г. Москва |
|
21 октября 2014 г. |
Дело N А41-50167/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 октября 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Катькиной Н.Н.,
судей Епифанцевой С.Ю., Огурцова Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Шишкиной В.В.,
при участии в заседании:
от закрытого акционерного общества "Инвест Строй": Женова О.В. по доверенности б/н от 15.08.14; Жукова О.В. по доверенности б/н от 15.08.14;
от Министерства имущественных отношений Московской области: Мерзлякова Л.А. по доверенности N 12исх-3798 от 24.03.14,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Инвест Строй" на решение Арбитражного суда Московской области от 23 июля 2014 года по делу N А41-50167/13, принятое судьей Богатыревой Г.И., по иску закрытого акционерного общества "Инвест Строй" к филиалу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, администрация Чеховского муниципального района Московской области, Инспекция Федеральной налоговой службы России по г. Чехову Московской области, Правительство Московской области, Министерство экологии и природопользования Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, администрация сельского поселения Баранцевское Чеховского Муниципального района,
об оспаривании кадастровой стоимости земельных участков,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество (ЗАО) "Инвест Строй" обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к филиалу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (филиал ФГБУ "ФКП Росреестра") по Московской области об обязании внести изменения в сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:31:0060313:331, расположенного по адресу: Московская область, Чеховский район, сельское поселение Баранцовское, д. Бавыкино, и земельного участка с кадастровым номером 50:31:0060313:332, расположенного по адресу: Московская область, Чеховский район, сельское поселение Баранцовское, д. Бавыкино, указав кадастровую стоимость данных земельных участков в размере их рыночной стоимости, по состоянию на которую была установлена кадастровая стоимость, т.е. на 25.11.11:
- на земельный участок с кадастровым номером 50:31:0060313:331, расположенный по адресу: Московская область, Чеховский район, сельское поселение Баранцовское, д. Бавыкино, - 132 645 000 рублей (рыночная стоимость);
- на земельный участок с кадастровым номером 50:31:0060313:332, расположенного по адресу: Московская область, Чеховский район, сельское поселение Баранцовское, д. Бавыкино, - 4 146 000 рублей (рыночная стоимость) (т. 1, л.д. 5-8).
Определением Арбитражного суда Московской области от 13 ноября 2013 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены администрация Чеховского муниципального района Московской области, Инспекция Федеральной налоговой службы России (ИФНС) по г. Чехову Московской области, Правительство Московской области, Министерство экологии и природопользования Московской области, Министерство имущественных отношений Московской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Управление Росреестра) по Московской области, администрация сельского поселения Баранцевское Чеховского Муниципального района (т. 1, л.д. 153-154).
До вынесения судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу спора, ЗАО "Инвест Строй" в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнило заявленные требования, просило:
- признать не соответствующей рыночной стоимости кадастровую стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 50:31:0060313:331 в размере 344 358 748 рублей 00 копеек; 50:31:0060313:332 в размере 8 680 686 рублей 20 копеек, расположенных по адресу: Московская область, Чеховский район, сельское поселение Баранцовское, д. Бавыкино;
- установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:31:0060313:331, общей площадью 300 100 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Чеховский район, сельское поселение Баранцовское, д. Бавыкино, указав кадастровую стоимость данного земельного участка в размере его рыночной стоимости, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость, т.е. на 01.01.09 в размере 133 844 600 рублей;
- установить кадастровую стоимость 1 кв. м. земельного участка с кадастровым номером 50:31:0060313:331, общей площадью 300 100 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Чеховский район, сельское поселение Баранцовское, д. Бавыкино, указав кадастровую стоимость 1 кв.м. данного земельного участка в размере его рыночной стоимости, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость, т.е. на 01.01.09 в размере 446 рублей;
- установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:31:0060313:332, общей площадью 7 565 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Чеховский район, сельское поселение Баранцовское, д. Бавыкино, указав кадастровую стоимость данного земельного участка в размере его рыночной стоимости, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость, т.е. на 01.01.09 в размере 3 737 110 рублей;
- установить кадастровую стоимость 1 кв.м. земельного участка с кадастровым номером 50:31:0060313:332, общей площадью 7 565 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Чеховский район, сельское поселение Баранцовское, д. Бавыкино, указав кадастровую стоимость 1 кв.м. данного земельного участка в размере его рыночной стоимости, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость, т.е. на 01.01.09 в размере 494 рубля (т. 5, л.д. 75-76).
Решением Арбитражного суда Московской области от 23 июля 2014 года в удовлетворении заявленных требований было отказано (т. 5, л.д. 96-99).
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ЗАО "Инвест Строй" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, указывая на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального права (т. 5, л.д. 101-106).
В судебном заседании апелляционного суда представители ЗАО "Инвест Строй" поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просили решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
Представитель Министерства имущественных отношений Московской области возражал против доводов заявителя апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 153, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области, администрации Чеховского муниципального района Московской области, ИФНС по г. Чехову Московской области, Правительства Московской области, Министерства экологии и природопользования Московской области, Управления Росреестра по Московской области, администрации сельского поселения Баранцевское Чеховского Муниципального района, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность решения суда проверены апелляционным судом в соответствии со статьями 266-268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в судебном заседании, апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ЗАО "Инвест Строй" на праве собственности принадлежат:
- земельный участок с кадастровым номером 50:31:0060313:331, общей площадью 300 100 кв.м., категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование: территория детского городка "Москвич", расположенный по адресу: Московской область, Чеховский район, сельское поселение Баранцовское, д. Бавыкино, (т. 1, л.д. 30);
- земельный участок с кадастровым номером 50:31:0060313:332, общей площадью 7 565 кв.м., категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование: территория детского городка "Москвич", расположенный по адресу: Московской область, Чеховский район, сельское поселение Баранцовское, д. Бавыкино, (т. 1, л.д. 31).
Согласно кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером 50:31:0060313:331 от 30.04.13 его кадастровая стоимость составляет 344 358 748 рублей, исходя из удельного показателя кадастровой стоимости в размере 1 147,48 руб./кв.м. (т. 2, л.д. 39-41).
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:31:0060313:332 согласно кадастровому паспорту названного участка от 20.08.13 установлена в размере 8 680 686 рублей 20 копеек (т. 2, л.д. 45-46).
Между тем, согласно отчету об оценке N 13К-1006 от 18.07.13, подготовленному ООО "Оценщик", рыночная стоимость названных участков по состоянию на 25.11.11 составляла 132 645 000 рублей для земельного участка с кадастровым номером 50:31:0060313:331 и 4 146 000 рублей для земельного участка с кадастровым номером 50:31:0060313:332 (т. 1, л.д. 71-149).
Полагая, что кадастровая стоимость принадлежащих ему земельных участков была определена неверно, ЗАО "Инвест Строй" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал, что кадастровая стоимость не может быть установлена на прошлый период.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции законными и обоснованными, доводы апелляционной жалобы подлежащими отклонению.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земли утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации N 316 от 08.04.00 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель".
Согласно пунктам 1, 2, 4 названных Правил, организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в три года. Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки земель.
Как установлено пунктом 11 Правил, для проведения государственной кадастровой оценки земель Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разрабатываются и утверждаются Методические указания по государственной кадастровой оценке земель.
Во исполнение пунктов 11 и 13 названных Правил Приказом Минэкономразвития России N 222 от 12.08.06 были утверждены Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка.
Согласно Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденному Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации N 215 от 28.06.07 исполнение названной функции включает такие административные процедуры, как: проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждение государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации; внесение сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр; разъяснение результатов государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с пунктом 4 статьи 17 Федерального закона "О государственном земельном кадастре" сведения об экономических характеристиках земельных участков подлежали внесению в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов.
Таким образом, по итогам государственной кадастровой оценки земель орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает акт об утверждении ее результатов. В полномочия органов кадастрового учета входит внесение в государственный кадастр результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Следовательно, под утвержденными результатами должны пониматься те показатели, которые непосредственно указаны в обнародованном акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а не исходные первичные показатели, применявшиеся для расчета включенных в такой акт итоговых цифр.
Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области N 218-РМ от 14.11.12 были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель особо охраняемых территорий и объектов Московской области, в соответствии с приложением N 1 к которому кадастровая стоимость земельных участков ЗАО "Инвест Строй" была установлена в размере 344 358 748 рублей для земельного участка с кадастровым номером 50:31:0060313:331 (строка 2477 Приложения) и в размере 8 680 686 рублей 20 копеек для земельного участка с кадастровым номером 50:31:0060313:332 (строка 2478 Приложения), исходя из удельного показателя кадастровой стоимости в размере 1 147,48 руб./кв.м.
На основании названного Распоряжения филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области были внесены соответствующие изменения в государственный кадастр недвижимости относительно кадастровой стоимости спорных земельных участков.
Согласно пункту 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности.
При этом в пункте 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 года N 913/11 по делу N А27-4849/2010 определена правовая позиция, в соответствии с которой споры, связанные с установлением кадастровой стоимости земельных участков, затрагивают интересы их правообладателей не только в сфере налоговых и земельных отношений, но и гражданского оборота. Поэтому такие споры подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства даже в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета.
Рассмотрение по общим правилам искового производства, предполагает применение правил о бремени доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка и в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 913/11 от 28.06.11 также разъяснено, что законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении, предметом оспаривания в этом случае не являются.
В рассматриваемом случае заявленные требования истца имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости спорного земельного участка на его рыночную стоимость.
Между тем, на момент обращения ЗАО "Инвест Строй" в арбитражный суд с настоящим иском в соответствии с Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от N 562-РМ от 26.11.13, вступившим в силу с 01.01.14, была утверждена новая кадастровая стоимость земельных участков в составе земель особо охраняемых территорий и объектов Московской области, на основании которой установлена новая кадастровая стоимость спорных земельных участков, внесенная в Государственный кадастр недвижимости, что лицами, участвующими в деле не оспаривается (т. 2, л.д. 47-48).
В силу статьи 24.19 Федерального закона N 135-ФЗ от 29.07.98 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Как указывалось выше, по правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта, то есть только на будущий период.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований, поскольку при наличии новой кадастровой стоимости, изменения сведений о ней за прошедшие периоды незаконно.
Данный вывод соответствует позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Определениях от 15 апреля 2014 года N ВАС-4160/14 по делу N А11-1051/2013, от 10 февраля 2014 года N ВАС-135/14 по делу N А57-1910/2012, от 09 октября 2013 года N ВАС-8076/13 по делу N А27-16264/2012.
Доводы заявителя апелляционной жалобы подлежат отклонению, как основанные на неверном толковании норма материального права и неопровергающие выводов суда первой инстанции по существу.
При таких обстоятельствах апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 23 июля 2014 года по делу N А41-50167/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Н. Катькина |
Судьи |
С.Ю. Епифанцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-50167/2013
Истец: ЗАО "Инвест Строй", Министерство экологии и природопользования Московской области
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
Третье лицо: Администрация сельского поселения баранцевское Чеховского муниципального района Московской области, Администрация Чеховского муниципального района Московской области, ИФНС РФ по г. Чехову Московской области, Министерство имущественных отношенй Московской области, Правительство Московской области, Представитель ЗАО "Инвест Строй", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филилала по Московской области