г. Чита |
|
24 октября 2014 г. |
Дело N А58-3077/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 октября 2014 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Рылова Д.Н., Желтоухова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Королёвой Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 11 августа 2014 года по делу N А58-3077/2014 по заявлению общества с ограниченной ответственностью Инвестиционно-строительная компания "Сибирь" (ИНН 1435237173, ОГРН 111143000588, 677000, г. Якутск, пр. Ленина 11, кв. 66) к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска (ИНН 1435134280, ОГРН 1031402045905, 677000, г. Якутск, пр. Ленина 15) о признании решения от 05.03.2014 N 2152-ДИЗО/14 об отказе в принятии решения о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: г. Якутск, Сергеляхское шоссе, с кадастровым номером 14:36:107039:496 под строительство спортклуба, недействительным; об обязании Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска заключить договор аренды на земельный участок, расположенный по адресу: г. Якутск, Сергеляхское шоссе, с кадастровым номером 14:36:107039:496 под строительство спортклуба,
(суд первой инстанции: судья Шевелёв В.В.),
в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
установил:
общество с ограниченной ответственностью Инвестиционно-строительная компания "Сибирь" (далее - заявитель, ООО ИСК "Сибирь" или общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска (далее - Департамент) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании решения от 05.03.2014 N 2152-ДИЗО/14 об отказе в принятии решения о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: г. Якутск, Сергеляхское шоссе, с кадастровым номером 14:36:107039:496 под строительство спортклуба, недействительным; об обязании Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска заключить договор аренды на земельный участок, расположенный по адресу: г. Якутск, Сергеляхское шоссе, с кадастровым номером 14:36:107039:496 под строительство спортклуба.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 11 августа 2014 года признано недействительным решение Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска от 05.03.2014 N 2152-ДИЗО/14 об отказе в принятии решения о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: г. Якутск, Сергеляхское шоссе, с кадастровым номером 14:36:107039:496 под строительство спортклуба.
Суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности оспариваемого решения и нарушении таким решением прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На Департамент возложена обязанность заключить с ООО ИСК "Сибирь" договор аренды на земельный участок, расположенный по адресу: г. Якутск, Сергеляхское шоссе, с кадастровым номером 14:36:107039:496 под строительство спортклуба.
Не согласившись с указанным решением, Департамент обжаловал его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, как незаконного и необоснованного.
Из апелляционной жалобы следует, что согласно положениям статей 28 и 29 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду на основании решения органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьей 11 Земельного Кодекса.
Оспариваемое решение принято Департаментом в пределах полномочий, определенных действующим законодательством.
01.06.2012 на рабочем совещании Заместителя Главы ГО "город Якутск" было принято предварительное решение об аннулировании пункта 17 ранее принятого решения на рабочем совещании от 07.12.2011, в соответствии с полномочиями наделенными постановлением главы городского округа "город Якутск" от 03.06.2009 N 49 "Об утверждении положения о межведомственной комиссии по регулированию земельных и градостроительных отношений на территории г. Якутска", что послужило основанием для снятия с государственного кадастрового учета недвижимости земельного участка с кадастровым номером 14:36:107039:182 имеющего статус временный.
Как указывает Департамент, орган местного самоуправления вправе распоряжаться земельными участками, находящиеся в муниципальной собственности в том числе, если земельный участок был образован из земель и сведения государственного кадастра недвижимости о данном земельном участке носит временный характер, то сведения о таком земельном участке могут быть аннулированы и исключены из ГКН по заявлению органов местного самоуправления в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 21.02.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации".
13.12.2013 испрашиваемый обществом земельный участок вновь поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 14:36:107039:496 с разрешенным видом использования "под спортклуб", о чем свидетельствует кадастровый паспорт земельного участка от 13.12.2013 N 14/13-218484, имеющего статус временный.
27.02.2014 общество через государственное автономное учреждение "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Республики Саха (Якутия)" обратилось с заявлением о принятии решения о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: г. Якутск, Сергеляхсское шоссе, с новым кадастровым номером 14:36:107039:496, с приложением, в том числе: акта выбора N 1117/11 от 13.12.2011 земельного участка, с приложениями направлений для согласования в УГЭК ЯКОП и главному архитектору г. Якутска.
Письмом N 2152-ДИЗО/14 от 05.03.2014 Департамент сообщил обществу об отказе в принятии решения о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: г. Якутск, Сергеляхсское шоссе, с кадастровым номером 14:36:107039:496, под спортклуб. Основанием для принятия указанного решения послужило заключение Прокуратуры города Якутска от 09.12.2013 N 16-2013/34, в соответствии с которым действовавшие до принятия отдельных административных регламентов (07.08.2012) порядки предоставления земельных участков и как следствие принятые комиссией предварительные решения утратили силу и не могут иметь обратной силы, в настоящий момент порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством осуществляется в соответствии со статьей 8 Нормативно-правового акта Якутской городской Думы "О порядке управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, и земельными участками государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе "город Якутск" (принят Решением Якутской городской Думы от 14.11.2012 N РЯГД-50-8.
Как указывает Департамент, из содержания письма N 2152-ДИЗО/14 от 05.03.2014, в форме которого Департаментом принято решение об отказе в принятии решения о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: г. Якутск, Сергеляхсское шоссе, с кадастровым номером 14:36:107039:496, под строительство спорт-клуба, следует, что основанием для принятия указанного решения послужило заключение Прокуратуры города Якутска от 09.12.2013 N 16-2013/34.
На территории города Якутска на дату обращения общества с заявлением действовало Положение о порядке предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в муниципальной собственности, и земель, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе "Город Якутск", утвержденное решением Якутской городской Думы от 25.03.2010 N РЯГД-24-8 (далее - Положение от 05.03.2010). Данное Положение утратило силу с 01.03.2012 в связи с изданием нового Порядка управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе "Город Якутск" от 15.02.2012 N 50-НПА, принятого решением Якутской городской Думы от 15.02.2012 N РЯГД-42-6.
В силу пункта 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Данных, свидетельствующих о придании новой норме, действующей в настоящее время, обратной силы не имеется.
В рассматриваемом случае, как указывает заявитель апелляционной жалобы, правоотношения с заявителем возникли в период действия Положения от 05.03.2010, являлись длящимися, а обращение 27.02.2014 общества с заявлением о принятии решения о предоставлении земельного участка не являлось самостоятельным действием, а являлось этапом процедуры инициированной в 2011 году.
При этом Департамент считает, что изменение правового регулирования спорных отношение не должно влечь нарушения прав участников общественных отношений с учетом принципа баланса частных и публичных интересов, применяемого Европейским Судом к защите имущественных прав как физических, так и юридических лиц.
При изложенных обстоятельствах, Департамент считает, что оспариваемое решение Департамента, изложенное в письме N 2152-ДИЗС/14 от 05.03.2014, об отказе в принятии решения о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: г. Якутск, Сергеляхское шоссе, с кадастровым номером 14:36:107039:496, под строительство спортивного объекта - спортклуб, законное и обоснованное
Вместе с тем, Департамент считает, что оспариваемое решение не нарушает прав и законных интересов общества.
Общество представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, где считает доводы, изложенные в ней, необоснованными и не соответствующими обстоятельствам дела. Просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ, что подтверждается почтовыми уведомлениями, а также отчетом о публикации на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии с частью 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела.
В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании 15 октября 2014 года был объявлен перерыв до 15 часов 00 минут 17 октября 2014 года. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 07 декабря 2011 года принято решение о согласовании проведение работ по выбору земельного участка ориентировочной площадью 16000 кв.м., расположенного по адресу: г. Якутск Сергеляхское шоссе, под строительство спортивного объекта - спортклуба.
В соответствии с протоколом рабочего совещания у Первого заместителя Главы ГО "Город Якутск" со структурными подразделениями Окружной администрации г. Якутска от 07.12.2011 заявителю выдан акт выбора земельного участка от 13.12.2011 N 1117/11 по предварительному согласованию места размещения под строительство спортивного объекта - спортклуба.
19.12.2011 обществу выдана схема расположения земельного участка (кадастровый квартал 14:36:107039), утвержденная председателем комитета земельных отношений Окружной администрации города Якутска.
На основании указанных документов обществом в отношении земельного участка выполнены кадастровые работы, дважды осуществлен его государственный кадастровый учет и получен кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером 14:36:107039:182, а впоследствии - 14:36: 107039:496.
01 июня 2012 года принято предварительное решение об аннулировании пункта 17 протокола рабочего совещания от 07.12.2011 по заявлению ООО ИСК "Сибирь".
27 февраля 2014 года заявитель обратился в Департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска с заявлением о принятии решения о предоставлении земельного участка для строительства.
Письмом от 05.03.2014 N 2152-ДИЗО/14 Департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска отказал заявителю в предоставлении земельного участка под строительство спортклуба. Отказ мотивирован тем, что предварительное решение от 07.12.2011 утратило силу.
Не согласившись с указанным отказом, заявитель обратился в Арбитражный суд.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости удовлетворения заявленных обществом требований, исходя из следующего.
Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, установлены частью 4 статьи 200 АПК РФ, согласно которой арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что требования заявителей могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:
1) несоответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту;
2) нарушение прав и законных интересов заявителя этим решением.
При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств, требования общества удовлетворению не подлежат.
Статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий.
Пунктом 1 Постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 30.09.2006 N 435 "О Порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена" установлено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе "Город Якутск" определяются в соответствии с Земельным кодексом Республики Саха (Якутия).
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 13 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия) к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в области земельных отношений относятся управление и распоряжение в пределах полномочий, установленных федеральным законодательством, законодательством Республики Саха (Якутия) и уставом муниципального района (городского округа), земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии с Положением о Департаменте имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска Департамент осуществляет функции в сфере управления и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в ГО "Город Якутск", в рамках осуществления органами местного самоуправления ГО "Город Якутск" полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий.
Согласно пункту 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, - в постоянное (бессрочное) пользование, религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения - в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений (пункт 3 статьи 30).
В силу пункта 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
- выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 названного Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
- выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
- принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 названного Кодекса.
Пунктом 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5 статьи 31).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6 статьи 31).
Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, в семидневный срок со дня утверждения указанного решения. В случае обращения заявителя через многофункциональный центр копия указанного решения выдается через многофункциональный центр (пункт 7 статьи 31).
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (пункт 8 статьи 31).
В соответствии с пунктом 1 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства. Для принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления запрашивает кадастровый паспорт земельного участка (его копию, сведения, содержащиеся в нем) в органе, осуществляющем кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, если такой документ не представлен гражданином или юридическим лицом по собственной инициативе.
Как установлено судом первой инстанции, следует из материалов дела и не оспаривается Департаментом, органом местного самоуправления обеспечен выбор испрашиваемого земельного участка, выполнены в отношении этого земельного участка кадастровые работы и осуществлен его кадастровый учет.
Таким образом, заявителем проведены первые два мероприятия предусмотренные пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации.
Следовательно, в силу положений подпункта 4 пункта 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации Департамент должен был по заявлению общества от 27.02.2014 в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса, принять решение о предоставлении обществу в аренду земельного участка для строительства.
По мнению суда апелляционной инстанции, отсутствие в материалах дела непосредственно решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающего акт о выборе земельного участка, не опровергает факт законного осуществления процедуры выбора этого земельного участка, выполнения в отношении кадастровых работ и осуществления его кадастрового учета.
Фактическое же принятие Департаментом указанного решения подтверждается выдачей обществу в случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, отсутствием решения об отказе в размещении объекта, а также установлением, в соответствии с пунктом 1 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации границ земельного участка и его государственным кадастровым учетом в порядке, установленном федеральными законами.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к правомерному и обоснованному выводу о незаконности отказа в предоставлении обществу в аренду земельного участка для строительства и нарушении таким отказом прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности на предоставление указанного земельного участка.
Частью 2 статьи 201 АПК РФ установлено, что арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой пришел к обоснованному выводу о необходимости удовлетворения требований заявителя.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции в данной части не имеется.
Кроме того, не подлежат оценке доводы заявителя апелляционной жалобы со ссылкой на приложенные к ней документы (приложения N N 3, 5 - 9), как не представленные суду первой инстанции, а кроме того, датированные после принятия оспариваемого решения.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Согласно резолютивной части оспариваемого решения в качестве способа устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя суд первой инстанции возложил на Департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска обязанность заключить с ООО Инвестиционно-строительная компания "Сибирь" договор аренды на земельный участок, расположенный по адресу: г. Якутск, Сергеляхское шоссе, с кадастровым номером 14:36:107039:496 под строительство спортклуба.
Однако, как следует из прямого указания пункта 10 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае признания судом недействительным отказа в предоставлении земельного участка для строительства суд в своем решении обязывает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, предоставить земельный участок с указанием срока и условий его предоставления.
Следовательно, решение суда первой инстанции в части устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя принято при неприменении указанных норм Земельного кодекса Российской Федерации, вследствие чего подлежит изменению в данной части.
Согласно части 1 статьи 25 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия) срок договора аренды земельного участка устанавливается по соглашению сторон в зависимости от фактического использования, обременений и ограничений по использованию земельного участка, а также в соответствии с генеральными планами, правилами землепользования и застройки.
В силу положений данной нормы суд апелляционной инстанции считает возможным при возложении на Департамент обязанности предоставить обществу в аренду земельный участок по адресу: г. Якутск, Сергеляхское шоссе, с кадастровым номером 14:36:107039:496 под строительство спортклуба не указывать срок, на который может быть предоставлен данный участок.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 11 августа 2014 года по делу N А58-3077/2014 в части обязания Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска заключить с ООО Инвестиционно-строительная компания "Сибирь" договор аренды на земельный участок, расположенный по адресу: г. Якутск, Сергеляхское шоссе, с кадастровым номером 14:36:107039:496 под строительство спортклуба изменить.
Изложить решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 11 августа 2014 года по делу N А58-3077/2014 в данной части в следующей редакции: "Обязать Департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска (ИНН 1435134280, ОГРН 1031402045905, 677000, г. Якутск, пр. Ленина,15) предоставить обществу с ограниченной ответственностью Инвестиционно-строительная компания "Сибирь" (ИНН 1435237173, ОГРН 111143000588) в аренду земельный участок по адресу: г. Якутск, Сергеляхское шоссе, с кадастровым номером 14:36:107039:496 под строительство спортклуба".
В остальной части решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 11 августа 2014 года по делу N А58-3077/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Рылов Д.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-3077/2014
Истец: ООО Инвестиционно-строительная компания "Сибирь"
Ответчик: Департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска
Хронология рассмотрения дела:
17.09.2015 Определение Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-5604/15
08.07.2015 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-5102/14
05.06.2015 Определение Арбитражного суда Республики Саха N А58-3077/14
27.04.2015 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-5102/14
10.02.2015 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-6550/14
24.10.2014 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-5102/14
11.08.2014 Решение Арбитражного суда Республики Саха N А58-3077/14