г. Томск |
|
22 октября 2014 г. |
Дело N А03-9234/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 октября 2014 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ходыревой Л.Е.,
судей: Кривошеиной С.В., Павлюк Т.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Романовой Ю.А.
при участии в заседании: без участия (извещены)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации города Рубцовска на решение Арбитражного суда Алтайского края от 18 августа 2014 г. по делу N А03-9234/2014 (судья В.В. Синцова)
по заявлению Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации города Рубцовска (ОГРН 10222200806693, ИНН 2209011255)
к Управлению Федерального казначейства по Алтайскому краю (ОГРН 102221761592, ИНН 2225026971)
о признании незаконными действия отдела N 62 УФК по Алтайскому краю по выставлению требования об исполнении судебного акта по делу N А03-4965/2013 о взыскании денежных средств с муниципального образования за счет казны муниципального образования, - за счет средств его муниципального учреждения: комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации города Рубцовска Алтайского края, а так же действия, связанные с приостановлением расходных операций по лицевому счету заявителя, об обязании отдел N 62 УФК по Алтайскому краю передать заявителю оригинал исполнительного листа серия АС N 006775100, выданного 02.10.2013 г. арбитражным судом Алтайского края по делу N А03-4695/2013, - для осуществления его учета и организации дальнейшего хранения,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации города Рубцовска (далее - Комитет по финансам, заявитель) обратился в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Алтайскому краю (далее - Управление, заинтересованное лицо) о признании незаконными действий отдела N 62 УФК по Алтайскому краю по выставлению требования Комитету об исполнении судебного акта по делу N А03-4965/2013 о взыскании денежных средств с муниципального образования за счет казны муниципального образования, за счет средств его муниципального учреждения: комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации города Рубцовска Алтайского края, а также действий, связанных с приостановлением расходных операций по лицевому счету заявителя, об обязании отдела N 62 УФК по Алтайскому краю передать заявителю оригинал исполнительного листа серии АС N 006775100, выданного 02.10.2013 г. Арбитражным судом Алтайского края по делу N А03-4695/2013.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 18 августа 2014 года требование заявителя оставлено без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда, Комитет обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Алтайского края отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления по следующим основаниям:
- Управлением незаконно выставлено требование по исполнению исполнительного документа о взыскании задолженности в порядке субсидиарной ответственности, приостановление расходных обязательств по лицевому счету заявителя, так как исполнение данного исполнительного листа должно осуществляться в порядке, предусмотренным пунктом 4 статьи 242.2. Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ). Поскольку должником по исполнительному листу является муниципальное образование "Город Рубцовск", а не Комитет, соответственно, задолженность не может быть взыскана с заявителя; у суда первой инстанции отсутствовали основания для применения п. 9 ст. 242.5 БК РФ.
Подробно доводы подателя изложены в апелляционной жалобе.
УФК по Алтайскому краю в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (ч. 1 ст. 123 АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились. В порядке ч.1, ч. 3 ст. 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие сторон.
Проверив материалы дела в порядке ст. 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Алтайского края от 18.01.2010 г. по делу N А03-428/2009 муниципальное унитарное предприятие "Коммунальное хозяйство" муниципального образования "Город Рубцовск" признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство.
МУП "Коммунальное хозяйство" Муниципального образования "город Рубцовск" обратилось в Арбитражный суд Алтайского края суд с иском к муниципальному казенному унитарному предприятию "Управление жилищно-коммунального хозяйства" муниципального образования "Город Рубцовск" о взыскании 39 190 360 руб. 71 коп. долга по договору подряда от 04.09.2004 г., договору N 206 от 10.07.2005 г. на оказание возмездных услуг по вывозу и переработке твердых бытовых отходов, договору на обслуживание фонтана от 01.06.2006 г., договору от 01.05.2007 г. на вывоз жидких бытовых отходов, договору N 236 от 06.07.2007 г. на оказание возмездных услуг по вывозу и переработке твердых бытовых отходов (дело N А03-11913/2011).
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 10.04.2012 г. по делу N А03-11913/2011 с муниципального казенного унитарного предприятия "Управление жилищно-коммунального хозяйства" муниципального образования "Город Рубцовск" в пользу МУП "Коммунальное хозяйство" муниципального образования "Город Рубцовск" взыскано 1 375 907 руб. 61 коп. долга.
22.05.2012 г. на принудительное исполнение решения суда выдан исполнительный лист серии АС N 005698038.
Постановлением Администрации города Рубцовска Алтайского края N 3120 от 05.08.2010 г. принято решение о ликвидации МКУП "Управление ЖКХ" МО "Город Рубцовск" сроком до 01.07.2011 г. и создании ликвидационной комиссии.
Постановлениями Администрации города Рубцовска Алтайского края N 2168 от 15.06.2011 г., N 2907 от 20.06.2012 г. срок ликвидации МКУП "Управление ЖКХ" МО "Город Рубцовск" неоднократно продлевался и в конечном итоге установлен до 01.07.2013 г.
06 октября 2010 года истец обращался в ликвидационную комиссию МКУП "Управление ЖКХ" с заявлением о предоставлении сведений о публикации сведений о ликвидации МКУП "Управление ЖКХ" МО "Город Рубцовск" и о порядке и сроках предъявления требований его кредиторами и с уведомлением о наличии у третьего лица перед истцом кредиторской задолженности: 39 569 401 руб. 72 коп. (благоустройство), 402 740 руб. 97 коп. (очистка).
Заявлением от 15.01.2013 г. истец потребовал от третьего лица погасить задолженность в сумме 39 569 401 руб. 72 коп.
26.03.2013 г. истец повторно обратился к ликвидационной комиссии МКУП "Управление ЖКХ" МО "Город Рубцовск" с заявлением о включении в перечень требований кредиторов суммы долга в размере 39 972 142 руб. 69 коп., из которых задолженность в сумме 1 375 907 руб. 61 коп. установлена решением по делу N А03-11913/2011. Требования кредитора удовлетворены не были.
В связи с отсутствием имущества, денежных средств у основного должника, на которые можно обратить взыскание, достаточных для удовлетворения требований истца, и отсутствием оплаты от субсидиарного должника - муниципального образования "Город Рубцовск" Алтайского края в лице Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации города Рубцовска Алтайского края, истец обратился в арбитражный суд (дело N А03-4695/2013).
Решением арбитражного суда от 04.07.2014 г. по делу N А03-4695/2013 в порядке субсидиарной ответственности с муниципального образования "Город Рубцовск" Алтайского края в лице Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации города Рубцовска Алтайского края взыскано за счет казны муниципального образования "Город Рубцовск" Алтайского края в пользу МУП "Коммунальное хозяйство" Муниципального образования "город Рубцовск" 1 375 907 руб. 61 коп. долга.
Выданный во исполнение указанного судебного акта исполнительный лист серии АС N 006775100 от 02.10.2013 г. предъявлен взыскателем в Отдел N 62 УФК по Алтайскому краю.
Отделом N 62 УФК по Алтайскому краю, принявшим на исполнение исполнительный лист, в адрес заявителя 14.01.2014 г. направлено уведомление N УПЛ-14-1727 о предоставлении источника образования задолженности, КБК и платежного документа на перечисление денежных средств в размере, установленным исполнительным документом, а уведомлением от 29.01.2014 г. N УБЛ-14-2021 Отдел УФК N 62 по Алтайскому краю уведомил Комитет о приостановлении расходных операций в связи с нарушением требований пункта 3 статьи 242.5 Бюджетного кодекса РФ. Исполнительный документ исполнен.
Посчитав действия отдела N 62 УФК по Алтайскому краю по выставлению требования об исполнении судебного акта по делу N А03-4965/2013 о взыскании денежных средств с муниципального образования за счет казны муниципального образования, за счет средств его муниципального учреждения: комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации города Рубцовска Алтайского края, а также действия, связанные с приостановлением расходных операций по лицевому счету заявителя, Комитет обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Принимая судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия правовых оснований для признания незаконными оспариваемых действий.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ и пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 16 АПК РФ, вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Исполнение судебных актов по искам к публично-правовым образованиям, а также судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов по денежным обязательствам бюджетных учреждений, осуществляется в особом, отличном от общих правил исполнительного производства порядке (часть 2 статьи 1 Федерального закона N 229-ФЗ ", пункт 3 статьи 239 БК РФ).
Такие судебные акты подлежат исполнению в соответствии с главой 24.1 БК РФ, положения статей которой устанавливают различный порядок их исполнения.
Пунктом 4 статьи 242.2 БК РФ предусмотрено, что исполнение судебных актов по искам к муниципальным образованиям о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования производится финансовым органом муниципального образования.
При этом указанная норма права исключает исполнение судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета.
В случае удовлетворения судом заявления взыскателя о взыскании средств с органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в порядке субсидиарной ответственности на основании полностью или частично неисполненного исполнительного документа по денежным обязательствам находящегося в его ведении получателя средств местного бюджета исполнительный документ о взыскании средств с органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, направляется в орган по месту открытия главному распорядителю средств местного бюджета лицевого счета как получателю средств местного бюджета для исполнения (пункт 9 статьи 242.5 БК РФ).
В рассматриваемом случае решением Арбитражного суда Алтайского края от 04.07.2013 г. по делу N А03-4695/2013 удовлетворен иск предприятия к муниципальному образованию "Город Рубцовск" о взыскании денежных средств за счет казны муниципального образования по обязательствам созданного им МУП "Коммунальное хозяйство" в порядке пункта 3 статьи 56 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В апелляционной жалобе Комитет ссылается на то, что должником по исполнительному листу является муниципальное образование "Город Рубцовск", а не Комитет, соответственно, задолженность не может быть взыскана с заявителя.
Указанный довод апелляционная инстанция признает несостоятельным. Согласно судебного акта и выданного на его основе исполнительного листа в качестве должника указано муниципальное образование в лице соответствующего Комитета; поскольку функции главного распорядителя средств муниципального бюджета муниципального образования "Город Рубцовск" осуществляет Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации г. Рубцовска, суд взыскал в пользу предприятия сумму задолженности в субсидиарном порядке с муниципального образования "Город Рубцовск" в лице Комитета за счет казны муниципального образования.
Таким образом, вопреки доводам апеллянта, судом сделан правильный вывод, что указанное решение является судебным актом о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета и при его исполнении применению подлежит пункт 9 статьи 242.5 БК РФ, предусматривающий направление исполнительного документа в орган по месту открытия главному распорядителю средств местного бюджета лицевого счета как получателю средств местного бюджета для исполнения.
В силу статьи 166.1 БК РФ, органом, осуществляющим открытие и ведение лицевых счетов главных распорядителей (распорядителей), является Федеральное казначейство. При этом статьей 168 БК РФ предусмотрено право высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций муниципальных образований осуществлять исполнение соответствующих бюджетов через органы Федерального казначейства на основании соглашений.
Предприятием соблюдено правило направления исполнительного листа именно в орган казначейства.
Порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных казенных учреждений, предусмотрен статьей 242.5 БК РФ, приказом Министерства финансов РФ от 22.09.2008 г. N 99н "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральным казначейством государственной функции организации исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений".
Согласно пункту 2 статьи 242.5 БК РФ, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.
Материалами дела установлено, что 14.01.2014 г. в адрес Комитета направлено уведомление о поступлении исполнительного документа N УПЛ-14-1727.
Согласно пункту 3 статьи 242.5 БК РФ, должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, информацию об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы местного бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года.
При нарушении должником данного требования орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
Так как Уведомление о поступлении исполнительного документа Комитетом получено 14.01.2014 г., десятидневный срок предоставлении информации об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы местного бюджета по исполнению исполнительного документа, истекал 28.01.2014 г.
В указанный срок информация от Комитета в адрес Управления не поступила, в связи с чем с 29.01.2014 г. операции по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, открытые в Управлении (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), приостановлены.
04.04.2014 г. Комитетом представлено платежное поручение N 496115, на основании которого требования исполнительного документа исполнены в полном объеме, 07.04.2014 г. операции по счетам Управлением возобновлены.
Согласно пункту 10 статьи 242.5 БК РФ, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, при исполнении в полном объеме исполнительного документа направляет исполнительный документ с отметкой о размере перечисленной суммы в суд, выдавший этот документ.
В силу пункта 10 статьи 242.5 БК РФ, Управлением подготовлено Уведомление от 07.04.2014 г. N УИС-14-8951 о возврате полностью исполненного исполнительного документа, которым исполнительный лист серии АС N006775100, выданный 02.10.2013 г., обоснованно направлен в Арбитражный суд Алтайского края.
На основании изложенного, исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконными оспариваемых действий.
В целом доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм права, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 18 августа 2014 г. по делу N А03-9234/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Л.Е. Ходырева |
Судьи |
С.В. Кривошеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-9234/2014
Истец: Комитет администрации г. Рубцовска по финансам, налоговой и кредитной политике
Ответчик: УФК по Алтайскому краю