г. Санкт-Петербург |
|
20 октября 2014 г. |
Дело N А56-18789/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 октября 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Сомовой Е.А.
судей Борисовой Г.В., Лопато И.Б.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Мак Ю.В.
при участии:
от заявителя: Догадкиной Е.А. по доверенности от 22.01.2014
от ответчика: Тоток В.А. по доверенности от 10.01.2014
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-18688/2014) Комитета по тарифам Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.07.2014 по делу N А56-18789/2014 (судья Анисимова О.В.), принятое
по заявлению ГНУ ВИР Россельхозакадемии
к Комитету по тарифам Санкт-Петербурга
об оспаривании постановления
установил:
Российская академия сельскохозяйственных наук Государственное научное учреждение Всероссийский научно-исследовательский институт растениеводства им. Н.И. Вавилова (далее - заявитель, ГНУ ВИР Россельхозакадемии) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Комитета по тарифам Санкт-Петербурга (далее - Комитет) от 19.03.2014 N 21/1-14 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда первой инстанции от 26.07.2014 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Комитет просит решение отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
Заявителем представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором он просит оставить решение без изменения.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои позиции.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, ГНУ ВИР Россельхозакадемии нарушен порядок раскрытия информации об осуществлении регулируемой деятельности, обеспечение доступа к которой предусмотрено действующим законодательством. ГНУ ВИР Россельхозакадемии не исполнило в установленный срок требования Стандартов раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и органами регулирования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2013 N 570 (далее - Стандарты раскрытия информации), а именно: в срок до 19.01.2014 не раскрыта информация, предусмотренная пунктами 16, 24, 25 Стандартов раскрытия информации.
По факту выявленного нарушения 25.02.2014 должностным лицом Комитета в отношении ГНУ ВИР Россельхозакадемии составлен протокол N 21/1-14 об административном правонарушении по части 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения данного протокола и иных материалов проверки Комитетом вынесено постановление от 19.03.2014 N 21/1-14 о наложении штрафа в размере 100000 рублей по делу об административном правонарушении, выразившемся в нарушении установленных стандартов раскрытия информации в сфере теплоснабжения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ.
ГНУ ВИР Россельхозакадемии, не согласившись с указанным постановлением, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, апелляционный суд пришел к выводу о законности и обоснованности обжалуемого судебного акта и об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Комитета ввиду следующего.
Согласно части 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ непредоставление сведений или предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности, неопубликование или опубликование заведомо ложных сведений о своей деятельности субъектами естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса, если опубликование и (или) предоставление таких сведений являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации, а равно нарушение установленных стандартов раскрытия информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий и (или) организаций коммунального комплекса и форм ее предоставления и (или) заполнения, включая сроки и периодичность предоставления информации субъектами естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.15 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии с частью 9 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ) теплоснабжающие организации, теплосетевые организации, органы регулирования обязаны раскрывать информацию в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации стандартами раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями, органами регулирования.
В силу пункта 11 статьи 2 Закона N 190-ФЗ теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей).
С учетом пункта 11 статьи 2 Закона N 190-ФЗ ГНУ ВИР Россельхозакадемии, осуществляя регулируемую деятельность по поставке тепловой энергии по тарифам, установленным распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 19.12.2013 N 529-р "Об установлении тарифов в сфере теплоснабжения Государственного научного учреждения Всероссийский научно-исследовательский институт растениеводства имени Н.И.Вавилова Российской академии сельскохозяйственных наук на территории Санкт-Петербурга на 2014-2016 годы", является теплоснабжающей организацией и на нее распространяются требования части 9 статьи 7 Закона N190-ФЗ и Стандартов раскрытия информации.
В силу статьи 1 Стандартов раскрытия информации настоящий документ устанавливает состав, порядок, сроки и периодичность предоставления информации, подлежащей раскрытию теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями (далее - регулируемые организации), а также органами регулирования.
Под раскрытием информации понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации независимо от цели ее получения (пункт 2 Стандартов).
Согласно пункту 15 Стандартов раскрытия информации регулируемой организацией подлежит раскрытию следующая информация:
а) о регулируемой организации (общая информация);
б) о ценах (тарифах) на регулируемые товары (услуги);
в) об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности регулируемой организации, включая структуру основных производственных затрат (в части регулируемых видов деятельности);
г) об основных потребительских характеристиках регулируемых товаров и услуг регулируемой организации;
д) об инвестиционных программах регулируемой организации и отчетах об их реализации;
е) о наличии (отсутствии) технической возможности подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения, а также о регистрации и ходе реализации заявок на подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения;
ж) об условиях, на которых осуществляется поставка регулируемых товаров (оказание регулируемых услуг), и (или) об условиях договоров о подключении (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения;
з) о порядке выполнения технологических, технических и других мероприятий, связанных с подключением (технологическим присоединением) к системе теплоснабжения;
и) о способах приобретения, стоимости и объемах товаров, необходимых для производства регулируемых товаров и (или) оказания регулируемых услуг регулируемой организацией;
к) о предложении регулируемой организации об установлении цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
При этом пунктами 16, 24, 25 Стандартов раскрытия информации раскрыт состав информации: информация о ценах (тарифах) на регулируемые товары (услуги); информация об условиях, на которых осуществляется поставка регулируемых товаров (оказание регулируемых услуг); информация о порядке выполнения технологических, технических и других мероприятий, связанных с подключением (технологическим присоединением) к системе теплоснабжения.
Сроки раскрытия информации, определенной пунктом 15 Стандартов, указаны в пункте 28 Стандартов раскрытия информации.
Согласно пункту 28 Стандартов раскрытия информации информация, указанная в пунктах 16, 24, 25 настоящего документа, раскрывается регулируемой организацией не позднее 30 календарных дней со дня принятия соответствующего решения об установлении цен (тарифов) на очередной расчетный период регулирования.
ГНУ ВИР Россельхозакадемии осуществляет регулируемую деятельность по поставке тепловой энергии по тарифам, установленным распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 19.12.2013 N 529-р "Об установлении тарифов в сфере теплоснабжения Государственного научного учреждения Всероссийский научно-исследовательский институт растениеводства имени Н.И.Вавилова Российской академии сельскохозяйственных наук на территории Санкт-Петербурга на 2014-2016 годы", потребителям жилого дома по адресу: Санкт-Петербург, г. Пушкин, Московское шоссе, д. 15.
Вышеуказанная информация должна быть раскрыта в соответствии с требованиями, указанными в пункте 3 Стандартов раскрытия информации, по формам, утвержденным распоряжением Комитета от 09.10.2013 N 282-р "Об утверждении форм предоставления организациями коммунального комплекса, теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями Санкт-Петербурга информации, подлежащей свободному доступу, в соответствии со стандартами раскрытия информации".
Информация, необходимая для исполнения ГНУ ВИР Россельхозакадемии требований пункта 16 Стандартов, была раскрыта Комитетом в соответствии с пунктами 5, 45 Стандартов путем размещения на официальном сайте Комитета копий протокола заседания правления Комитета и распоряжения, также осуществлено официальное опубликование распоряжения в "Вестнике Комитета по тарифам Санкт-Петербурга", специальный выпуск N 15, 21.12.2013. Протокол заседания (комиссии) правления Комитета от 19.12.2013 N 1314 размещен на официальном сайте 24.12.2013, распоряжение Комитета от 19.12.2013 N 529-р размещено на официальном сайте 25.12.2013. Кроме того, распоряжение Комитета от 19.12.2013 N 529-р опубликовано в Справочно-правовых системах (информационно-правовых системах) "Гарант", "КонсультантПлюс", "Кодекс".
Пунктом 3 Стандартов раскрытия информации установлено, что регулируемыми организациями информация раскрывается путем:
а) обязательного опубликования на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов), и (или) на официальном сайте органа местного самоуправления поселения или городского округа в случае их наделения в соответствии с законом субъекта Российской Федерации полномочиями по государственному регулированию цен (тарифов), и (или) на сайте в сети "Интернет", предназначенном для размещения информации по вопросам регулирования тарифов, определяемом Правительством Российской Федерации;
б) опубликования на официальном сайте в сети "Интернет" органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) и в печатных изданиях, в которых публикуются акты органов местного самоуправления (далее - печатные издания), - в случае и объемах, которые предусмотрены пунктом 9 настоящего документа;
в) опубликования по решению регулируемой организации на ее официальном сайте в сети "Интернет";
г) предоставления информации на безвозмездной основе на основании письменных запросов потребителей товаров и услуг регулируемых организаций (далее - потребители) в порядке, установленном настоящим документом.
С учетом подпункта "а" пункта 3 Стандартов обязательным является опубликование регулируемой организацией информации на официальном сайте Комитета (www.gov.spb.ru).
ГНУ ВИР Россельхозакадемии не выполнило указанных в подпункте "а" пункта 3 Стандартов требований раскрытия информации. Указанная информация подлежала раскрытию ГНУ ВИР Россельхозакадемии в срок не позднее 19.01.2014.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о том, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, заявителем в материалы дела не представлено. Заявитель имел реальную и объективную возможность для исполнения обязанности по раскрытию предусмотренной законом информации в предусмотренном законом порядке.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ.
Процедура привлечения к административной ответственности Комитетом соблюдена, постановление вынесено в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как разъяснено в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Пунктом 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" определено, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
Проанализировав обстоятельства рассматриваемого дела и оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, а также, учитывая характер и степень общественной опасности допущенного административного правонарушения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что допущенное правонарушение является малозначительным.
Основанием для признания правонарушения малозначительным послужило то, что размер тарифа на тепловую энергию, поставляемую ГНУ ВИР Россельхозакадемии жителям многоквартирного жилого дома по адресу: Санкт-Петербург, г. Пушкин, Московское шоссе, д. 15, установлен на 1 полугодие 2014 года для населения в размере 1457,56 руб/Гкал, что равнозначно тарифу, установленному для населения на 2013 год, в связи с чем неразмещение ГНУ ВИР Россельхозакадемии информации, подлежащей раскрытию, не привело к нарушению прав потребителей тепловой энергии, так как тариф на тепловую энергию, установленный для населения, не изменился по сравнению с 2013 годом, что в свою очередь, не привело к нарушению охраняемых общественных отношений в сфере теплоснабжения.
В связи с изложенным, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что доказательств, свидетельствующих о наличии фактической угрозы охраняемым отношениями в связи с допущенным обществом правонарушением, Комитетом не представлено. При таких обстоятельствах, выводы суда первой инстанции о малозначительности совершенного правонарушения являются законными и обоснованными.
В абзаце 2 пункта 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 установлено, что если в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности будет установлена малозначительность правонарушения, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.
Принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, апелляционная инстанция не усматривает оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.07.2014 по делу N А56-18789/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Сомова |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-18789/2014
Истец: Российская академия сельскохозяйственных наук Государственное научное учреждение Всероссийский научно-исследовательский институт растениеводства им. Н. И. Вавилова
Ответчик: Комитет по тарифам Санкт-Петербурга