город Ростов-на-Дону |
|
12 ноября 2014 г. |
дело N А32-17144/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 ноября 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.
судей Гуденица Т.Г., Сурмаляна Г.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Яицкой С.И.
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Вектор-Сочи": Гварамия Миланы Беслановны по доверенности от 18.08.2014,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Администрации города Сочи
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.03.2014 по делу N А32-17144/2013
принятое в составе судьи Данько М.М.
по заявлению Администрации города Сочи
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае
при участии третьих лиц: общества с ограниченной ответственностью "Вектор-Сочи", общества с ограниченной ответственностью "Югсельхоз", открытого акционерного общества "Адлерский чай", Часовниковой Ириды Варисовны, Латыпова Альберта Рифовича, Баринова Андрея Павловича, Савастеева Владимира Георгиевича, Налбандян Дианы Акоповны, Мозговенко Аркадия Леонидовича
о признании незаконным бездействия
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Сочи (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - ТУ ФАУГИ в Краснодарском крае, управление) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения о передаче из федеральной в муниципальную собственность земельных участков с кадастровыми номерами: 23:49:0402007:0014 площадью 281 кв.м., расположенныйный по адресу: г.Сочи, Адлерский район, ул. Чкалова, 10 (предназначен для индивидуального жилищного строительства (далее - ИЖС)); 23:49:0402006:0226 площадью 552 кв. м., расположенный по адресу: г. Сочи, Адлерский район, ул. Чкалова, в районе д. N 28 "а" (предназначен для ИЖС); 23:49:0402006:0211 площадью 600 кв. м., расположенный по адресу: г. Сочи, Адлерский район, ул. Чкалова, в районе дома N 38 (предназначен для ИЖС); 23:49:0402056:0003 площадью 707 кв. м., расположенный по адресу: г. Сочи, Адлерский район, по схеме застройки в районе АЗС-51, земельный участок N 44 (предназначен для ИЖС); 23:49:0407003:250, площадью 6878 кв.м., расположенный по адресу: г.Сочи, Адлерский район, земельный участок N 5 (предназначен для сельскохозяйственного использования); 23:49:0407004:1908 площадью 3116 кв.м., расположенный по адресу: г.Сочи, Адлерский район, земельный участок N 50/3 (предназначен для сельскохозяйственного использования); 23:49:0407004:1909 площадью 4055 кв. м., расположенный по адресу: г. Сочи, Адлерский район, земельный участок N 50/4 (предназначен для сельскохозяйственного использования); 23:49:0404005:314 площадью 45580 кв. м., расположенный по адресу: г. Сочи, Адлерский район, земельный участок N 23 (предназначен для сельскохозяйственного использования); 23:49:0404008:2641 площадью 3132 кв.м., расположенный по адресу: г.Сочи, Адлерский район, земельный участок N 60/5 (предназначен для сельскохозяйственного использования); 23:49:0401006:276 площадью 1051 кв.м., расположенный по адресу: г.Сочи, Адлерский район, с. Каштаны (предназначен для ведения личного подсобного хозяйства).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: общество с ограниченной ответственностью "Вектор-Сочи", общество с ограниченной ответственностью "Югсельхоз", открытое акционерное общество "Адлерский чай", Часовникова Ирида Варисовна, Латыпов Альберт Рифович, Баринов Андрей Павлович, Савастеев Владимир Георгиевич, Налбандян Диана Акоповна, Мозговенко Аркадий Леонидович.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 19.03.2014 требования администрации удовлетворены частично. Суд признал незаконным бездействие управления по передаче в муниципальную собственность земельных участков с кадастровыми номерами: 23:49:0402056:0003, 23:49:0402006:0226, 23:49:04020 06:0211, 23:49:0402007:0014. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что на земельные участки с кадастровыми номерами: 23:49:0402056:0003, 23:49:0402006:0226, 23:49:0402006:0211, 23:49:0402007:0014 право собственности Российской Федерации зарегистрировано до вступления в законную силу Федерального закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон от 03.12.2008 N 244-ФЗ). Указанные земельные участки предназначены для индивидуального жилищного строительства. Доказательства того, что право собственности на данные участки за Российской Федерацией зарегистрировано по иным основаниям, суду не представлены. Право собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами: 23:49:0407003:250, 23:49:0407004:1908, 23:49:0407004:1909, 23:49:040400 5:314 и 23:49:0404008:2641 зарегистрировано после вступления в законную силу Закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ, следовательно, данные участки не подпадают под действие Закона и не могут быть переданы в муниципальную собственность по указанным в нем основаниям.
Не согласившись с данным судебным актом, администрация г. Сочи обжаловала его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просила решение суда от 19.03.2014 отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований. В обоснование апелляционной жалобы администрация указывает, что земельные участки подлежат передаче в муниципальную собственность на основании Закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае также обратилось в суд с апелляционной жалобой на решение от 19.03.2014 и просило отменить решение в части удовлетворения заявленных администрацией требований, ссылаясь на то обстоятельство, что в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 23:49:0402056:0003, 23:49:0402006:0226, 23:49:0402006:0211, 23:49:0402007:0014 администрацией заключены договоры аренды с превышением полномочий. Передача земельных участков в собственность муниципального образования приведет к легализации ничтожных договоров аренды. В отношении земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402007:0014 данные, указанные в выписке из ЕГРП не соответствуют сведениям, указанным в кадастровом паспорте.
Определением суда апелляционной инстанции от 29.05.2014 производство по делу приостановлено до принятия Арбитражным судом Краснодарского края дополнительного решения по настоящему делу.
Дополнительным решением от 30.09.2014 признано незаконным бездействие ТУ ФАУГИ в Краснодарском крае, выразившееся в непринятии решения о передаче земельного участка с кадастровым номером 23:49:0401006:276 из федеральной в муниципальную собственность. Суд обязал управление принять решение о передаче указанного земельного участка из федеральной в собственность муниципального образования город Сочи. Судебный акт мотивирован тем, что право собственности Российской Федерации на указанный земельный участок зарегистрировано до вступления в законную силу Закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ. Земельный участок расположен во второй зоне округа санитарной охраны курорта, предназначен для жилищного строительства, в связи с чем подлежит передаче в муниципальную собственность.
Определением суда апелляционной инстанции от 17.10.2014 производство по делу возобновлено.
В судебном заседании представитель ООО "Вектор-Сочи" просил решение суда оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя третьего лица, арбитражный суд апелляционной инстанции считает апелляционные жалобы не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 1 Федеральным законом от 03.12.2008 N 244-ФЗ "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации либо собственность поселений, муниципальных районов или городских округов передаются земельные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения, право федеральной собственности на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до дня вступления в силу данного Закона, по основаниям, предусмотренным частями 2 - 4 рассматриваемой статьи.
Согласно части 4 статьи 1 Закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ из федеральной собственности в собственность муниципальных районов или городских округов наряду с земельными участками, которые указаны в части 3 данной статьи, передаются иные земельные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения и право федеральной собственности на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, за исключением земельных участков, которые подлежат передаче в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность поселений по основаниям, предусмотренным частями 2 и 3 названной статьи, и земельных участков, право федеральной собственности на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до дня вступления в силу настоящего Федерального закона по следующим основаниям: на них расположены здания, строения, сооружения, находящиеся в федеральной собственности; они предоставлены федеральным органам государственной власти, их территориальным органам либо созданным ими казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям; они находятся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды или праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук и созданных такими академиями наук организаций; они предусматриваются федеральными законами.
В силу части 6 статьи 1 Закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества, обязан принять решение о передаче из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или в муниципальную собственность земельных участков, указанных в частях 1 - 4 данной статьи, в двухмесячный срок с даты поступления соответствующего предложения органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Таким образом, названным Законом предусмотрен заявительный порядок обращения за предоставлением земельного участка в собственность субъекта или муниципального образования.
Из материалов дела усматривается, что письма администрации г. Сочи с приложением перечня земельных участков, подлежащих передаче в муниципальную собственность (в том числе, земельных участков с кадастровыми номерами: 23:49:0402056:0003, 23:49:0402006:0226, 23:49:0402006:0211, 23:49:0402007:0014
23:49:0407003:250, 23:49:0407004:1908, 23:49:0407004:1909, 23:49:0404005:314 23:49:0404008:2641) направлены в уполномоченный орган и получены адресатом, что подтверждается имеющимися в материалах дела почтовыми уведомлениями. Факт получения управлением заявление о передаче в муниципальную собственность земельного участка с кадастровым номером 23:49:0401006:276 (заявление от 09.01.2013 N 089/02-05-15) подтверждается письмом Росимущества от 08.04.2013 N 12-07/4110 (т. 1 л.д. 15, 17, 97-99).
Частями 1-6 статьи 1 Закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ установлен порядок передачи из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации либо собственность поселений, муниципальных районов или городских округов земельных участков, которые находятся в границах курортов федерального значения, право федеральной собственности на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Частями 10, 11 статьи 1 Закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ к собственности муниципальных районов или городских округов отнесены земельные участки, которые находятся в границах курортов федерального значения, право федеральной собственности на которые не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и которые названным законом не отнесены к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации либо собственности поселений.
Законом от 03.12.2008 N 244-ФЗ не предусмотрена возможность и не установлен порядок передачи в муниципальную собственность земельных участков, право федеральной собственности на которые зарегистрировано после вступления в силу настоящего Федерального закона.
Из материалов дела усматривается, что право собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0402056:0003, 23:49:0402006:0226, 23:49:0402006:0211, 23:49:0402007:0014, 23:49:0401006:276 зарегистрировано 08.08.2006, 19.06.2006, 13.06.2006, 20.11.2003, 09.06.2006 соответственно, то есть до вступления в законную силу Закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ (т. 1 л.д. 23-28, 36).
Часть 8 статьи 1 Закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ относит к федеральной собственности земельные участки, указанные в части 7 статьи, которые:
1) заняты зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в федеральной собственности;
2) предоставлены федеральным органам государственной власти, их территориальным органам либо созданным ими казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям;
3) находятся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды или праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук и созданных такими академиями наук организаций;
4) предусматриваются федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и земли.
ТУ ФАУГИ в Краснодарском крае не представило доказательств нахождения на земельных участках с кадастровыми номерами 23:49:0402056:0003, 23:49:0402006:0226, 23:49:0402006:0211, 23:49:0402007:0014, 23:49:0401006:276 объектов недвижимого имущества, относящегося к федеральной собственности, и включенного в реестр федерального имущества. На наличие других обстоятельств, препятствующих передаче в муниципальную собственность г. Сочи названных земельных участков, управлением не указано.
Кроме того, земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:04020 56:0003, 23:49:0402006:0226, 23:49:0402006:0211, 23:49:0402007:0014 в соответствии с кадастровыми паспортами предназначены для индивидуального жилищного строительства. Назначение земельного участка с кадастровым номером 23:49:0401 006:276 - для ведения личного подсобного хозяйства. Указанные земельные участки согласно выписок из ЕГРП переданы в аренду физическим лицам (т. 1 л.д. 23-28, 36-37, 39-55, 73).
Довод управления в апелляционной жалобе о том, что передача земельных участков в собственность муниципального образования приведет к легализации ничтожных договоров аренды, не принимается апелляционным судом, поскольку при наличии оснований, предусмотренных Законом от 03.12.2008 N 244-ФЗ, земельные участки подлежат передаче в муниципальную собственность. Наличие в отношении данных земельных участков обременения в виде аренды не является препятствием для передачи участков в муниципальную собственность.
Управление в апелляционной жалобе указывает, что в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402007:0014 данные, указанные в выписке из ЕГРП не соответствуют сведениям, указанным в кадастровом паспорте. Между тем, в чем выражается указанное несоответствие, препятствующее передаче в муниципальную собственность данного земельного участка на основании Закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ управление не указывает.
В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В нарушение указанной нормы управлением не представлено доказательств соответствия оспариваемого бездействия по передаче земельных участков с кадастровыми номерами 23:49:0402056:0003, 23:49:0402006:0226, 23:49:0402006:0211, 23:49:0402007:0014, 23:49:0401006:276 в муниципальную собственность г. Сочи действующему законодательству. Следовательно, требования администрации в указанной части суд первой инстанции обосновано посчитал подлежащими удовлетворению.
Материалами дела подтверждается, что право собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0407003:250, 23:49:0407004:1908, 23:49:0407004:1909, 23:49:0404005:314 и 23:49:0404008:2641 зарегистрировано за Российской Федерацией 12.04.2009, 10.04.2009, 10.04.2009, 11.04.2009 и 11.04.2009 соответственно, то есть после вступления в законную силу Закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ (17.12.2008) (т. 1 л.д. 29-35).
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что испрашиваемые администрацией г. Сочи земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0407003:250, 23:49:0407004:1908, 23:49:0407004:1909, 23:49:0404005:314 и 23:49:0404008:2641 относятся к федеральной собственности в силу пункта 2 части 8 статьи 1 Закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ и пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и не подлежат передаче в собственность муниципального образования.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.03.2014 по делу N А32-17144/2013 с учетом дополнительного решения от 30.09.2014 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-17144/2013
Истец: Администрация города Сочи
Ответчик: Территореальное управлние по управлению Федеральным имуществом, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае
Третье лицо: Баринов А П, Баринов Андрей Павлович, Латыпова А Р, Латыпова Альберт Рифович, Мозговенко А Л, Мозговенко Аркадий Леонидович, Налбандян Д А, Налбандян Диана Акоповна, ОАО "Адлерский чай", ООО "Вектор-Сочи", ООО "Югсельхоз", САВАСТЕЕВ В. Г., Савастеев Владимир Георгич, Савстеев В Г, ТУ ФАУГИ по КК, Часовникова И В, Часовникова Ирида Варисовна