г. Пермь |
|
11 ноября 2014 г. |
Дело N А60-21559/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 ноября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 ноября 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Щеклеиной Л. Ю.,
судей Осиповой С.П., Муравьевой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мурашовой Т.В.,
при участии:
от заявителя - ООО "Санитарно-гигиеническая компания" (ОГРН 1096670001207, ИНН 6670242454): Малоземов М.В., паспорт, решение от 19.01.2012,
от заинтересованного лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области (ОГРН 1056603541565, ИНН 6670083677): Абсатарова Е.Р., паспорт, доверенность от 10.01.2014,
от третьих лиц - ООО "ЕКАТЕРИНБУРГ - 2000", ООО "ТЕХНОЛОГИЯ СИСТЕМ БЕЗОПАСНОСТИ": не явились;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя - ООО "Санитарно-гигиеническая компания"
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 08 августа 2014 года
по делу N А60-21559/2014,
принятое судьей Ворониным С.П.,
по заявлению ООО "Санитарно-гигиеническая компания"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области
третьи лица: ООО "ЕКАТЕРИНБУРГ - 2000", ООО "ТЕХНОЛОГИЯ СИСТЕМ БЕЗОПАСНОСТИ"
о признании незаконными действий,
установил:
ООО "Санитарно-гигиеническая компания" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконными действий Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области (далее - заинтересованное лицо), выразившиеся в отказе принимать экспертное заключение ООО "СанГиК" в целях выдачи санитарно-эпидемиологического заключения, совершенные 15.04.2014 путем направления уведомления об отказе в предоставлении государственной услуги по выдаче санитарно-эпидемиологического заключения от 15.04.2014 N 01-01-16-09/6976.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 08 августа 2014 года (резолютивная часть решения объявлена 06 августа 2014 года) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы указывает на то, что в случае если эксперт или экспертная организация аккредитована в порядке, установленном Правительством РФ, такие экспертные организации могут оказывать заинтересованным лицам необходимые и обязательные услуги для предоставления Роспотребнадзором и его территориальными органами государственной услуги по выдаче санитарно-эпидемиологических заключений; ссылается на то, что проводить санитарно - эпидемиологические экспертизы, а также исследования, испытания, токсикологические, гигиенические и иные виды оценок, необходимые для получения санитарно-эпидемиологического заключения вправе любая организация, аккредитованная в установленном порядке, ограничений такого рода услуг федеральным законодательством не предусмотрено; указывает на то, что Административный регламент, утвержденный Приказом Роспотребнадзора от 18.07.2012 N 775, определяет только порядок процедур и действий, проводимых органами Роспотребнадзора для оказания государственной услуги по выдаче санитарно-эпидемиологического заключения, не определяет порядок проведения экспертиз.
Судом апелляционной инстанции к материалам дела также приобщены объяснения в порядке ст. 81 АПК РФ с приложенными документами.
Представитель заявителя в суде первой инстанции поддержал требования и доводы апелляционной жалобы.
Заинтересованное лицо по мотивам, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта, отсутствие оснований для его отмены.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании поддержал позицию письменного отзыва.
Третье лицо - ООО "ТЕХНОЛОГИЯ СИСТЕМ БЕЗОПАСНОСТИ" в письменном отзыве на апелляционную жалобу соглашается с доводами апелляционной жалобы, просит ее удовлетворить, решение суда отменить.
Третьи лица - ООО "ЕКАТЕРИНБУРГ - 2000", ООО "ТЕХНОЛОГИЯ СИСТЕМ БЕЗОПАСНОСТИ" о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в судебное заседание не направили, что в силу ч.2 ст.200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, ООО "СанГиК" по договору от 01.04.2014 N 122/14-П с Обществом с ограниченной ответственностью "ТЕХНОЛОГИЯ СИСТЕМ БЕЗОПАСНОСТИ" провело санитарно-эпидемиологическую экспертизу проекта "Расчет СЗЗ и ЗОЗ базовой станции сети подвижной радиотелефонной связи стандарта DCS-1800 N 112КУ "Новый завод", разработанного данной организацией для Общества с ограниченной ответственностью "ЕКАТЕРИНБУРГ-2000".
Указанное общество является владельцем базовой станции сотовой радиотелефонной связи - передающего радиотехнического объекта (ПРТО) и обязано обеспечить соблюдение санитарно-эпидемиологических требований в отношении своего ПРТО в соответствии с положениями Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03 "Гигиенические требования к размещению и эксплуатации передающих радиотехнических объектов".
По результатам экспертизы заявителем было выдано экспертное заключение, с которым ООО "ЕКАТЕРИНБУРГ-2000" обратилось в Управление Роспотребнадзора по Свердловской области за получением санитарно-эпидемиологического заключения.
Управление уведомлением от 15.04.2014 N 01-01-16-09/6976 отказало в предоставлении данной государственной услуги, сославшись на то, что ООО "СанГиК" не указано в приложении N 2 к Административному регламенту Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения по предоставлению государственной услуги по выдаче на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, санитарно-эпидемиологических заключений, т.е. участвовать в оказании государственной услуги могут лишь указанные организации, кроме того, обществом в соответствии с аккредитацией имеет право осуществлять деятельность исключительно в сфере государственного контроля (надзора) при проведении проверок и не может проводить санитарно-эпидемиологические экспертизы в целях выдачи санитарно-эпидемилогического заключения.
С заявлением об оспаривании действий, выразившихся в отказе принимать экспертное заключение путем направления уведомления об отказе в предоставлении государственной услуги по выдаче санитарно-эпидемиологического заключения N 01-01-16-09/6976 от 15.04.2014, заявитель обратился в арбитражный суд.
При рассмотрении дела суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемых действий недействительными.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, исследовав имеющиеся в деле доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции отмене либо изменению не подлежит.
В силу положений ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200 АПК РФ для признания незаконными решения и действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствие обжалуемого решения и действия (бездействия) закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 42 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения) в редакции Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ, действующей до 01.07.2014, санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания и иные виды оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований могут проводиться должностными лицами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также экспертами и экспертными организациями, аккредитованными в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в целях:
1) установления и предотвращения вредного воздействия факторов среды обитания на человека;
2) установления причин и условий возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и оценки последствий возникновения и распространения таких заболеваний (отравлений);
3) установления соответствия (несоответствия) требованиям настоящего Федерального закона документов, зданий, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств и других объектов, используемых юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями для осуществления своей деятельности, и результатов указанной деятельности.
Выдача санитарно-эпидемиологических заключений является государственной услугой, оказываемой Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на основании Административного регламента по предоставлению государственной услуги по выдаче на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, санитарно-эпидемиологических заключений, утвержденного Приказом Роспотребнадзора от 18.07.2012 N 775 (далее - Административный регламент).
В силу п. 1 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных и муниципальных услуг, утверждается Постановлением Правительства Российской Федерации, в том числе, в отношении услуг, оказываемых в целях предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 352 "Об утверждении перечня услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг, и определении размера платы за их оказание" утвержден Перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг, к которым относится, в том числе, санитарно-эпидемиологическая экспертиза (п. 2 Перечня).
На основании п.25 Административного регламента санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания и иные виды оценок относятся к услугам, необходимым и обязательным для предоставления государственной услуги.
Пунктом 13 Административного регламента установлено, что в предоставлении государственной услуги в качестве организаций, осуществляющих санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания и иные виды оценки участвуют организации Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ФБУЗ, ФБУН, ФГУП, ФКУЗ), сведения о местонахождении которых приводится в приложении N 2 к Административному регламенту.
Приказом Роспотребнадзора от 01.08.2005 N 656 на Управление государственной регистрации и лицензирования в сфере обеспечения благополучия человека Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия возложена организация работ по аккредитации организаций, осуществляющих проведение санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок, проводимой Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. На федеральное государственное учреждение здравоохранения "Федеральный центр гигиены и эпидемиологии" Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека возложено проведение экспертных работ по аккредитации организаций, осуществляющих проведение санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок.
Вместе с тем, статьей 42 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в редакции, действующей до 01.07.2014, было установлено, что санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания и иные виды оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований могут проводиться помимо лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, также экспертами и экспертными организациями, аккредитованными в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Однако в рассматриваемый период порядок аккредитации экспертов и экспертных организаций в целях проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных виды оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований установлен не был, что привело к тому, что такие услуги оказываются до настоящего времени лишь организациями, входящими в систему Роспотребнадзора и аккредитованные последним.
ООО "СанГиК" имеет аккредитацию в сфере государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, что подтверждается свидетельством от 25.09.2013 N РОСС RU.0001.410149, выданным Федеральной службой по аккредитации, определяющим виды деятельности, при проверке которых данная организация может быть привлечена в качестве экспертной организации, а именно:
- обеспечение защиты прав потребителей и потребительского рынка;
- рассмотрение документов юридического лица, индивидуального предпринимателя;
- обследование используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов;
- проведение экспертиз и расследований, направленных на установление причинно-следственной связи выявленного нарушения обязательных требований с фактами причинения вреда.
Общество ссылается на то, что данная аккредитация дает ему право в качестве экспертной организации проводить санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания и иных виды оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований в целях последующего предоставления государственной услуги по выдаче на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, санитарно-эпидемиологических заключений.
Однако из свидетельства об аккредитации общества следует, что она осуществлена в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2009 N 689 "Об утверждении Правил аккредитации граждан и организаций, привлекаемых органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю" (далее - Правила).
Пунктом 2 данных Правил установлено, что такая аккредитация осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, уполномоченными на проведение соответственно государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее - органы по аккредитации), с целью признания компетентности граждан и организаций в соответствующей сфере науки, техники и хозяйственной деятельности для участия в проведении мероприятий по контролю. Аккредитация осуществляется на заявленные виды деятельности.
Данные правила аккредитации утверждены Правительством Российской Федерации в соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ), в соответствии с которым органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля при организации и осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля привлекают экспертов, экспертные организации к проведению мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами, и анализа соблюдения указанных требований, по проведению мониторинга эффективности государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, учета результатов проводимых проверок и необходимой отчетности о них.
Для целей данного Закона экспертами и экспертными организациями признавались граждане, имеющие специальные знания, опыт в соответствующей сфере науки, техники, хозяйственной деятельности, и организации, аккредитованные в установленном Правительством Российской Федерации порядке в соответствующей сфере науки, техники, хозяйственной деятельности, которые привлекаются органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю.
Таким образом, аккредитация общества не предусматривает осуществление деятельности в качестве экспертной организации по проведению санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценки соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований в целях последующего предоставления государственной услуги по выдаче на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, санитарно-эпидемиологических заключений.
В соответствии со ст.4 Федерального закона от 28.12.2013 N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" аккредитация в национальной системе аккредитации - это подтверждение национальным органом по аккредитации соответствия юридического лица или индивидуального предпринимателя критериям аккредитации, являющееся официальным свидетельством компетентности юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществлять деятельность в определенной области аккредитации.
В соответствии с п. 9 ст. 4 данного Закона областью аккредитации признается сфера деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя, на осуществление которой подано заявление и (или) которая определена при их аккредитации либо расширена или сокращена в рамках соответствующих процедур.
Таким образом, в настоящее время создается национальная система по аккредитации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы по оценке соответствия (за исключением работ, выполняемых органами государственной власти по оценке соответствия, работ, выполняемых органами по сертификации и испытательными лабораториями (центрами) по подтверждению соответствия морских судов и речных судов (за исключением маломерных судов), авиационной техники, объектов гражданской авиации), а также юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, привлекаемых органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля, к проведению мероприятий по контролю (ст. 1 Закона об аккредитации).
Отсутствие установленного порядка аккредитации лиц для выполнения работ по оценке соответствия являлось объективным препятствием для осуществления такой деятельности, и, как следствие, невозможности принятия результатов услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг.
Таким образом, доводы управления, изложенные в отказе Управления от 15.04.2014 N 01-01-16-09/6976 в предоставлении государственной услуги, правомерно признаны судом первой инстанции обоснованными, как соответствующие требованиям законодательства.
Помимо этого, управлением отказано в предоставлении государственной услуги иному лицу - ООО "ЕКАТЕРИНБУРГ-2000", в связи с чем такой отказ не нарушает права и законные интересы заявителя.
В силу изложенного основания для удовлетворения требований ООО "СанГиК" отсутствуют.
Доводы, приведенные обществом в апелляционной жалобе, судом апелляционной инстанции отклоняются в полном объеме, поскольку основаны на неверном толковании норм права, не опровергают выводов суда первой инстанции, а по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств. Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не усматривает.
Таким образом, решение суда первой инстанции отмене, апелляционная жалоба удовлетворению - не подлежат.
Поскольку в соответствии со ст.333.21 Налогового кодекса РФ при подаче апелляционной жалобы уплате подлежит госпошлина в размере 1000 руб., обществу подлежит возврату излишне уплаченная госпошлина в размере 1000 руб.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 08 августа 2014 года по делу N А60-21559/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Санитарно-гигиеническая компания" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Санитарно-гигиеническая компания" из федерального бюджета госпошлину по апелляционной жалобе, излишне уплаченную по платежному поручению N 763 от 05.09.2014, в размере 1000 (одна тысяча) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Л.Ю.Щеклеина |
Судьи |
С.П.Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-21559/2014
Истец: ООО "Санитарно-гигиеническая компания"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области
Третье лицо: ООО "ЕКАТЕРИНБУРГ-2000", ООО "Технология систем безопасности"