г. Москва |
|
23 октября 2014 г. |
Дело N А41-45643/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 октября 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Исаевой Э.Р.,
судей Куденеевой Г.А., Мизяк В.П.,
при ведении протокола судебного заседания: Маркеловой И.В.,
при участии в заседании:
от Конкурсного управляющего Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания - Шеметово" (ИНН: 5042111946, ОГРН: 1105042001459) Хашева Артема Анатольевича: представитель не явился, извещен,
от Комитета по ценам и тарифам Московской области (ИНН: 5024125640, ОГРН: 1125024000287): Ханмурзина Э.Б., представителя (доверенность от 10.01.2014 N 07),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу конкурсного управляющего Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания - Шеметово" (ИНН: 5042111946, ОГРН: 1105042001459) Хашева Артема Анатольевича на определение Арбитражного суда Московской области от 01 сентября 2014 года по делу N А41-45643/12, принятое судьей Козловой М.В., по заявлению Комитета по ценам и тарифам Московской области о включении в реестр требований кредиторов Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания - Шеметово" (ИНН: 5042111946, ОГРН: 1105042001459) задолженности в сумме 862 607 руб. 53 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по ценам и тарифам Московской области (далее также - кредитор) обратился в Арбитражный суд Московской области с требованием о включении в реестр требований кредиторов Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания - Шеметово" (ИНН: 5042111946, ОГРН: 1105042001459) (далее - ООО "Управляющая компания - Шеметово", должник) задолженности в сумме 862 607 руб. 53 коп. (л.д. 3-8).
Определением Арбитражного суда Московской области от 01 сентября 2014 года требование Комитета по ценам и тарифам Московской области к ООО "Управляющая компания - Шеметово" в сумме 862 607 руб. 53 коп. основного долга признано обоснованным. Суд обязал конкурсного управляющего включить требование Комитета по ценам и тарифам Московской области в сумме 862 607 руб. 53 коп., в третью очередь реестра требований кредиторов ООО "Управляющая компания - Шеметово" (л.д. 72-74).
Не согласившись с принятым судебным актом, конкурсный управляющий ООО "Управляющая компания - Шеметово" Хашев Артем Анатольевич (далее - конкурсный управляющий должника) подал апелляционную жалобу, в которой просил определение суда отменить, принять по делу новый судебный акт (л.д. 77-78).
Законность и обоснованность судебного акта, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии с положениями статей 257 - 262, 266, 270, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей конкурсного управляющего должника, извещенного надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства, в том числе путем размещения информации о принятии апелляционной жалобы к производству на сайте Десятого арбитражного апелляционного суда (http://10aas.arbitr.ru/) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании апелляционного суда представитель Комитета по ценам и тарифам Московской области доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил определение суда первой инстанции изменить.
Заслушав представителя Комитета по ценам и тарифам Московской области, повторно исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что определение суда первой инстанции подлежит отмене в части установления очередности удовлетворения требования кредитора.
Согласно статье 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статье 32 Федерального закона N 127-ФЗ от 26.10.2002 "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными Законом о банкротстве.
В обоснование заявленного требования Комитет по ценам и тарифам Московской области сослался на наличие у должника задолженности в сумме 862 607 руб. 53 коп., образовавшейся в результате излишне уплаченных субсидий на сумму налога на добавленную стоимость (18%), которая подлежит возврату в бюджет Московской области.
Судом установлено, что Постановлением Правительства Московской области от 14.03.2008 N 172/8 утверждены условия предоставления, расходования субсидий и критериев муниципальных образований Московской области для предоставления субсидий на частичную компенсацию выпадающих доходов организациям, предоставляющим населению коммунальные услуги по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек (далее - Постановление Правительства Московской области от 14.03.2008 N 172/8).
Из материалов дела следует, что в соответствии с названным Постановлением Правительства Московской области 06 августа 2012 года между Комитетом по ценам и тарифам Московской области (Комитет) и Администрацией сельского поселения Шеметовское Сергиево-Посадского муниципального района Московской области (получатель) заключено соглашение N 23 "О предоставлении из бюджета Московской области на 2012 год субсидий на частичную компенсацию выпадающих доходов организациям, предоставляющим населению коммунальные услуги по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек", указанные субсидии выплачивались Администрации (л.д. 13-18).
По условиям соглашения N 23 от 06 августа 2012 года Комитет обязался предоставлять из бюджета Московской области на 2012 год получателю субсидии на частичную компенсацию выпадающих доходов; направлять получателю подписанный акт об оказанных услугах теплоснабжения по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек или мотивированный отказ от его подписания (пункт 2.1 соглашения).
Пунктом 2.3 соглашения установлено, что получатель обязался предоставлять в Комитет договоры с управляющей организацией о предоставлении услуг теплоснабжения населению сельского поселения Шеметовское Сергиево-Посадского муниципального района Московской области; ежемесячно до 25-го числа месяца, следующего за отчетным месяцев, информацию о фактическом объеме услуг теплоснабжения.
Между Администрацией сельского поселения Шеметовское Сергиево-Посадского муниципального района Московской области (Администрацией) и ООО "Управляющая компания - Шеметово" (предприятием) заключены муниципальные контракты N 01 от 01 января 2012 года и N 02 от 16 апреля 2012 года, в соответствии с которыми Администрация обязалась перечислять предприятию средства в возмещение выпадающих доходов за отчетный месяц, в течение 10-ти дней с момента поступления субсидий на возмещение выпадающих доходов из бюджета Московской области (пункты 2.1.1 контрактов) (л.д. 25-28).
Согласно пунктам 2.2.1 контрактов предприятие обязалось предоставлять до 25-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, информацию о фактическом объеме услуг теплоснабжения, предоставленных населению сельского поселения Шеметовское Сергиево-Посадского муниципального района Московской области, по прилагаемой форме за истекший месяц.
Тарифы на услуги по теплоснабжению для ООО "УК Шеметово" на 2012 год установлены распоряжением Министерства экономики Московской области от 22.11.2011 N 138-РМ (л.д. 24).
По актам об оказании населению услуг по теплоснабжению по тарифам, не обеспечивающих возмещение издержек, N 1 от 06.08.2012, N 4 от 30.08.2012, N 7 от 30.08.2012, кредитором в адрес Администрации были перечислены денежные средства за май 2012 года - 2 004 687 руб. 46 коп., июнь 2012 года - 1 996 635 руб. 02 коп.; за июль 2012 года - 1 653 549 руб. 13 коп. Всего было перечислено 5 654 871 руб. 61 коп., что подтверждается платежным поручением N 237 от 12.09.2012 (л.д. 20, 21-23).
Платежным поручением N 742 от 25.09.2012 подтверждается перечисление Администрацией должнику денежных средств в размере 5 654 871 руб. 61 коп. (л.д. 19).
В соответствии с пунктами 17 и 18 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109, определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета. В необходимую валовую выручку включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продуктов (услуг), и внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения).
В соответствии со статьей 248 Налогового кодекса Российской Федерации, при определении доходов из них исключаются суммы налогов, предъявленные в соответствии с настоящим Кодексом налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав).
Согласно пункту 19 статьи 270 Налогового кодекса Российской Федерации, при определении налоговой базы в целях исчисления налога на прибыль не учитываются расходы в виде сумм налогов, предъявленных в соответствии с настоящим Кодексом налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Следовательно, суммы уплачиваемого налога на добавленную стоимость при приобретении товаров, работ, услуг в целях осуществления деятельности в сфере теплоснабжения не могут признаваться расходами должника и не включаться в необходимую валовую выручку.
В силу части 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации, при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации. Суммы субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.
Налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость на установленные статьей 171 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты в порядке, предусмотренном статьей 172 указанного Кодекса.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 настоящего Кодекса (в том числе налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 настоящего Кодекса), общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса и увеличенная на суммы налога, восстановленного в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Налогового кодекса Российской Федерации и увеличенную на суммы налога, восстановленного в соответствии с пунктом 3 статьи 170 настоящего Кодекса, положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьями 176 и 176.1 настоящего Кодекса, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода.
Денежные средства, перечисленные Комитетом по ценам и тарифам Московской области по соглашению соглашения N 23 от 06 августа 2012 года в адрес Администрации, а последней в адрес должника не включаются в налоговую базу в целях исчисления налога на добавленную стоимость, так как их получение не связано с рачатами по оплате реализованных услуг.
Таким образом, должнику со стороны кредитора была излишне уплачена сумма субсидий на сумму НДС (18%) в размере 862 607 руб. 53 коп., которая подлежит возврату в бюджет Московской области.
Согласно части 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Целью обязательств из неосновательного обогащения является восстановление имущественной сферы потерпевшего путем возврата неосновательно полученного или сбереженного за счет него другим лицом (приобретателем) имущества. Для взыскания суммы неосновательного обогащения потерпевший должен доказать, что приобретатель приобрел или сберег имущество за его счет без законных оснований.
Оценив представленные Комитетом по ценам и тарифам Московской области доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что последний доказал обоснованность требований.
Вместе с тем, обязывая конкурсного управляющего должника включить требование Комитета по ценам и тарифам Московской области в сумме 862 607 руб. 53 коп. в третью очередь реестра требований кредиторов ООО "Управляющая компания - Шеметово", суд первой инстанции не учел следующее.
В силу статьи 126 Закона о банкротстве с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства срок исполнения возникших до открытия конкурсного производства денежных обязательств должника считается наступившим, все требования кредиторов по денежным обязательствам могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.
По правилам пункта 1 статьи 142 и в силу статьи 100 Закона о банкротстве требования кредитора направляются в арбитражный суд, конкурсному управляющему с приложением судебного акта или иных документов, подтверждающих обоснованность требований.
По общему правилу, предусмотренному в пункте 1 статьи 142 Закона о банкротстве, реестр требований кредиторов подлежит закрытию по истечении двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
Требования конкурсных кредиторов, заявленные после закрытия реестра требований кредиторов, удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника (пункт 4 статьи 142 Закона о банкротстве).
Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2005 N 93 "О некоторых вопросах, связанных с исчислением отдельных сроков по делам о банкротстве" согласно абзацу третьему пункта 1 статьи 142 Закона о банкротстве, реестр требований кредиторов подлежит закрытию по истечении двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
Последствия пропуска названного срока специально урегулированы в пунктах 4, 5 статьи 142 Закона о банкротстве, возможность его восстановления законодательством не предусмотрена.
Из материалов дела следует, что сообщение о признании общества несостоятельным (банкротом) было опубликовано в газете "Коммерсантъ" 22.06.2013, реестр требований кредиторов должника закрыт 22.08.2013.
Поскольку Комитет по ценам и тарифам Московской области обратился в суд с заявлением о включении требования в реестр 30.06.2014, что подтверждается штемпелем канцелярии (л.д. 1), то есть за пределами срока, установленного статьей 142 Закона о банкротстве, у суда первой инстанции не имелось оснований для включения требования кредитора в третью очередь реестра требований кредиторов должника.
Данное требование подлежит удовлетворению за счет имущества ООО "Управляющая компания - Шеметово", оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов должника.
При изложенных обстоятельствах определение суда первой инстанции подлежит отмене в части обязания конкурсного управляющего должника включить требование Комитета по ценам и тарифам Московской области в сумме 862 607 руб. 53 коп. в третью очередь реестра требований кредиторов ООО "Управляющая компания - Шеметово".
Руководствуясь статьями 223, 266, 268, 271, пунктом 3 части 4 статьи 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Московской области от 01 сентября 2014 года по делу N А41-45643/12 в части обязания конкурсного управляющего включить требования Комитета по ценам и тарифам Московской области в сумме 862 607 руб. 53 коп. в третью очередь реестра требований кредиторов ООО "Управляющая компания - Шеметово" отменить.
Обязать конкурсного управляющего удовлетворить требования Комитета по ценам и тарифам Московской области в сумме 862 607 руб. 53 коп. за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества ООО "Управляющая компания - Шеметово".
Председательствующий судья |
Э.Р. Исаева |
Судьи |
Г.А. Куденеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-45643/2012
Должник: ООО "Управляющая компания - Шеметово"
Кредитор: "Евросибирская саморегулируемая организация арбитражных управляющих", Администрация сельского поселения Шеметовское Сергиево-Посадского района Московской области, ЗАО "Компания "Консаудит-М", ИФНС России по г. Сергиев Посад Московской области, ИФНС России по г. Сергиеву Посаду Московской области, к/у ООО "Контур Строй" Силин А. В., Комитет по ценам и тарифам Московской области, ОАО "Мосэнергосбыт", ООО "Газпром межрегионгаз Москва", ООО "Регионгаз", ООО "Топливно энергетическая компания", ООО "Топ-Пас", Солодухин Денис Николаевич, ФГУП "ОБЪЕДИНЕННЫЙ ЭКОЛОГО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР ПО ОБЕЗВРЕЖИВАНИЮ РАО И ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ"
Третье лицо: Конкурсный управляющий: Хашев Артем Анатольевич