г. Пермь |
|
21 октября 2014 г. |
Дело N А50-10073/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 октября 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцова В. Г.
судей Гуляковой Г.Н., Савельевой Н.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Муржиной И.А.
при участии:
от заявителя - индивидуального предпринимателя Симоновой Клавдии Михайловны (ОГРНИП 305590635300016, ИНН 590609583328): Голубева Я.В., паспорт, доверенность от 11.10.2013,
от заинтересованного лица - Государственного учреждения - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1025900889002, ИНН 5904100537): Темербаева Н.А., удостоверение, доверенность от 21.04.2014,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица Государственного учреждения - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Пермского края от 27 августа 2014 года
по делу N А50-10073/2014,
принятое судьей Трефиловой Е.М.
по заявлению индивидуального предпринимателя Симоновой Клавдии Михайловны
к Государственному учреждению - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
о признании ненормативных актов недействительными,
установил:
индивидуальный предприниматель Симонова Клавдия Михайловна (далее - предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительными решений Государственного учреждения - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - фонд) от 27.02.2014 N 425 о непринятии к зачету расходов на выплаты страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, от 27.02.2014 N 487 о выделении (об отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 27.08.2014 заявленные требования удовлетворены. Признаны недействительными решения Государственного учреждения - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации от 27.02.2014 N 425 о непринятии к зачету расходов на выплаты страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, от 27.02.2014 487 о выделении (об отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения в части отказа в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения в размере 13 737,64 руб.
Не согласившись с принятым решением, Государственное учреждение - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение ссуда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование жалобы фонд указывает на то, что пособие по беременности и родам работнику, работающему на условиях неполного рабочего времени, средний заработок которого в расчете за полный календарный месяц ниже МРОТ на день наступления страхового случая, должно рассчитываться исходя из МРОТ пропорционально продолжительности рабочего времени в силу прямого указания ч. 1.1 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ), абз. 2 п. 11(1) Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 N 375 (далее - Положение N 375). В судебном заседании представитель фонда доводы апелляционной жалобы поддержал.
Индивидуальный предприниматель Симонова К.М. по основаниям, изложенным в отзыве, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. По мнению предпринимателя, расчет пособия по беременности и родам произведен в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 14 Закона N 255-ФЗ, п. 15, 16 Положения N 375, средний заработок для расчета пособия по беременности и родам не зависит от того, сколько дней или часов работает работник в течение недели. Представитель предпринимателя в судебном заседании поддержал доводы отзыва.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, индивидуальный предприниматель Симонова К.М. зарегистрирована в качестве страхователя в отделении фонда с присвоением регистрационного номера 5900751471.
Предприниматель обратилась в фонд с заявлением о возмещении задолженности за территориальным органом фонда по состоянию на 01.01.2014 в сумме 36 543,27 руб., в том числе на осуществление (возмещение) расходов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (пособие по беременности и родам) в сумме 27 512,80 руб. (л.д. 23).
Фондом на основании заявления страхователя проведена камеральная проверка правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.10.2013 по 31.12.2013, о чем составлен акт от 20.01.2014 N 487о (л.д. 14).
По результатам рассмотрения материалов камеральной проверки фондом приняты решение от 27.02.2014 N 425 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в соответствии с которым фондом не приняты к зачету расходы страхователя в сумме 13 737,64 руб. (л.д. 11), а также решение от 27.02.2014 N 487 о выделении (об отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, согласно которому фондом частично выделены средства на осуществление (возмещение) расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения, в сумме 21 283,13 руб. и отказано в выделении расходов в сумме 13 737,64 руб. (л.д. 12).
Основанием для непринятия расходов страхователя на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством послужили выводы фонда о нарушении предпринимателем ч. 1.1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ, п. 11(1) Положения N 375, а именно: работнику Тиуновой Я.С., работающей на условиях неполного рабочего времени, средний заработок, исходя из которого исчислено пособие по беременности и родам принят равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая с учетом районного коэффициента, не пропорционально продолжительности рабочего времени.
Не согласившись с решениями фонда в оспариваемой части, предприниматель обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из правомерности произведенного предпринимателем расчета пособия по беременности и родам, его соответствия положениям ч. 1.1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ, п. 11(10, 15(1)-15(3) Положения N 375.
Выводы суда являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Обеспечение пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
Порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком установлен непосредственно в ст. 14 Закона N 255-ФЗ, а также в Положении N 375.
Частью 1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ установлено, что пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей). Средний заработок за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей) не учитывается в случаях, если в соответствии с частью 2 статьи 13 настоящего Федерального закона пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются застрахованному лицу по всем местам работы (службы, иной деятельности) исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособия. В случае, если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления указанных страховых случаев, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению застрахованного лица могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.
В случае если застрахованное лицо в периоды, указанные в части 1 настоящей статьи, не имело заработка, а также в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая. Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия в указанных случаях, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица. При этом во всех случаях исчисленное ежемесячное пособие по уходу за ребенком не может быть меньше минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, установленного Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (ч. 1.1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ).
В пункте 11(1) Положения N 375 установлено, что в случае, если застрахованное лицо в периоды, указанные в пунктах 6 и 11 настоящего Положения, не имело заработка, а также, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая.
Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия в указанных случаях, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица. При этом во всех случаях исчисленное ежемесячное пособие по уходу за ребенком не может быть меньше минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, установленного Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, исчисленные застрахованному лицу исходя из минимального размера оплаты труда размеры пособий определяются с учетом этих коэффициентов.
В п. 16 Положения N 375 определено, что в случае если застрахованному лицу установлен режим неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний дневной заработок определяется в том же порядке, который предусмотрен п. 15 Положения N 375, то есть так же, как и в случае, когда работнику установлен нормальный режим рабочего времени и работник работает полный рабочий день.
Из материалов дела следует, что Тиунова Я.С. работала у предпринимателя Симоновой К.М. на основании трудового договора от 01.02.2013 в должности продавца-консультанта, в соответствии с дополнительным соглашением от 02.02.2013 N 1 Тиуновой Я.С. установлен режим неполного рабочего времени, гибкий режим работы, суммарная продолжительность рабочих часов в неделю - 20 час.
Пособие по беременности и родам начислено Тиуновой Я.С. в сумме 27 512,80 руб. по листку нетрудоспособности 122106095341 за период с 15.11.2013 по 03.04.2014 (140 календарных дней).
Сумма заработной платы, иных выплат и вознаграждений, на которую были начислены страховые взносы в Фонд социального страхования, Тиуновой Я.С. за два календарных года, предшествующих году наступления отпуска по беременности и родам (2011, 2012 гг.) составила 13 270,65 руб. (л.д. 28).
С учетом изложенного, пособие по беременности и родам правомерно исчислено предпринимателем исходя из МРОТ, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, что соответствует буквальному смыслу нормы, закрепленной ч. 1.1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ, пунктов 11 (1), 15(1) - 15 (3) Положения N 375.
Доводы фонда о том, что расчет пособия по беременности и родам должен производиться пропорционально продолжительности рабочего времени работника, подлежат отклонению.
Принимая во внимание правила расчета среднего заработка, изложенные в ч. 3 ст. 14 Закона N 255-ФЗ и п. 15 и 16 Положения N 375, среднедневной заработок для расчета пособия по временной нетрудоспособности в рассматриваемом случае определяется путем деления общей суммы заработка за 2 года, предшествующих наступлению страхового случая, на 730 независимо от того, сколько дней или часов работает работник в течение недели.
В рассматриваемом случае средний заработок работника Тиуновой Я.С. ниже МРОТ, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, поэтому в силу прямого указания ч. 1.1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая.
Положения ч. 1.1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ о том, что если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия в указанных случаях, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица, не исключают применение положений о том, что в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии у фонда правовых оснований для отказа предпринимателю в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов на выплату страхового обеспечения в сумме 13 737,64 руб. и непринятия к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в указанной сумме.
С учетом изложенного решение суда является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 27 августа 2014 года по делу N А50-10073/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
В.Г.Голубцов |
Судьи |
Г.Н.Гулякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-10073/2014
Истец: Ип Симонова Клавдия Михайловна
Ответчик: ГУ - ПЕРМСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ