г. Томск |
|
31 октября 2014 г. |
Дело N А45-8664/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 октября 2014 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Павлюк Т. В., Ходыревой Л. Е.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Горецкой О. Ю.
с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Кузнецовой Е. А. по дов. от 22.09.2014,
от заинтересованного лица: без участия,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Магнит" на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 18.07.2014 по делу N А45-8664/2014 (судья Чернова О. В.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Магнит" (ИНН 5408243489, ОГРН 1065473074391), г. Новосибирск, к отделу надзорной деятельности по Советскому району города Новосибирска Главного управления Министерства чрезвычайных ситуаций России по Новосибирской области, г. Новосибирск, о признании незаконным предписания от 23.04.2014 N 121/1/1,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Магнит" (далее - ООО "Магнит", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным предписания N 121/1/1 от 23.04.2014 об устранении требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара, выданное государственным инспектором Советского района города Новосибирска по пожарному надзору Восколович С.А.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 18.07.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Магнит" обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт о признании незаконным и отмене предписания N 121/1/1 от 23.04.2014
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что вывод суда о не проведении проверки в отношении ООО "Магнит" противоречит материалам дела.
Кроме того, апеллянт не согласен с выводом суда о том, что выявленные проверкой нарушения требований пожарной безопасности обществом не оспариваются.
Апеллянт также ссылается на решение Советского районного суда г. Новосибирска от 20.06.2014, согласно которому выездная плановая проверка была проведена с грубым нарушением Закона N 294-ФЗ (нарушен срок проведения проверки, который в отношении микропредприятий не может превышать 15 часов в год), в связи с чем результаты проверки, зафиксированные в акте N 121 от 16.04.2014 не могут являться доказательствами нарушения ООО "Магнит" требований пожарной безопасности.
ОНД по Советскому району г. Новосибирска УНД ГУ МЧС России по Новосибирской области в представленном в материалы дела отзыве на апелляционную жалобу (с учетом дополнений) не соглашается с ее доводами и просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрение дела откладывалось на 24.10.2014.
На основании части 3 статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей ОНД по Советскому району г. Новосибирска УНД ГУ МЧС России по Новосибирской области, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, настаивал на ее удовлетворении.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции считает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, 05.03.2014 в соответствии с планом проведения плановых проверок на 2014 год, размещенного на сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации, главным государственным инспектором Советского района г.Новосибирска по пожарному надзору Рожко К.В. вынесено распоряжение N 121 о проведении плановой выездной проверки в отношении объектов защиты и территории, выполнения обязательных требований пожарной безопасности ООО "Магнит", расположенного по адресу: г. Новосибирск, ул. Тихая, 6.
В рамках проводимой проверки в период с 20.03.2014 по 16.04.2014 государственным инспектором Советского района г. Новосибирска по пожарному надзору Восколович С.А. проведено обследование объекта защиты, расположенного по адресу: г. Новосибирск, ул. Тихая, 6.
В ходе проверки при обследовании здания и помещений были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно:
- руководитель организации не обучен в объеме пожарно-технического минимума( п.3 Правил противопожарного режима утв. Постановлением Правительства Российской Федерации N 390 от 25.04.2012 г. "О противопожарном режиме" (далее ППР в РФ)), НПБ "Обучение мерам ПБ работников организаций" ст.31 );
- руководителем организации не назначено лицо, ответственное за пожарную безопасность (ППР в РФ пункт 4);
- не разработана инструкция о мерах пожарной безопасности для помещений склада, производства, офисных помещений и других пожароопасных участков в соответствие с требованиями (ППР в РФ пункт 2);
- с сотрудниками не проведен противопожарный инструктаж (ППР в РФ пункт 3);
- не ведется журнал учета огнетушителей, в котором должны отражаться: наличие, периодичность осмотра, сроки перезарядки огнетушителей (ППР в РФ пункт 478);
- руководителем организации не обеспеченно наличие табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны (ППР в РФ пункт 6);
- административно-бытовые и складские помещения не оборудованы системой автоматической пожарной сигнализации (абзацы 4, 15 статьи 1 Закона N 69-ФЗ, НПБ 110-03 таблица 1 пункт 9);
- административно-бытовые помещения не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (абзацы 4,15 статьи 1 Закона N 69-ФЗ, НПБ 104-03 таблица 2);
- не предоставлен договор на техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт автоматической пожарной сигнализации (ППР в РФ пункт 63);
- не составлен акт проверки внутреннего противопожарного водопровода (ППР в РФ пункт 55);
- не определена категория по взрывопожарной и пожарной опасности, не обеспечено наличие на дверях помещений складского назначения их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, класс зоны в соответствие с главами 5,7 и 8 ФЗ-123 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (ППР в РФ пункт 20.);
- на 1-ом этаже под лестничным маршем допущено складирование горючих материалов (автомобильные покрышки, мебель) (ППР в РФ пункт 23 к);
- Помещение стоянки тепловозов не в полном объеме укомплектованы пожарные щиты (ЩП-В) (ППР в РФ пункты 481,482);
- не осуществлена перекатка пожарных рукавов (ППР в РФ пункт 57);
- в помещениях эксплуатируются светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильников (ППР в РФ пункт 42 (в));
- пожарный щит (ЩП-В) в помещении депо не в полном объеме оборудован первичными средствами пожаротушения (ППР в РФ пункт 481 приложения 1);
- отсутствует запас песка в ящике для песка, установленном в помещении депо (ППР в РФ пункты 483, 484);
- складские помещения и помещения депо не отделены от других помещений ограждающей конструкцией с нормируемым пределом огнестойкости или противопожарной преградой с противопожарной дверью (абзацы 4, 15 статьи 1 Закона N 69-ФЗ, СНиП 21-01-97* пункт 7.4*);
- поэтажно в лестничных клетках не предусмотрены двери с приспособлением для самозакрывания и с уплотнением в притворах (абзацы 4, 15 статьи 1 Закона N 69-ФЗ; СНиП 21-01-97* пункт 6.18*);
- отсутствуют предусмотренные проектом поэтажные двери (ППР в РФ пункт 23 д.);
- в помещении склада допускается совместное хранение автомобильной резины и других материалов и товаров (ППР в РФ пункт 340);
- на путях эвакуации в тамбуре главного входа расположены арендаторы (ППР в РФ пункты 33, 36 (б));
- в плотную к административному зданию установлены мусорные контейнеры (ППР в РФ пункт 74);
- руководителем организации не обеспечено выполнение на объекте требований, предусмотренных статьей 6 Федерального закона "Об ограничении курения табака" (ППР в РФ пункт 14).
Данные нарушения отражены в акте проверки N 121 от 16.04.2014.
В отношении ООО "Магнит" вынесено предписание N 121/1/1 от 23.04.2014 об устранении нарушений требований пожарной безопасности со сроком исполнения выявленных нарушений до 23.03.2015.
Не согласившись с указанным предписанием, ООО "Магнит" обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд исходил из того, что оспариваемое предписание основано на нормах закона.
Седьмой арбитражный апелляционный суд при рассмотрении апелляционной жалобы исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу своей правовой природы предписание является ненормативным правовым актом, содержащим обязательные для выполнения адресатом требований об устранении установленных нарушений законодательства со сроком их исполнения и негативные последствия в случае игнорирования таких требований.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) и подпунктом "е" пункта 9 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 N 290, государственные инспекторы по пожарному надзору вправе выдавать организациям и гражданам обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности.
В силу статей 37, 38 Закона N 69-ФЗ руководители организаций обязаны выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности согласно действующему законодательству несут собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Согласно статье 1 Закона N 69-ФЗ пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и(или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В соответствии со статьей 20 Закона N 69-ФЗ нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов пожарной безопасности, к которым относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Согласно частям 2, 3 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ) к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований Закона N 123-ФЗ.
Из анализа статей 2, 18, 55, 56 Конституции Российской Федерации следует, что обеспечение безопасности является критерием ограничения основных прав и свобод человека и гражданина, определяет смысл и содержание деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Деятельность государства в данной области направлена на установление в нормативных и индивидуальных правовых актах требований безопасности (условий, дозволений, предписаний, запретов, ограничений и лишений, адекватных угрозам безопасности), адресованных неопределенному кругу физических и юридических лиц либо обращенных к персонифицированным лицам.
Неисполнение предписанных государством правил безопасности (в том числе и пожарной безопасности), не соблюдение требований по обеспечению безопасности может повлечь угрозу жизни и здоровью граждан, уничтожение государственного, личного и иного имущества, причинение материального ущерба.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 утверждены Правила противопожарного режима (далее - Правила N 390), содержащие требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов (далее - объекты) в целях обеспечения пожарной безопасности).
Приказом МЧС России от 18.06.2003 N 315 утверждены Нормы пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03).
НПБ 110-03 устанавливают основные требования пожарной безопасности, регламентирующие защиту зданий, сооружений, помещений и оборудования на всех этапах их создания и эксплуатации автоматическими установками пожаротушения (АУПТ) и автоматическими установками пожарной сигнализации (АУПС), устанавливают требования пожарной безопасности к системам оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) людей при пожарах в зданиях и сооружениях, а также типы СОУЭ и определяют перечень зданий, подлежащих оснащению этими системами.
Приказом МЧС России от 20.06.2003 утверждены Нормы пожарной безопасности "Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях" (НПБ 104-03).
СНиП 21-01-97* устанавливает общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений на всех этапах их создания и эксплуатации, а также пожарно-техническую классификацию зданий, их элементов и частей, помещений, строительных конструкций и материалов, данные требования, подлежат обязательному соблюдению и применению при эксплуатации помещений, зданий и других строительных сооружений.
Из материалов дела следует, что оспариваемое предписание выдано в связи с нарушением обществом требований указанных нормативных актов, установлен срок для устранения нарушений.
Факты нарушения обществом требований пожарной безопасности, выявленных в ходе проведения проверки, подтверждаются материалами дела (актом проверки от 16.04.2014 N 121), и по существу обществом не оспариваются (доводы не приведены ни в заявлении об обжаловании предписания, ни в апелляционной жалобе).
Таким образом, вывод суда о наличии оснований для вынесения в отношении общества оспариваемого предписания является обоснованным.
Не соглашаясь с вынесенным предписанием, ООО "Магнит" ссылается на нарушение при проверке ОНД по Советскому району г. Новосибирска УНД ГУ МЧС России по Новосибирской области положений Федерального закона от 22.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), а именно, неправомерное проведение в течение 20 дней проверки в отношении ООО "Магнит", являющегося микропредприятием.
Указанный довод общества исследован судом первой инстанции и правомерно отклонен.
В соответствии с пунктом 4 статьи 1 Закона N 294-ФЗ для органов федерального государственного пожарного надзора порядок организации и проведения проверок в части, касающейся предмета и оснований их проведения, устанавливается другими федеральными законами.
Согласно статье 6.1 Закона N 69-ФЗ предметом проверки является соблюдение на объекте защиты, используемом (эксплуатируемом) организацией в процессе осуществления своей деятельности требований пожарной безопасности. В ежегодном плане проведения плановых проверок, приказе (распоряжении) органа государственного пожарного надзора о назначении проверки, акте проверки дополнительно указываются наименование и место нахождения объекта защиты, в отношении которого соответственно планируется проведение мероприятий по контролю и фактически были проведены указанные мероприятия.
В соответствии с пунктом 3 статьи 9 Закона N 294-ФЗ плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.
Пунктом 6 статьи 9 Закона N 294-ФЗ в срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля направляют проекты ежегодных планов проведения плановых проверок в органы прокуратуры.
В силу подпункта 6.1 пункта 6 статьи 9 Закона N 294-ФЗ органы прокуратуры рассматривают проекты ежегодных планов проведения плановых проверок на предмет законности включения в них объектов государственного контроля (надзора), объектов муниципального контроля в соответствии с частью 4 настоящей статьи и в срок до 1 октября года, предшествующего году проведения плановых проверок, вносят предложения руководителям органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля о проведении совместных плановых проверок.
В соответствии с подпунктом 6.2 пункта 6 статьи 9 Федерального закона Российской Федерации от 22.12.2008 N 294-ФЗ органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля рассматривают предложения органов прокуратуры и по итогам их рассмотрения направляют в органы прокуратуры в срок до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, утвержденные ежегодные планы проведения плановых проверок.
Согласно подпункта 6.4 пункта 6 статьи 9 Закона N 294-ФЗ органы прокуратуры в срок до 1 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок, обобщают поступившие от органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля ежегодные планы проведения плановых проверок и направляют их в Генеральную прокуратуру Российской Федерации для формирования Генеральной прокуратурой Российской Федерации ежегодного сводного плана проведения плановых проверок.
В силу пункта 7 статьи 9 Закона N 294-ФЗ Генеральная прокуратура Российской Федерации формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок и размещает его на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети "Интернет" в срок до 31 декабря текущего календарного года.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 8 статьи 9 Закона N 294-ФЗ основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня: окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Из материалов дела следует, что до 01.09.2013 ОНД по Советскому району г.Новосибирска УНД ГУ МЧС России по Новосибирской области был составлен план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2014 год, в который была включена плановая выездная проверка в отношении объектов защиты по адресу г. Новосибирск, ул. Тихая, 6, принадлежащих ООО "Магнит" со сроком проведения 20 рабочих дней.
Данный план проверок был проверен прокуратурой Советского района г.Новосибирска, прокуратурой г. Новосибирска, прокуратурой Новосибирской области и направлен для согласования в Генеральную прокуратуру Российской Федерации.
По итогам проверки прокуратурой план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2014 год, в том числе и плановая выездная проверка в отношении объектов защиты ООО "Магнит", ул. Тихая, 6, со сроком проведения 20 рабочих дней, был согласован Генеральной прокуратурой Российской Федерации, размещен на ее официальном сайте в сети Интернет в установленном порядке.
Кроме того, как установлено ОНД по Советскому району г. Новосибирска УНД ГУ МЧС России по Новосибирской области и не опровергнуто обществом, по адресу: г.Новосибирск, ул. Тихая, 6, оно владеет и распоряжается на праве собственности зданием тепловозного депо с административными помещениями площадью 1797 кв.м, отдельно стоящим холодным складом общей площадью 540 кв.м. с открытой площадкой 200 кв.м. (данные помещения сдаются в аренду различным юридическим лицам, таких организаций более 6).
В связи с этим, с учетом объемов объектов защиты, наличия большого количества арендаторов, а также организации на данных площадях деятельности различной направленности (административно-бытовые помещения, производственные и складские помещения, помещения торговли) и с учетом требований пункта 6.1 Закона N 69-ФЗ, как поясняет ОНД по Советскому району г. Новосибирска, им была запланирована и проведена плановая выездная проверка в течении 20 рабочих дней.
Указанный срок соответствует сроку, установленному частью 1 статьи 13 Закона N 294-ФЗ.
Отклоняя довод общества о необходимости применения в данном случае положений части 2 статьи 13 Закона N 294-ФЗ, в которой указано на то, что в отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год, суд первой инстанции правильно указал на то, что в данном случае согласно распоряжению от 05.03.2014 N 121 объектом проверки являлись объекты защиты собственника ООО "Магнит", которые, как установлено, сдавались в аренду, на соблюдение их требованиям пожарной безопасности, а не непосредственно деятельность микропредприятия (к которым относит себя заявитель).
Ссылка апеллянта на решение Советского районного суда г. Новосибирска от 20.06.2014, в котором установлено превышение сроков проверки, судом апелляционной инстанции не принимается, поскольку доказательств вступления данного решения в законную силу заявителем не представлено.
Таким образом, апелляционный суд приходит к выводу о том, что у ОНД по Советскому району г. Новосибирска УНД ГУ МЧС России по Новосибирской области имелись законные основания для проведения в установленные сроки проверки объектов защиты по адресу г. Новосибирск, ул. Тихая, 6, принадлежащих ООО "Магнит".
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда первой инстанции, в том числе и безусловных, установленных частью 4 статьи 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у апелляционного суда не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 18.07.2014 по делу N А45-8664/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
Т. В. Павлюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-8664/2014
Истец: ООО ""Магнит"
Ответчик: Главное управление МЧС России по Новосибирской области, Государственный инспектор Советского района г. Новосибирска по пожарному надзору Восколович Светлана Александровна, Отдел Надзорной деятельности по Советскому району г. Новосибирска УНД ГУ МЧС России по Новосибирской области