Л.,
по иску заместителя военного прокурора Южного военного округа
к обществу с ограниченной ответственностью "Тепловодоканал" (ИНН 6124006736/ ОГРН 1066124004319), открытому акционерному обществу "Ремонтно-Эксплуатационное управление" (ИНН 7714783092/ ОГРН 1097746358412)
при участии третьего лица: Федерального казенного учреждения Военный комиссариат Ростовской области
о признании недействительными пунктов договора энергоснабжения
УСТАНОВИЛ:
заместитель военного прокурора Южного военного округа обратился в Арбитражный суд Ростовской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Тепловодоканал" (далее - ООО "Тепловодоканал"), открытому акционерному обществу "Ремонтно-эксплуатационное управление" (далее- ОАО "Ремонтно-эксплуатационное управление") о признании недействительными требований пунктов 4.1.1, 4.2, 4.2.1, 4.2.2, 4.2.3, 4.3, 4.4, и абзаца 2 п. 6.4 договора на снабжение тепловой энергией в горячей воде от 01.01.2014 N 3-2014.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 16.05.2014 исковые требования удовлетворены.
Общество с ограниченной ответственностью "Тепловодоканал" обратилось с апелляционной жалобой в установленном гл. 34 АПК РФ порядке, просило отменить решение суда, в иске отказать. Жалоба мотивирована тем, что общество является ненадлежащим ответчиком, поскольку оно не состоит в договорных отношениях по поставке тепловой энергии на объекты оборонного значения. Договор на поставку тепловой энергии заключен с ОАО "РЭУ", которое несет ответственность за поставку тепловой энергии перед Минобороны РФ и не оплачивая поставщикам денежные средства за поставленное тепло, создает неустойчивое функционирование объектов, обеспечивающих безопасность государства.
В отзыве Военная прокуратура Южного военного округа апелляционную жалобу не признала, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Представители Военной прокуратуры Южного военного округа, Федерального казенного учреждения Военный комиссариат Ростовской области в судебном заседании апелляционную жалобу не признали, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, апелляционная жалоба по изложенным в ней доводам не подлежит удовлетворению, однако решение Арбитражного суда Ростовской области от 16.05.2014 подлежит отмене в части по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 01 января 2014 г. между ООО "Тепловодоканал" (энергоснабжающая организация) и ОАО "РЭУ" (абонент) заключен договор на снабжение тепловой энергией в горячей воде N 3-2014.
В соответствии с п.п. 9.1, 9.3 договора срок его действия установлен с 01 января по 31 декабря 2014 г.
Договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если за месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении, изменении или о заключении нового договора.
В соответствии с договором энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде и теплоноситель, а абонент обязуется принимать и оплачивать тепловую энергию и невозвращенный теплоноситель, соблюдать режим ее потребления в объеме, сроки и на условиях, предусмотренных настоящим договором, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении сетей и исправность используемых им приборов и оборудования.
Согласно сообщению директора филиала "Ростовский" ОАО "РЭУ" (исх. N 3193 от 27 декабря 2013 г.) договор заключен для обеспечения отдела военного комиссариата Ростовской области по Обливскому и Советскому районам тепловой энергией. Данное обстоятельство не оспорено и документально не опровергнуто.
Договор подписан с протоколом разногласий со стороны ОАО "РЭУ" по пунктам 4.1.1., 4.2, 4.21, 4.2.3, 4.3, 4.4, абонентом предложено исключить указанные пункты из договора, как противоречащие Указу президента РФ от 23.11.1995 N 1173, учитывая, что ОАО "РЭУ" обслуживает объекты Министерства обороны РФ и предложено дополнить текст договора следующим: "Данный договор заключается для надлежащего выполнения абонентом функций единственного поставщика тепловой энергии для нужд Минобороны России и подведомственных ему организаций (распоряжение Правительства РФ от 15.04.2011 N 643-р) на время отопительного сезона 2013-2014г.г. Со стороны ООО "Тепловодоканал" протокол разногласий не подписан, факт его получения и наличия у энергоснабжающей организации подтвержден представителем общества в судебном заседании.
Стороны приступили к исполнению договора, данное обстоятельно не оспаривается, в материалы дела представлены счета на оплату поставленной тепловой энергии, акт сверки взаимных расчетов.
Спорными пунктами 4.1.1, 4.2, 4.2.1, 4.2.2, 4.2.3, 4.3, 4.4 и абзацем 2 п. 6.4 договора предусмотрено, что энергоснабжающая организация имеет право ограничивать или прекращать подачу тепловой энергии и теплоносителя после предупреждения абонента, в случаях неоплаты платежного документа за тепловую энергию (теплоноситель), в установленные договором сроки и в порядке, определенном разделом 4 договора. В случае неоплаты за поставленную тепловую энергию (теплоноситель) энергоснабжающая организация имеет право ограничивать или прекращать подачу тепловой энергии и теплоносителя после предупреждения абонента, входящего в перечень потребителей, на который распространяется льготный порядок ограничения прекращения подачи тепловой энергии, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 января 1998 г. N 1. При неоплате за один период платежа, установленный настоящим договором, энергоснабжающая организация предупреждает абонента об ограничении подачи тепловой энергии (теплоносителя) в случае неоплаты задолженности до истечения второго (следующего) периода платежа. При задержке платежей сверх установленного в предупреждении срока энергоснабжающая организация вправе ввести ограничение подачи тепловой энергии (теплоносителя), письменно известив об этом абонента за сутки до введения ограничения. Если по истечении пяти дней со дня введения ограничения подачи тепловой энергии (теплоносителя) абонентом не будет погашена образовавшаяся задолженность, энергоснабжающая организация прекращает подачу тепловой энергии (теплоносителя), письменно сообщив абоненту не менее чем за сутки о дате и часе прекращения подачи тепловой энергии (теплоносителя). Порядок ограничения и прекращения подачи тепловой энергии (теплоносителя) при неоплате ее абонентом, не входящим в льготный перечень, предусматривает предупреждение абонента о предстоящем ограничении не менее чем за одни сутки. О предстоящем прекращении подачи тепловой энергии (теплоносителя) абонент должен быть уведомлен не менее чем за трое суток, при этом энергоснабжающая организация вправе прекратить подачу тепловой энергии и теплоносителя без проведения предварительного ограничения абонента. Подача тепловой энергии (теплоносителя) возобновляется поле погашения задолженности или по соглашению сторон при представлении соответствующих гарантий платежа. Начало подачи тепловой энергии на нужды отопления в связи с началом отопительного сезона определяется отсутствием у абонента задолженности перед продавцом по договору.
Согласно пунктам 1 и 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующими в момент его заключения. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
К отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, применяются правила о договоре энергоснабжения, предусмотренные статьями 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), если иное не установлено законом или иными правовыми актами (пункт 1 статьи 548 ГК РФ).
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает юридическое лицо, энергоснабжающая организация вправе отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным статьей 523 настоящего Кодекса, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.
С июля 2010 года правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении). Потребители, подключенные к системе теплоснабжения, заключают с теплоснабжающими организациями договоры теплоснабжения и приобретают тепловую энергию и (или) теплоноситель по регулируемым ценам или по ценам, определяемым соглашением сторон договора (пункт 2 статьи 13 Закона о теплоснабжении). В случае наличия у потребителя задолженности по оплате тепловой энергии (мощности), теплоносителя в размере, превышающем размер платы за более чем один период платежа, установленный этим договором, теплоснабжающая организация вправе ввести ограничения подачи тепловой энергии, теплоносителя в порядке, установленном правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Этими правилами определяются социально значимые категории потребителей и особенности введения в отношении них ограничения, прекращения подачи тепловой энергии, теплоносителя (пункт 1 статьи 22 Закона о теплоснабжении).
Из пунктов 95 - 96 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", далее - Правила N 808) следует, что в отношении объектов, принадлежащих социально значимым категориям потребителей (в том числе воинским частям Министерства обороны Российской Федерации), используемых для непосредственного выполнения социально значимых функций, применяется специальный порядок введения ограничения режима потребления, детально урегулированный в пункте 97 Правил N 808.
Так согласно указанному пункту ограничение режима потребления социально значимых категорий потребителей применяется в следующем порядке:
теплоснабжающая организация направляет потребителю уведомление о возможном ограничении режима потребления в случае непогашения (неоплаты) образовавшейся у него задолженности по оплате тепловой энергии в определенный в уведомлении срок. В указанный срок такой потребитель обязан погасить (оплатить) имеющуюся задолженность или принять меры к безаварийному прекращению технологического процесса при условии обеспечения им безопасности людей и сохранности оборудования в связи с введением ограничения режима потребления до момента погашения образовавшейся задолженности;
теплоснабжающая организация обязана информировать о предполагаемых действиях одновременно с потребителем орган местного самоуправления, орган прокуратуры, федеральный орган по государственному энергетическому надзору, федеральный орган исполнительной власти по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям или их территориальные органы;
в случае непогашения (неоплаты) имеющейся задолженности потребителем до истечения установленного в уведомлении срока может быть введено частичное ограничение режима потребления. В случае если потребитель в указанный в уведомлении срок не предпринял меры к безаварийному прекращению технологического процесса, а также не обеспечил безопасность жизни и здоровья людей и сохранность оборудования, о чем он в обязательном порядке должен информировать теплоснабжающую (теплосетевую) организацию, указанная организация не вправе производить действия по полному ограничению режима потребления, а обязана повторно уведомить потребителя и орган местного самоуправления о дате введения такого ограничения режима потребления. Теплоснабжающая (теплосетевая) организация в указанный в повторном уведомлении срок обязана произвести действия по введению частичного ограничения режима потребления в присутствии представителей потребителя (с обязательным уведомлением указанных потребителей). При этом ответственность перед третьими лицами за убытки, возникшие в связи с введением ограничения режима потребления (кроме случаев, когда введение ограничения режима потребления признано в установленном порядке необоснованным), несет указанный потребитель;
если по истечении 10 дней со дня введения ограничения режима потребления потребителем не будет погашена (оплачена) задолженность либо не будут выполнены иные законные требования, указанные в уведомлении о частичном ограничении режима потребления, может быть введено полное ограничение режима потребления при условии обязательного предварительного уведомления потребителя и органа местного самоуправления о дне и часе введения полного ограничения режима потребления не позднее 1 дня до дня введения такого ограничения режима потребления;
возобновление подачи тепловой энергии осуществляется после полного погашения (оплаты) задолженности потребителем.
Таким образом, предусмотренный пунктами 4.1.1,4.2, 4.2.2,4.2.3, 4.3, 4.4 и абзаца 2 п. 6.4 договора от 01.01.2014 порядок уведомления абонента о предстоящем введении ограничения и режимы введения ограничений противоречат пункту 97 Правил N 808 и предусматривают более упрощенный порядок введения ограничения теплопотребления, чем это установлено действующим законодательством.
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст.ст. 421, 548, 546, 180 168 ГК РФ, пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 23.11.1995 N 1173 "О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства", правомерно пришел к выводу о несоответствии пунктов 4.1.1,4.2, 4.2.2,4.2.3, 4.3, 4.4 и абзаца 2 п. 6.4 договора от 2014 от 01.01.2014, предусматривающих случаи ограничения и отключения от систем теплоснабжения, требованиям закона.
Однако, не учтены положения ст. 433 ГК РФ, согласно которой ответ о согласии заключить договор на иных условиях, чем предложено в оферте, не является акцептом. Такой ответ признается отказом от акцепта и в то же время новой офертой.
Действующее законодательство не содержит требований к содержанию и форме протокола разногласий или иной форме новой оферты. Новая оферта может быть выражена в виде протокола разногласий, нового проекта договора, а также в другой форме.
Поскольку ООО "Тепловодканал" отказ от акцепта не направило и приступило к оказанию услуг по поставке тепловой энергии предусмотренной договором, следовательно, его действия являются акцептом новой оферты, направленной в адрес энергоснабжающей организации абонентом, и заключением договора от 01.01.2014 на предложенных абонентом условиях, то без спорных пунктов 4.1.1,4.2, 4.2.2,4.2.3, 4.3, 4.4.
В этой части исковые требования не подлежат удовлетворению ввиду отсутствия предмета спора. Решение Арбитражного суда Ростовской области от 16.05.2014 в указанной части подлежит изменению, в связи с неправильным применением норм материального права.
В части признания недействительным абзаца 2 п. 6.4 договора от 01.01.2014 решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 16.05.2014 по делу N А53-2455/2014 отменить в части признания недействительными пунктов 4.1.1, 4.2, 4.2.1, 4.2.2, 4.2.3, 4.3, 4.4 договора на снабжение тепловой энергией в горячей воде от 01.01.2014 N 3-2014, заключенного между обществом с ограниченной ответственностью "Тепловодоканал" (ИНН 6124006736/ ОГРН 1066124004319) и открытым акционерным обществом "Ремонтно-Эксплуатационное управление" (ИНН 7714783092/ ОГРН 1097746358412).
В удовлетворении исковых требований в части признания недействительными пунктов 4.1.1, 4.2, 4.2.1, 4.2.2, 4.2.3, 4.3, 4.4 договора на снабжение тепловой энергией в горячей воде от 01.01.2014 N 3-2014, заключенного между обществом с ограниченной ответственностью "Тепловодоканал" (ИНН 6124006736/ ОГРН 1066124004319) и открытым акционерным обществом "Ремонтно-Эксплуатационное управление" (ИНН 7714783092/ ОГРН 1097746358412), отказать.
В остальной части решение Арбитражного суда Ростовской области от 16.05.2014 по делу N А53-2455/2014 оставить без изменения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Ильина |
Судьи |
Н.Н. Мисник |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-2455/2014
Истец: Военная прокуратура Южного Военного округа, Заместитель военного прокурора Южного военного округа, Российская Федерация в лице отдела вк РО по Обливскому и Советскому районам
Ответчик: ОАО "Ремонтно-Эксплуатационное управление", ОАО "РЭУ", ООО "Тепловодоканал"
Третье лицо: федеральное казенное учреждение Военный комиссариат Ростовской области, ФКУ Военный комиссариат Ростовской области