г. Ессентуки |
|
27 октября 2014 г. |
Дело N А63-12967/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 октября 2014 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Егорченко И.Н.,
судей Казаковой Г.В., Марченко О.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бабаяном Р.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Сафатовой Галины Ивановны на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 18.03.2014 по делу N А63-12967/2013 (судья Капункин Ю.Б.)
по иску индивидуального предпринимателя Сафатовой Галины Ивановны (ОГРН 305264513601029, ИНН 262100536900)
к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ставропольскому краю (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340)
об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 26:05:040601:30 в размере равном его действительной рыночной стоимости на дату кадастровой оценки - 1 212 000 рублей,
при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерства имущественных отношений Ставропольского края, администрации Труновского муниципального района Ставропольского края, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю,
при участии в судебном заседании представителя индивидуального предпринимателя Сафатовой Галины Ивановны Сидельниковой А.В. (доверенность от 01.06.2014),
в отсутствие иных участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Сафатова Галина Ивановна (далее - предприниматель, истец) обратилась в Арбитражный суд Ставропольского края с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая плата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ставропольскому краю (далее - учреждение) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 26:05:040601:30 в размере равном его действительной рыночной стоимости на дату кадастровой оценки - 1 212 000 рублей (уточненные требования).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство имущественных отношений Ставропольского края (далее - министерство), администрация Труновского муниципального района Ставропольского края (далее - администрация), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (далее - управление).
Решением суда от 18.03.2014 в удовлетворении исковых требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что поскольку судом предлагалось истцу привлечь министерство в качестве ответчика по делу, а истец выразил несогласие, то данный отказ истца исключает возможность привлечения министерства ответчиком по инициативе суда. В связи с чем, иск предъявлен к ненадлежащему ответчику, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении иска. Кроме того, суд первой инстанции пришел к выводу, что представленный в материалы дела отчет об оценке N 137/01/13 от 12.08.2013 не соответствует требованиям Федерального стандарта оценки N 3 "Требования к отчету об оценке" (ФСО N 3), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 254, в связи с чем отчет не может быть признан достоверным доказательством заявленных требований.
Не согласившись с решением, предпринимателем подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, указывая, что судом первой инстанции не обоснованно не принят отчет об оценке N 137/01/13 от 12.08.2013, соответствие требованиям ФСО N 3 которого подтверждена экспертным заключением N 1556/2013-17 от 18.10.2013. Кроме того, в силу Приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии N П/93 от 11.03.2010 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета" (далее - приказ N П/93) вывод суда о том, что иск предъявлен к ненадлежащему ответчику, является ошибочным.
25.07.2014 от предпринимателя поступило ходатайство о назначении по делу судебной экспертизы с целью установления рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 26:05:040601:30 по состоянию на 01.01.2012.
Определением суда от 27.06.2014 назначена строительно-техническая экспертиза, порученная эксперту Государственного учреждения Ставропольской лаборатории судебной экспертизы Бусовиковой Е.М.
09.09.2014 в апелляционный суд поступило экспертное заключение N 1399/8-3 от 04.09.2014.
В судебном заседании представитель предпринимателя представил ходатайство о приобщении к материалам дела заявления об отнесении судебных расходов на истца, поддержал доводы апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям, просил решение суда отменить, установить кадастровую стоимость в размере ее рыночной 1 288 000 рублей.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в связи с чем на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в их отсутствие.
Изучив материалы дела, а также экспертное заключение, оценив доводы апелляционной жалобы, отзывов, заслушав представителя лица, участвующего в деле, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Ставропольского края от 18.03.2014 по делу N А63-12967/2013 подлежит отмене, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, 12.04.2010 на основании постановления администрации от 12.04.2010 N 225-п между Труновским муниципальным районом в лице главы ее администрации (арендодатель) и предпринимателем (арендатор) заключен договор аренды N 28 земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 26:05:040601:30, общей площадью 404 125 кв. м, в том числе 404 125 кв. м несельскохозяйственного угодья, с местоположением: примерно в 7,8 км по направлению на север от ориентира здания, расположенного за пределами участка; адрес ориентира: район Труновский, село Донское, улица Ленина, 5 (секция IX, контур 61 - материалы вычисления площадей совхоза "Мелиоратор" 1989), сроком действия по 11.04.2059. Договор прошел государственную регистрацию в установленном законом порядке.
Согласно расчету арендной платы к договору аренды земель сельскохозяйственного назначения размер арендной платы за год составляет 23 244,87 рублей.
21.07.2010 по акту приема-передачи арендодатель передал арендатору земельный участок.
Приказом министерства от 25.12.2012 N 202 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения в Ставропольском крае по состоянию на 01.01.2012, согласно которым кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 26:05:040601:30 составила 2 416 667 рублей 50 копеек (удельный показатель кадастровой стоимости 5,98 руб./кв. м).
По заказу предпринимателя Торгово-промышленная палата Ставропольского края выполнила оценочные работы по определению рыночной стоимости вышеназванного земельного участка, по результатам которых подготовлен отчет об оценке N 137/01/13 от 12.08.2013, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 26:05:040601:30 по состоянию на 01.01.2012 составляет 1 212 000 рублей.
Из экспертного заключения общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" от 18.10.2013 N 1556/2013-17 следует, что отчет об оценке N 137/01/13 от 12.08.2013 соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности в Российской Федерации, требованиям федеральный стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности.
Полагая, что кадастровая стоимость земельного участка значительно отличается от размера его рыночной стоимости, а также поскольку отчет об оценке N 137/01/13 от 12.08.2013 соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности в Российской Федерации, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 26:05:040601:30 по состоянию на 01.01.2012 составляет 1 212 000 рублей, предприниматель обратился с иском в арбитражный суд об установлении кадастровой стоимости участка в размере его рыночной стоимости.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции указал, что поскольку судом предлагалось истцу привлечь министерство в качестве ответчика по делу, а истец выразил несогласие и, то данный отказ истца исключает возможность привлечения министерства ответчиком по инициативе суда. В связи с чем, иск предъявлен к ненадлежащему ответчику, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении иска. Кроме того, суд первой инстанции пришел к выводу о несоответствии представленного в материалы дела отчета об оценке N 137/01/13 от 12.08.2013 ФСО N 3, в связи с чем отчет не может быть признан достоверным доказательством заявленных требований.
Между тем, судом не учтено следующее.
Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - положение), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, определено, что именно данная служба осуществляет функции по государственной кадастровой оценке.
В соответствии с пунктом 4 положения, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Согласно приказу N П/93 государственные учреждения "Земельная кадастровая палата ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации наделены полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.
Заявленные предпринимателем требования, по существу, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа. Следовательно, такое требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 по делу N 913/11, Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24.06.2014 по делу N А63-11851/2013.
С учетом изложенного, вывод суда первой инстанции о том, что надлежащим ответчиком по данному делу должно выступать министерство, является ошибочным.
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ). Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, а в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) внесены изменения в Закон N 135-ФЗ, в который включена глава III.1. "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения. Установленным статьей 24.19 Закона N 135-ФЗ порядком рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости допускается оспаривание таких результатов в арбитражном суде юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Одним из оснований пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости необходимо приложить отчет о рыночной стоимости объекта в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
Итогом рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости является направление органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, сведений о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета и их внесение последним в государственный кадастр недвижимости (статья 24.20 Закона N 135-ФЗ).
Нормами Закона N 135-ФЗ не регламентирована процедура оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в арбитражном суде. Кодексом для такого случая не предусмотрены какие-либо особенности судебного разбирательства.
При существенном расхождении между кадастровой стоимостью земельного участка и его рыночной стоимостью, определенной в подготовленном оценщиком отчете, суд вправе назначить экспертизу этого отчета в целях его проверки. Установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта. Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 по делу N 913/11 не установлены ограничения в применении приведенного правового подхода к отношениям, правовое регулирование которых осуществляется нормами главы III.1. Закона N 135-ФЗ.
В пункте 2 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2005 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком" содержится рекомендация, согласно которой в случае оспаривания величины стоимости объекта оценки в рамках рассмотрения конкретного спора по поводу сделки, акта государственного органа, решения должностного лица или органа управления юридического лица судам следует учитывать, что согласно статье 12 Закона N 135-ФЗ отчет независимого оценщика является одним из доказательств по делу. Оценка данного доказательства осуществляется судом в соответствии с правилами главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Для проверки достоверности и подлинности отчета оценщика судом по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия участвующих в деле лиц может быть назначена экспертиза, в том числе в виде иной независимой оценки (статьи 82, 87 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
По заказу предпринимателя Торгово-промышленная палата Ставропольского края выполнила оценочные работы по определению рыночной стоимости вышеназванного земельного участка, по результатам которых подготовлен отчет об оценке N 137/01/13 от 12.08.2013, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 26:05:040601:30 по состоянию на 01.01.2012 составляет 1 212 000 рублей.
Из экспертного заключения общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" от 18.10.2013 N 1556/2013-17 следует, что отчет об оценке N 137/01/13 от 12.08.2013 соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности в Российской Федерации, требованиям федеральный стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности.
Определением суда от 27.06.2014 с целью установления рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 26:05:040601:30 по состоянию на 01.01.2012 назначена строительно-техническая экспертиза.
В соответствии с заключением эксперта N 1399/8-3 от 04.09.2014 рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2012 составляет 1 288 000 рублей.
Заключение эксперта представляет собой такой вид доказательств, как письменные доказательства, при этом они не могут быть положены в основу выносимого судебного акта только тогда, когда в ходе рассмотрения дела сторонами спора доказана не относимость, недопустимость либо недостоверность заключения эксперта.
Сторонами не заявлено возражения относительно проведенной экспертизы, в связи с чем апелляционный суд приходит к выводу, что данное экспертное заключение является надлежащим доказательством рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 26:05:040601:30 по состоянию на 01.01.2012.
Учитывая наличие превышения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 26:05:040601:30 над его рыночной стоимостью, кадастровая стоимость данного участка подлежит установлению в соответствии с его рыночной стоимостью.
При таких обстоятельствах, требование предпринимателя об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 26:05:040601:30 равной его рыночной стоимости, является обоснованным и заявленным в соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, учитывая пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, апелляционный суд приходит к выводу, что установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
С учетом изложенного, решение Арбитражного суда Ставропольского края от 18.03.2014 по делу N А63-12967/2013 в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с нарушением норм материального права, подлежит отмене с принятием по делу нового судебного акта об удовлетворении исковых требований и об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 26:05:040601:30 в размере 1 288 000 рублей.
Судебные расходы в соответствии с частью 4 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на основании заявления предпринимателя об отнесении судебных расходов относятся на него.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебного акта в любом случае, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 18.03.2014 по делу N А63-12967/2013 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 26:05:040601:30, площадью 404 125 кв. м., расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Труновский район, с. Донское, ул. Ленина 5 (секция IX, контур 61 - материалы вычисления площадей совхоза "Мелиоратор" 1989 г.), с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного производства, в размере его рыночной стоимости 1 288 000 рублей.
Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ставропольскому краю в течение десяти дней с момента вступления настоящего постановления в законную силу внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 26:05:040601:30, площадью 404 125 кв. м., расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Труновский район, с. Донское, ул. Ленина 5 (секция IX, контур 61 - материалы вычисления площадей совхоза "Мелиоратор" 1989 г.), с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного производства в размере его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2012 в размере 1 288 000 рублей.
Перечислить с депозитного счета Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда Федеральному бюджетному учреждению Северо-Кавказский региональный центр судебной экспертизы (ИНН 2634010500) 39 200 рублей за проведение строительно-технической экспертизы.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Н. Егорченко |
Судьи |
Г.В. Казакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-12967/2013
Истец: Сафатова Галина Ивановна
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации,кадастра и картографии" в лице филиала по Ставропольскому краю
Третье лицо: Администрация Труновского муниципального района Ставропольского края, Министерство имущественных отношений СК, Министерство имущественных отношений Ставропольского края, Управление Федеральной службы государственной регистрации,кадастра и картографии по Ставропольскому краю