г. Самара |
|
24 октября 2014 г. |
Дело N А55-12450/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 октября 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Апаркина В.Н.,
судей Кувшинова В.Е., Холодной С.Т.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Оразовой Ж.К.,
с участием в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Новые технологии - Сервис" - Сергеева Р.Р. (доверенность от 22.04.2014 N 380),
от территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области - представитель не явился; извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 20 октября 2014 года в зале N 6 апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Новые технологии - Сервис" в лице управляющей организации - общества с ограниченной ответственностью "Миррико менеджмент"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 12 августа 2014 года по делу N А55-12450/2014 (судья Степанова И.К.)
по заявлениям общества с ограниченной ответственностью "Новые технологии - Сервис" в лице управляющей организации - общества с ограниченной ответственностью "Миррико менеджмент" (ОГРН 1056315013765, ИНН 6315574634), г. Самара,
к территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области, г. Самара,
об оспаривании постановлений от 07 февраля 2014 года N 36-13/953, N 36-13/959, N 36-13/861,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Новые технологии - Сервис" в лице управляющей организации - общества с ограниченной ответственностью "Миррико менеджмент" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлениями к территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области о признании недействительными постановления от 07 февраля 2014 года N 36-13/953 о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 606 081,45 руб., постановления от 07 февраля 2014 года N 36-13/959 о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 595 360,66 руб. и постановления от 07 февраля 2014 года N 36-13/861 о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 1 671 737,87 руб.
Решением суда 1 инстанции от 12 августа 2014 года в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе общество с ограниченной ответственностью "Новые Технологии - Сервис" просит решение суда 1 инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда 1 инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела управление извещено надлежащим образом.
Кроме того, территориальное управление ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
В соответствии с п. 3 ст. 156, 266 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассмотрел дело в отсутствие территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, выслушав представителя общества, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено материалами дела, 29.11.2013 заместителем начальника отдела валютного контроля территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области Недорезовой Е.А. в отношении ООО "Новые Технологии-Сервис" были составлены протоколы N 36-13/861, N 36-13/953 и N 36-13/959 о совершении административных правонарушений, предусмотренных ч.1 ст.15.25 КоАП РФ (л.д.115-117 т.3, л.д.34-36, 114-116 т.4).
На основании протокола об административном правонарушении от 29.11.2013 N 36-13/861 постановлением территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области N 36-13/861 от 07.02.2014 общество было привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 1 671 737,87 руб. (л.д. 91-94 т.4).
На основании протокола об административном правонарушении от 29.11.2013 N 36-13/953 постановлением территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области N 36-13/953 от 07.02.2014 общество было привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 606 081,45 руб. (л.д. 12-14 т.4).
На основании протокола об административном правонарушении от 29.11.2013 N 36-13/959 постановлением территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области N 36-13/959 от 07.02.2014 общество было привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 595 360,66 руб. (л.д. 93-95 т.3).
Из содержания постановлений и других материалов дела следует, что 19.09.2012 ООО "Новые Технологии-Сервис" (Исполнитель) в лице главы представительства ООО "Новые Технологии-Сервис" в Республике Беларусь Любимова Ю.К. и РУП "Производственное объединение "Белоруснефть" (Заказчик), Республика Беларусь, заключили договор N 1542 на оказание услуг по инженерно-технологическому надзору при строительстве скважин и бурении боковых стволов на объектах РУП "Производственное объединение "Белоруснефть" (л.д. 133-136 т.3).
По условиям договора оплата услуг осуществляется Заказчиком на основании акта сдачи-приема оказанных услуг в течение 15 банковских дней после их сдачи Заказчику путем перечисления денежных средств в следующем порядке:
- в размере 83% от стоимости оказанных услуг по каждому акту сдачи-приемки в рублях Российской Федерации с учетом курсов НБ Республики Беларусь на дату подписания акта с расчетного счета Заказчика на расчетный счет Исполнителя,
- в размере 17% от стоимости оказанных услуг - в белорусских рублях по курсу НБ Республики Беларусь на дату подписания акта с расчетного счета Заказчика на расчетный счет представительства Исполнителя в Республике Беларусь.
30.10.2012 стороны заключили Дополнительное соглашение от 30.10.2012 N 1, которым определены банковские реквизиты Представительства Исполнителя в Республике Беларусь: ЗАО "Альфа-Банк" в г. Минск, ул. Мясникова, 70; расчетный счет N 3021200979008 в белорусских рублях; расчетный счет N 3024200979001 в российских рублях (л.д. 137 т.3).
07.12.2012 в уполномоченном банке - ООО "Волжский социальный банк" общество оформило паспорт сделки N 12120001/2428/0000/3/1.
Сумма - 73 584 000,00 руб.
Дата завершения исполнения обязательств по контракту - 30.11.2013 (л.д. 53 т.4).
В ходе проведения проверки Управлением было установлено, что по данным ведомости банковского контроля от 30.10.2013, выписок по лицевому счету за период с 01.12.2012 по 31.12.2012, за период с 01.01.2013 по 30.10.2013 на расчетный счет общества N 3021200979008 в ЗАО "Альфа-Банк" в г. Минске, Республика Беларусь, за период с 06.12.2012 по 27.09.2013 по указанному договору за оказанные услуги была зачислена валютная выручка в общей сумме 2 700 451 317 белорусских рублей (или 9 677 102,42 руб.).
Перечень случаев зачисления иностранной валюты на счета (вклады) резидентов, открытых в банках за пределами территории Российской Федерации, в силу частей 4 и 5 статьи 12 Федерального закона Российской Федерации от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" является исчерпывающим и не предусматривает зачисление валютной выручки по внешнеторговым контрактам за оказанные резидентом услуги.
В соответствии с п. 4.9 Договора от 19.09.2012 N 1542 Исполнитель принимает на себя обязательство уплаты всех требуемых налогов, отчислений и платежей касательно выполнения указанных услуг на территории Республики Беларусь. Оплата требуемых налогов, отчислений и платежей осуществляется официально зарегистрированным представителем Исполнителя на территории Республики Беларусь.
Представительством общества был произведен расчет суммы НДС при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав за 12 месяцев 2012 года и сумма НДС, подлежащая уплате, составляет 623 064 000 белорусских руб., что подтверждается налоговой декларацией (расчетом) по НДС за 12 месяцев 2012 года.
Уплата суммы НДС за 12 месяцев 2012 года в бюджет Республики Беларусь была произведена Представительством общества со счета N 3021200979008 в ЗАО "Альфа- Банк" в г. Минске, Республика Беларусь, за счет средств, зачисленных с нарушением валютного законодательства 27.03.2013 в сумме 623 064 984,00 белорусских рубля платежным поручением от 27.03.2013 N 1 (выписка по лицевому счету за период с 01.01.2013 по 30.10.2013).
Таким образом, валютная операция на сумму 623 064 984,00 белорусских рубля осуществлена через счета, открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, т.е. с нарушением валютного законодательства РФ (постановление N 36-13/861).
Кроме того, Управлением было установлено, что 19.11.2012 во исполнение указанного договора "Новые Технологии-Сервис" оказало услуги РУП "Производственное объединение "Белоруснефть" на сумму 5 863 200 руб., что подтверждается актом сдачи-приемки оказанных услуг от 02.09.2013 N 11 (л.д. 127-128 т.3).
22.10.2013 на счет N 3021200979008 ООО "НТ-Сервис" в ЗАО "Альфа-Банк" в г. Минске, Республика Беларусь, была зачислена валютная выручка за оказанные услуги по договору от 19.09.2012 N 1542, акту сдачи-приемки оказанных услуг от 02.09.2013 N 11 в сумме 229 176 364 белорусских рубля (по курсу ЦБ на день оплаты - 793 814,21 руб.), что подтверждается платежным поручением от 22.10.2013 N 17391, выпиской по лицевому счету за период с 01.901.2013 по 30.10.2013, ведомостью банковского контроля от 30.10.2013 (постановление N 36-13/959).
Частью 2 статьи 19 Закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ установлен исчерпывающий перечень случаев, в которых резиденты вправе не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту или валюту Российской Федерации.
Данный случай в указанный перечень не входит.
Таким образом, в нарушение требований валютного законодательства валютная операция на сумму 229 176 364 белорусских рубля (или по курсу ЦБ на день оплаты - 793 814,21 рублей) была осуществлена, минуя банковские счета резидента в уполномоченных банках.
Датой совершения правонарушения ООО "НТ-Сервис" является 22.10.2013, т.е. дата зачисления денежных средств за оказанные услуги.
Таким образом, общество допустило нарушение требований ч.2 ст.14 Закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ, выразившееся в осуществлении незаконной валютной операции на сумму 229 176 364 белорусских рубля (793 814,21 российских рубля).
Управлением также установлено, что 19.11.2012 во исполнение договора от 19.09.2012 N 1542 ООО "НТ-Сервис" оказало услуги РУП "Производственное объединение "Белоруснефть" на сумму 5 527 200 рублей, что подтверждается актом сдачи-приемки оказанных услуг от 01.03.2013 N 5 (л.д. 48-49 т.4).
22.03.2013 на счет N 3021200979008 общества в ЗАО "Альфа-Банк" в г. Минск, Республика Беларусь, была зачислена валютная выручка за оказанные услуги по указанному договору и в соответствии с актом сдачи-приемки оказанных услуг от 01.03.2013 N 5 в сумме 225 227 873,00 белорусских рубля (по курсу ЦБ на день оплаты - 809 628,89 руб.), что подтверждается платежным поручением от 22.03.2013 N 4282, выпиской по лицевому счету за период с 01.12.2012 по 05.04.2013, ведомостью банковского контроля от 30.10.2013 (постановление N 36-13/953).
Таким образом, в нарушение требований валютного законодательства валютная операция на сумму 225 227 873,00 белорусских рубля (или 809 628,89 рублей) была осуществлена резидентом, минуя банковские счета в уполномоченных банках.
Данные обстоятельства послужили основанием для принятия Управлением указанных постановлений о привлечении ООО "Новые Технологии-Сервис" к административной ответственности по ч.1 ст.15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания штрафов в указанных размерах.
Не согласившись с данными постановлениями, общество обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлениями о признании их незаконными и отмене, ссылаясь на отсутствие в своих действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.25 КоАП РФ, а также на малозначительность совершенных правонарушений применительно к положениям ст.2.9 КоАП РФ.
Аналогичные доводы изложены и в апелляционной жалобе общества.
Между тем данные доводы являются ошибочными.
Частью 1 статьи 15.25 Кодекса предусмотрена административная ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 25 Федерального закона Российской Федерации от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ч.1 ст.19 Закона при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить:
1) получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них;
2) возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные в Российскую Федерацию (неполученные на территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.
В соответствии с ч.2 ст.14 Закона если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.
Согласно ч.1 ст.12 Закона резиденты, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", открывают без ограничений счета (вклады) в иностранной валюте и валюте Российской Федерации в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.
В соответствии с ч.4 ст.12 резиденты вправе переводить на свои счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, средства со своих счетов (с вкладов) в уполномоченных банках или других своих счетов (вкладов), открытых в банках за пределами территории Российской Федерации.
Согласно ч.5 ст.12 Закона наряду со случаями, указанными в части 4 настоящей статьи, на счета (во вклады) резидентов, открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, могут быть зачислены суммы процентов на остаток средств на таких счетах (во вкладах), денежные средства в виде минимального взноса, требуемого правилами соответствующего банка при открытии счета (вклада), наличные денежные средства, вносимые на счет (во вклад), денежные средства, полученные в результате совершения конверсионных операций за счет средств, зачисленных на такие счета (во вклады), средства, полученные в случаях, установленных подпунктами "ж" и "з" пункта 9 части 1 статьи 1, пунктами 10 - 12, 16 - 18 части 1 статьи 9, абзацами шестым - восьмым части 2, пунктом 2 части 3 статьи 14, а также пунктами 1 - 3 и 6 части 2 статьи 19 настоящего Федерального закона.
Таким образом, перечень случаев зачисления иностранной валюты на счета (вклады) резидентов, открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, является исчерпывающим и не предусматривает возможности зачисление на указанные счета валютной выручки по внешнеторговым контрактам за оказанные резидентом услуги.
Материалами дела установлено, что валютная выручка по внешнеторговому договору об оказании услуг от 19.09.2012 N 1542 зачислялась Обществом не на счет в уполномоченном банке (Волжский социальный банк), а на расчетный счет представительства общества в ЗАО"Альфа-Банк" в г. Минске, Республика Беларусь, минуя счет общества в уполномоченном банке, в котором был открыт паспорт сделки.
С этого счета обществом, минуя счет, открытый в уполномоченном банке, осуществлялась уплата налогов в бюджет Республики Беларусь.
Следовательно, при проведении данных валютных операций обществом не были соблюдены указанные выше требования валютного законодательства, содержащиеся в п.2 ст.14, п.п.4-5 ст. 12, ч.1 ст.19 указанного Закона.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Из материалов дела видно, что в данном случае у общества имелась возможность для соблюдения положений ст.12,14,19 Федерального закона Российской Федерации от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению и недопущению случаев зачисления валютной выручки на счет, открытый в банке за пределами территории Российской Федерации, минуя счет в уполномоченном банке, в котором открыт паспорт сделки (Волжский социальный банк, Россия), и осуществления валютных операций (расчетов по уплате налогов) по данному счету.
В связи с этим суд 1 инстанции пришел к обоснованному выводу о доказанности факта совершении Обществом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.15.25 КоАП РФ, а также вины общества в его совершении.
Довод общества в апелляционной жалобе об истечении предусмотренного ст.4.5 КоАП РФ годичного срока давности привлечения к административной ответственности является несостоятельным, так как из материалов дела видно, что указанные административные правонарушения были совершены ООО "НТ-Сервис" соответственно 22.03.2013, 27.03.2013, 22.10.2013, тогда как оспариваемые постановления были вынесены Управлением 07.02.2014, т.е. в пределах установленного ст.4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Что касается ссылки общества на возможность применения в данном деле положений ст. 2.9 КоАП РФ и признания совершенных им административных правонарушений малозначительными, то данная ссылка также является необоснованной.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно пункту 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Применение ст. 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда, данная правовая норма подлежит применению в исключительных случаях.
Вопреки положениям ст. 65 АПК РФ обществом не представлено доказательств исключительности данного конкретного случая.
В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо вредных материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права в сфере валютного законодательства.
Таким образом, правовых оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ и признания совершенных обществом административных правонарушений малозначительными из материалов дела не усматривается.
На данные обстоятельства правомерно указано в обжалуемом решении суда 1 инстанции.
При таких обстоятельствах Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области постановлениями от 07.02.2014 N 36-13/861, N 36-13/953, N 36-13/959 правомерно привлекло ООО "Новые Технологии-Сервис" к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности не установлено.
С учетом изложенного доводы, приведенные в апелляционной жалобе общества, являются ошибочными и во внимание не принимаются.
При таких обстоятельствах суд 1 инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявления общества, оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 12 августа 2014 года по делу N А55-12450/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Н. Апаркин |
Судьи |
В.Е. Кувшинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-12450/2014
Истец: ООО "Новые технологии-Сервис" Управляющая организация Общества с ограниченной ответственностью "Миррико менеджмент"
Ответчик: Федеральная служба финансово-бюджетного надзора Территориального управления в Самарской области