г. Москва |
|
27 октября 2014 г. |
Дело N А41-26362/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 октября 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Немчиновой М.А.,
судей Виткаловой Е.Н., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания Шакуровым И.И.
при участии в заседании:
от заявителя Закрытого акционерного общества "Никольское" - Арустамян С.В. - генеральный директор общества - выписка из протокола от 28 апреля 2011 года N 1/2011, Проценко С.Н. - представитель по доверенности от 01 августа 2014 года N 02,
от заинтересованного лица Комитета по ценам и тарифам Московской области - Чуприков Р.И. представитель по доверенности от 27 января 2014 года N 12, Макаров В.В. представитель по доверенности от 20 октября 2014 года N 27,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Закрытого акционерного общества "Никольское" на решение Арбитражного суда Московской области от 29 июля 2014 года по делу N А41-26362/14, принятое судьей Гапеевой Р.А., по заявлению Закрытого акционерного общества "Никольское" к Комитету по ценам и тарифам Московской области об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении по делу N 19/19-03-2014 от 03 апреля 2014 года 29исх-1040/13,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Никольское" (далее - ЗАО "Никольское", общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Комитету по ценам и тарифам Московской области (далее - административный орган, комитет) о признании незаконным и отмене постановления по делу N 19/19-03-2014 от 03 апреля 2014 года N 29исх-1040/13, которым общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ, с назначением в наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Московской области от 29 июля 2014 года в удовлетворении заявленных требований ЗАО "Никольское" отказано (л.д. 85-88).
Не согласившись с вынесенным судебным актом, общество обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представители ЗАО "Никольское" поддержали доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просили решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований предприятия.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представители административного органа возражали по доводам апелляционной жалобы, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, ЗАО "Никольское", являясь организацией, осуществляющей регулируемый вид деятельности, не сообщило в комитет о месте размещения информации, подлежащей раскрытию в соответствии со Стандартами раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения и Стандартами раскрытия информации теплоснабжающими организациями.
Распоряжениями Комитета от 13 декабря 2013 года N 145-Р "Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для организаций водопроводно-канализационного хозяйства" и от 20 декабря 2013 года N 152-Р "Об установлении тарифов в сфере теплоснабжения" утверждены тарифы для ЗАО "Никольское" на 2014 год.
Общество не уведомило в установленный срок комитет о раскрытии соответствующей информации с указанием адреса страницы сайта в сети "Интернет", на которой размещена эта информация.
По факту выявленного нарушения административным органом в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 19 марта 2014 года N 19, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ (л.д. 47-49).
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении комитетом вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 19/19-03-2014 от 03 апреля 2014 года 29исх-1040/13, в соответствии с которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей 00 копеек (л.д. 36-39).
Не согласившись с постановлением административного органа о привлечении к административной ответственности, общество обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением об оспаривании вышеуказанного постановления.
Отказывая в удовлетворении заявления общества, суд первой инстанции исходил из наличия в действиях общества состава вмененного административного правонарушения, соблюдения административным органом порядка и сроков привлечения общества к административной ответственности.
Данный вывод суда первой инстанции является правильным по следующим основаниям.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд, в судебном заседании, проверяет законность и обоснованность оспариваемого постановления, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое постановление, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также, иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с частью 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление сведений или предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности, неопубликование или опубликование заведомо ложных сведений о своей деятельности субъектами естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса, если опубликование и (или) предоставление таких сведений являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации, а равно нарушение установленных стандартов раскрытия информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий и (или) организаций коммунального комплекса и форм ее предоставления и (или) заполнения, включая сроки и периодичность предоставления информации субъектами естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.15 КоАП РФ.
Согласно части 14 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ государственный контроль (надзор) в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в части соблюдения стандартов раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов).
Согласно части 3 статьи 3.1 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ) региональный государственный контроль (надзор) в области регулирования тарифов и надбавок в коммунальном комплексе в части соблюдения стандартов раскрытия информации организациями коммунального комплекса осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования тарифов и надбавок в коммунальном комплексе.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 5 Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ) к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения относится в том числе осуществление контроля за соблюдением стандартов раскрытия информации организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, а также органами местного самоуправления, осуществляющими переданные им полномочия в области регулирования тарифов.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Комитете по ценам и тарифам Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 01 ноября 2011 года N 1321/46 (далее - Положение о Комитете), комитет по ценам и тарифам Московской области является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, проводящим государственную политику и осуществляющим на коллегиальной основе межотраслевое управление, координацию по вопросам государственного регулирования и осуществления контроля за применением цен (тарифов), а также функциональное регулирование в указанной сфере деятельности.
На основании пункта 13.1 Положения о Комитете, Комитет в целях реализации полномочий имеет право запрашивать и получать у органов местного самоуправления, организаций и иных лиц, осуществляющих регулируемые виды деятельности, информацию и необходимые материалы по вопросам установления, изменения и применения цен (тарифов), регулируемых в соответствии с Федеральными законами от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", определения и применения нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность) по форме и в сроки, определяемые Комитетом.
Согласно части 4 статьи 3 Федерального закона N 210-ФЗ в целях обеспечения прозрачности деятельности организаций коммунального комплекса, открытости регулирования деятельности организаций коммунального комплекса и защиты интересов потребителей организации коммунального комплекса обязаны обеспечивать свободный доступ к информации об услугах, цены (тарифы) на которые подлежат регулированию в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также о надбавках к ценам (тарифам), которые подлежат регулированию в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно статье 34 Федерального закона N 416-ФЗ организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение обязаны раскрывать информацию в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации Стандартами раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 января 2013 года N 6 утверждены Стандарты, которыми установлены состав, порядок, сроки и периодичность предоставления информации, подлежащей раскрытию юридическими лицами, осуществляющими холодное водоснабжение, водоотведение и (или) горячее водоснабжение с использованием закрытых систем горячего водоснабжения.
Под раскрытием информации в соответствии с пунктом 2 Стандартов N 6 понимается обеспечение доступа к информации неограниченного круга лиц независимо от цели ее получения.
Согласно пункту 3 Стандартов регулируемыми организациями информация раскрывается путем:
а) обязательного опубликования на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов или на сайте в сети "Интернет", предназначенном для размещения информации по вопросам регулирования тарифов, определяемом Правительством Российской Федерации;
б) опубликования на официальном сайте в сети "Интернет" органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов и в печатных изданиях, в которых публикуются акты органов местного самоуправления, в случае и объемах, которые предусмотрены пунктом 9 настоящего документа;
в) опубликования по решению регулируемой организации на ее официальном сайте в сети "Интернет";
г) предоставления информации на безвозмездной основе на основании письменных запросов потребителей товаров и услуг регулируемых организаций в порядке, установленном настоящим документом.
В силу пункта 7 Стандартов раскрытия информации организациями коммунального комплекса и субъектами естественных монополий, осуществляющими деятельность в сфере оказания услуг по передаче тепловой энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 года N 1140, регулируемые организации в течение 5 рабочих дней со дня опубликования информации в официальных печатных изданиях (размещения на сайте в сети Интернет) в соответствии с настоящим документом сообщают в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления), уполномоченный осуществлять контроль за соблюдением стандартов раскрытия информации, о раскрытии соответствующей информации с указанием официального печатного издания и (или) адреса сайта в сети Интернет, которые используются для размещения этой информации.
Согласно пункту 10 Стандартов раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения, в течение 10 дней со дня опубликования информации на своем сайте в сети "Интернет" сообщают в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов о раскрытии соответствующей информации с указанием адреса страницы сайта в сети "Интернет", на которой размещена эта информация.
На основании пункта 11 Стандартов раскрытия информации теплоснабжающими организациями, в течение 10 дней со дня опубликования информации на своем сайте в сети "Интернет" сообщают в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов о раскрытии соответствующей информации с указанием адреса страницы сайта в сети "Интернет", на которой размещена эта информация.
В соответствии с пунктом 15 Стандартов N 6 информация о тарифах на регулируемые товары (услуги) в сфере холодного водоснабжения содержит сведения:
а) об утвержденных тарифах на питьевую воду (питьевое водоснабжение);
б) об утвержденных тарифах на техническую воду;
в) об утвержденных тарифах на транспортировку воды;
г) об утвержденных тарифах на подвоз воды;
д) об утвержденных тарифах на подключение к централизованной системе холодного водоснабжения.
Согласно пункту 16 Стандартов N 6 в отношении сведений, предусмотренных пунктом 15 этих Стандартов, указывается информация:
а) о наименовании органа регулирования, принявшего решение об утверждении тарифов;
б) о реквизитах (дата и номер) такого решения;
в) о величине установленного тарифа;
г) о сроке действия тарифа;
д) об источнике официального опубликования решения.
В соответствии с пунктом 23 Стандартов N 6 информация об условиях, на которых осуществляется поставка регулируемых товаров и (или) оказание регулируемых услуг, должна содержать сведения об условиях публичных договоров поставок регулируемых товаров, оказания регулируемых услуг, в том числе договоров о подключении к централизованной системе холодного водоснабжения.
В пункте 24 Стандартов N 6 указаны сведения, которые должна содержать информация о порядке выполнения технологических, технических и других мероприятий, связанных с подключением к централизованной системе ХВС.
Информация, указанная в пунктах 15, 23 и 24 настоящего документа, раскрывается регулируемой организацией не позднее 30 календарных дней со дня принятия решения об установлении тарифа на очередной период регулирования (пункт 27 Стандартов).
Вышеуказанные нормы определяют, что срок предоставления регулируемой организацией сведений с целью их раскрытия рассчитывается по формуле (30 + 10 = 40) (далее - формула), где 30 это календарные дни, предусмотренные пунктом 27 Стандартов раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения и (или) пунктом 28 Стандартов раскрытия информации теплоснабжающими организациями, а 10 это календарные дни, предусмотренные пунктом 10 Стандартов раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения и (или) пунктов 11 Стандартов раскрытия информации теплоснабжающими организациями.
Распоряжениями Комитета от 13 декабря 2013 года N 145-Р "Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для организаций водопроводно-канализационного хозяйства" и от 20 декабря 2013 года N 152-Р "Об установлении тарифов в сфере теплоснабжения" утверждены тарифы для ЗАО "Никольское" на 2014 год.
Учитывая изложенное, для регулируемых организаций указанных в Распоряжениях, нарушением сроков раскрытия сведений будет являться предоставление сведений позднее 24 часов 27 января 2014 года - в сфере водоснабжения и 24 часов 29 января 2014 года - в сфере теплоснабжения.
В ходе судебного разбирательства установлено, что общество не уведомило в установленный срок комитет о раскрытии соответствующей информации с указанием адреса страницы сайта в сети "Интернет", на которой размещена эта информация.
Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с пунктом 16.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, что предприятием сделано не было.
Апелляционным судом установлено, что возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у заявителя имелась, доказательства принятия обществом мер по соблюдению требований, установленных действующим законодательством, в материалы дела не представлены.
Доказательств, подтверждающих довод общества о том, что на сайте административного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не работала опция, связанная с раскрытием информации, не представлено в материалы дела.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель Комитета пояснил, что на официальном сайте Мособлкомцен непрерывно размещаются сведения, поступившие от регулируемых организаций в рамках раскрытия стандартов информации. По итогам тарифного регулирования и принятия распоряжений в отсутствие нарушений установленных сроков свою обязанность по раскрытию стандартов выполнила 151 регулируемая организация.
Представитель Комитета также пояснил, что в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с декабря 2013 года в текстовом режиме Правительством Московской области запущена новая версия сайта Комитета (ktc.mosreg.ru), которая до настоящего времени осуществляет функционирование одновременно со старой версией сайта Комитета (old.ktc.mosreg.ru). Указанные сайты для перехода между собой имеют взаимные гиперссылки, которые позволяют пользователям обозреть контент размещенный на официальном портале Комитета в полном объеме, при этом в основном меню имеется раздел N 5 "Стандарты раскрытия информации организациями коммунального комплекса". Информация относительно порядка и сроков раскрытия на портале Комитета Стандартов для организаций коммунального комплекса размещается на портале Комитета с 2012 года, о чем в адрес заявителя направлялись информационные письма N 24/13исх от 19 января 2012 года, 176/28-13исх. от 21 января 2013 года и, что подтверждается перепиской Единой информационной автоматической системы ФСТ России. В настоящее время данная информация доступна по следующему адресу: http://old.ktc.mosreg.ru/standarts_main/2436.html, при этом порядок предоставления отчетности по раскрытию информации предусматривает лишь один путь раскрытия - посредством заполнения и направления шаблонов ЕИАС ФСТ России. В 2014 году указанные шаблоны, регулируемые организации направляли в адресу Мособлкомцен либо по системе ЕИАС ФСТ России, либо на официальную почту Комитета: mosoblkomzen@mosreg.ru".
Как было установлено в ходе судебного разбирательства, необходимую информацию ЗАО "Никольское", в установленный для раскрытия Стандартами срок в адрес Мособлкомцен не направило.
Необходимые сведения были переданы ЗАО "Никольское" с нарушением установленного срока - 05 марта 2014 года. До указанного момента со стороны общества никаких действий по раскрытию стандартов информации не производилось.
Ссылка общества на то, что решение о выборе способа раскрытия информации путем ее опубликования на своем официальном сайте не принимало, поскольку своего официального сайта у общества нет, в связи с чем не обязано извещать комитет, не может быть принята во внимание, поскольку противоречит нормам действующего законодательства, так как регулируемые организации в обязательном порядке сообщают в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления), уполномоченный осуществлять контроль за соблюдением стандартов раскрытия информации, о раскрытии соответствующей информации с указанием официального печатного издания и (или) адреса сайта в сети Интернет, которые используются для размещения этой информации.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 19.8.1 КоАП РФ.
Апелляционным судом не принят как необоснованный довод заявителя жалобы об истечении срока давности привлечения общества к административной ответственности.
В силу части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства о естественных монополиях, по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
С учетом изложенного, срок давности привлечения юридического лица к административной ответственности за совершение административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ, составляет один год со дня совершения административного правонарушения.
Как следует из материалов дела, административное правонарушение совершено обществом 28 января 2014 года - в сфере водоснабжения и 30 января 2014 года - в сфере теплоснабжения, то есть в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для признания незаконным и отмене постановления по делу N 19/19-03-2014 от 03 апреля 2014 года N 29исх-1040/13 о привлечении общества к административной ответственности.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 29 июля 2014 года по делу N А41- 26362/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.А. Немчинова |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-26362/2014
Истец: ЗАО "Никольское"
Ответчик: Комитет по ценам и тарифам Московской области
Третье лицо: Комитет по ценам и тарифам Московской области