г. Самара |
|
29 октября 2014 г. |
Дело N А55-5448/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2014 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 октября 2014 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Бажана П.В., Кузнецова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Прокофьевым В.Н.,
с участием:
от ООО "Ладья" - Бочарова К.В., доверенность от 16.04.2014 г.;
от Министерства имущественных отношений Самарской области - Сараев И.С., доверенность от 26.12.2013 г. N 364;
от Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара - извещен, не явился;
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Министерства имущественных отношений Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 18 августа 2014 года по делу N А55-5448/2014 (судья Черномырдина Е.В.),
принятое по заявлению ООО "Ладья", (ОГРН 1126317000666), г. Самара,
к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
третье лицо: Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара,
о признании незаконным отказа и обязании,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Ладья" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области к Министерству имущественных отношений Самарской области (далее - заинтересованное лицо) с заявлением, с учетом изменения предмета требований, принятого арбитражным судом в соответствии со ст. 49 АПК РФ, о признании незаконным решения от 06.12.2013 N 12-1/2292/13 об отказе в предоставлении в собственность за выкуп земельного участка площадью 2809,00 кв.м., расположенного по адресу: Самарская область, Куйбышевский район, ул. Грозненская, 1 с кадастровым номером 63:01:0419003:2155, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Ладья" путем совершения действий, предусмотренных Порядком предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей не связанных со строительством, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 по заявлению ООО "Ладья" N 12-1/2292/13 от 06.12.2013, необходимых для принятия решения о проведении аукциона по продаже земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, Куйбышевский район, ул. Грозненская, 1, площадью 2809,00 кв.м., кадастровый номер 63:01:0419003:2155.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 18.08.2014 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами суда, Министерство имущественных отношений Самарской области подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В апелляционной жалобе указывает, что согласно ответу Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара от 13.08.2013 N САМВ-6439 земельный участок находится в зоне ПК-1, при этом в соответствии с Правилами застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденными постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 N 61, в зоне ПК-1 вид разрешенного использования "фактически занимаемый автостоянкой" не относится к видам разрешенного использования, предусмотренным в зоне ПК-1.
Податель жалобы ссылается на то, что в результате осмотра было установлено, что на испрашиваемом земельном участке расположено металлическое строение (будка охраны), поэтому должны быть представлены сведения из органа, осуществляющего технический учет объектов капитального строительства, о зарегистрированных правах на данный объект.
По мнению подателя жалобы, судом первой инстанции ошибочно сделан вывод о возможности предоставления земельного участка, занятого зелеными насаждениями.
Податель жалобы ссылается также на то, что принимаемые в рамках процедуры предоставления земельных участков решения о проведении осмотров земельных участков не противоречат определению Верховного суда Российской Федерации от 19.03.2014 по делу N 46-АПГ14-1.
В судебном заседании представитель Министерства имущественных отношений Самарской области доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель ООО "Ладья" считает решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве.
Представитель Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие представителя Департамента.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
02 августа 2013 года ООО "Ладья" обратилось в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка, площадью 2809,00 кв.м., расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский район, ул. Грозненская. 1, с кадастровым номером 63:01:0419003:2155, фактически занимаемого автомобильной стоянкой.
06 декабря 2013 года уведомлением N 12-1/2292/13 Министерством отказано ООО "Ладья" в предоставлении испрашиваемого земельного участка (л.д.8-9).
При принятии решения об удовлетворении заявленных требований о признании указанного отказа в предоставлении земельного участка незаконным суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
Министерством в обоснование отказа указано на непредставление заявителем документов, подтверждающих возникновение прав ООО "Ладья" на объекты, расположенные на испрашиваемом земельном участке. Кроме того, согласно акту осмотра земельного участка на местности от 07 октября 2013 года на испрашиваемом земельном участке находятся зеленые насаждения, что противоречит требованиям п.4.1 СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории городского округа Самара, утвержденных постановлением главы города Самары от 10.06.2008 N 404, а также пунктам 6.1, 6.4 Приказа Госстроя Российской Федерации от 15.12.1999 N 153 "Об утверждении Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах РФ".
Из материалов дела следует, что 01 июля 1997 года постановлением Главы города Самары N 936 ООО "Лукулл" был предоставлен земельный участок площадью 0,4192 га в Куйбышевском районе г. Самара по ул. Грозненской в аренду сроком на 5 лег фактически занимаемый автостоянкой.
Постановлением Главы города Самары N 686 от 21 августа 2000 года у ООО "Лукулл" был изъят ранее предоставленный земельный участок площадью 1383,00 кв.м. и поручено Комитету по управлению имуществом г. Самары заключить с ООО "Лукулл" договор аренды на земельный участок площадью 2809,00 кв.м., в связи с переносом ограждений и уточнением площади земельного участка, фактически занимаемого автостоянкой. При этом площадь спорного участка была уточнена, присвоен кадастровый номер 63:01:0419003:2155.
05 июня 2006 года ООО "Лукулл" заключен договор с ООО "Феникс" о продаже имущества - автомобильной стоянки: будки металлической для охраны, забора металлического с въездными воротами, установленного по периметру автомобильной стоянки, асфальтового покрытия автомобильной стоянки площадью 2809,00 кв.м., бетонных опор освещения 10 штук, прожекторов 8 штук, распределительного щита, отдельно стоящей бетонной опоры, опоры освещения при въезде, находящихся по адресу: Самарская область, г. Самара, ул. Грозненская, 1.
01 марта 2013 года между ООО "Феникс" и ООО "Ладья" заключен договор купли-продажи имущества - автомобильная стоянка площадью 2809,00 кв.м., расположенная по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, ул. Грозненская.
Таким образом, на испрашиваемом земельном участке с 1994 года располагается автомобильная стоянка, испрашиваемый земельный участок был предоставлен в аренду.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
На основании постановления правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, а также земельными участками, необходимыми для установки временных объектов, не предусматривающих наличие фундамента и не являющихся объектами недвижимого имущества, возложены на Министерство.
Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 утвержден Порядок распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара, в разделе 2 которого установлен порядок предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков для целей, не связанных со строительством.
Согласно пункту 2.12. указанного Порядка в недельный срок, начиная с даты получения кадастрового паспорта земельного участка и отчета о рыночной стоимости земельного участка, Министерство принимает решение о проведении торгов в форме аукциона по продаже земельного участка либо права на заключение договора аренды земельного участка и уведомляет о принятом решении заявителя.
В решении о проведении аукциона по продаже земельного участка либо права на заключение договора аренды земельного участка указывается начальная цена земельного участка либо начальный размер арендной платы на основании отчета о рыночной стоимости.
В течение пяти рабочих дней с момента принятия решения о проведении аукциона по продаже земельного участка либо права на заключение договора аренды земельного участка министерство передает в Главное управление организации торгов Самарской области, осуществляющее проведение аукциона по предоставлению земельных участков для целей, не связанных со строительством, указанное решение с приложением отчета о рыночной стоимости, копию кадастрового паспорта земельного участка и проект договора купли-продажи либо аренды земельного участка.
В соответствии с пунктом 3.1 Порядка, в редакции постановления Правительства Самарской области от 13.04.2012 N 198, действующего с 01.07.2012, Положения пунктов 2.11 - 2.13 настоящего Порядка не применяются в случае, если земельный участок испрашивается заявителем в аренду для использования под временный (некапитальный) объект и имеется акт уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду с заявленной целью использования, принятый до 01.07.2006 в соответствии с законодательством, действовавшим на момент его издания, правила, предусмотренные настоящим абзацем, применяются в том числе в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, права которого на временный (некапитальный) объект возникли на основании сделок или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством. Данное правило не распространяется на отношения, возникшие после заключения договора аренды.
Пункт 3.1 Порядка до внесения в него изменений постановлением Правительства Самарской области от 13.04.2012 N 198, предусматривал возможность предоставления земельных участков в собственность под временные объекты без проведения торгов.
Таким образом, положения статьи 3.1 в новой редакции предусматривают предоставление земельного участка для использования под временный (некапитальный) объект без проведения торгов в аренду, что не исключает предоставление земельного участка в собственность для целей, не связанных со строительством, путем проведения торгов (пункты 2.11 -.2.13 Порядка).
В данном случае общество обратилось с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в собственность 02.08.2013, когда уже в пункт 3.1 Порядка были внесены изменения постановлением Правительства Самарской области от 13.04.2012 N 198, в связи с чем как на момент подачи заявления, так и на момент принятия оспариваемого решения, действующий нормативный акт предусматривал возможность предоставления земельных участков под временными объектами на территории городского округа Самара в собственность путем проведения торгов.
Заинтересованным лицом не представлено доказательств изъятия испрашиваемого земельного участка из оборота, резервирования его для государственных или муниципальных нужд, запрета на приватизацию, установленного федеральным законом и другие обстоятельства, которые могли бы послужить в соответствии с пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации Министерством основанием для отказа в его выкупе.
Поэтому судом первой инстанции правильно указано на то, что в рассматриваемом случае Министерство обязано было по заявлению общества принять решение по проведению торгов в форме аукциона.
Данный вывод согласуется с правовой позицией, изложенной в постановлениях Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 03.03.2014 по делу N А55-10467/2014, от 21.07.2014 по делу N А55-23973/2013.
Министерством сделан вывод, что наличие зеленых насаждений на испрашиваемом участке в силу пункта 2 главы 26 Постановления Главы города N 404, запрещает хозяйственную или иную деятельность.
Судом первой инстанции правильно учтено, что доказательств того, что предполагаемое использование испрашиваемого земельного участка требует сноса зеленых насаждений, министерством не представлено.
Судом также правомерно отклонен довод заинтересованного лица со ссылкой на письмо Департамента строительства и архитектуры городского округа Самары N САМВ-6439 от 13.08.2013 о том, что испрашиваемый земельный участок расположен в зоне ПК-1, поскольку данное обстоятельство не являлось основанием для отказа в предоставлении земельного участка. Письмо департамента строительства и архитектуры городского округа Самары N САМВ-6439 датировано 13.08.2013, оспариваемое решение принято министерством 06.12.2013, то есть по состоянию на дату принятия оспариваемого заявителем решения министерство располагало сведениями, представленными департаментом, однако не указало их в качестве основания для отказа в предоставлении земельного участка.
Министерство указывает на то, что согласно Правилам застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденным постановлением Самарской Городской Думы N 61 от 26.04.2001, в зоне ПК-1 вид разрешенного использования "фактически занимаемый автостоянкой" не относится к видам разрешенного использования, предусмотренным в зоне ПК-1.
Между тем в статье 30 указанных Правил застройки и землепользования регламентируются разрешенные виды использования по карте правового зонирования, согласно которым к основным видам разрешенного использования земельных участков, расположенных в зоне предприятий и складов V-IV классов вредности (ПК-1) относятся "открытые стоянки краткосрочного хранения автомобилей".
Согласно сведениям государственного кадастра недвижимости, содержащимся в кадастровом паспорте земельного участка, дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости 28.02.1994.
Таким образом, сведения о спорном земельном участке, в том числе разрешенное использование "фактически занимаемый автостоянкой" внесены в государственный кадастр недвижимости до введения в действие Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных постановлением Самарской Городской Думы N 61 от 26.04.2001.
Согласно п. 1 ст. 6 Правил объекты недвижимости, ставшие не соответствующими настоящим Правилам после их введения в действие, могут существовать и использоваться без их приведения в соответствие с настоящими Правилами.
При этом исключения составляют те не соответствующие настоящим Правилам и обязательным нормативам, стандартам объекты недвижимости, существование и использование которых опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры. Применительно к этим объектам постановлением Главы города устанавливается срок приведения их в соответствие с настоящими Правилами, нормативами и стандартами.
С учетом изложенного судом сделан правильный вывод о том, что оспариваемое решение Министерства имущественных отношений Самарской области от 06.12.2013 N 12-1/2292/13 об отказе в предоставлении в собственность за выкуп земельного участка площадью 2809,00 кв.м., расположенного по адресу: Самарская область, Куйбышевский район, ул. Грозненская, 1 с кадастровым номером 63:01:0419003:2155, противоречит пунктам 2.11-2.13 Порядка распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74, статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, что согласно ст. 201 АПК РФ является основанием для признания его незаконным.
Доводы подателя жалобы отклоняются апелляционным судом в связи со следующим.
Довод подателя жалобы основан на письме Департамента строительства и архитектуры городского округа Самары (далее по тексту - "Департамент") N САМВ-6439 от 13.08.2013 о том, что земельный участок расположен в зоне ПК-1.
Как уже отмечено выше, данное обстоятельство не являлось основанием для отказа в предоставлении земельного участка.
Как правильно отмечено в решении Арбитражного суда Самарской области, Письмо Департамента N САМВ-6439 датировано 13.08.2013 (л.д. 76-77), оспариваемое решение принято министерством 06.12.2013, то есть по состоянию на дату принятия оспариваемого заявителем решения министерство располагало сведениями, представленными департаментом, однако не указало их в качестве основания для отказа в предоставлении земельного участка.
Поэтому в ходе судебного разбирательства не подтвержден довод заинтересованного лица о том, что в соответствии с пунктом 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации Земельный участок не соответствует градостроительному регламенту, если цель его использования не входит в перечень видов разрешенного использования.
Сведения о Земельном участке, в том числе разрешенное использование "фактически занимаемый автостоянкой" внесены в государственный кадастр недвижимости до введения в действие Правил застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденных постановлением Самарской Городской Думы N 61 от 26.04.2001.
Также ранее земельный участок представлялся ООО "Лукулл" на основании постановления главы города Самары N 936 от 01.07.1997 г. (л.д. 14-15) по договору аренды N 26848 от 14.07.1997 г. (л.д. 64) площадью 4192 кв. м, из которых постановлением главы города Самары N 686 от 21.08.2000 г. (л.д. 16) изъято 1383 кв. м.
Податель жалобы ссылается на невозможность предоставления земельного участка при наличии на нем зеленых насаждений.
Из акта осмотра следует, что растительность расположена вдоль забора, по периметру Земельного участка.
В деле отсутствуют доказательства того, что предполагаемое использование испрашиваемого земельного участка требует сноса зеленых насаждений.
Судом обоснованно признана несостоятельной ссылка заинтересованного лица на положения Приказа Госстроя N 153 от 15.12.1999 об утверждении Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации.
Согласно названному приказу, настоящие Правила являются рекомендательным документом в целях регламентации основных вопросов ведения зеленого хозяйства. Правила разработаны с учетом ныне действующих стандартов, строительных и эксплуатационных норм и правил, а также источников и материалов, обобщающих практический опыт.
Судом правомерно признан довод заявителя о том, что данный документ не содержит императивных норм, носит рекомендательный характер, в силу чего его положения не могут являться основанием для отказа в предоставлении земельных участков.
Таким образом, предполагаемой цели использования не может помешать наличие нескольких деревьев (поросли клена) около забора.
Другие доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не могут послужить основанием для отмены решения суда.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Судебные расходы между лицами, участвующими в деле, распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 18 августа 2014 года по делу N А55-5448/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.М. Рогалева |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-5448/2014
Истец: ООО "Ладья"
Ответчик: Министерство имущественных отношений Самарской области
Третье лицо: Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара