г. Пермь |
|
07 ноября 2014 г. |
Дело N А60-12083/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 ноября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 ноября 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Грибиниченко О. Г.,
судей Муравьевой Е. Ю., Риб Л. Х.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лонской О. И.,
при участии:
от заявителя муниципального унитарного предприятия "ЕКАТЕРИНБУРГЭНЕРГО" (ОГРН 1026602963122, ИНН 6608002884): не явились;
от заинтересованного лица Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (ОГРН 1036602648928, ИНН 6658065103): не явились;
от третьих лиц общества с ограниченной ответственностью "Декрон", общества с ограниченной ответственностью "СПЕЦУНИВЕРСАЛСТРОЙ", общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания Капитал": не явились;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя муниципального унитарного предприятия "ЕКАТЕРИНБУРГЭНЕРГО" на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 18 июля 2014 года по делу N А60-12083/2014,
принятое судьей Киреевым П. Н.,
по заявлению муниципального унитарного предприятия "ЕКАТЕРИНБУРГЭНЕРГО"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Декрон", общество с ограниченной ответственностью "СПЕЦУНИВЕРСАЛСТРОЙ", общество с ограниченной ответственностью "Строительная компания Капитал"
о признании недействительным предписания и незаконным решения по делу N 189-А от 27.12.2013,
установил:
Муниципальное унитарное предприятие "ЕКАТЕРИНБУРГЭНЕРГО" (далее - заявитель, предприятие) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Свердловской области с требованием к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, антимонопольный орган, управление) о признании недействительным предписания и незаконным решения по делу N 189-А от 27.12.2013.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 18.07.2014 (резолютивная часть решения объявлена 11.07.2014) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, предприятие обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель приводит доводы, аналогичные изложенным суду первой инстанции о том, что ООО "Декрон" заявку на участие в открытом конкурсе не подавало, с запросом на разъяснение конкурсной документации не обращалось в связи с чем, права и законные интересы общества не могут быть нарушены. Кроме того указывает, что проектная документация, неразмещение которой вменяется предприятию, не определена Законом о закупках и Положением, как подлежащая обязательному размещению в единой информационной системе. Считает недоказанным антимонопольным органом факт нарушения положений Закона о закупках при проведении закупки, прав и законных интересов третьих лиц, а также каким образом отмена конкурса приведет к восстановлению нарушенных прав и законных интересов третьих лиц. Полагает, что данные, представленные в составе конкурсной документации, являются полными и достаточными для того, чтобы определить объем работ и представить коммерческое предложение - заявку на участие в конкурсе.
Антимонопольный орган, третьи лица письменных отзывов на жалобу не представили.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседании суда апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, представителей для участия в судебном заседании не направили, что на основании ч. 2 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 05.12.2013 года на официальном сайте в сети "Интернет" предприятием размещено извещение и конкурсная документация на право заключения договора подряда на выполнение строительно-монтажных работ по капитальному ремонту и техническому перевооружению тепловых сетей с восстановлением благоустройства в ЭСР-1, ЭСР-2, ЭСР-3, ЭСР-4, ЭСР-5, ЭСР-6, ЭСР-7 (извещение N 31300711115). Начальная (максимальная) цена договора 624512591 рубль 00 копеек, в т.ч. НДС 18 %.
ООО "Декрон" обратилось с жалобой в УФАС России на действия заказчика в лице МУП "Екатеринбургэнерго" его комиссии, при проведении открытого конкурса на право заключения договора подряда на выполнение строительно-монтажных работ по капитальному ремонту и техническому перевооружению тепловых сетей с восстановлением благоустройства в ЭСР-1, ЭСР-2, ЭСР-3, ЭСР-4, ЭСР-5, ЭСР-6, ЭСР-7 (извещение N 31300711115) в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закона о защите конкуренции).
По результатам рассмотрения жалобы ООО "Декрон" управлением вынесено решение N 189-А от 09.01.2014, которым жалоба ООО "Декрон" признана обоснованной. Антимонопольным органом был сделан вывод о нарушениях в действиях заказчика МУП "ЕКАТЕРИНБУРГЭНЕРГО" требования ч. 10 ст. 4, ч. 11 ст. 4 Закона о закупках, пп. 7 п. 11.5 Положения о закупках.
Управлением предприятию выдано предписание в срок до 29.01.2014 устранить выявленные нарушения путем аннулирования торгов, а именно, путем отмены всех составленных протоколов при проведении открытого конкурса, внесения изменений в Положение о закупках товаров, работ и услуг для нужд МУП "Екатеринбургэнерго", в части выявленных нарушений соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
Не согласившись с указанными решением и предписанием антимонопольного органа, предприятие обратилось в арбитражный суд с требованиями по настоящему делу.
Принимая решение, суд первой инстанции исходил из отсутствия правовых основания для удовлетворения заявленных требований.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального права и соблюдение норм процессуального права, арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии со ст. 198, 201 АПК РФ для признания ненормативного правового акта недействительным необходима совокупность двух условий: несоответствие его закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Бремя доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту в силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ возложена на орган или лицо, принявший данный акт.
Законом о защите конкуренции устанавливаются организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения: монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации. Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (ст. 1 Закона о защите конкуренции).
Согласно ст. 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган наделен рядом полномочий в целях реализации своих функций и целей названного Закона, в том числе по недопущению действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает в случаях, указанных в данном Федеральном законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства, которые изготавливаются одновременно с решением и немедленно направляются или вручаются лицу, которому предписывается совершить определенные решением действия (ст. 50 Закона о защите конкуренции).
Согласно ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
При этом в силу ч. 2 ст. 18.1 Закона о конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона о закупках Положение о закупке, изменения, вносимые в указанное положение, подлежат обязательному размещению в единой информационной системе не позднее чем в течение пятнадцати дней со дня утверждения.
Закупочная деятельность заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ и услуг для нужд МУП "Екатеринбургэнерго", утвержденным генеральным директором МУП "Екатеринбургэнерго".
В соответствии с информацией, размещенной на официальном сайте zakupki.gov.ru в сети "Интернет", дата публикации новой редакции (действующей) Положения 03.12.2013 года.
При этом, в рамках проведения проверки предоставлен приказ N 164 - 1 от 25.04.2013 года о внесении изменений в Положение. Однако, данные изменения в Положения не внесены, поскольку редакция Положения с внесенными изменениями не размещена в соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона о закупках.
Согласно ч. 5 ст. 4 Закона о закупках при закупке на официальном сайте размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке.
В соответствии с ч. 9 ст. 4 Закона о закупках в извещении о закупке должны быть указаны, в том числе, следующие сведения: 1) способ закупки (открытый конкурс, открытый аукцион или иной предусмотренный положением о закупке способ); 2) наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона заказчика; 3) предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг; 4) место поставки товара, выполнения работ, оказания услуг; 5) сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота); 6) срок, место и порядок предоставления документации о закупке, размер, порядок и сроки внесения платы, взимаемой заказчиком за предоставление документации, если такая плата установлена заказчиком, за исключением случаев предоставления документации в форме электронного документа; 7) место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки.
На основании п. 21 раздела IV Постановления Правительства РФ от 10.09.2012 N 908 "Об утверждении Положения о размещении на официальном сайте информации о закупке" представитель заказчика с помощью функционала официального сайта формирует извещение о закупке, включающее сведения, предусмотренные частью 9 статьи 4 Закона о закупках.
В соответствии с п. 25 раздела IV Положения о размещении на официальном сайте извещение о закупке считается размещенным на официальном сайте надлежащим образом после размещения в соответствии с пунктом 4 настоящего Положения о размещении на официальном сайте в общедоступной части официального сайта извещения о закупке, сформированного в соответствии с пунктом 21 настоящего Положения о размещении на официальном сайте, и документов, предусмотренных пунктами 22 и 23 настоящего Положения о размещении на официальном сайте.
В извещении установлена дата публикации извещения 05.12.2013 года, дата и время окончания подачи заявок (по местному времени заказчика) 20.12.2013 в 16:00.
В соответствии с ч. 11 ст. 4 Закона о закупках изменения, вносимые в извещение о закупке, документацию о закупке, разъяснения положений такой документации, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений, предоставления указанных разъяснений. В случае, если закупка осуществляется путем проведения торгов и изменения в извещение о закупке, документацию о закупке внесены заказчиком позднее чем за пятнадцать дней до даты окончания подачи заявок на участие в закупке, срок подачи заявок на участие в такой закупке должен быть продлен так, чтобы со дня размещения в единой информационной системе внесенных в извещение о закупке, документацию о закупке изменений до даты окончания подачи заявок на участие в закупке такой срок составлял не менее чем пятнадцать дней, таким образом, пункт 2.11. Положения соответствует ч. 11 ст. 4 Закона о закупках.
Вместе с тем, в п. 11.11 Положения установлено, что срок подачи конкурсных заявок должен быть продлен так, чтобы со дня размещения на официальном сайте внесенных в извещение о проведении открытого конкурса и/или в конкурсную документацию изменений до даты окончания подачи конкурсных заявок такой срок составлял не менее чем пять дней.
Таким образом, установленное требование в п. 11.11 Положения не соответствует требованию ч. 11 ст. 4 Закона о закупках.
Пункт 11.5 Положения содержит требования к содержанию сведений в извещении о проведении конкурса. Помимо требований, установленных в ч. 9 ст. 4 Закона о закупках в пп. 7 п. 11.5 Положения установлено дополнительное требование об указании в извещении срока отказа от проведения конкурса. При этом в извещении при проведении открытого конкурса на право заключения договора подряда на выполнение строительно-монтажных работ по капитальному ремонту и техническому перевооружению тепловых сетей с восстановлением благоустройства в ЭСР-1, ЭСР-2, ЭСР-3, ЭСР-4, ЭСР-5, ЭСР-6, ЭСР-7 (извещение N 31300711115) данная информация отсутствует.
При этом в соответствии с ч. 8 ст. 4 Закона о закупках извещение о закупке, в том числе извещение о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, является неотъемлемой частью документации о закупке. Сведения, содержащиеся в извещении о закупке, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о закупке. Одновременно с этим, документация о закупке должна соответствовать Положению в соответствии с ч. 10 ст. 4 Закона о закупках, исходя из изложенного, антимонопольным органом и судом сделан правильный вывод о нарушении в действиях заказчика пп. 7 п. 11.5 Положения.
В силу ч. 10 ст. 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: 1) установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика; 2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке; 3) требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик; 4) место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги; 5) сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота); 6) форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги; 7) порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей); 8) порядок, место, дата начала и дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке; 9) требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям; 10) формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке; 11) место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки; 12) критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке; 13) порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Антимонопольным органом из анализа Положения, извещения и конкурсной документации на соответствие вышеизложенным требованиям выявлено, что в п. 11.6 Положения в соответствии с ч. 10 ст. 4 Закона о закупках определены требования к содержанию конкурсной документации.
В Положении не установлено требование в соответствии с п. 9 ч. 4 Закона о закупках о перечне документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Вместе с тем, в п. 11.12.3 Положения установлено требование, что конкурсная заявка должна содержать сведения в соответствии с условиями конкурсной документации, в том числе: 1) фирменное наименование (наименование), сведения об организационно-правовой форме, о месте нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства (для физического лица), номер контактного телефона; 2) полученную не ранее чем за шесть месяцев до дня размещения на официальном сайте извещения о проведении конкурса выписку из единого государственного реестра юридических лиц, выписку из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или их нотариально заверенные копии, копии документов, удостоверяющих личность (для иных физических лиц); 3) документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника закупок (копия решения о назначении или об избрании, в соответствии с которым это лицо обладает правом действовать от имени участника закупок без доверенности либо доверенность на осуществление действий от имени участника закупок); 4) копии учредительных документов участника закупок (для юридических лиц); 5) решение об одобрении сделки (в том числе по предоставлению обеспечения) органами управления юридического лица в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения сделки установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица; 6) предложение о функциональных и качественных характеристиках товара, о качестве работ, услуг и иные предложения об условиях исполнения договора, в том числе предложение о цене договора, о цене единицы товара, услуги или работы; 7) документы, подтверждающие внесение денежных средств в качестве обеспечения конкурсной заявки (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения конкурсной заявки с отметкой банка об исполнении), в случаях, когда конкурсная документация предусматривает предоставление обеспечения; 8) копии документов, подтверждающих соответствие участника закупок требованиям ст. 11 настоящего Положения.
Исходя из изложенного, иной перечень документов, представляемый участниками закупки для подтверждения их соответствия требованиям, в конкурсной документации не может быть установлен.
Однако, судами из анализа п. 9 информационной карты конкурсной документации "Документы, предоставляемые для участия в конкурсе", а также п. 17 "Технического задания на выполнение работ" установлено, что требования к документам конкурсной документации шире требований, установленных в Положении. Тогда как, согласно нормам Закона о закупках, в конкурсной документации должны быть установлены требования к перечню документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям закупки, определенные Положением.
Несоответствие требований к перечню документов, установленных в конкурсной документации требованиям Положения, а также отсутствие в Положении сведений о порядке оценки и сопоставления заявок на участие в закупке (конкурсе), как верно указано судом, противоречит ч. 10 ст. 4 Закона о закупках.
Кроме того, приняв во внимание условия проекта договора, являющегося неотъемлемой частью конкурсной документации, в соответствии с которыми установлена обязанность подрядчика выполнить работу в соответствии с проектно-сметной документацией (п. 4.3.2.), передать подрядчику для выполнения работ проектную документации, предусмотренную техническим заданием (п. 4.1.2.), суд правомерно указал, что проектная документация, в таком случае, содержащая требование к результатам работ, необходимости их выполнения в соответствии с ней, подлежала включению в документацию и размещению на сайте.
Соответствующие доводы апеллятора отклонены апелляционным судом.
При указанных обстоятельствах и правовом регулировании, решение антимонопольного органа является законным и обоснованным.
Принимая во внимание, что управлением установлено наличие нарушений требований действующего законодательства, что влечет необходимость их устранения путем отмены всех составленных протоколов при проведении открытого конкурса, внесения изменений в Положение о закупках товаров, работ и услуг для нужд МУП "Екатеринбургэнерго", в части выявленных нарушений в соответствии с Законом о закупках, оснований для признания недействительным предписания от 27.12.2013 N 189-А также не имеется.
Установив совокупность вышеназванных обстоятельств, с учетом правильного применения названных выше правовых норм, суд первой инстанции пришел к обоснованным выводам об отсутствии правовых оснований для признания оспариваемых решения незаконным, а предписания управления недействительным, вследствие чего, правомерно отказал в удовлетворении заявленных по настоящему делу требований.
Судебная коллегия считает, что судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка. Выводы суда подробно мотивированы, соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и не вызывают у апелляционного суда сомнений в их законности и обоснованности.
Доводы апелляционной жалобы, по существу, сводятся к переоценке установленных судом обстоятельств дела и подтверждающих данные обстоятельства доказательств. Данные доводы не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, а, по сути, выражают несогласие с указанными выводами, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Иных, влекущих отмену или изменение обжалуемого судебного акта доводов, апелляционная жалоба заявителя не содержит.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 АПК РФ, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 18 июля 2014 года по делу N А60-12083/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Муниципального унитарного предприятия "Екатеринбургэнерго" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
О.Г. Грибиниченко |
Судьи |
Е.Ю. Муравьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-12083/2014
Истец: МУП "Екатеринбургэнерго"
Ответчик: Управление Федеральной Антимонопольной службы по Свердловской области
Третье лицо: ООО "Декрон", ООО "СПЕЦУНИВЕРСАЛСТРОЙ", ООО "СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ КАПИТАЛ"