г. Вологда |
|
31 октября 2014 г. |
Дело N А05-6874/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2014 года.
В полном объеме постановление изготовлено 31 октября 2014 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Рогатенко Л.Н., судей Журавлева А.В. и Моисеевой И.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Бахориковой М.А.,
при участии от истца Гашевой Н.В. по доверенности от 10.01.2014 N 31-18/03, от ответчика Сысоевой М.В. по доверенности от 14.02.2014 N 72,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видео-конференц-связи при содействии Арбитражного суда Архангельской области апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Производственное объединение "Северное машиностроительное предприятие" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 04 августа 2014 года по делу N А05-6874/2014 (судья Сметанин К.А.),
установил:
Управление Федерального казначейства по Архангельской области (место нахождения: 163000, Архангельская область, город Архангельск, улица Карла Либкнехта, дом 22, ОГРН 1022900512227, ИНН 2901009838) (далее - Казначейство) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Производственное объединение "Северное машиностроительное предприятие" (место нахождения: 164500, Архангельская область, город Северодвинск, Архангельское шоссе, дом 58, ОГРН 1082902001401, ИНН 2902059091) (далее - Предприятие) об урегулировании разногласий, возникших при заключении государственного контракта N 40-19/ВС.
Решением суда от 04 августа 2014 года исковые требования удовлетворены. Пункт 7 контракта дополнен абзацем четвертым следующего содержания: "Цена контракта составляет 6371 (шесть тысяч триста семьдесят один) рубль 82 коп. Цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта". Контракт дополнен приложением 10 "Договорные величины водоснабжения и водоотведения в период с 01.01.2014 по 31.12.2014" в редакции, предложенной Казначейством. Кроме того, с Предприятия в доход федерального бюджета взыскано 4000 руб. государственной пошлины.
Предприятие с судебным решением не согласилось, в апелляционной жалобе просит его отменить. Мотивирует тем, что, устанавливая твердую цену контракта, Казначейство утрачивает обязанность по оплате объема услуг, превысившего указанный в контракте показатель более чем на 10 %, так как объем поставляемой воды не может быть изменен более чем на 10 % в силу закона. Фактически контракт будет считаться исполненным в момент совпадения объема переданной (принятой истцом) воды и объема такой воды, указанного в контракте, несмотря на то, что по условиям данного контракта срок его действия до 31.12.2014.
Представитель Предприятия в судебном заседании апелляционной инстанции доводы жалобы поддержал, просил ее удовлетворить.
Казначейство в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в суде апелляционной инстанции с доводами жалобы не согласились, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, арбитражный апелляционный суд находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как усматривается в материалах дела, Предприятие 24.01.2014 направило Казначейству проект государственного контракта N 40-19/ВС холодного водоснабжения и водоотведения.
Казначейство подписало проект контракта с протоколом разногласиями, часть из которых Предприятием была отклонена, что послужило основанием для обращения Казначейства в арбитражный суд с настоящим иском.
На дату рассмотрения дела в суде неурегулированными остались разногласия, связанные с требованием истца дополнить пункт 7 контракта абзацем четвертым следующего содержания: "Цена контракта составляет 6371 (шесть тысяч триста семьдесят один) рубль 82 коп. Цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта", а также включением в контракт приложения 10 "Договорные величины водоснабжения и водоотведения в период с 01.01.2014 по 31.12.2014", в котором произведен расчет цены по гарантированным объемам водопотребления (водоотведения).
Пунктом 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Согласно пункту 2 статьи 445 ГК РФ, в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
Статьей 446 ГК РФ предусмотрено, что в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 названного Кодекса, спорные условия договора определяются в соответствии с решением суда.
В силу пункта 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (пункт 1 статьи 539 ГК РФ).
Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии (пункт 2 названной статьи).
С 01.01.2013 вступил в силу Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), регулирующий отношения в сфере водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона N 416-ФЗ по договору горячего или холодного водоснабжения (далее также - договор водоснабжения) организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую, питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета.
Согласно части 1 статьи 14 Закона N 416-ФЗ по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения.
В силу части 2 статьи 13, части 2 статьи 14 Закона N 416-ФЗ к договорам водоснабжения и водоотведения применяются положения о договоре об энергоснабжении, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено Законом N 416-ФЗ, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоснабжения и водоотведения.
Указанные договоры являются публичными договорами (часть 3 статьи 13, часть 3 статьи 14 указанного закона, статья 426 ГК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 утверждены Правила холодного водоснабжения и водоотведения, вступившие в силу с 14.08.2013, которые регулируют отношения между организациями водопроводно-канализационного хозяйства и абонентами в сфере холодного водоснабжения и водоотведения по предоставлению холодной (питьевой) воды из централизованной системы холодного водоснабжения и по отводу сточных вод в централизованную систему водоотведения.
В соответствии с частью 8 статьи 13, частью 8 статьи 14, частью 3 статьи 15 Закона N 416-ФЗ, пунктом 5 указанных выше Правил договоры холодного водоснабжения, договоры водоотведения или единые договоры холодного водоснабжения и водоотведения заключаются между абонентами и организацией водопроводно-канализационного хозяйства в соответствии с типовыми договорами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 645, вступившим в силу с 14.08.2013, утверждены типовые договоры в области холодного водоснабжения и водоотведения (далее - Постановление N 645).
Между тем особенности правового регулирования отношений устанавливаются не только в зависимости от предмета регулирования (отношений в той или иной сфере), но и с учетом субъектного состава указанных отношений.
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся: планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 указанного Федерального закона (далее - контракт); особенностей исполнения контрактов; мониторинга закупок товаров, работ, услуг; аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг; контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. При этом частью 3 статьи 1 Закона N 44-ФЗ установлено, что особенности регулирования отношений, указанных в части 1 статьи 1, в случаях, предусмотренных данным Федеральным законом, могут быть установлены отдельными федеральными законами (часть 1 статьи 1).
В части 2 статьи 1 Закона N 44-ФЗ содержится исчерпывающий перечень исключений, на которые данный закон не распространяется. К таким исключениям осуществление водоснабжения и водоотведения не относится.
Таким образом, нормативные акты в сфере водоснабжения и водоотведения при заключении, исполнении и расторжении договоров с муниципальными (государственными) заказчиками должны применяться с учетом положений Закона N 44-ФЗ и принимаемых в соответствии с ним нормативных актов.
Поскольку Закон N 44-ФЗ определяет специфику статуса заказчика в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе водоснабжения и водоотведения, его нормы имеют приоритет над условиями типового договора холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденного Постановлением N 645.
Так, согласно части 2 статьи 34 Закона N 44-ФЗ при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке.
Постановление Правительства Российской Федерации от 13.01.2014 N 19 "Об установлении случаев, в которых при заключении контракта в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта" определяет перечень случаев, в которых при заключении контракта в документации о закупке указываются перечисленные сведения.
Заключение контракта на предоставление услуг водоснабжения и водоотведения к таким случаям не относится.
В силу изложенного, как обоснованно отметил суд первой инстанции, требование истца о дополнении пункта 7 контракта абзацем четвертым следующего содержания: "Цена контракта составляет 6371 (шесть тысяч триста семьдесят один) рубль 82 коп. Цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта" основано на приведенной норме права, вследствие чего является правомерным.
Цена контракта в размере 6371 руб. 82 коп. определена исходя из ежемесячного объема водоснабжения (13 куб. м), соответствующего объема водоотведения, а также установленных Агентством по тарифам и ценам Архангельской области тарифам. Объемы водопотребления и водоотведения основаны на сложившейся практике в отношениях сторон и соответствуют подписанным сторонами приложениям 3 и 4 к контракту, которыми установлен гарантированный объем подачи холодной воды и максимальный расход сточных вод с 01.01.2014 по 31.12.2014 (150 куб.м).
Судом справедливо отмечено, что дополнение пункта 7 контракта абзацем четвертым в редакции истца не влияет на установленный контрактом порядок оплаты - исходя из определенного прибором учета количества потребленной воды и принятых стоков, и не освобождает истца от оплаты всего фактического объема воды (стоков).
Кроме того, подпунктом "б" пункта 1 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ допускается возможность изменения существенных условий контракта при его исполнении по соглашению сторон, если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов.
Таким образом, изложение пункта 7 контракта в редакции истца прав ответчика не нарушает.
Согласно части 4 статьи 93 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контракт должен содержать расчет и обоснование цены контракта.
Приложение 10 к контракту фактически содержит в себе порядок формирования цены контракта, что соответствует названной норме, в связи с чем обоснованно включено в контракт.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого решения либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Поскольку нормы материального права применены судом первой инстанции правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли бы привести к принятию неправильного решения, не допущено, обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на подателя жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 04 августа 2014 года по делу N А05-6874/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Производственное объединение "Северное машиностроительное предприятие" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Рогатенко |
Судьи |
А.В. Журавлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-6874/2014
Истец: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА ПО АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ОАО "ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ "СЕВЕРНОЕ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ"
Хронология рассмотрения дела:
31.10.2014 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-8275/14
28.10.2014 Определение Арбитражного суда Архангельской области N А05-6874/14
04.08.2014 Решение Арбитражного суда Архангельской области N А05-6874/14
16.07.2014 Определение Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-6209/14