г. Ессентуки |
|
20 октября 2014 г. |
Дело N А63-12373/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 октября 2014 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Егорченко И.Н.,
судей Казаковой Г.В., Марченко О.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бабаяном Р.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного семеноводческого предприятия "Полевод" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 30.06.2014 по делу N А63-12373/2012 (судья Смоляков А.Ю.)
по иску муниципального унитарного семеноводческого предприятия "Полевод"
к администрации Нефтекумского муниципального района Ставропольского края,
отделу имущественных и земельных отношений администрации Нефтекумского муниципального района Ставропольского края,
крестьянскому (фермерскому) хозяйству "Шерпеев Заурбек Шатуевич",
о признании недействительным ничтожным договора аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения от 10.07.2009 N 247, заключенного отделом имущественных и земельных отношений администрации Нефтекумского муниципального района Ставропольского края и крестьянским (фермерским) хозяйством "Шерпеев Заурбек Шатуевич"; признании отсутствующим права аренды главы КФХ "Шерпеев З.Ш." на земельные участки с кадастровыми номерами 26:22:010605:19 - 795,3 га; 26:22:010606:40 - 301,6 га; 26:22:010607:2 - 599,4 га; 26:22:010608:3 - 788,4 га,
при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
Министерства имущественных отношений Ставропольского края,
Правительства Ставропольского края,
в отсутствие участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное семеноводческое предприятие "Полевод" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с иском к администрации Нефтекумского муниципального района Ставропольского края (далее - администрация), отделу имущественных и земельных отношений администрации Нефтекумского муниципального района Ставропольского края (далее - отдел), крестьянскому (фермерскому) хозяйству "Шерпеев Заурбек Шатуевич" (далее - предприниматель) о признании недействительным ничтожным договора аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения от 10.07.2009 N 247, заключенного между отделом и предпринимателем; обязании предпринимателя возвратить администрации 19 обособленных земельных участков сельскохозяйственного назначения - отгонных пастбищ площадью 9633,4127 га, расположенных в границах муниципального образования Зимнеставочного сельсовета Нефтекумского района Ставропольского края, имеющие кадастровые номера, указанные в договоре от 10.07.2009 N 247.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 21.01.2013, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2013, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25.12.2013 решение Арбитражного суда Ставропольского края от 21.01.2013 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2013 отменены, дело передано на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ставропольского края. Кассационный суд указал на необходимость оценки заявления предпринимателя на предмет соответствии требованиям Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском фермерском хозяйстве" (далее - Закон N 74-ФЗ), а также исследовать доказательства, обосновывающие необходимость получения в длительную аренду земельных участков испрашиваемой площади, после чего разрешить заявленный иск с правильным применением норм материального и процессуального права.
Определением суда от 08.04.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство имущественных отношений Ставропольского края (далее - министерство) и правительство Ставропольского края (далее - правительство).
Определением суда от 20.05.2014 к рассмотрению приняты уточненные требования предприятия о признании недействительным ничтожным договора аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения от 10.07.2009 N 247, заключенного отделом и предпринимателем; признании отсутствующим права аренды предпринимателя на земельные участки с кадастровыми номерами 26:22:010605:19 площадью 795,3 га, 26:22:010606:40 площадью 301,6 га, 26:22:010607:2 площадью 599,4 га, 26:22:010608:3 площадью 788,4 га.
Решением суда от 30.06.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что предприниматель является единственным членом крестьянского хозяйства и в своем заявлении в администрацию указал, что намерен осуществлять деятельность по развитию животноводства, что соответствует основному виду деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства (код ОКВЭД - 01.22.1, "Разведение овец и коз"), а при рассмотрении заявления предпринимателя администрация претензий к достаточности предоставленной им информации не предъявляла. Предпринимателем представлены отчетные данные о производстве продукции животноводства и поголовье скота за 2011, 2012 годы, акты о выполненных в 2012 году работах по защите пастбищ от вредителей, которые подтверждают осуществление и расширение деятельности КФХ (увеличение поголовья). Предприятием в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции в соответствии с правилами статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлены доказательств, свидетельствующие о том, что размер испрашиваемых заявителем земельных участков не соответствует экономическим возможностям крестьянского хозяйства, а также виду осуществляемой им сельскохозяйственной деятельности. Какие-либо иные доказательства несоответствия поданной заявки требованиям статьи 12 Закона N 74-ФЗ в материалы дела не представлены.
Не согласившись с принятым судебным актом, предприятием подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Апеллянт указывает, что предпринимателем не представлены документы, подтверждающие необходимый размер земельных участков, и что предприниматель действительно намерен осуществлять деятельность по развитию животноводства.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в связи с чем на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Ставропольского края от 30.06.2014 по делу N А63-12373/2012 подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, 06.06.2009 в общественно-политической газете Нефтекумского района Ставропольского края "Восход" N 44-45 (11104-11105) администрация опубликовала информацию о наличии свободных земельных участков, предназначенных для передачи в аренду из земель сельскохозяйственного назначения, отгонных пастбищ, расположенных в границах муниципального образования Зимнеставочного сельсовета Нефтекумского района Ставропольского края.
02.07.2009 предприниматель, а 03.07.2009 - предприятие, обратились в администрацию с заявлениями, в которых просили предоставить им в аренду сроком на 49 лет для развития животноводства земельные участки согласно объявлению в газете "Восход" от 06.06.2009 N 44-45 (11104-11105), в том числе предпринимателю земельные участки с кадастровыми номерами: 26:22:010602:2 (771,0834 га), 26:22:010605:19 (795,3033 га), 26:22:010606:39 (166,8457 га), 26:22:010606:40 (301,6154 га), 26:22:010607:2 (599,4019 га), 26:22:010608:3 (788,4232 га), 26:22:010609:30 (407,3932 га), 26:22:010610:13 (903,5851 га), 26:22:011001:13 (682,3995 га), 26:22:011102:144 (0,0426 га), 26:22:011102:145 (0,2243 га), 26:22:011103:9 (750,5985 га), 26:22:011104:2 (662,3161 га), 26:22:011105:71 (610,6272 га), 26:22:011201:210 (886,4304 га), 26:22:011201:211 (71,6928 га), 26:22011201:212 (15,9629 га), 26:22:011301:50 (744,7533 га), 26:22:011302:2 (474,7139 га); предприятию - земельные участки с кадастровыми номерами 26:22:010811:2 (1055,1604 га), 26:22:011003:3 (115,1 га), 26:22:010810:3 (10042,135 га), 26:22:010604:100 (7636,059 га), 26:22:010604:101 (392,595 га.), 26:22:010606:39 (1668,457 га.), 26:22:010606:40 (301,6 га), 26:22:010605:19 (795, 3 га), 26:22:010607:2 (599,4 га), 26:22:010608:3 (788,4 га).
Постановлением администрации от 10.07.2009 N 905 предпринимателю предоставлены в аренду с 10.07.2009 сроком на 49 лет земельные участки из категории земель "земли сельскохозяйственного назначения", для сельскохозяйственного производства, отгонные пастбища, расположенные в границах муниципального образования Зимнеставочного сельсовета, площадью 96334127 кв. м. (9633,41 га.) отгонных пастбищ, состоящие из девятнадцати участков, в том числе земельные участки со следующими кадастровыми номерами: 26:22:010602:2 площадью 771,0834 га, 26:22:010605:19 площадью 795,3033 га, 26:22:010606:39 площадью 166,8457 га, 26:22:010606:40 площадью 301,6154 га, 26:22:010607:2 площадью 599,4019 га, 26:22:010608:3 788,4232 га, 26:22:010609:30 площадью 407,3932 га, 26:22:010610:13 площадью 903,5851 га, 26:22:011001:13 площадью 682,3995 га, 26:22:011102:144 площадью 0,0426 га, 26:22:011102:145 площадью 0,2243 га, 26:22:011103:9 площадью 750,5985 га, 26:22:011104:2 площадью 662,3161 га, 26:22:011105:71 площадью 610,6272 га, 26:22:011201:210 площадью 886,4304 га, 26:22:011201:211 площадью 71,6928 га, 26:22011201:212 площадью 15,9629 га, 26:22:011301:50 площадью 744,7533 га, 26:22:011302:2 площадью 474,7139 га.
10.07.2009 отдел (арендодатель) и предприниматель (арендатор) заключили договор аренды земельных участков N 247.
01.09.2009 Нефтекумским отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю произведена государственная регистрация договора аренды, номер записи о государственной регистрации 26-26-22/007/2009-924.
16.07.2009 письмом N 212 администрация отказала предприятию в предоставлении в аренду спорных земельных участков, указав, что они переданы предпринимателю в соответствии со статьей 12 Закона N 74-ФЗ.
Полагая, что договор аренды земельных участков земель сельскохозяйственного назначения от 10.07.2009 N 247 является недействительным (ничтожным) и нарушает его права и законные интересы, предприятие обратилось в арбитражный суд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с данным Кодексом, а также Законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Согласно пункту 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации при рассмотрении заявок о предоставлении земельных участков и принятии по ним решений не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом.
Статьей 12 Закона N 74-ФЗ регламентирован порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности. Эта норма является специальной и устанавливает процедуру предоставления земельного участка, отличную от общего порядка предоставления земельных участков.
Закон N 74-ФЗ определяет не только основы создания и деятельности крестьянских хозяйств, но и регулирует вопросы предоставления и приобретения земельных участков для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности в целях обеспечения государством надлежащих гарантий для формирования и нормального функционирования крестьянских хозяйств.
В силу статьи 82 Земельного кодекса Российской Федерации условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения хозяйственным товариществам и обществам, производственным кооперативам, государственным и муниципальным унитарным предприятиям, иным коммерческим организациям, религиозным организациям, казачьим обществам, научным организациям, образовательным организациям, осуществляющим подготовку кадров в области сельского хозяйства, общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для осуществления сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ).
Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу, что Закон N 101-ФЗ не подлежит применению к спорным правоотношениям, и ссылки предприятия на его нарушение не могут являться основанием для признания договора аренды от 10.07.2009 N 247 недействительным (ничтожным).
Поскольку иных обращений в отношении спорных земельных участков от других фермерских хозяйств, кроме предпринимателя, не поступило, администрация правомерно предоставила земельные участки в порядке статьи 12 Закона N 74-ФЗ единственному обратившемуся крестьянскому хозяйству.
Согласно положению "О порядке предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности на территории Нефтекумского муниципального района Ставропольского края", утвержденному постановлением администрации от 02.03.2009 N 226, управление, распоряжение земельными участками на территории Нефтекумского муниципального района, в том числе организацию и проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, установление разрешенного использования земельных участков, принятие решения об изъятии земельных участков, разработку договоров аренды и иных договоров продажи земельных участков осуществляет исполнительный орган Нефтекумского муниципального района - администрация Нефтекумского муниципального района.
Согласно положению "Об отделе имущественных и земельных отношений администрации Нефтекумского муниципального района Ставропольского края" отдел является структурным подразделением администрации, осуществляющим распорядительные и исполнительные функции в области управления и распоряжения муниципальной собственностью, ее эффективного использования, экономико-правового регулирования земельных отношений.
Кассационной суд, направляя дело на новое рассмотрение в суде первой инстанции, указал, что при новом рассмотрении суду следует оценить заявление предпринимателя на предмет соответствия требованиям Закона N 74-ФЗ, исследовать доказательства, обосновывающие необходимость получения в длительную аренду земельных участков испрашиваемой площади.
Согласно статье 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указания арбитражного суда кассационной инстанции, в том числе на толкование закона, изложенные в его постановлении об отмене решения, постановления суда первой, апелляционной инстанций, обязательны для арбитражного суда, вновь рассматривающего данное дело.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 12 Закона N 74-ФЗ граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых в числе прочего должны быть обоснованы размеры предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства).
Предприниматель является единственным членом крестьянского хозяйства и в своем заявлении в администрацию указал, что намерен осуществлять деятельность по развитию животноводства, что соответствует основному виду деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства (код ОКВЭД - 01.22.1, "Разведение овец и коз").
При рассмотрении заявления предпринимателя администрация претензий к достаточности предоставленной им информации не предъявляла.
В связи с возникшими на стадии судебного разбирательства возражениями в суде первой инстанции, предприниматель представил отчетные данные о производстве продукции животноводства и поголовье скота за 2011-2012 годы, акты о выполненных в 2012 году работах по защите пастбищ от вредителей, которые подтверждают осуществление и расширение деятельности КФХ (увеличение поголовья).
В соответствии со статьей 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Вопреки статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предприятием в ходе судебного разбирательства не представлены доказательства, свидетельствующих о том, что размер испрашиваемых заявителем земельных участков не соответствует экономическим возможностям крестьянского хозяйства, а также виду осуществляемой им сельскохозяйственной деятельности. Какие-либо иные доказательства несоответствия поданной заявки требованиям статьи 12 Закона N 74-ФЗ в материалы дела не представлены.
При таких условиях, исследовав и оценив в совокупности представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о соответствии заявления предпринимателя требованиям подпункта 5 пункта 1 статьи 12 Закона N 74-ФЗ.
С учетом изложенного, в удовлетворении заявленных требований судом первой инстанции отказано правомерно.
Довод апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции не учтены положения части 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации, нормы технологического проектирования овцеводческих предприятий НТП-АПК 1.10.03.001-00, Закон Ставропольского края от 29.12.2009 N 98-КЗ "О региональных индустриальных, туристско-рекреационных и технологических парках" (далее - закон N 98-КЗ), Закон Ставропольского края от 07.08.2002 N 36-КЗ "Об упорядочении выпаса и прогона сельскохозяйственных животных и птицы на территории Ставропольского края" (далее - закон N 36-КЗ), Закон Ставропольского края от 15.05.2006 N 31-КЗ "Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения в Ставропольском крае" (далее - закон N 31-КЗ), отклоняется апелляционным судом ввиду следующего.
Нормы технологического проектирования овцеводческих предприятий НТП-АПК 1.10.03.001-00 распространяются на проектирование вновь организуемых, технически перевооружаемых, реконструируемых и расширяемых овцеводческих предприятий (комплексов, ферм, площадок, производственных зон крестьянских хозяйств, подсобных хозяйств предприятий), а также отдельных зданий и сооружений.
Закон N 31-КЗ, с учетом изменений внесенных Законом Ставропольского края от 06.05.2014 N 32-КЗ "О внесении изменений в Закон Ставропольского края "Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения в Ставропольском крае", устанавливает правовые основы обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, сохранения и улучшения природной среды на территории Ставропольского края.
Закон N 36-КЗ устанавливает правила выпаса и прогона сельскохозяйственных животных и птицы на территории Ставропольского края и направлен на обеспечение рационального использования пастбищ, охраны сельскохозяйственных угодий и насаждений от потравы, повреждения или уничтожения сельскохозяйственными животными и птицей.
Закон N 98-КЗ определяет основные цели, принципы, условия создания региональных индустриальных, туристско-рекреационных и технологических парков, механизм управления и контроля за деятельностью региональных индустриальных, туристско-рекреационных и технологических парков, а также правовые основы государственной поддержки региональных индустриальных, туристско-рекреационных и технологических парков в Ставропольском крае.
Указанные нормативно-правовые акты не устанавливают нормативы предельно-допустимых нагрузок на отгонные пастбища.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебного акта в любом случае, апелляционным судом не установлено. Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда по доводам, приведенным в жалобе.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 30.06.2014 по делу N А63-12373/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Н. Егорченко |
Судьи |
Г.В. Казакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-12373/2012
Истец: Муниципальное унитарное семеноводческое предприятие "Полевод", МУСП "Полевод"
Ответчик: Администрация Нефтекумского муниципального района СК, КФХ "Шерпеев Заурбек Шатуевич", Отдел имущественных и земельных отношений администрации Нефтекумского муниципального района СК, Отдел имущественных и земельных отношений администрации Нефтекумского муниципального района Ставропольского края
Хронология рассмотрения дела:
20.10.2014 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-874/13
30.06.2014 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-12373/12
25.12.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7526/13
30.07.2013 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-874/13
21.01.2013 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-12373/12