г. Вологда |
|
23 октября 2014 г. |
Дело N А52-3842/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 октября 2014 года.
В полном объеме постановление изготовлено 23 октября 2014 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Смирнова В.И., судей Мурахиной Н.В. и Холминова А.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Псковской области на решение Арбитражного суда Псковской области от 15 мая 2014 года по делу N А52-3842/2013 (судья Героева Н.В.),
установил:
предприниматель Тимофеев Иван Сергеевич (ОГРНИП 310525804000036) обратился с заявлением в Арбитражный суд Псковской области о признании неправомерными действий Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Псковской области (ОГРН 1036000302964; далее - управление, административный орган) по аннулированию регистрации транспортного средства - автобуса "СЕТРА-S213" и устранении допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя путем восстановления регистрационного учета вышеуказанного автомобиля, при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - общества с ограниченной ответственностью "Авто-Транзит" (далее - общество, ООО "АвтоТранзит").
Решением Арбитражного суда Псковской области от 15 мая 2014 года заявленные требования удовлетворены. Кроме того, с управления в пользу предпринимателя взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 руб.
Управление с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, по делу принять новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на то, что все, что не подпадает под указанные в приложении 18 к Техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 N 720 (далее - Технический регламент), утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 N 720 изменения конструкции транспортных средств, не будет являться изменением конструкции транспортного средства и последующая оценка его соответствия не осуществляется. Податель жалобы отмечает, что арбитражным судом не дана оценка доводу о том, что в случае замены кузова S215 на кузов S315 транспортное средство подпадает под определение "единичного транспортного средства". По мнению апеллянта, замена кузова транспортного средства в данном случае влечет ликвидацию его как базового транспортного средства.
Предприниматель в отзыве отклонил доводы жалобы, просил решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
От общества отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим разбирательство по делу произведено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Определением от 16.10.2014 ранее участвовавшая в рассмотрении дела судья Осокина Н.Н. заменена на судью Холминова А.А., рассмотрение дела начато сначала.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, предприниматель Тимофеев И.С. по договору купли-продажи от 25.03.2013 (л.д. 45) приобрел у ООО "АвтоТранзит" автобус "СЕТРА-S213", паспорт транспортного средства 60НН 110764, выданный МОГТО АСИРЭР г. Пскова 19.10.2012, свидетельство о регистрации транспортного средства 52 05 591507.
Прежним собственником - ООО "АвтоТранзит" 09.10.2012 подано заявление в Государственную инспекцию безопасности дорожного движения Псковского района (далее - инспекция) о внесении изменений в конструкцию транспортного средства о замене кузова "СЕТРА-S213" номер кузова - н/у, номер шасси 101773048) на кузов SETRA S315 GT-HD (номер кузова WKK32600001030977) (л.д.49).
Кузов ввезен на территорию Российской Федерации 04.10.2012 по грузовой таможенной декларации N 10209095/041012/0005988 (кузов автобуса городского в сборе для пассажирских перевозок: изготовитель - SETRA, модель - SETRA S315GT-HD). Выпуск и обращение на территории Российской Федерации разрешены.
На основании вышеуказанного заявления и решения по нему от 09.10.2012 (л. д. 50) представительством Института безопасности дорожного движения по Псковской области общества с ограниченной ответственностью "Престиж-М" для определения возможности внесения изменений в конструкцию транспортного средства проведена техническая экспертиза, по результатам которой составлено экспертное заключение от 09.10.2012 N 1587/12 (л. д. 51-52).
На основании положительного заключения экспертизы общества с ограниченной ответственностью "Престиж-М" произведены работы по внесению изменений в конструкцию транспортного средства - заменен кузов "СЕТРА-S213" (номер кузова - н/у, номер шасси - 101773048) на кузов SETRA S315 GT-HD (номер кузова WKK32600001030977), о чем составлено заявление-декларация об объеме и качестве работ по внесению изменений в конструкцию транспортного средства (л. д. 53-54).
ООО "АвтоТранзит" 15.10.2012 получена диагностическая карта сроком действия до 12.10.2013 (л. д. 55-56).
Обществом 16.10.2012 получено свидетельство 60АА488379 о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности дорожного движения (л. д. 58) и паспорт транспортного средства 60НН110764, где в графе "Особые отметки" внесена соответствующая запись о замене кузова с указанием номера свидетельства о соответствии транспортного средства требованиям безопасности (л. д. 37).
На основании указаний Министерства внутренних дел Российской Федерации от 06.03.2013 N 13/5-57 ответчиком проведена проверка по факту совершения регистрационных действий с автобусом "СЕТРА-S213", по результатам которой составлено заключение от 23.08.2013, утвержденное начальником МРЭО ГИБДД УМВД России по Псковской области, о необходимости аннулировать регистрационные действия, связанные с заменой кузова автобуса "СЕТРА-S213" (номер кузова VIN - н/у, номер шасси 101773048).
В силу аннулирования регистрационных действий 28.08.2013 в карточку учета транспортного средства внесена запись о снятии его с учета в связи с признанием недействительной регистрации.
Не согласившись с указанными действиями управления предприниматель обратился с иском в суд о признании их незаконными.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования.
Апелляционная коллегия считает данный судебный акт подлежащим отмене по следующим основаниям.
В пункте 3 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ) указано, что допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путём регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
Согласно пунктам 2 и 4 постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" (далее - постановление N 938) и пунктам 1 и 2 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 N 711, регистрацию автотранспортных средств и проверку указанных документов осуществляет Государственная инспекция безопасности дорожного движения.
Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24.11.2008 N 1001 "О порядке регистрации транспортных средств" утверждены Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила регистрации).
Пунктом 3 Правил регистрации определено, что не подлежат регистрации и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства по следующим основаниям: представлены документы и (или) сведения, не соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации, а также содержащие недостоверную информацию; представлены транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации, в том числе из составных частей конструкций, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, или ввезённые на её территорию сроком более чем на шесть месяцев, без представления документов, подтверждающих проведение их сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации либо подтверждающих их выпуск на территории Таможенного союза без ограничений по их пользованию и распоряжению или с таможенными ограничениями, установленными таможенными органами; представлены транспортные средства, конструкция которых или внесённые в конструкцию изменения не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения или сведениям, указанным в представленных документах; обнаружены признаки скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационной маркировки, нанесённой на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных); наличие запретов и ограничений на совершение регистрационных действий, наложенных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При установлении органом внутренних дел, проводящим проверку, обстоятельств, указанных в пункте 3 названных Правил, регистрация транспортного средства прекращается (аннулируется) регистрационным подразделением по месту регистрации транспортного средства (пункт 51 Правил регистрации). При прекращении (аннулировании) регистрации признаются недействительными конкретное регистрационное действие (несколько регистрационных действий) и все последующие регистрационные действия.
В соответствии с пунктом 1 Технического регламента, настоящий Технический регламент устанавливает требования к безопасности колёсных транспортных средств при их выпуске в обращение на территории Российской Федерации и их эксплуатации независимо от места их изготовления в целях защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, защиты имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества и предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей колёсных транспортных средств.
Согласно пункту 5 Технического регламента свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства - это документ, удостоверяющий соответствие единичного транспортного средства, выпускаемого в обращение, требованиям настоящего Технического регламента.
На основании пункта 79 Технического регламента оценка соответствия транспортных средств, находящихся в эксплуатации, в случае внесения изменений в их конструкцию осуществляется в форме технической экспертизы конструкции и последующей проверки их технического состояния после идентификации каждого транспортного средства.
Внесение изменений в конструкцию транспортного средства и последующая оценка его соответствия осуществляются по разрешению и под контролем подразделения Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту регистрационного учёта транспортного средства в порядке, определённом законодательством Российской Федерации (пункт 81 Технического регламента). По результатам рассмотрения представленных документов подразделение Министерства внутренних дел Российской Федерации оформляет, регистрирует и выдает заявителю свидетельство о соответствии транспортного средства с внесёнными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности по форме, предусмотренной приложением 16 к Техническому регламенту, или отказывает в его выдаче с указанием причин.
Номер свидетельства о соответствии транспортного средства с внесёнными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности вносится подразделением Министерства внутренних дел Российской Федерации в паспорт транспортного средства. В паспорт транспортного средства вносятся также все особые отметки об ограничении применения транспортного средства, содержащиеся в свидетельстве о соответствии транспортного средства с внесёнными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности. Наличие в паспорте транспортного средства номера свидетельства о соответствии транспортного средства с внесенными в конструкцию изменениями требованиям безопасности является необходимым условием для разрешения его эксплуатации (пункт 83 Технического регламента).
Регистрация изменений конструкции транспортного средства предусмотрена приказом МВД России от 07.12.2000 N 1240 "Об утверждении нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по техническому надзору" (далее - Приказ N 1240).
В пунктах 4 - 7 Порядка контроля за внесением изменений в конструкцию транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (приложение 2 к Приказу N 1240, далее - Порядок), установлено, что рассмотрение заявлений на внесение изменений в конструкцию транспортного средства осуществляется подразделением ГИБДД по месту учета транспортного средства. В заявлении подробно описываются изменения, вносимые в конструкцию транспортного средства. При приеме заявления необходимо удостовериться в том, что в отношении транспортного средства, в конструкцию которого вносятся изменения, отсутствуют запреты или ограничения, наложенные судом, следствием, таможенными органами, органами налоговой полиции, органами социальной защиты населения. По результатам рассмотрения заявления подразделением ГИБДД принимается соответствующее решение. В решении по заявлению указываются порядок и условия оформления и выдачи свидетельства, а также необходимость получения заключения о возможности и порядке внесения изменений в конструкцию. Кроме того, в решении приводятся организации, в которых оно может быть получено. Если решение предусматривает получение заключения, то собственник транспортного средства обращается в организацию, уполномоченную его выдавать.
Согласно пункту 13 Порядка техническое состояние и конструкция транспортного средства после внесённых изменений проверяются на соответствие требованиям нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения на СГТО ГИБДД или ПТО.
Пунктом 14.1 Порядка определён перечень документов, которые должен представить собственник транспортного средства в подразделение ГИБДД для получения свидетельства о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности. В данный перечень входит заключение о возможности и порядке внесения изменений в конструкцию (в случаях, предусмотренных пунктом 7). По результатам рассмотрения представленных документов подразделение ГИБДД оформляет, регистрирует и выдаёт заявителю свидетельство (приложение 4) или отказывает в его выдаче (пункт 14.3 Порядка).
Согласно пункту 2 Наставления по техническому надзору Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (приложение 1 к Приказу N 1240) изменением конструкции транспортного средства считается исключение предусмотренных или установка не предусмотренных конструкцией конкретного транспортного средства составных частей и предметов оборудования, влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения.
Из пункта 3 Порядка следует, что базовое транспортное средство - это сертифицированное в установленном порядке транспортное средство, в конструкцию которого вносятся изменения; составные части и предметы оборудования - это агрегаты, узлы и детали, установленные и (или) используемые в конструкции полнокомплектного транспортного средства, к которым предъявляются отдельные требования нормативных документов.
В пункте 5 Технического регламента определено, что базовое транспортное средство - это транспортное средство, которое в целом, или его кузов, или шасси были использованы для создания другого транспортного средства.
Таким образом, при изменении конструкции транспортного средства базовое транспортное средство в целом сохраняется, следовательно, сохраняется возможность его идентификации по представленным на него документам.
В соответствии с пунктом 37 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утверждённого приказом МВД России от 24.11.2008 N 1001, действовавшего в период проведения замены основных агрегатов спорного транспортного средства, допускалась замена кузова легкового автомобиля и автобуса, кабины грузового автомобиля, в том числе на другую модель (модификацию). При этом в графе "МАРКА, МОДЕЛЬ" свидетельства о регистрации транспортного средства и карточки учёта транспортных средств указываются марка, модель установленного кузова (кабины), а в графе "ОСОБЫЕ ОТМЕТКИ" делается отметка "Замена кузова (кабины)" с указанием даты соответствующего изменения. В паспорте транспортного средства все сведения об измененных номерах агрегатов и модели (модификации) транспортного средства, а также дата изменения указываются в графе "ОСОБЫЕ ОТМЕТКИ".
В данном случае, вопреки доводам отзыва заявителя, замена кузова не может рассматриваться как изменение только конструкции транспортного средства, поскольку затрагиваются конструктивные особенности автомобиля, в результате которых базовое транспортное средство прекращает свое существование.
Так, из Правил регистрации следует, что транспортное средство возможно определить по таким двум основным частям как кузов (для грузового автомобиля кабина) и шасси.
В рассматриваемом случае кузов транспортного средства "SETRA-S213" с номером шасси 101773048 заменён на кузов SETRA S315GT-HD с номером VIN WKK3260001030977. При осмотре транспортного средства после замены кузова номер шасси не установлен.
Следовательно, такая замена фактически повлекла невозможность идентифицировать транспортное средство, поскольку его идентификационные номера были утрачены в результате указанной операции.
В свидетельстве о регистрации транспортного средства, выданном Госавтоинспекцией после внесения описанных выше изменений, указывается на возможность его идентификации только по кузову.
Как отмечено выше, установленный на автобус кузов SETRA S315GT-HD с номером VIN WKK3260001030977 ввезен на территорию Российской Федерации по декларации на товары N 10209095/041012/0005988.
В описательной части этой декларации (т. 1, л. 48) указано, что ввезенный кузов предназначен для установки на автобус марки СЕТРА типа S315GT/HD, укомплектован 51 местом (включая места водителя), имеет 2 двери, 2-осный, одноэтажный, с жесткими не раскладными сиденьями, имеет остекление двойное, рулевую колонку с рулём, переднюю панель приборов, встроенные полки, внутреннюю обшивку стенок, крыши, стекла лобовые, боковые и задние, двери с механизмами открывания.
Следовательно, подразделением Госавтоинспекции при осуществлении регистрационных действий в связи с заменой кузова фактически присвоен идентификационный номер иного транспортного средства, которое не эксплуатировалось на территории Российской Федерации. В то время как Свидетельство о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности получено на основании процедуры, предусмотренной Порядком, который применяется только при внесении изменений в конструкцию транспортных средств.
Кроме того, из экспертного заключения возможности и порядке внесения изменений в конструкцию транспортного средства от 09.10.2012 N 1587/12 (т. 1, л. 51), выполненного представительством института безопасности дорожного движения по Псковской области - ООО "Престиж-М", на основании которого было выдано свидетельство о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности, следует, что объектом экспертизы автобус "СЕТРА-S315" GT/HD не являлся.
Апелляционный суд не может принять во внимание представленные предпринимателем заключение некоммерческой организации межотраслевого фонда "Поддержка технических инициатив автовладельцев" "НАМИ-ПТИА-ФОНД" от 14.04.2014 N 77-3137 (т. 2, л. 13), письмо Центра безопасности дорожного движения и технической экспертизы Нижегородского государственного технического университета от 24.04.2014 (т. 2, л. 7), письмо "Консалтмаш" от 10.09.2014 N 201-14/283, так как перечисленные документы не является экспертными заключениями, в них выражено мнение одного из специалистов.
Таким образом, по спорному транспортному средству - автобусу "SETRA-S315" не было установлено его соответствие требованиям безопасности в рамках надлежащей предусмотренной законодательством процедуры.
С учетом изложенного у управления отсутствовали основания для выдачи свидетельства о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности в связи с заменой кузова транспортного средства на основании представленных заявителем документов.
В силу пункта 51 Правил регистрации при прекращении (аннулировании) регистрации признаются недействительными конкретное регистрационное действие (несколько регистрационных действий) и все последующие регистрационные действия. Поскольку в связи с заменой кузова создано новое транспортное средство, то его выпуск в обращение без документов, подтверждающих его соответствие требованиям безопасности, является нарушением требований вышеприведённых положений законодательства.
Следовательно, оснований для вывода о неправомерности аннулирования регистрации транспортного средства у суда первой инстанции не имелось.
Также суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что аннулирование регистрации в данном случае не может выступать непреодолимым препятствием для восстановления регистрационного учета транспортного средства - при условии установления его соответствия требованиям безопасности дорожного движения (процедуры удостоверения такого соответствия предусмотрены, в частности, Техническим регламентом).
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба управления подлежит удовлетворению, обжалуемое решение суда первой инстанции отмене, в удовлетворении требований предпринимателя следует отказать.
Руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 15 мая 2014 года по делу N А52-3842/2013 отменить.
В удовлетворении требований индивидуального предпринимателя Тимофеева Ивана Сергеевича (ОГРНИП 310525804000036) о признании незаконными действий Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Псковской области (ОГРН 1036000302964) по аннулированию регистрационных действий с автобусом "СЕТРА S213", государственный номерной знак М346ВВ 152 (прежний государственный регистрационный знак Т122КА60, связанных с заменой номерного агрегата (кузова) и возложении обязанности на Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Псковской области восстановить регистрационный учет транспортного средства "СЕТРА S213" отказать.
Председательствующий |
В.И. Смирнов |
Судьи |
Н.В. Мурахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А52-3842/2013
Истец: ИП Тимофеев Иван Сергеевич
Ответчик: УМВД РФ по Псковской области
Третье лицо: ООО "Авто-Транзит"