г. Вологда |
|
17 октября 2014 г. |
Дело N А05-6086/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2014 года.
В полном объёме постановление изготовлено 17 октября 2014 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Холминова А.А., судей Мурахиной Н.В. и Смирнова В.И. при ведении протокола секретарём судебного заседания Мазалецкой О.О.,
при участии от Контрактного агентства Архангельской области Панова О.И. по доверенности от 13.05.2014 N 11-д,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Контрактного агентства Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 09 июля 2014 года по делу N А05-6086/2014 (судья Козьмина С.В.),
установил:
Контрактное агентство Архангельской области (ОГРН 1082901013580, город Архангельск, ул. Выучейского, дом 18; далее - Агентство) обратилось в суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (ОГРН 1022900530696, город Архангельск, ул. К. Либкнехта, дом 2; далее - Управление) о признании частично недействительными решений от 09.04.2014 по делу N 70мз-14, N 69мз-14, N 68мз-14 в части признания Агентства нарушившим часть 5 статьи 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон "О контрактной системе") при проведении открытого конкурса на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по строительству детского сада на 120 мест в городе Вельске (извещение N 0124200000614000897).
В деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, участвует администрация муниципального образования "Вельский муниципальный район" Архангельской области, общество с ограниченной ответственностью "Северо-Западная строительная компания" (далее - ООО "Северо-Западная строительная компания", общество с ограниченной ответственностью "Белый Дом", общероссийская общественная организация содействия защите прав граждан и безопасности общества "Безопасное Отечество".
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 09.07.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Агентство с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. В обоснование ссылается на нарушение судом норм материального права.
В судебном заседании представитель Агентства апелляционную жалобу поддержал по изложенным в ней основаниям.
Управление в отзыве просит решение суда оставить без изменений.
Третьи лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, в соответствии с постановлением правительства Архангельской области от 18.12.2009 N 215-пп "Об утверждении Положения о контрактном агентстве Архангельской области" Агентство является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, осуществляющим: регулирование контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Архангельской области; определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Архангельской области; организацию и проведение торгов по продаже отдельных видов государственного имущества Архангельской области; организацию и проведение аукционов по продаже права на заключение договоров аренды отдельных лесных участков.
Взаимодействие Уполномоченного органа и заказчиков Архангельской области в сфере закупок для обеспечения нужд Архангельской области осуществляется в порядке, установленном постановлением правительства Архангельской области от 20.12.2013 N 595-пп "Порядок взаимодействия контрактного агентства Архангельской области, государственных заказчиков Архангельской области, государственных бюджетных учреждений Архангельской области, муниципальных заказчиков Архангельской области, муниципальных бюджетных учреждений муниципальных образований Архангельской области и отдельных юридических лиц при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Архангельской области" (далее - Постановление N 595-пп).
Согласно Постановлению N 595-пп заказчик направляет в уполномоченный орган заявку на осуществление закупки. Уполномоченный орган на основании представленной заявки заказчика подготавливает документацию об электронном аукционе и организует осуществление закупки.
В рассматриваемом случае Агентством 26.03.2014 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов http://zakupki.gov.ru опубликовано извещение N 0124200000614000897 о проведении открытого конкурса и конкурсная документация на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по строительству детского сада на 120 мест в городе Вельске (далее - конкурсная документация; том 1, лист 35).
Пунктом 6.1 раздела I конкурсной документации (том 1, лист 40) установлено, что заявка на участие в конкурсе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника конкурса требованиям, предъявляемым к участникам конкурса, установленным в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона "О контрактной системе", или копии таких документов, а именно:
1) обязательное наличие у участника закупки свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выдаваемого саморегулируемой организацией (Раздел III. Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту: 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком): 33.3. Жилищно-гражданское строительство);
2) копию лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений по следующим видам работ:
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ,
или копию лицензии на производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений по следующим видам работ:
- монтаж, ремонт и обслуживание установок пожарной и охранно-пожарной сигнализации;
- монтаж, ремонт и обслуживание систем оповещения и эвакуации при пожаре.
В Управление 02.04.2014 поступила жалоба общероссийской общественной организации содействия защите прав граждан и безопасности общества "Безопасное Отечество" (том 3, лист 32) на неправомерные требования заказчика - администрации муниципального образования "Вельский муниципальный район" Архангельской области и уполномоченного органа - Агентства к участникам закупки при проведении указанного выше открытого конкурса в части требования о наличии лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений по следующим видам работ: монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ; монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ; или на производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений по следующим видам работ: монтаж, ремонт и обслуживание установок пожарной и охранно-пожарной сигнализации; монтаж, ремонт и обслуживание систем оповещения и эвакуации при пожаре.
В Управление 04.04.2014 поступили аналогичные жалобы от ООО "Северо-Западная строительная компания" и общества с ограниченной ответственностью "Белый дом" (том 2, лист 32).
Управление рассмотрело указанные жалобы и провело на основании части 15 статьи 99 ФЗ "О контрактной системе" внеплановые проверки, по результатам которых вынесло решения от 09.04.2014 N 68мз-14, N 69мз-14, N 70мз-14 (том 3, лист 26; том 2, лист 26; том 1, лист 26), которыми данные жалобы признаны обоснованными, заказчик - администрация муниципального образования "Вельский муниципальный район" Архангельской области и уполномоченный орган - Агентство признаны нарушившими пункт 9 части 1 статьи 50, часть 5 статьи 51 Закона "О контрактной системе", пункт 11 правил оценки заявок.
Также данным решением Управлением определено выдать заказчику и Агентству предписание об устранении выявленных нарушений Закона "О контрактной системе", а именно: Агентству вернуть заявки участникам закупки, подавшим заявки на участие в открытом конкурсе на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по строительству детского сада на 120 мест в городе Вельске (извещение N 0124200000614000897); вернуть обеспечение заявок участникам закупки, подавшим заявки на участие в открытом конкурсе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе; уведомить участников закупки, подавшим заявки на участие в открытом конкурсе, о возможности подачи заявки на участие в открытом конкурсе вновь; заказчику и Агентству в конкурсную документацию и в извещение внести изменения в соответствии с действующим законодательством; продлить срок подачи заявок на участие в открытом конкурсе на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по строительству детского сада на 120 мест в городе Вельске (извещение N 0124200000614000897) на срок не менее 10 рабочих дней с момента размещения на официальном сайте указанных изменений; установить даты, необходимые для проведения конкурса, в соответствии с действующим законодательством о закупках; заказчику и Агентству пункты 3.1, 3.1 решения (предписания) исполнить в срок до 25.04.2014 и сообщить об исполнении в Управление в этот же срок (с приложением подтверждающих документов); передать материалы дела должностному лицу Управления для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении.
В данных решениях Управления указано, что часть 1 статьи 31 Закона "О контрактной системе" предусматривает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. Объектом закупки является выполнение работ по строительству детского сада на 120 мест в городе Вельске. Таким образом, условием допуска к участию в торгах на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона "О контрактной системе" должно являться обязательное наличие у участника закупки исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства. Следовательно, заказчиком и уполномоченным органом установлено требование о предоставлении документов в составе заявки на участие в конкурсе, не предусмотренных частью 5 статьи 51 Закона "О контрактной системе" (копии лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений или копии лицензии на производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений). Таким образом, заказчик и Агентство нарушили часть 5 статьи 51 Закона "О контрактной системе".
Агентство, не согласившись с указанными решениями Управления, обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении этого заявления, правомерно руководствовался следующим.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок регулирует Закон "О контрактной системе".
Согласно частям 1-3 статьи 24 Закона "О контрактной системе" заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя); одним из конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является конкурс - способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 48 Закона "О контрактной системе" под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования; для проведения открытого конкурса заказчик разрабатывает и утверждает конкурсную документацию.
Пунктом 2 части 3 статьи 49 Закона "О контрактной системе" установлено, что в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Подпунктом "г" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона "О контрактной системе" определено, что заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии этих документов.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона "О контрактной системе" при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки - соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В рассматриваемом случае объектом закупки является выполнение работ по строительству детского сада на 120 мест в городе Вельске.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что согласно частям 2, 3, 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации выполнение строительных работ, капитального ремонта всегда предполагает деятельность по организации строительных работ и лицо, осуществляющее выполнение строительных работ, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Таким образом, условием допуска к участию в конкурсе на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации о торгах, в соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 31 ФЗ "О контрактной системе" должно являться наличие у участника закупки исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства.
Проектной документацией на строительство детского сада на 120 мест в городе Вельске, которая является приложением к конкурсной документации, предусмотрены работы по монтажу автоматической установки пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией. В силу пункта 15 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию.
Однако данные работы не являются строительными работами.
Так, статьёй 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определены следующие понятия:
строительство - это создание зданий, строений, сооружений;
объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек;
реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Таким образом, работы по монтажу автоматической установки пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией в рассматриваемом случае не являются объектом закупки, а входят в состав работ, которые необходимо выполнить в соответствии со сводным сметным расчётом стоимости строительства.
Согласно статье 706 Гражданского кодекса Российской Федерации, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утверждён приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624. Он содержит пункт 33 - работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком): 33.3 Жилищно-гражданское строительство.
Данный пункт позволяет лицу, организующему строительство, привлекать для выполнения ряда работ иных лиц (субподрядчиков), обладающих соответствующей лицензией, в том числе лицензией по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Подпунктом 3 пункта 5.1 проекта муниципального контракта на выполнение работ по строительству детского сада на 120 мест в городе Вельске (том 1, лист 62) предусмотрено, что подрядчик вправе привлекать к исполнению своих обязательств по настоящему контракту других лиц - субподрядчиков, обладающих специальными знаниями, навыками, квалификацией, специальным оборудованием и т.п., по видам (содержанию) работ, предусмотренных в приложении N 1 к контракту (том 1, лист 64).
В отношении этого условия контрактом не установлено никаких исключений по привлечению субподрядчиков в отношении работ по монтажу автоматической установки пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией.
В связи с этим суд первой инстанции правомерно отклонил довод Агентства относительно того, что воля заказчика была направлена на то, чтобы данный вид работ был осуществлён именно победителем торгов.
Частью 5 статьи 51 Закона "О контрактной системе" предусмотрено, что требовать от участника открытого конкурса иные документы и информацию, за исключением предусмотренных частью 2 этой статьи документов и информации, не допускается.
Поскольку в рассматриваемом случае от участников открытого конкурса требовались документы, подтверждающие наличие лицензии по работам, не являющимся объектом закупки, то Агентством нарушен запрет, установленный частью 5 статьи 51 Закона "О контрактной системе". Оспариваемые решения Управления являются обоснованными.
Выводы суда первой инстанции соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, в связи с этим основания для отмены обжалуемого судебного акта отсутствуют, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 09 июля 2014 года по делу N А05-6086/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Контрактного агентства Архангельской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.А. Холминов |
Судьи |
Н.В. Мурахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-6086/2014
Истец: Контрактное агентство Архангельской области
Ответчик: Управление Федеральной антимономольной службы по Архангельской области
Третье лицо: администрация муниципального образования "Вельский муниципальный район" Архангельской области, общероссийская общественная организация содействия защите прав граждан и безопасности общества "безопасное Отечество", ООО "Белый дом", ООО "Северо-Западная строительная компания"