г. Москва |
|
27 октября 2014 г. |
Дело N А40-40608/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 октября 2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Свиридова В.А.,
судей: |
Бекетовой И.В., Каменецкого Д.В., |
при ведении протокола |
помощником судьи Яцевой В.А., |
Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу ГУ МРО ФСС РФ на решение Арбитражного суда города Москвы от 31.07.2014 г. по делу N А40-40608/14 (107-107) судьи Ларина М.В.
по заявлению ООО "ЭнергоПром" (ОГРН 1097746436809)
к ГУ МРО ФСС РФ
о признании недействительным решения,
при участии:
от заявителя: |
Раннева Ю.Ю. по дов. от 01.10.2014 г.; |
от ответчика: |
Клесарева М.В. по дов. от 24.07.2014 г.; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "ЭНЕРГОПРОМ" (далее - страхователь, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с требованием (с учетом изменения предмета иска в порядке статьи 49 АПК РФ) к Государственному учреждению - Московскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - МРО ФСС, Фонд) о признании недействительным решения от 26.08.2013 г. N 33 с/с о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее - решение о непринятии к зачету) в части не принятия к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию в сумме 249 883 руб. 43 коп. по застрахованным лицам Якуб А.В., Максимова Ю.В., Скороходова А.М., Яготина О.Г., Каннуникова Ю.Н.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 31.07.2014 г. требования заявителя удовлетворены в полном объеме, поскольку суд пришел к выводу о незаконности в части оспариваемого решения.
Не согласившись с принятым судебным актом, ГУ МРО ФСС РФ обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Ссылается на законность и обоснованность оспариваемого решения от 26.08.2013 г. N 33 с/с, на нарушение судом норм материального права.
Заявитель отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Представитель ответчика в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Девятый арбитражный апелляционный суд, проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст.ст.266, 268 АПК РФ, выслушав позиции сторон, с учетом исследованных доказательств по делу, установленных обстоятельств, а также доводов апелляционной жалобы не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, Фонд (в лице филиала N 4) проводил выездную проверку Общества по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее - страховые взносы) за период с 01.01.2010 по 31.12.2012.
После окончания проверки составлен акт выездной проверки от 02.08.2013 г. N 33 с/с, рассмотрены возражения и материалы проверки (протокол от 26.08.2013 г.), вынесено решение о непринятии к зачету от 26.08.2013гю N 33 с/с, которым Фонд решил:
- не принимать к зачету расходы на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в счет уплаты страховых взносов за 2010 - 2012 год в размере 271 800 руб. 93 коп.,
- предложить провести корректировку сумм расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством путем отражения сумм не принятых к зачету расходов в размере 271 800 руб. 93 коп. в бухгалтерском учете и в отчетности.
Не согласившись с указанным решением, Страхователь, обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании решения о непринятии к зачету от 26.08.2013 г. N 33 с/с в части следующих нарушений:
- листок нетрудоспособности серии ВЧ N 2708505 выданный работнику Якуб Андрею Викторовичу содержит в нарушении Приказа Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 г. N 347 посторонние записи в верхнем правом углу, то есть заполнен с нарушением установленной формы (размер пособия по нетрудоспособности, отнесенного на расходы - 3 795 руб. 36 коп.),
- листок нетрудоспособности серии ВЭ N 2130978 выданный работнику Максимовой Юлии Владимировне и листок нетрудоспособности серии ВЭ N 1895660 выданный Скороходовой Анне Михайловне заполнен с нарушением Приказа Минздравсоцразвития России от 01.08.2007 г. N 514 в виду указания должности и фамилии лечащего врача не в строчке следующей за периодом нетрудоспособности, а в пустой строчке ниже (размер пособия по беременности и родам, отнесенного на расходы - 45 007 руб. 20 коп. и 60 905 руб. 17 коп.),
- в справках второго родителя о не использовании отпуска и не получении ежемесячного пособия по уходу за ребенком у работников Яготиной Оксаны Геннадиевны и Каннуниковой Юлии Николаевны в нарушении Приказа Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 г. N 1012 и ГОСТ Р 6.30-2003 отсутствует подпись руководителя предприятия и надлежащая печать, что делает указанные справки недостоверными и не принимаемыми в качестве подтверждения права на получения указанными работниками пособия по уходу за ребенком (размер пособия по уходу за ребенком - 140 175 руб. 70 коп.).
В соответствии с ч.1 ст.198 АПК РФ организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений государственных и иных органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что такие акты или решения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления указанной деятельности.
Согласно ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что, принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции законно и обоснованно исходил из имеющихся в деле доказательств, спорным отношениям дана надлежащая правовая оценка, нормы материального права применены правильно.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 12 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования" страхователи обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам (работникам) при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся в том числе: пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам, пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, выплата которых предусмотрена статьей 3 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" и Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
Согласно пункту 1 статьи 13 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются работодателем по месту работы застрахованного лица на основании закрытого перечня документов, в том числе листка нетрудоспособности, свидетельства о рождении ребенка и справки (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, с места (мест) работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (пункты 5 и 6).
Страхователь обязан назначить пособие по беременности и родам и по уходу за ребенком в течение 10 дней со дня обращения застрахованного лица с заявлением и необходимыми документами и не вправе отказать в назначении и выплаты пособий в случае представления с заявлением полного комплекта документов перечисленных в статье 13 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
После назначения и выплаты указанных выше пособий страхователь на основании пункта 2 статьи 15 Закона о страховых взносах вправе уменьшить сумму начисленных за определенный период страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на сумму произведенных ими расходов на выплату обязательного страхового обеспечения, то есть на суммы выплаченных застрахованным лицам (работникам) пособий.
Произведенный страхователем зачет выплаченных пособий (понесенных расходов на выплату обязательного страхового обеспечения) в счет уменьшения суммы начисленных к уплате в ФСС страховых взносов может быть проверен территориальными органами Фонда социального страхования на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 4.2 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
Также ФСС вправе на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 4.2 этого закона не принимать к зачету в счет уплаты страховых взносов расходы на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, произведенные страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденные документами, произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов.
По вопросу правомерности выплаты пособий по временной нетрудоспособности и беременности и родам на основании неверно оформленных листков нетрудоспособности.
В силу пункта 1 Порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.08.2007 г. N 514 (далее - Порядок), документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность граждан и подтверждающим их временное освобождение от работы, является листок нетрудоспособности, выдаваемый при заболеваниях, травмах и отравлениях и иных состояниях, связанных с временной потерей трудоспособности, на период долечивания в санаторно-курортных учреждениях, при необходимости ухода за больным членом семьи, на период карантина, на время протезирования в условиях стационара, на период отпуска по беременности и родам, при усыновлении ребенка.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования" и пунктом 18 постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 г. N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности, вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
Фонд в качестве основания для отказа в зачете выплаченного работодателем пособия по временной нетрудоспособности работника Якуб А.В. и пособия по беременности и родам работникам Максимовой Ю.В. и Скороходовой А.М. указывает на неточности и незначительные дефекты при оформлении листков нетрудоспособности, являющихся основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу:
- листок нетрудоспособности выданной Якуб А.В. содержит в правом верхнем углу неизвестные заметки, наличие которых не предусмотрено установленной Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 г. N 347 формой,
- листки нетрудоспособности выданные Максимовой Ю.В. и Скороходовой А.М. содержат неверно заполненные поля "должность и Ф.И.О. лечащего врача", которые в силу Приказа Минздравсоцразвития России от 01.08.2007 г. N 514 должны отражены в строчке следующей за строкой "период нетрудоспособности", а не в строке ниже.
Апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что перечисленные нарушения формы и порядка заполнения листков нетрудоспособности являются несущественными и не влияют на факт подтверждения и фиксирования лечащим врачом состояния заболевания и застрахованного лица или иного состояния (беременности), связанного с потерей трудоспособности.
Согласно пунктам 1, 2, 5 Порядка документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность граждан и подтверждающим их временное освобождение от работы, является листок нетрудоспособности, выдаваемый при заболеваниях, травмах и отравлениях и иных состояниях, связанных с временной потерей трудоспособности. Листок нетрудоспособности выдается застрахованным лицам, являющимся гражданами Российской Федерации и работающим по трудовым договорам.
Следовательно, основанием выдачи листка нетрудоспособности лечащим врачом является наличие у обратившегося гражданина заболевания или иного состояния, связанного с временной потерей трудоспособности.
Медико-социальная помощь, гарантируемая гражданам Российской Федерации законодательством об охране здоровья, оказывается медицинскими, социальными работниками и иными специалистами в учреждениях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, а также в учреждениях системы социальной защиты населения.
Граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Государственной гарантией оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи является ее финансирование за счет средств обязательного медицинского страхования, а также бюджетных средств.
Факты наступления страхового случая в виде временной нетрудоспособности, удостоверенные спорными листками нетрудоспособности, сомнений у фонда не вызывали.
Учитывая изложенное, суд считает, что сам по себе факт выдачи листков нетрудоспособности, содержащих незначительные и не существенные нарушения формы и порядка заполнения, не влияющие на достоверность отраженной информации о заболевании, лечащем враче, медицинском учреждении и периоде нетрудоспособности, при наличии иных условий для получения гражданами пособий по временной нетрудоспособности, не является основанием для отказа в принятии к зачету этих расходов.
Кроме того, в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 4.2 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" с 01.01.2010 г. органы Фонда социального страхования Российской Федерации наделены правом предъявлять иски непосредственно к медицинским организациям о возмещении суммы расходов на страховое обеспечение по необоснованно выданным или неправильно оформленным листкам нетрудоспособности.
Следовательно, законодатель предусмотрел, что негативные последствия несоблюдения медицинскими учреждениями законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности возлагаются непосредственно на эти учреждения, а не на страхователя, который в отличие от страховщика правом контроля правильности оформления и соблюдения порядка выдачи листков нетрудоспособности медицинскими организациями не наделен.
Вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для отказа в принятии расходов на выплату работодателем пособий по социальному страхованию на основании листков нетрудоспособности содержащих незначительные и не существенные дефекты формы и порядка заполнения, при наличии правильно отраженных основанных в них основных данных и их достоверности, соответствует правовой позиции изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 11.12.2012 г. N 10605/12.
Правила назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, установленных Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", регулируются Порядком и условиями назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 декабря 2009 года N 1012н, подпунктом "д" пункта 54 которого предусмотрено, что при назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет представляется справка с места работы (службы) отца (матери, обоих родителей) ребенка о том, что он (она, они) не использует указанный отпуск и не получает пособия.
Как усматривается из материалов дела, Фонд не принял в качестве надлежащих представленные страхователем справки с места работы супругов Яготиной О.Г. и Каннуниковой Ю.Н. о не использовании отпуска и не получении ежемесячного пособия по уходу за ребенком, в связи с их подписанием главным бухгалтером при отсутствии подписи генерального директора.
При этом Фондом не учтено письмо Минздравсоцразвития России от 28.08.2011 г. N 18-1/2756, согласно которому: учитывая, что нормативными правовыми актами Российской Федерации форма справки не установлена, то при назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком к ее содержанию могут предъявляться лишь требования, установленные подпунктом "д" пункта 54 Порядка, т.е. об использовании или не использовании отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, требования об отражении в указанной справке дополнительной информации не основано на требованиях законодательства Российской Федерации.
Представленные справки содержат информацию о должности и месте работы обоих отцов, отсутствии предоставления им отпуска по уходу за ребенком и выплаты ежемесячного пособия. Справки подписаны главными бухгалтерами предприятия, в которых работают супруги застрахованных Яготиной О.Г. и Каннуниковой Ю.Н., заверены печатями этих организаций.
Фонд в нарушении части 5 статьи 200 АПК РФ никаких доказательств недостоверности этих справок, а равно сведений в них указанных не представил, запросов и ответов в отношении их проверки в организации, в которых работают согласно справкам супруги застрахованных, ни во время проверки, ни в процессе судебного разбирательства не направлял.
Таким образом, сам по себе факт выдачи и подписания справок не руководителями предприятия, а главными бухгалтерами не влечет их недостоверность и недействительность, учитывая полномочия главного бухгалтера указанные в Федеральном законе "О бухгалтерском учете".
Более того, не представлено также доказательств отсутствия у главных бухгалтеров доверенностей на право подписи указанных справок от имени предприятия или иных полномочий оформленных приказом генерального директора.
Таким образом, судом первой инстанции достоверно установлено, что Общество в качестве работодателя правомерно выплатило своим работникам Якуб А.В., Максимовой Ю.В., Скороходовой А.М., Яготиной О.Г., Каннуниковой Ю.Н. пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам, пособие по уходу за ребенком в 2010 - 2012 годах на общую сумму 249 883 руб. 43 коп., с зачетом данной суммы расходов на социальное обеспечение в счет уменьшения начисленных страховых взносов, никаких оснований для отказа в зачете у Фонда не имелось, в связи с чем, решение от 26.08.2013 г. N 33 с/с о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в обжалуемой части является незаконным, противоречащим Федеральному закону "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
Согласно ч.2 ст.201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из вышесказанного, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, полагает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, учитывая, что приведенные в ней доводы не влияют на законность и обоснованность правильного по существу решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч.4 ст.270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 31.07.2014 г. по делу N А40-40608/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
В.А. Свиридов |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-40608/2014
Истец: ООО "ЭнергоПром"
Ответчик: ГУ МРО ФСС РФ, ГУМРО ФСС РФ Филиал N4
Хронология рассмотрения дела:
27.10.2014 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-41197/14