г. Чита |
|
29 октября 2014 г. |
Дело N А78-7613/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 октября 2014 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Д. Н. Рылова,
судей Г. Г. Ячменёва, В. А. Сидоренко,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Фоминой О. С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Муратова Юрия Степановича на не вступившее в законную силу на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 17 сентября 2014 года по делу N А78-7613/2014 по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Забайкальскому краю (Роспотребнадзора) (ОГРН 1057536034731, ИНН 7536069217)) к индивидуальному предпринимателю Муратову Юрию Степановичу (ОГРН 304750629400014, ИНН 750600037081) о привлечении к административной ответственности,
(суд первой инстанции судья Судакова Ю. В.)
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Баранова А. А. - представитель по доверенности от 06.05.2014;
от лица, привлекаемого к ответственности: Исаев О. А. - представитель по доверенности от 06.02.2014,
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Забайкальскому краю (далее заявитель, Роспотребнадзор, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением к индивидуальному предпринимателю Муратову Юрию Степановичу (далее предприниматель, лицо привлеченное к ответственности) о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 17 сентября 2014 года в заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях предпринимателя состава и события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьей 14.43 КоАП РФ.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, лицо, привлеченное к ответственности, обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции в связи с его незаконностью и необоснованностью, указывая на отсутствие в его действиях состава вмененного ему правонарушения.
Представитель предпринимателя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении требований административного органа отказать.
Роспотребнадзор в отзыве на апелляционную жалобу указало на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Представитель заявителя просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, выслушав доводы представителей сторон, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Муратов Ю. С. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и ему присвоен основной государственный регистрационный номер 304750629400014.
12 ноября 2013 года должностными лицами Роспотребнадзора, на основании распоряжения руководителя административного органа N 49 от 08.11.2013, в соответствии с разрешением прокуратуры, проведена внеплановая выездная проверка деятельности предпринимателя по месту нахождения принадлежащего ему магазина "Вега", расположенного по адресу: Забайкальский край, Каларский район, с.Чара, ул. Редакционная, 13.
В ходе проверки были выявлены нарушения требований законодательства о качестве и безопасности пищевых продуктов, а именно осуществлялась реализация продукции:
1. с истекшим сроком годности:
- колбаса "Докторская" ГОСТ Р 52196-2011 вареная, изготовитель: ООО "Сибирская продовольственная компания" Россия, 630001, г. Новосибирск, ул. Дуси Ковальчук 1, общий вес 2256 гр., по цене 350 руб. кг., дата изготовления: 14.09.2013, срок годности 45 суток, срок годности истек 28.10.2013;
- колбаса "Чайная" вареная изготовитель: ООО "Сибирская продовольственная компания" Россия, 630001, г. Новосибирск, ул. Дуси Ковальчук, 1, общий вес 1406 гр., по цене 130 руб. кг., дата изготовления 27.09.2013 срок годности 45 суток, т.е. срок годности, истек 11.11.2013;
- колбаса "Семейная" вареная ООО "Сибирская продовольственная компания" Россия, 630001, г. Новосибирск, ул. Дуси Ковальчук, 1, общий вес 500 гр., по цене 110 руб. кг., дата изготовления 02.09.2013, срок годности 60 суток, срок годности истек 01.11.2013;
- мороженое с растительным жиром "Лидер" вкуса шоколадное, изготовитель ТОО "Смак дистрибьюшин", республика Казахстан, 149003, г. Павлодар, ул. Естая, 136/1, в количестве 12 штук по цене 20 руб., дата изготовления 28.09.2012, срок годности 11 месяцев, срок годности истек 28.08.2013.
2. реализация продукции без сведений на упаковке (этикетке) о дате изготовления, сроке годности:
- мороженое "Банан крученый" по цене 35 рублей /шт., изготовитель: ОАО "Пензахолод", Россия, ул. Совхозная, 15, в количестве 16 штук;
- минтай 6350 гр., по цене 100 руб. кг.;
- сельдь 1528 гр., по цене 95 руб. кг.;
- мойва 4098 гр., по цене 80 руб. кг.;
- теша копченая 602 гр., 340 руб. кг.;
- мойва копченая 870 гр., 200 руб. кг.;
- скумбрия копченая 2038 гр., 350 руб. кг.;
- сосиски "Малютка" СТО 93080368-001-2011, изготовитель: ООО "Сибирские мясные продукты" г. Новосибирск, ул. Садовая, 194, срок годности не более 15 суток, при температуре от 0° до 6°С, влажности 75_5%, общий вес 988 гр., по цене 250 руб. кг. - дата изготовления не указана;
- сосиски "Баварские" изготовитель ООО "Сибирская продовольственная компания" Россия, 630001, г. Новосибирск, ул. Дуси Ковальчук, 1, срок годности 15 суток, при температуре от 0° до 6°С, влажности 75_5%, общий вес: 762 гр., по цене 280 рублей/кг. - дата изготовления не указана;
- сосиски без наименования, без этикетки, без листка-вкладыша - 422 гр.
Перечисленные нарушения зафиксированы в акте проверки N 14-49 от 28.11.2013.
На основании результатов проверки руководителем административного органа 29 мая 2014 года составлен протокол об административном правонарушении N 22 о нарушении предпринимателем Муратовым Ю. С. статьи 11, пункта 5 статьи 15, пункта 3 статьи 39 Федерального Закона N52-ФЗ от 30.03.1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пункта 5 статьи 5, пункта 2 статьи 10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", пункта 1, пункта 6 статьи 7, статьи 10 Технического регламента Таможенного Союза ТРТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции ", пунктов 4, 5 части 4.1 статьи 4, пункта 1, пункта 2, пункта 5, части 4.12 статьи 4 Технического регламента таможенного союза TP ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки", утвержденного решением комиссии таможенного союза от 09.12.2011 N 881; пунктов 7, 8 Постановления Правительства Республики Казахстан от 19.05.2009 N 743 "Об утверждении технического регламента "Требования к безопасности рыбы и рыбной продукции", пункта 8 статьи 17, пп. 6, 7 пункта 3 статьи 36 Федерального Закона N 88 ФЗ от 12.06.2008 "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" пунктов 11, 15, 24, 25, 32, 34 Правил продажи отдельных видов товаров, утверждённых Постановлением Правительства РФ N 55 от 19.01.1998, статьи 3 пункта 2 Федерального закона N29 от 02.01.2000 "О качестве и безопасности пищевых продуктов", пункта 8.24 СП 2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов", пункта 3.1.1, пункта 3.1.2 СанПиН 2.3.2.1324-03 Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов" и совершении правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
На основании части 3 статьи 23.1 КоАП РФ и части 1 статьи 202 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Роспотребнадзор обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении предпринимателя к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции считает правильными выводы суда первой инстанции о наличии в действиях предпринимателя Муратова Ю. С. состава вменяемого ему административного правонарушения, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 14.43 КоАП РФ нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.
За указанные действия, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, административная ответственность установлена частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Таким образом, объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ, образует нарушение изготовителем, исполнителем, продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, если такие действия повлекли причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создали угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
Исходя из вида осуществляемой предпринимателем деятельности (розничная продажа продуктов питания), в рассматриваемом случае объективная сторона правонарушения состоит в нарушении продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуске в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, если такие действия повлекли причинение вреда жизни или здоровью граждан либо создали угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан.
Делая такой вывод, суд апелляционной инстанции исходит из того, что все иные процессы, упомянутые в части 1 статьи 14.43 КоАП РФ, (проектирование, изыскания, строительство, монтаж, наладка, эксплуатация) не связаны каким-либо образом с осуществляемой предпринимателем деятельностью (розничная продажа товаров) и реализуемой ею продукцией.
Согласно примечанию к статье 14.43 КоАП РФ под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11 декабря 2009 года, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1, 1.1, 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
В свою очередь, пунктом 1 статьи 46 Федерального закона "О техническом регулировании" предусмотрено, что со дня вступления в силу этого Закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей; обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
Разновидностью таких нормативных правовых актов являются федеральные санитарные правила, обязательные для соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами (статья 39 Закона N 52-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3.1 Решения Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 г. N 880 (ред. от 25.06.2013) "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции", Технический регламент Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (далее - Технический регламент) вступает в силу с 1 июля 2013 года, за исключением требований к молоку и молочной продукции, мясу и мясной продукции, рыбе и рыбной продукции и связанным с ними процессам их производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации. До дня вступления в силу технических регламентов Таможенного союза, устанавливающих требования к молоку и молочной продукции, мясу и мясной продукции, рыбе и рыбной продукции и связанным с ними процессам их производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в отношении такой продукции и процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации действуют положения нормативных правовых актов Таможенного союза или законодательства государства - члена Таможенного союза.
Поскольку технический регламент, устанавливающий обязательные требования к мясу и мясной продукции и связанным с ними процессам вступил в силу с 1 мая 2014 года, до этого момента данные требования устанавливались другими нормативными актами (ч. ст. 46 Федерального закона N 184-ФЗ), в том числе, Федеральным законом N52-ФЗ, Федеральным Законом N 29-ФЗ от 02.01.2000 года "О качестве и безопасности пищевых продуктов", Законом "О защите прав потребителей", санитарными правилами СП 2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов", СанПиН 2.3.2.1324-03 "Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов", и т.д., поскольку данные документы разработаны в целях защиты жизни и здоровья граждан.
Согласно пункту 8.24 санитарных правилах 2.3.6.1066-01 "Санитарно- эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов" установлено, что в организациях торговли запрещается реализация продукции:
- с истекшими сроками годности,
- без наличия на этикетке (листе-вкладыше) информации, наносимой в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, а также нормативной и технической документации.
Кроме того, статьей 3 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" определено, что не могут находиться в обороте пищевые продукты которые:
- не имеют установленных сроков годности (для пищевых продуктов, материалов и изделий, в отношении которых установление сроков годности является обязательным) или сроки годности которых истекли;
- не имеют маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или нормативными документами, либо в отношении которых не имеется такой информации, такие пищевые продукты признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.
С учетом изложенного выше, суд апелляционной инстанции полагает, что нарушение предпринимателем Муратовым Ю. С. требований вышеуказанных норм права, образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
В частности, запрет на реализацию пищевых продуктов, материалов и изделий с истекшим сроком годности установлен также пунктом 5 статьи 5 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" и статьей 3 Закона N 29-ФЗ.
При этом пунктом 2 статьи 3 Закона N 29-ФЗ предусмотрено, что пищевые продукты, сроки годности которых истекли, признаются некачественными и опасными.
В пункте 4 статьи 5 Закона о защите прав потребителей дополнительно указано на то, что продукты питания с истекшими сроками годности считаются непригодными для использования по назначению.
То есть в действующем законодательстве имеется следующая юридическая презумпция: пищевые продукты, сроки годности которых истекли, в силу одного лишь этого обстоятельства являются некачественными, непригодными для использования по назначению и опасными для жизни и здоровья потребителей.
Следовательно, при установлении факта реализации пищевых продуктов с истекшими сроками годности в целях квалификации деяния по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ не требуется проведение каких-либо экспертиз или исследований по вопросу о том, представляют ли такие пищевые продукты опасность для жизни и здоровья граждан.
Как уже отмечалось выше, в ходе проверки было установлено, что предпринимателем Муратовым Ю. С. через принадлежащий ему магазин "Вега", расположенный по адресу: Забайкальский край, Каларский район, с. Чара, ул. Редакционная, 13, на момент проверки - 12 декабря 2013 года, осуществлялась розничная продажа пищевых продуктов с истекшим сроком годности, при отсутствии сведений на упаковке (этикетке) о дате изготовления, сроке годности и без указания даты изготовления, а именно:
1. с истекшим сроком годности:
- колбаса "Докторская" ГОСТ Р 52196-2011 вареная, изготовитель: ООО "Сибирская продовольственная компания" Россия, 630001, г. Новосибирск, ул. Дуси Ковальчук 1, общий вес 2256 гр., по цене 350 руб. кг., дата изготовления: 14.09.2013, срок годности 45 суток, срок годности истек 28.10.2013;
- колбаса "Чайная" вареная изготовитель: ООО "Сибирская продовольственная компания" Россия, 630001, г. Новосибирск, ул. Дуси Ковальчук, 1, общий вес 1406 гр., по цене 130 руб. кг., дата изготовления 27.09.2013, срок годности 45 суток, т.е. срок годности истек 11.11.2013;
- колбаса "Семейная" вареная ООО "Сибирская продовольственная компания" Россия, 630001, г. Новосибирск, ул. Дуси Ковальчук, 1, общий вес 500 гр., по цене 110 руб. кг., дата изготовления 02.09.2013, срок годности 60 суток, срок годности истек 01.11.2013;
- мороженое с растительным жиром "Лидер" вкуса шоколадное, изготовитель ТОО "Смак дистрибьюшин", республика Казахстан, 149003, г. Павлодар, ул. Естая, 136/1, в количестве 12 штук по цене 20 руб., дата изготовления 28.09.2012, срок годности 11 месяцев, срок годности истек 28.08.2013.
2. реализация продукции без сведений на упаковке (этикетке) о дате изготовления, сроке годности:
- мороженое "Банан крученый" по цене 35 рублей /шт., изготовитель: ОАО "Пензахолод", Россия, ул. Совхозная, 15, в количестве 16 штук;
- минтай 6350 гр., по цене 100 руб. кг.;
- сельдь 1528 гр., по цене 95 руб. кг.;
- мойва 4098 гр., по цене 80 руб. кг.4
- теша копченая 602 гр., 340 руб. кг.;
- мойва копченая 870 гр., 200 руб. кг.;
- скумбрия копченая 2038 гр., 350 руб. кг.;
- сосиски "Малютка" СТО 93080368-001-2011, изготовитель: ООО "Сибирские мясные продукты" г. Новосибирск, ул. Садовая, 194, срок годности не более 15 суток, при температуре от 0° до 6°С, влажности 75_5%, общий вес 988 гр., по цене 250 руб. кг. - дата изготовления не указана;
- сосиски "Баварские" изготовитель ООО "Сибирская продовольственная компания" Россия, 630001, г. Новосибирск, ул. Дуси Ковальчук, 1, срок годности 15 суток, при температуре от 0° до 6°С, влажности 75_5%, общий вес: 762 гр., по цене 280 рублей/кг. - дата изготовления не указана;
- сосиски без наименования, без этикетки, без листка-вкладыша - 422 гр.
Данное обстоятельство достоверно подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, в том числе:
- распоряжением о проведении проверки N 49 от 08.11.2013, подписанного продавцом Михальской Е. В. (л.д. 11-12);
- актом проверки N 14-49 от 28.11.2013 (л.д. 16-17);
- предписанием N 4/6 от 28.11.2013 (л.д. 18-20);
- протоколом об административном правонарушении от 29.05.2014 (л.д. 52-53).
Суд апелляционной инстанции полагает, что подобные нарушения создают угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан и, соответственно, свидетельствуют о совершении предпринимателем административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично (часть 1). Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (часть 2).
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах дела доказательства (протокол об административном правонарушения, акт проверки, объяснения предпринимателя и т.д.), суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии в действиях предпринимателя Муратова Ю. С. вины в форме неосторожности в совершении вменяемого ему административного правонарушения.
При этом суд апелляционной инстанции исходит, в частности, из того, что в соответствии с пунктом 33 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55, до подачи продовольственных товаров в торговый зал продавец обязан произвести проверку качества товаров (по внешним признакам), наличия на них необходимой документации и информации, осуществить отбраковку и сортировку товаров.
В рассматриваемом случае такая обязанность предпринимателем не исполнена, должный контроль за выполнением требований действующего законодательства работниками (продавцами) не осуществлен.
В связи с чем, не состоятелен довод апелляционной жалобы об отсутствии в действиях предпринимателя вины в совершенном правонарушении.
Суд критически оценивает и довод заявителя апелляционной жалобы о том, что представленные материалы административного производства является недопустимыми доказательствами в силу того, что проверка проводилась в отсутствии предпринимателя, поскольку, лицом, привлеченным к ответственности каких либо заявлений о фальсификации административным органом доказательств и ходатайств об исключении их из числа доказательств - не заявлялось, документов опровергающих факты отраженные в материалах административного производства не представлялось.
Представление же заявителем в материалы дела протокола об административном правонарушении N 5 от 13.02.2014 (л.д. 82-83) не опровергает по существу установленных административным органом и судом первой инстанции фактических обстоятельств дела.
Таким образом, суд первой инстанции, установив отсутствие со стороны Роспотребнадзора нарушений требований КоАП РФ к производству по делу об административном правонарушении, правомерно привлек предпринимателя к административной ответственности.
Каких-либо нарушений процессуальных требований КоАП РФ, в том числе его статей 25.1, 25.4, 25.15, 28.2 и 28.3, судом апелляционной инстанции не установлено.
Так, в соответствии с частью 2 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации гражданин считается извещенным надлежащим образом, если судебное извещение вручено ему лично или совершеннолетнему лицу, проживающему совместно с этим гражданином, под расписку на подлежащем возврату в арбитражный суд уведомлении о вручении либо ином документе с указанием даты и времени вручения, а также источника информации.
Как следует из материалов дела, о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении на 29.05.2014 в 15 час., предприниматель был извещен административным органом путем направления телеграммы (л.д. 31) по месту жительства предпринимателя Муратова Ю. С., указанного в выписке из ЕГРИП - 665770, Забайкальский край, п. Чара, ул. Первомайская д. 1, кв. 2.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции находит правильным вывод суда первой инстанции о надлежащем извещении предпринимателя Муратова Ю. С. о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Согласно части 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.
В пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указано, что судья не вправе назначить наказание ниже низшего предела, установленного санкцией соответствующей статьи.
Административный штраф назначен судом первой инстанции в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 2 статьи 14.43 КоАП РФ (30 000 рублей), без применения дополнительного наказания (конфискации), при отсутствии оснований назначения наказания ниже низшего предела, в связи с чем, правовых оснований для изменения (в сторону уменьшения) назначенного административного наказания у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (пункт 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
В постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям (пункт 18).
При квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП Российской Федерации. Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП Российской Федерации ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния (пункт 18.1).
Принимая во внимание обстоятельства настоящего дела, характер допущенных предпринимателем нарушений императивных требований Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", Закона N 29-ФЗ и СП 2.3.6.1066-01, их массовость (в частности, допущена реализация сразу нескольких видов продуктов питания с истекшим сроком годности), суд апелляционной инстанции не считает возможным признать совершенное предпринимателем правонарушение малозначительным.
Иные доводы, приведенные предпринимателем в апелляционной жалобе, основаны на неправильном толкований норм действующего законодательства и свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального права, а о не согласии заявителя апелляционной жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами, в связи с чем, не влияют по существу на правильность принятого судом первой инстанции решение. Кроме того, указанные доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения и оценки суда первой инстанции, который в полном соответствии с требованиями статей 15 и 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации мотивированно и обоснованно их отклонил, сославшись на соответствующие правовые нормы и имеющиеся в материалах дела доказательства. Каких-либо убедительных контраргументов, опровергающих выводы суда первой инстанции, заявителем апелляционной жалобы не приведено.
При таких обстоятельствах и правовом регулировании у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Забайкальского края от 17 сентября 2014 года по делу N А78-7613/2014, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 17 сентября 2014 года по делу N А78-7613/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, путем подачи жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Д. Н. Рылов |
Судьи |
В. А. Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-7613/2014
Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Забайкальскому краю
Ответчик: ИП Муратов Юрий Степанович
Хронология рассмотрения дела:
19.12.2014 Определение Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-5211/14
19.12.2014 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-6045/14
29.10.2014 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-5211/14
17.09.2014 Решение Арбитражного суда Забайкальского края N А78-7613/14