г. Самара |
|
06 ноября 2014 г. |
Дело N А55-4235/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 ноября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 ноября 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кувшинова В.Е., судей Апаркина В.Н., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сафроновой О.А.,
без участия в судебном заседании представителей сторон, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 29 октября - 05 ноября 2014 года в помещении суда апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 13 августа 2014 года по делу N А55-4235/2014 (судья Черномырдина Е.В.),
по заявлению Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области "Сызранская городская поликлиника", Самарская область, г. Сызрань,
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,
третьи лица: Министерство имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Сызрань, Самарская область, г. Сызрань
Администрация городского округа Сызрань, Самарская область, г. Сызрань,
о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Самарской области "Сызранская городская поликлиника" (далее - заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Управление Росреестра по Самарской области, Росреестр) по вынесению отказа в государственной регистрации права оперативного управления на нежилое помещение по адресу: Самарская область, г. Сызрань, ул. Советская, 14 (т. 1 л.д. 3-5).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство имущественных отношений Самарской области, Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Сызрань, Администрация городского округа Сызрань (т.1 л.д.31-32).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 13.08.2014 по делу N А55-4235/2014 заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области по вынесению отказа от 05.12.2013 N 08/713/2013-216 Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Самарской области "Сызранская городская поликлиника" в государственной регистрации права оперативного управления на нежилое помещение по адресу: Самарская область, г. Сызрань, ул. Советская, д.14.
Суд обязал Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области по вступлению решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя (т. 1 л.д.144-146).
В апелляционной жалобе Росреестр просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (т. 2 л.д.4-6).
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Самарской области "Сызранская городская поликлиника" апелляционную жалобу отклонило по основаниям, изложенным в пояснении по делу.
Администрация городского округа Сызрань апелляционную жалобу отклонила по основаниям, изложенным в возражениях.
Иные лица участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу не представили.
На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 29.10.2014 до 11 час. 15 мин. 05.11.2014, после перерыва рассмотрение дела продолжено.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, возражениях на нее и исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, 02.08.2013 Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Самарской области "Сызранская городская поликлиника" обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области с заявлением о регистрации права оперативного управления на объект недвижимого имущества - нежилое помещение, расположенное по адресу: Самарская область, г. Сызрань, ул. Советская, 14.
В качестве основания для государственной регистрации учреждением представлено постановление Администрации городского округа Сызрань Самарской области от 31.10.2012 N 2936 (с внесенными изменениями постановлением от 18.12.2012 N 3524) о передачи муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения "Городская поликлиника N1" в оперативное управление нежилое помещение по адресу: Самарская область г. Сызрань ул. Советская д. 14, а так же акт приема-передачи муниципального имущества в оперативное управление от 18.12.2012 (т.1 л.д.77-86).
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области сообщением от 05.12.2013 N 01/713/2013-216 отказало в государственной регистрации права оперативного управления на вышеуказанный объект недвижимого имущества, в связи с тем, что муниципальное образование городской округ Сызрань Самарской области не является собственником указанного объекта недвижимости и ему не принадлежит право владения, пользования и распоряжения этим объектом. В Едином государственном реестре прав содержится запись о регистрации права собственности на вышеуказанное нежилое помещение за субъектом Российской Федерации - Самарской областью. Муниципальное образование городской округ Сызрань Самарской области не является собственником вышеуказанного объекта недвижимости и ему не принадлежит право владения, пользования и распоряжения указанным объектом недвижимого имущества (т.1 л.д. 8-10).
Считая отказ незаконным и нарушающим его права и законные интересы, заявитель обратился в арбитражный суд.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, удовлетворив заявленные требования, неполно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела и неправильно применил нормы материального права.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах применения части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пунктов 1, 2 статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя. К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Основаниями для государственной регистрации прав, являются, в частности, документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество (пункт 1 статьи 17 Закона о государственной регистрации).
Исходя из положений статей 9, 13 Закона о регистрации в компетенцию регистрирующего органа входит проверка действительности поданных заявителем документов, наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав, а при осуществлении государственной регистрации, проводится правовая экспертиза документов, устанавливается отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
В соответствии с абз. 6, 8 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации в государственной регистрации может быть отказано в случае, если лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества; представленный правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества.
Из материалов дела видно, что Росреестр письмом от 05.12.2013 отказал заявителю в проведении регистрационного действия на основании абз. 6, 8 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации.
Суд первой инстанции удовлетворяя заявителю заявленные требования исходил из того, что постановление Администрации городского округа Сызрань Самарской области от 18.12.2012 N 3524, подтверждающее передачу в оперативное управление муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения городского округа Сызрань "Городская поликлиника N1" спорного нежилого помещения, и приказ Министерства имущественных отношений Самарской области от 14.12.2012 N3459 "О принятии муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Городская поликлиника N1" городского округа Сызрань из собственности городского округа Сызрань в собственность Самарской области" ни кем не оспорены, не отменены, являются действующими и имеют юридическую силу.
Следовательно, на основании статьи 300 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) у Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области "Сызранская городская поликлиника" сохраняется право оперативного управления на нежилое помещение по адресу: Самарская область, г. Сызрань, ул. Советская, 14.
На основании вышеизложенного суд первой инстанции сделал вывод, что заявителем представлены в регистрирующий орган все необходимые документы, подтверждающие его право оперативного управления на нежилое помещение, расположенное по адресу: Самарская область, г. Сызрань, ул. Советская, 14.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции не учтено следующее.
Из материалов дела видно, что 02.08.2013 заявителем в качестве правоустанавливающих документов на государственную регистрацию в Росреестр представлено постановление Администрации городского округа Сызрань Самарской области от 31.10.2012 N 2936 (с внесенными изменениями постановлением от 18.12.2012 N 3524) о передачи муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения "Городская поликлиника N1" в оперативное управление нежилое помещение по адресу: Самарская область г. Сызрань ул. Советская д. 14, а так же акт приема-передачи муниципального имущества в оперативное управление от 18.12.2012.
Согласно данным Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) право собственности на объект недвижимости - нежилое помещение площадью 1474,1 кв.м., с кадастровым номером 63:08:0101021:1379, расположенный по адресу: Самарская область, г. Сызрань, ул. Советская, д. 14, с 24.07.2013 зарегистрировано за субъектом Российской Федерации - Самарская область (регистрационная запись N 08/711/2013-721) на основании Приказа Министерства имущественных отношений Самарской области от 14.12.2012 N 3459 "О принятии муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Городская поликлиника N 1" городского округа Сызрань из собственности городского округа Сызрань Самарской области в собственность Самарской области; акта приема-передачи муниципального имущества, находящегося в собственности городского округа Сызрань Самарской области, в собственность Самарской области от 29.12.2012.
Министерство имущественных отношений Самарской области в своем отзыве указывает, что на основании приказа министерства от 14.12.2012 N 3459 "О принятии муниципального бюджетного учреждения здравоохранения городского округа Сызрань "Городская поликлиника N 1" из собственности городского округа Сызрань в собственность Самарской области передано учреждение, как имущественный комплекс, и находящееся в пользовании данного учреждения имущество и используемое в целях охраны здоровья, которое с 01.01.2013 является собственностью Самарской области (т.1 л.д.112-116).
Следовательно, на момент обращения в регистрирующий орган с заявлением нежилое помещение по адресу: Самарская область г. Сызрань ул. Советская д. 14, находилось в собственности субъекта Российской Федерации - Самарской области
Согласно статьи 209 ГК РФ только собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
На основании статьи 212 ГК РФ имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Следовательно, право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением.
В силу пункта 1 статьи 8.1 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации.
В пункте 2 данной статьи предусмотрено, что права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Согласно пункту 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию.
В силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции установил, что на момент обращения заявителя в регистрирующий орган с заявлением муниципальное образование городской округ Сызрань Самарской области собственником имущества не являлось и, соответственно, не могло распоряжаться указанным объектом недвижимости.
Следовательно, на государственную регистрацию заявитель должен был представить акт собственника - Самарской области о закреплении указанного недвижимого имущества за заявителем на праве оперативного управления.
Суд первой инстанции, признавая отказ Росреестра незаконным, ссылается на пункт 2 статьи 300 ГК РФ, согласно которому при переходе права собственности на учреждение к другому лицу это учреждение сохраняет право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции не учел, что право оперативного управления на недвижимое имущество возникает с момента государственной регистрации.
Следовательно, право оперативного управления на недвижимое имущество у заявителя не возникло и не может сохраниться при переходе права собственности на учреждение к другому лицу в порядке статьи 300 ГК РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель не представил в суд доказательств о несоответствии действий Росреестра по отказу в государственной регистрации закону и иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что у суда первой инстанции не было законных оснований для удовлетворения заявленных требований, признании незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области по вынесению отказа от 05.12.2013 N 08/713/2013-216 Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Самарской области "Сызранская городская поликлиника" в государственной регистрации права оперативного управления на нежилое помещение по адресу: Самарская область, г. Сызрань, ул. Советская, д.14.
Таким образом, решение суда первой инстанции следует отменить, в удовлетворении заявления Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Самарской области "Сызранская городская поликлиника" отказать.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 13 августа 2014 года по делу N А55-4235/2014 отменить.
Принять новый судебный акт.
В удовлетворении заявления Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области "Сызранская городская поликлиника" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Е. Кувшинов |
Судьи |
В.Н. Апаркин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-4235/2014
Истец: Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Самарской области "Сызранская городская поликлиника"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СЫЗРАНИ, Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Сызрани, Министерство имущественных отношений Самарской области