г. Москва |
|
30 октября 2014 г. |
Дело N А41-10988/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 октября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 октября 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Катькиной Н.Н., Коротковой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Пятиной Л.Н.,
в судебном заседании участвуют:
от Администрации г. Ивантеевка: не явились, извещены;
от ТУ Росимущества в Московской области: не явились, извещены;
от Князевской С.П.: не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании исковое заявление Администрации города Ивантеевки к Территориальному управлению Росимущества по Московской области, 3-и лица: Князевская С.П.,
УСТАНОВИЛ:
Администрация г.Ивантеевки обратилась в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области о признании отсутствующим права собственности РФ на земельный участок с кадастровым номером 50:43:0010401:3, площадью 300 кв.м., расположенный по адресу: Россия, Московская область, г.Ивантеевка, Железнодорожная ветка, 12 км.
Решением Арбитражного суда Московской области от 26 мая 2014 года требования Администрации г.Ивантеевки удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением суда, ответчик обжаловал его в апелляционном порядке.
Определением от 09 сентября 2014 года Десятый арбитражный апелляционный суд перешел к рассмотрению настоящего дела по правилам, предусмотренным для рассмотрения дел в арбитражном суде первой инстанции.
Апелляционным судом установлено основание, предусмотренное пунктом 2 части 4 статьи 270 АПК РФ - суд первой инстанции рассмотрел настоящее дело в отсутствие не извещенного надлежащим образом ответчика.
Стороны своих представителей в судебное заседание не направили.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
Рассмотрев дело в порядке пункта 6.1 статьи 268 АПК РФ, апелляционный суд полагает исковые требования Администрации города Ивантеевки подлежащими удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Постановлением Главы города Ивантеевки от 26.09.2002 года N 1917 Князевской С.П., Рытиковой О.П. был предоставлен в аренду сроком на 5 лет земельный участок, расположенный по адресу: Московская область, г.Ивантеевка, Железнодорожная ветка, 12, общей площадью 300 кв.м, для обслуживания жилого дома.
Между Муниципальным Администрацией г.Ивантеевки и Князевской С.П., Рытиковой О.П. был заключен договор аренды земельного участка N 841 от 01.01.2003 года.
В связи со смертью Рытиковой О.П. договор аренды был переоформлен, с 2011 года арендатором является Князевская С.П.
Согласно выписке из ЕГРП право собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:43:0010401:3 зарегистрировано за Российской Федерацией.
Истец полагает, что государственная регистрация права собственности Российской Федерации на земельный участок проведена с нарушением ст.17 Земельного кодекса РФ и Федерального закона от 17.07. 2001 г. N 101- ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю", действовавшего на момент регистрации пава собственности на спорный земельный участок.
Истец, считая, что у Российской Федерации отсутствует право собственности на спорный земельный участок, обратился в суд с рассматриваемым иском.
Из имеющегося в материалах дела Акта осмотра земельного участка от 28 марта 2014 года (том 1 л.д. 4) на спорном земельном участке расположен жилой дом, принадлежащий на праве собственности гр.Князевской, гр.Рытиковой О.П., иные объекты недвижимости отсутствуют.
В соответствии с п. 1 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук; земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
В материалы дела сторонами не представлены доказательства, свидетельствующие о наличии на спорном земельном участке зданий, строений, сооружений, находящихся в собственности Российской Федерации, о наличии факта предоставления спорного земельного участка органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти, так же наличия права постоянного (бессрочного) пользования, права аренды, права безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук, права аренды Государственной компании "Российские автомобильные дороги".
В соответствии с п. 3 ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
В материалы дела сторонами так же не представлено доказательств, свидетельствующих о нахождении на спорном земельном участке строений, сооружений, находящихся в собственности соответствующих муниципальных образований, а так же наличие факта предоставления спорного земельного участка органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления.
Исследовав материалы дела, апелляционный суд установил отсутствие критериев, установленных ст. 3.1 Закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и позволяющих отнести спорный земельный участок к землям Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Следовательно, спорный земельный участок относятся к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена.
Ответчик указывает, для оспаривания зарегистрированного права собственности Российской Федерации на земельный участок необходимо доказать, что наличие указанного права нарушает право истца.
Апелляционный суд считает данный довод несостоятельным ввиду нижеследующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О разграничении государственной собственности на землю" право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В порядке, установленном пунктом 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации, Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
Следовательно, с момента государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорные земельные участки у Комитета отсутствует право распоряжения земельными участками, в том числе право сдачи в аренду, осуществления контроля за использованием земельных участков, а также право на получение арендной платы.
Таким образом, наличие записи в Едином государственном реестре прав о праве собственности Российской Федерации на спорные земельные участки нарушает законные права Администрации на распоряжение данным земельными участками, сдачу их в аренду, осуществление контроля за использованием арендованных земельных участков, а также право на получение арендной платы.
Апелляционный суд считает, что запись в Едином государственном реестре прав о праве собственности Российской Федерацией, внесенная без правовых оснований, нарушает законные права истца в отношении земельных участков и не позволяют ему в полной мере осуществлять возложенные на него законом полномочия по решению вопросов местного значения, связанных с использованием находящихся на территории муниципального образования земельных участков.
Исходя из изложенного, апелляционный суд полагает исковые требования Администрации подлежащими удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 266, пунктом 6.1 статьи 268, пунктом 2 части 4 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 26 мая 2014 года по делу N А41-10988/14 отменить. Исковые требования Администрации города Ивантеевки удовлетворить.
Признать отсутствующим право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:43:0010401:3, общей площадью 300 кв.м., по адресу: Московская область. г. Ивантеевка, Железнодорожная ветка, 12 км.
Председательствующий |
С.А. Коновалов |
Судьи |
Н.Н. Катькина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-10988/2014
Истец: Администрация города Ивантеевка
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области
Третье лицо: Князевская С. П., Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области