г. Вологда |
|
22 октября 2014 г. |
Дело N А52-3505/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2014 года.
В полном объёме постановление изготовлено 22 октября 2014 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Виноградовой Т.В., судей Докшиной А.Ю. и Ралько О.Б. при ведении протокола секретарем судебного заседания Яндоуровой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Псковской области на решение Арбитражного суда Псковской области от 22 мая 2014 года по делу N А52-3505/2013 (судья Самойлова Т.Ю.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Буслюкс" (место нахождения: 152240, Ярославская область, город Гаврилов-Ям, улица Свердлова, дом 1; ОГРН 1117604017541; ИНН 7604213822; далее - Общество, ООО "Буслюкс") обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Псковской области (место нахождения: 180004, город Псков, Октябрьский проспект, дом 48; ОГРН 1036000302964; ИНН 6027028292; далее - Управление, УМВД по Псковской области) о признании незаконными действий Управления по аннулированию регистрационных действий транспортного средства Неоплан N 1116, государственный регистрационный знак М270КН 76RUS, связанных с заменой номерного агрегата, и о возложении на Управление обязанности восстановить регистрационный учет указанного транспортного средства в течение 1 дня с даты вступления в силу судебного акта с производством всех необходимых для этого действий и направить письменное уведомление в Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ярославской области о восстановлении регистрационного учета транспортного средства Неоплан N 1116.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "ЛКВМоторсТрейд" (место нахождения: 180016, город Псков, улица Коммунальная, дом 19, квартира 206; ОГРН 1086027003490; ИНН 6027113041; далее - ООО "ЛКВМоторсТрейд").
Решением Арбитражного суда Псковской области от 22 мая 2014 года по делу N А52-3505/2013 заявленные требования удовлетворены. Обществу из федерального бюджета возвращена государственная пошлина в размере 2000 рублей.
Управление с названным судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда в части удовлетворения требований Общества отменить. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права. Полагает, что в результате замены кузова фактически собрано другое транспортное средство, отличное от исходного (базового) транспортного средства и не соответствующее транспортному средству, на которое был оформлен паспорт. При осуществлении регистрационных действий в связи с заменой кузова транспортному средству был присвоен идентификационный номер иного транспортного средства, которое не эксплуатировалось на территории Российской Федерации. На основании этого считает, что Управлением правомерно проведены действия по аннулированию регистрации транспортного средства Неоплан N 1116.
ООО "Буслюкс" и ООО "ЛКВМоторсТрейд" в совместном отзыве на жалобу с изложенными в ней доводами не согласились, просят решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представители в суд не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда в обжалованной части подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права.
Как следует из материалов дела, Общество 30.08.2012 по договору купли-продажи N 38/2012 приобрело у ООО "ЛКВМоторсТрейд" транспортное средство - автобус Неоплан N 1116, 1991 года выпуска, белого цвета.
ООО "Буслюкс" 04.09.2012 выданы свидетельство о регистрации транспортного средства автобус Неоплан N 1116, идентификационный номер (VIN) WAG2111662SS33136 и государственные регистрационные знаки М270КН76. В паспорте транспортного средства (дубликат) серии 60 НН N 110271 сделана соответствующая отметка (том 1, лист 53).
Прежний собственник - ООО "ЛКВМоторсТрейд" - 17.08.2012 по договору купли-продажи N 114/2012 (том 1, листы 34 - 35) приобрел у общества с ограниченной ответственностью "АвтоТранзит" кузов для автобуса Неоплан N 1116, заводской номер WAG2111662SS33136, 2002 года выпуска, ввезенный на территорию Российской Федерации по декларации на товары N 10209095/170812/0005061 (том 1, листы 41 - 42) и 17.08.2012 обратился в ГИБДД по Псковской области с заявлением о внесении изменений в конструкцию транспортного средства: замена кузова Неоплан N 116 номер кузова 8914975 на кузов Неоплан N 1116 VIN WAG2111662SS33136 (том 1, лист 43).
По указанному заявлению ООО "ЛКВМоторсТрейд" 17.08.2012 принято положительное решение, 26.08.2012 получено экспертное заключение N 1313/12 (том 1, листы 45 - 46) о возможности внесения изменений в конструкцию транспортного средства (замена кузова на автобусе Неоплан N 116, 1991 года выпуска, на полнокомплектный кузов Неоплан N 1116).
Согласно заявлению-декларации об объеме и качестве работ по внесению изменений в конструкцию транспортного средства произведены работы по замене кузова автобуса Неоплан N 116 на кузов автобуса Неоплан N 1116 WAG2111662SS33136 (том 1, лист 47).
ЗАО "Авто-Русь" 31.08.2012 по результатам технического осмотра состояния транспортного средства выдало ООО "ЛКВМоторсТрейд" диагностическую карту N 1338 (том 1, лист 51).
ГИБДД УМВД по Псковской области 24.08.2012 ООО "ЛКВМоторсТрейд" выдано свидетельство серии 60АА N 488544 о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности дорожного движения (том 1, лист 52).
В дубликат паспорта транспортного средства серии 60НН N 110271 внесена запись о замене кузова (том 1, листы 53 - 54).
В соответствии с указаниями Министерства внутренних дел Российской Федерации от 06.03.2013 N 13/5-57 ГИБДД УМВД по Псковской области проведена проверка по факту совершения регистрационных действий с транспортным средством Неоплан N 1116, государственный регистрационный знак М270КН 76RUS, связанных с заменой номерного агрегата.
По результатам указанной проверки установлено, что выдача свидетельства о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности осуществлена в нарушение требований постановления Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 N 720 и регистрационные действия по внесению изменений в регистрационные документы, связанные с заменой номерного агрегата, аннулированы.
Письмом от 21.08.2013 N 90/5114 Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ярославской области сообщило ООО "Буслюкс" об аннулировании УМВД по Псковской области регистрационных действий по замене номерного агрегата на автобусе Неоплан N 116, идентификационный номер (VIN) WAG2111662SS33136, государственный регистрационный знак М270КН76 (том 1, листы 29 - 30).
Считая вышеназванные действия УМВД по Псковской области незаконными, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, посчитав, что Управление не представило доказательств несоответствия транспортного средства Неоплан N 1116 с внесенными изменениями в конструкцию требованиям в области обеспечения безопасности дорожного движения и обоснованности аннулирования свидетельства и регистрационных действий.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ) допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
Согласно пунктам 2 и 4 постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" и пунктам 1 и 2 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 N 711, регистрацию автотранспортных средств и проверку указанных документов осуществляет Государственная инспекция безопасности дорожного движения.
Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24.11.2008 N 1001 "О порядке регистрации транспортных средств" (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 30.12.2008 за N 13051) утверждены Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила регистрации).
Пунктом 3 Правил регистрации определено, что не подлежат регистрации и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства по следующим основаниям: представлены документы и (или) сведения, не соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации, а также содержащие недостоверную информацию; представлены транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации, в том числе из составных частей конструкций, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, или ввезенные на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, без представления документов, подтверждающих проведение их сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации либо подтверждающих их выпуск на территории Таможенного союза без ограничений по их пользованию и распоряжению или с таможенными ограничениями, установленными таможенными органами; представлены транспортные средства, конструкция которых или внесенные в конструкцию изменения не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения или сведениям, указанным в представленных документах; обнаружены признаки скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационной маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных); наличие запретов и ограничений на совершение регистрационных действий, наложенных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При установлении органом внутренних дел, проводящим проверку, обстоятельств, указанных в пункте 3 названных Правил, регистрация транспортного средства прекращается (аннулируется) регистрационным подразделением по месту регистрации транспортного средства (пункт 51 Правил регистрации). При прекращении (аннулировании) регистрации признаются недействительными конкретное регистрационное действие (несколько регистрационных действий) и все последующие регистрационные действия.
В соответствии с пунктом 1 Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 N 720 (далее - Технический регламент), настоящий технический регламент устанавливает требования к безопасности колесных транспортных средств при их выпуске в обращение на территории Российской Федерации и их эксплуатации независимо от места их изготовления в целях защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, защиты имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества и предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей колесных транспортных средств.
Согласно пункту 5 Технического регламента свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства - это документ, удостоверяющий соответствие единичного транспортного средства, выпускаемого в обращение, требованиям настоящего технического регламента.
Согласно пункту 79 Технического регламента оценка соответствия транспортных средств, находящихся в эксплуатации, в случае внесения изменений в их конструкцию осуществляется в форме технической экспертизы конструкции и последующей проверки их технического состояния после идентификации каждого транспортного средства.
Внесение изменений в конструкцию транспортного средства и последующая оценка его соответствия осуществляются по разрешению и под контролем подразделения Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту регистрационного учета транспортного средства в порядке, определенном законодательством Российской Федерации (пункт 81 Технического регламента).
По результатам рассмотрения представленных документов подразделение Министерства внутренних дел Российской Федерации оформляет, регистрирует и выдает заявителю свидетельство о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности по форме, предусмотренной приложением 16 к настоящему техническому регламенту, или отказывает в его выдаче с указанием причин.
Номер свидетельства о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности вносится подразделением Министерства внутренних дел Российской Федерации в паспорт транспортного средства. В паспорт транспортного средства вносятся также все особые отметки об ограничении применения транспортного средства, содержащиеся в свидетельстве о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности.
Наличие в паспорте транспортного средства номера свидетельства о соответствии транспортного средства с внесенными в конструкцию изменениями требованиям безопасности является необходимым условием для разрешения его эксплуатации (пункт 83 Технического регламента).
Регистрация изменений конструкции транспортного средства предусмотрена приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 07.12.2000 N 1240 "Об утверждении нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по техническому надзору" (далее - Приказ N 1240).
В пунктах 4 - 7 Порядка контроля за внесением изменений в конструкцию транспортных средств, зарегистрированных в государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (приложение 2 к Приказу N 1240, далее - Порядок) установлено, что рассмотрение заявлений на внесение изменений в конструкцию транспортного средства осуществляется подразделением ГИБДД по месту учета транспортного средства. В заявлении подробно описываются вносимые изменения в конструкцию транспортного средства. При приеме заявления необходимо удостовериться в том, что в отношении транспортного средства, в конструкцию которого вносятся изменения, отсутствуют запреты или ограничения, наложенные судом, следствием, таможенными органами, органами налоговой полиции, органами социальной защиты населения. По результатам рассмотрения заявления подразделением ГИБДД принимается соответствующее решение. В решении по заявлению указываются порядок и условия оформления и выдачи свидетельства, а также необходимость получения заключения о возможности и порядке внесения изменений в конструкцию. Кроме того, в решении приводятся организации, в которых оно может быть получено. Если решение предусматривает получение заключения, то собственник транспортного средства обращается в организацию, уполномоченную его выдавать.
В соответствии с пунктом 13 Порядка техническое состояние и конструкция транспортного средства после внесенных изменений проверяются на соответствие требованиям нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения на СГТО ГИБДД или ПТО.
Пунктом 14.1 Порядка определен перечень документов, которые должен представить собственник транспортного средства в подразделение ГИБДД для получения свидетельства о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности. В данный перечень входит заключение о возможности и порядке внесения изменений в конструкцию (в случаях, предусмотренных пунктом 7).
По результатам рассмотрения представленных документов подразделение ГИБДД оформляет, регистрирует и выдает заявителю свидетельство (приложение 4) или отказывает в его выдаче (пункт 14.3 Порядка).
Согласно пункту 2 Наставления по техническому надзору Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (приложение 1 к Приказу N 1240) изменением конструкции транспортного средства считается исключение предусмотренных или установка не предусмотренных конструкцией конкретного транспортного средства составных частей и предметов оборудования, влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения.
Из пункта 3 Порядка следует, что базовое транспортное средство - это сертифицированное в установленном порядке транспортное средство, в конструкцию которого вносятся изменения; составные части и предметы оборудования - агрегаты, узлы и детали, установленные и (или) используемые в конструкции полнокомплектного транспортного средства, к которым предъявляются отдельные требования нормативных документов.
В пункте 5 Технического регламента определено, что базовое транспортное средство - это транспортное средство, которое в целом, или его кузов, или шасси были использованы для создания другого транспортного средства.
Таким образом, при изменении конструкции транспортного средства базовое транспортное средство в целом сохраняется, следовательно сохраняется возможность его идентификации по представленным на него документам.
В соответствии с пунктом 37 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24.11.2008 N 1001, действовавшего в период проведения замены основных агрегатов спорного транспортного средства, допускалась замена кузова легкового автомобиля и автобуса, кабины грузового автомобиля в том числе на другую модель (модификацию). При этом в графе "МАРКА, МОДЕЛЬ" свидетельства о регистрации транспортного средства и карточки учета транспортных средств указываются марка, модель установленного кузова (кабины), а в графе "ОСОБЫЕ ОТМЕТКИ" делается отметка "Замена кузова (кабины)" с указанием даты соответствующего изменения. В паспорте транспортного средства все сведения об измененных номерах агрегатов и модели (модификации) транспортного средства, а также дата изменения указываются в графе "ОСОБЫЕ ОТМЕТКИ".
В данном случае замена кузова транспортного средства и двигателя не может рассматриваться как изменение только конструкции транспортного средства, поскольку затрагиваются конструктивные особенности автомобиля, в результате которых базовое транспортное средство прекращает свое существование.
Из Правил регистрации следует, что транспортное средство возможно определить по таким двум основным частям как кузов (для грузового автомобиля кабина) и шасси.
Замена кузова транспортного средства фактически повлекла невозможность идентифицировать спорное транспортное средство, поскольку его идентификационный номер был утрачен в результате указанной операции.
В свидетельстве о регистрации транспортного средства, выданного подразделением ГИБДД после внесения указанных выше изменений, указывается на возможность его идентификации только по кузову.
Следовательно, подразделением ГИБДД при осуществлении регистрационных действий в связи с заменой кузова фактически присвоен идентификационный номер иного транспортного средства, которое не эксплуатировалось на территории Российской Федерации.
Свидетельство о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности получено на основании процедуры, предусмотренной Порядком, который применяется только при внесении изменений в конструкцию транспортных средств.
Помимо этого из экспертного заключения от 20.08.2012 N 1313/12 (том 1, листы 45 - 46) о возможности и порядке внесения изменений в конструкцию транспортного средства, выданного представительством института безопасности дорожного движения по Псковской области - ООО "Престиж-М", на основании которого было выдано свидетельство о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности серии 60АА N 488544, следует, что объектом экспертизы являлось транспортное средство автобус Неоплан N 116. Транспортное средство автобус Неоплан N 1116 объектом экспертизы не являлось.
Таким образом, следует признать, что по спорному транспортному средству автобусу Неоплан N 1116 не было установлено его соответствие требованиям безопасности в рамках надлежащей предусмотренной законодательством процедуры.
С учетом изложенного у Управления отсутствовали основания для выдачи свидетельства о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности в связи с заменой кузова транспортного средства на основании представленных заявителем документов.
В силу пункта 51 Правил регистрации при прекращении (аннулировании) регистрации признаются недействительными конкретное регистрационное действие (несколько регистрационных действий) и все последующие регистрационные действия.
Поскольку в связи с заменой кузова создано новое транспортное средство, то его выпуск в обращение без документов, подтверждающих его соответствие требованиям безопасности, является нарушением требований вышеприведенных положений действующего законодательства.
Суд апелляционной инстанции не принимает во внимание приведенный в отзыве на апелляционную жалобу довод Общества о нарушении Управлением процедуры принятия решения при аннулировании регистрационных действий, поскольку данный довод не был заявлен в суде первой инстанции в качестве основания оспаривания действий управления. Кроме того, действующим законодательством на Управление не возложена обязанность знакомить заявителя с документами, послужившими основанием для принятия решения об аннулировании регистрации транспортного средства.
Следовательно, оснований для вывода о неправомерности аннулирования регистрации спорного транспортного средства у суда первой инстанции не имелось.
Также аннулирование регистрации в данном случае не может выступать непреодолимым препятствием для восстановления регистрационного учета транспортного средства - при условии установления его соответствия требованиям безопасности дорожного движения (процедуры удостоверения такого соответствия предусмотрены, в частности, Техническим регламентом).
В связи с этим суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции в обжалованной части следует отменить, а в удовлетворении заявленных Обществом требований - отказать.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 22 мая 2014 года по делу N А52-3505/2013 в части признания незаконными действий Управления Министерства внутренних дел России по Псковской области по аннулированию регистрационных действий, связанных с заменой номерного агрегата, в отношении транспортного средства автобуса "НЕОПЛАН 1116", идентификационный номер (VIN) WAG2111662SS33136, государственный регистрационный знак М270КН76, принадлежащего обществу с ограниченной ответственностью "Буслюкс", и возложения на Управление Министерства внутренних дел России по Псковской области обязанности в течение семи дней с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить восстановление регистрационного учета на указанное транспортное средство с производством всех необходимых для этого действий, направив письменное уведомление в УМВД РФ по Ярославской области о восстановлении регистрационного учета, взыскания с Управления Министерства внутренних дел России по Псковской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Буслюкс" расходов по государственной пошлине в размере 2000 руб. с выдачей исполнительного листа отменить.
В удовлетворении указанных требований отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Виноградова |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А52-3505/2013
Истец: ООО "Буслюкс"
Ответчик: Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Псковской области, Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ярославской области
Третье лицо: ООО "ЛКВМоторсТрейд"